"Прыжок" - 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Тибейкина Наталья Александровна

технологическая карта и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта 131.5 КБ
Office presentation icon презентация585.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока      Литературное чтение             (3 класс)

 Тема:       Рассказ Л. Н. Толстого   «Прыжок».

Цель:      Познакомить с произведением  Л.Н.Толстого «Прыжок»

Задачи:

- учить понимать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте, анализировать и оценивать прочитанное,  понимать особенности художественного рассказа;

- развивать устную речь учащихся, учить умению высказывать свои мысли;

- совершенствовать технику чтения;

- воспитывать умение работать в группе.

Формировать УУД:

Личностные: формировать мотивацию учебной деятельности, следовать  моральным нормам и этическим требованиям, сопереживать чувствам других людей, оценивать поступки героев произведения и свои собственные.

Регулятивные: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: принимать участие в обсуждении прочитанного, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

        

Планируемые результаты:        

Предметные: читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения.

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог, умение самостоятельно формулировать учебную задачу, использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях.

Тип урока: урок изучения нового материала. 

Оборудование: Учебник «Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Портрет писателя, его книги. Компьютер, проектор (презентация к уроку).

Структура и ход урока

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя, содержание материала

Деятельность  учащихся

ФОУД

Организационный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

    Эмоциональный настрой (если можете так сказать про   ребят нашего класса, хлопните в ладоши)

Мы - дружные!

Мы -  внимательные!

Мы - весёлые!

Мы - старательные!

Мы отлично учимся,

Всё у нас получится!

А сейчас встретьтесь глазами с  тем человеком, кого  вы хотите приободрить в начале урока и улыбнитесь ему. Мысленно пожелайте удачи.

Прочитайте с доски  слова: мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.

На какую тему все эти слова?

Как вы думаете, почему я подобрала слова, связанные с кораблём?

   На партах кораблики – на парусах начертите  шкалу успешности. Отметим на ней уровни:    

   С – старание,  ВЧ – выраз. чтение, З – знания.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Хлопают в ладоши, соглашаясь с утверждением.

Улыбаются друг другу, улучшая настроение.

Дети читают: мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.

Корабль.

Изучаемые произведения связаны с морем,  действие происходит на корабле.

Отмечают планируемые уровни.

Ф

И

Самоопределение к деятельности

Определение  темы и  постановка цели урока

Посмотрите на экран. Известен ли вам человек, изображённый на портрете?

Прием «Корзина идей».

 Скажите, а какое отношение имеют следующие данные к писателю.

    5 , Николенька,  82, зелёная палочка,  Азбука, Ясная поляна.

А это более привычный образ, здесь вы его узнаёте?

Как вы думаете, почему мы обратились к его портрету?

Ниже кораблика зашифровано слово, возьмите ручки, зачеркните ненужные знаки и определите название произведения, которое будем изучать.

Поставим задачи на урок:

Продолжим знакомство с творчеством…

Продолжим работу над развитием  читательских…

Познакомимся с содержанием нового произведения….

Будем обсуждать поступки …..

Выскажем своё мнение о том, чему  учит рассказ Л.Н. Толстого.

Лев Толстой в молодом возрасте.

5-В семье Толстого было 5 детей.

Николенька – старший брат.

Зелёная палочка – палочка,  с помощью которой можно сделать всех людей счастливыми.

Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в  школе.

Ясная поляна-место жительства Л.Толстого

Лев Толстой в зрелом возрасте.

Будем изучать его произведения.

Прыжок (русскими буквами)

Сегодня мы познакомимся с новым произведением Л.Н.Толстого «Прыжок».

Ф

П

Проверка домашнего задания

Какое произведение Л.Н.Толстого мы уже изучили?

Каким было домашнее задание?

Прежде, чем начнём читать, предлагаю речевую разминку. Переверните кораблик, прочитайте текст.

Читаем  мысленно, шёпотом, вполголоса,  соседу по парте, 1 человек вслух.

 Чтение произведения «Акула»  по цепочке.

 Чтение шёпотом, учителю – вполголоса.

 Выборочное чтение. (подобрать точное слово из текста)

Визг этот как будто_____________ артиллериста. Он ____________ с места и __________ к пушкам. Он повернул хобот, ________к пушке, _______ и ______ фитиль.

        ________ выстрел, и мы увидели, что артиллерист________ подле пушки и ________ лицо руками.

Как можно назвать рассказ по – другому?

Какой вывод сделали после прочтения рассказа?

Л.Н.Толстой «Акула»

 

Дома нужно было выразительно читать рассказ и придумать новое название.

Это скороговорка.

   

Вёз корабль карамель, 
наскочил корабль на мель, 
И матросы три недели 
карамель на мели ели.

     

«Точное слово»

(разбудил, сорвался, побежал, прилёг, взял, раздался, упал, закрыл)

Ответы детей.

Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими, думать перед тем, как что-то сделать.

Ф

Физ. минутка

Про обезьянку - видео

Показывают и выполняют движения

Актуализация знаний

- с 156

Прочитайте название рассказа.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении?

Что означает слово «прыжок»?

Какими бывают прыжки?

 А как вы считаете, легко ли совершить прыжок?

 

Наша задача – прочитать рассказ,

выяснить главную мысль,

обсудить поступки героев,

понять, чему мы можем научиться на примере поступков действующих лиц.

Прежде, чем прочитать текст, уточним значение незнакомых слов.  (словарная работа)

Где можно найти объяснение значения непонятных слов?

(работа со словарными статьями)

Какие из  этих слов можете объяснить самостоятельно?

-быль

-мачта

- палуба

-аршин

- каюта

- задор

-перекладина

«Прыжок»

Предположения детей.

        

Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место.

Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.

Не всегда, ведь прыжки бывают разные.

Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре.

Читают, объясняют значение слов.

Быль - слово обозначает те события, которые были на самом деле.

Мачта - стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле.

Аршин - старинная мера длины, равная 71см.

Каюта-комната на корабле

Задор - горячность, азарт.

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода

Ф

П

Работа по теме урока, освоение   нового   материала

Получение новых знаний детьми.

Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.

Посмотрите на корабль. 

Это корабль – парусник.

Палуба на этом корабле была из твёрдых, как камень пород дерева. Мачты - высокие столбы  на судне возвышались над палубой на 15 – 25 метров, т.е. были высотой с 5-этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых крепятся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лесенок.

Скорость парусного корабля была маленькой, поэтому плавание продолжалось долго.

И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывали и неприятные  происшествия.

Об одном из них, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой. 

-Итак, каков жанр произведения?

Я предлагаю сегодня не пользоваться аудиозаписью, когда нам читают актёры, а прочитать самим. Причём, по ходу чтения организовать беседу.

1 абзац  ---читает учитель

  -  куда и откуда плыл корабль?

- кто, кроме людей плыл на корабле?

-Как вела себя обезьяна?

  2 и 3  абзац (читают дети)

-Что произошло?

-Как отреагировал мальчик на выходку обезьяны и смех людей?

-Как вы думаете, для чего автор указал, что  мальчик - сын капитана?

 - Что заставило  мальчика взобраться на первую перекладину мачты?

Интересно, что будет дальше?

А давайте попробуем сами предугадать.  

Приём «Дерево предсказаний»

  Подумайте и дайте ответы на вопросы.

 

1.Что будет дальше?

2.Чем закончится рассказ?

рассказ

Чтение рассказа учителем до слов «Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику…»- Далее – чтение «по цепочке».

Домой из кругосветного путешествия

Обезьянка.

Корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей.

Обезьяна полезла на мачту

Он растерялся, обиделся на смех матросов

Его отец  был главным на корабле и мальчик гордился этим.

Смех матросов.

Да

Работа в группах

Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «Дереву предсказаний».

Озвучивают свои мысли.

Ф

Г

Ознакомление, осмысление

Чтение далее по тексту (коллективно) до конца рассказа.

Опишите самый опасный момент.


Кто виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

В чём состояла опасность для мальчика?

Какие слова из текста говорят, что отношение окружающих изменилось к происходящему, как только стало опасно? Что все поняли?

Зачем капитан вышел из каюты?


Какие слова передают  мгновенное изменение в  намерениях капитана и мгновенно принятое решение?
 

О какой черте характера говорит поступок капитана?

Почему капитан заплакал? 

Расскажите, когда вы очень переживали за мальчика?

 

Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?


Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?

Да. Прыжок  спас мальчику жизнь,  прыжок – это поступок, который совершил мальчик.

Обсуждение по ходу чтения.

Люди, которые смеялись.

Надо было выпустить из рук верёвку и мачту на огромной высоте, чтобы достать шляпу.

Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")

Все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.

Стрелять чаек.

Увидел сына, прицелился и закричал.

О решительности, находчивости. 

Пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.) 

Разбился о палубу.

Мальчик прыгнул в воду, тем самым спас себе жизнь

Ф

Первичное закрепление нового материала.

Закрепление изученного сразу после изучения нового материала, определение вопросов, которые не усвоены детьми.

Повышенный уровень

  Итак, подведём предварительные итоги.

Вернёмся к (дереву предсказаний).

Какие из ваших предсказаний сбылись? 

Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?

Каким предстает мальчик в этом рассказе?

Выберите для его характеристики те слова, которые считаете главными.

Карточка№2

смелость

желание испытать себя

мальчишеский задор

упрямство

желание покрасоваться

глупость

желание доказать, что он сын капитана.

стремление отстоять свое достоинство

мальчишеский задор

желание доказать, что он сын капитана.

Дети отвечают.

Нет, она не главный герой, она только причина поступка мальчика.

Мальчик

Выбирают и подчёркивают слова

(карточки сдают на проверку)

Ф

И

Рефлексия

Развитие навыков самоконтроля.

  Чему учит этот рассказ Л.Н.Толстого?

Какая пословица  подошла бы к этому произведению?

Гордится отец, что сын — храбрец.

Будь храбр по уму и сердцу.

Глаза боятся, руки делают.    

 -Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Не делать  необдуманных поступков.

Ф

Подведе-ние итогов.

Соотнесение         поставленных   задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

 Выполнили мы задач, поставленные  на урок:

Продолжим знакомство с творчеством…

Продолжим работу над развитием  читательских…

Познакомимся с содержанием нового произведения….

Будем обсуждать поступки …..

Выскажем своё мнение о том, чему  учит рассказ Л.Н. Толстого.

 Какая задача останется на следующие уроки.

Чему  учит это произведение?

Значит, главная мысль этого произведения:

-в сложных ситуациях нужно действовать решительно и находчиво, учиться  управлять собой!

Отметьте на паруснике уровень своей работы.

 Говорят о полученных знаниях,  высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.

Отвечают.

Л. Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.

Задумываться над своими поступками, не теряться в трудных ситуациях, вовремя справляться со своими чувствами. Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–то жизнь.

На паруснике отмечают уровень своей работы

Ф

Домашнее задание

Всему классу:

    - Выразительное чтение рассказа

По выбору учащихся:

  -  придумать продолжение рассказа

  -  приготовить пересказ

  -  нарисовать иллюстрации

  -  составить план и по нему пересказать  

  -  сочинить стихотворение по произведению

На карточках записано.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок» (3 класс) Автор: Тибейкина Н.А. – учитель начальных классов С.Могочино

Слайд 2

Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - весёлые! Мы - старательные! Мы отлично учимся, Всё у нас получится!

Слайд 3

Мачта Капитан Палуба Каюта Матросы Море

Слайд 5

«Чтоб поверить в добро, надо начать делать его.»

Слайд 6

Сегодня на уроке Продолжим знакомство с творчеством… Продолжим работу над развитием читательских… Познакомимся с содержанием нового произведения…. Будем обсуждать поступки ….. Выскажем своё мнение о том, чему учит рассказ Л.Н. Толстого.

Слайд 7

Африка

Слайд 8

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, И матросы три недели карамель на мели ели. Речевая разминка

Слайд 9

Точное слово. Визг этот как будто……разбудил артиллериста. Он ____________ с места и __________ к пушкам. Он повернул хобот, ________к пушке, _______ и ______ фитиль. ________ выстрел, и мы увидели, что артиллерист________ подле пушки и ________ лицо руками.

Слайд 10

Как можно назвать рассказ «Акула» по - другому ?

Слайд 11

«Прыжок»

Слайд 12

Словарная работа Быль – Мачта – Палуба- Аршин – Каюта- Задор – Перекладина-

Слайд 13

Словарная работа Быль – это слово обозначает те события, которые были на самом деле. Мачта - стоячее бревно на судне для подъёма парусов. Палуба-пол на корабле. Аршин - старинная мера длины, равная 71см. Каюта-комната на корабле. Задор - горячность, азарт. Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Слайд 21

Выбери пословицу Гордится отец, что сын — храбрец. Будь храбр по уму и сердцу. Глаза боятся, руки делают.

Слайд 22

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… у меня получилось … я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 23

Ставили задачи…. Продолжим знакомство с творчеством… Продолжим работу над развитием читательских… Познакомимся с содержанием нового произведения…. Будем обсуждать поступки ….. Выскажем своё мнение о том, чему учит рассказ Л.Н. Толстого.

Слайд 24

Главная мысль произведения «Прыжок» Нельзя совершать необдуманные поступки, необходимо учиться управлять собой , в сложных ситуациях нужно действовать решительно и находчиво.

Слайд 25

Домашнее задание Всему классу: - Выразительное чтение рассказа По выбору учащихся: - придумать продолжение рассказа - приготовить пересказ - нарисовать иллюстрации - составить план и по нему пересказать - сочинить стихотворение по произведению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л. Н. Толстой "Прыжок".

Данный материал содержит презентацию и конспект урока....

Конспект урока по чтению для 3 класса: Лев Толстой "Прыжок".

Развивать и совершенствовать навык чтения.Учить делать выводы, обобщения, аргументировать свои ответы.Вырабатывать привычку делового сотрудничества и самоконтроля за поведением во время работы на урок...

Урок по литературному чтению для обучающихся 2-х классов по теме: «Л.Н.Толстой «Прыжок».

Урок по литературному чтению для обучающихся  2-х классов по УМК «Перспективная начальная школа» по теме: «Л.Н.Толстой «Прыжок». Тип урока: урок получения новых знаний....

Чтение . Л.Н. Толстой "Прыжок" 2 класс. Л.В.Занков. 05.04.2014год

Разработка урока по чтению для 2 класса, занимающего по программе Л.В.Занкова. Урок разработан по ФГОС.  Цель урока: проанализировать поступки героев, выразить свое отношение к поступкам главных ...

Разработка урока "Прыжок в длину с места" 4 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС...

Открытый урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "Л.Н. Толстой "Прыжок" предполагает знакомство учащихся 3 класса с биографией великого русского писателя и с содержанием его рассказа "Прыжок". В ходе урока ученики п...