Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Баринова Елена Александровна

Урок литературного чтения для учителей работающих по системе Занкова.Тема урока "Авторсая поэзия:обращение к фольклору"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок литературного чтения62 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.

Урок литературного чтения.

Класс: 2

Система Л.В. Занкова

Раздел: Вперед по дороге открытий.

Тема урока:

«Авторская поэзия: обращение к фольклору»

2011г.

Учитель. Баринова Е.А. 

Цель деятельности учителя:

Учить называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любимого автора; различать виды рифмовки, придумывать точную рифму.

Планируемы результаты образования:

Предметные:

Научатся: называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любимого автора; различать виды рифмовки, придумывать точную рифму; воспринимать эмоциональное содержание

художественных текстов;

выразительно читать, передавая основное настроение произведения.

Метапредметные (критерии сформированности\оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: на первоначальном уровне анализируют доступные художественные тексты Регулятивные: выполняют учебные действия

в устной речи и оценивают их.

Коммуникативные: участвуют в выразительном

чтении по ролям, инсценировках.

Личностные:

проявляют интерес к содержанию доступных данному возрасту художественных

произведений, к миру чувств человека,

отраженных в художественном тексте.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Постановка проблемы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром фольклора, его признаками. Попробуем отыскать признаки этого жанра в авторской поэзии.

Ш.Подготовка к восприятию.

Игра «Найди лишнее»

Потешки, прибаутки, загадки, поэмы, побасенки, считалочки.

. Поэма)

Потешки, прибаутки, загадки, побасенки, считалочки.

Назови, одним словом оставшиеся жанры. (Д.Фольклор)

- Что мы называем - фольклором? (Д.произведения созданные народом)

-Сегодня мы познакомимся еще с одним из жанром фольклора. Угадать его вам будет нетрудно, в нем часто встречаются слова «баю-бай»,

- Как вы думаете, почему песни называются колыбельными?.Их пели сидя у колыбели)

На уроке мы будем работать с толковыми словарями С.И. Ожегова и В.Даля. Ребята подготовили сообщения из них, давайте послушаем.

Колыбель (зыбка, люлька,качалка,баюкалка)-  кровать в которой укачивают  ребенка.

(«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова)

-Какие синонимы к слову колыбель вы запомнили?

- Еще раз, вспомните, какие слова можно встретить почти в каждой колыбельной? .«баю-бай», «баюшки-баю»)

Посмотрите, от какого слова они образованы.

Баить,баять,байкать,баивать – говорить, беседовать, рассказывать, разговаривать, толковать.

(«Толковый словарь русского языка» Владимир Даль)

(т.е. баюкая, мама разговаривала с ребенком)

 - Какие жанры фольклора имеют тот же исторический корень?

Потешки, прибаутки, загадки, побасенки, считалочки, колыбельные

- В народе дорожили колыбельным песенным мастерством. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать начинает учить её правильно «байкать». Этот урок не простая забава. В крестьянской семье девочка 6-7 летнего возраста уже сама становилась нянькой младших братишек и сестренок, а то и нанималась в чужие семьи. Давайте попробуем представить, как это было, а помогут нам-  Зина Бобкова со своей мамой Юлией Александровной. Давайте внимательно послушаем.

      Котя, котенька-коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж я котеньке-коту

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога

И кувшинчик молока.

Платок беленький свяжу

И на шейку повяжу;

Шубку новую куплю

И сапожки закажу.

Баю-бай, баю-бай,

Ты скорее засыпай.

Баю-бай, баю-бай,

Ты скорее засыпай.

-Кого зовут в помощники? (котика- кота). Почему зовут котика? (Д.Он мягкий, пушистый, теплый и много спит.)-Существует поверье, что мурлыканье кота в доме, приносит сон и покой ребенку.

.

- А к каким героям обращаются с просьбой не мешать спать малышу .собачка, петушок)

-А кого зовут к непослушным детям? (Д.Серенького волчка)

    -  Зачем нужно слушаться родителей? (Д.Не попасть в беду; дома был мир        и лад)

 IV. Основной этап.

- Сейчас я прочитаю вам произведение Саши Черного. А вы подумайте, как оно может называться.(чтение стихотворения «Колыбельная» учителем)

- Что вам помогло правильно определить название стихотворения?

(Д. Слова баю-бай, обращение к петушку, собачке)

- Для кого она написана? .Маленькому мальчику)

- А кто исполняет эту колыбельную?  (Д. Старший брат)

-Откройте учебник на странице 44 и прочитайте стихотворение.

- Поделитесь впечатлениями.

 -Как зовут малыша? ,Васик)

-Назовите полное имя ,Василий)

      -А на что указывает имя Васик? (Д.Мальчик маленький, его все любят)

-Как ещё можно ласково назвать малыша?(Д. Васенька, Василёк, Васятка)

-Как родители ласково вас называют?

- Прочитайте 1 часть, и скажите, к кому обращается старший брат с просьбой не беспокоить малыша? Что напоминает эта часть? .Народные колыбельные)

-Прочитайте,  2 часть? Найди слова, которые напоминают потешки и прибаутки.. ножками не болтай,/глазками не моргай,/смеяться не надо,/ ладушки-ладо!)

- Что значит ладушки – ладо? (Д.так приговаривают, когда хотят успокоить малыша)

Лад –мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок.

(В.Даль «Толковый словарь русского языка» )

- Какое настроение у вас вызывает следующий отрывок? Я видела, что вы улыбаетесь, почему вам было весело? .неожиданное обращение к мухам)

Прочитайте, заключительную часть.  

 - Как вы понимаете слова- пузырей не пускать ( Д.зубки режутся)

- А с каким жанром фольклора вы встречаетесь в последней частью?

 (Д. считалочки)

-Где в заключительной части момент неожиданности?  (Д. А не то нашлепаю ,потому что не спит)

-Назовите глагол, подберите к нему синоним.. Нашлёпаю-налуплю, набью…)

-А почему автор выбрал именно этот глагол?

 - Какие слова  в народных колыбельных,  обращают к непослушным детям?

- Как, по-вашему, эти слова старшего брата,  можно воспринимать всерьез?

Физминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,

Реки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко,

Будет нам шагать легко.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле,

Но закончилась игра

И учиться нам пора

-А стихотворение А. Барто нам прочитает Никитин Иван.

Внимательно послушайте., а потом поделитесь своими впечатлениями.

(выразительное чтение стихотворения учеником)

-  Поделитесь своими впечатлениями.

(Д. Стихотворение - радостное, весёлое, по настроению, хотя мальчик никак не может убаюкать сестричку)

-Расскажите, каким вы представляете мальчика?

 ( Д. Он ответственный, любит сестрёнку)

-С какими, дорогими для любого мальчика вещами он готов расстаться, лишь бы сестренка уснула?  (Д. клюшка, футбольный мяч)

-Что он соглашается принести обратно? (кукол) О чем это говорит?

(Д.Мальчик понимает, что интересно девочкам, готов пожертвовать собственными увлечениями, значит сестренка ему дорога)  

- А понимает ли девочка его слова? (Нет, ей всего годок)

- Дети в этом возрасте не понимают смысл слов, но очень хорошо понимают интонацию, с которой эти слова произносятся. С какой интонацией нужно читать слова мальчика? (Д. Ласково, спокойно, просительно) Дома, подготовьте выразительное чтение этого стихотворения.

- Найдите в стихотворении «секретик»,  придающий этому стихотворению веселое настроение.

- Ребята, о чём говорят эти слова (Д. Он любит родителей, понимает, что им тоже нужно отдохнуть, побыть вдвоём)

V.Сравнение произведений.

- - Что объединяет эти стихи? (Д. Герои этих стихотворений старшие братья, которые любят родителей и младших детей в семье. Эти стихотворения шуточные по- настроению)

- Какие строки делают их похожими на настоящие колыбельные? .баюшки-баю)

VI. Творческая работа.

- Вы будете исполнять колыбельные своим братишкам и сестренкам?

А детям, когда подрастете?

- Давайте тогда, потренируемся в исполнении колыбельных песен Перед вами слова, мы будем подпевать исполнительнице народных песен. Возьмите куклу.

- Почему вы выбрали эту куклу?

-А какую куклу удобнее укачивать?

- Наши предки делали кукол своими руками из подручного материала: соломы, лоскутков. Посмотрите, какие чудесные куклы у них получались. И мы с вами на уроке технологии, тоже попробуем сделать куклу своими руками.

 

VII. Самооценка..

VIII. Рефлексия.

_ С каким жанром фольклора мы познакомились?  (Д. Колыбельные песни)

- Почему песни называют колыбельными

Назовите признаки колыбельных песен ( Д. Слова баю-бай. Обращение к животным…)

На память о нашем уроке, я хочу подарить вам книжки с текстами колыбельных песен. В книжке есть пустые странички, на которых вы можете записать свои колыбельные.

Список  литературы:

  1. «Ладушки. Энциклопедия детского фольклора» изд.»Белый город» Москва, 2008г.
  2. «Народная Русь» Аполлон Корнифский. изд.»Белый город» Москва, 2007г.
  3. «История русского искусства» А.П.Новицкий, В.А.Никольский  изд. «Эксмо» Москва 2007г.
  4. «Толковый словарь русского языка» Владимр Даль изд. «Эксмо» Москва 2010г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: « Авторская поэзия: обращение к фольклору»

Слайд 2

потешки прибаутки загадки поэмы побасенки считалочки

Слайд 3

потешки прибаутки загадки побасенки считалочки

Слайд 4

ФОЛЬКЛОР

Слайд 5

КОЛЫБЕЛЬ зыбка люлька качалка баюкалка

Слайд 7

КОЛЫБЕЛЬ зыбка люлька качалка баюкалка

Слайд 8

потешки прибаутки загадки побасенки считалочки

Слайд 9

потешки при ба утки загадки по ба сенки считалочки

Слайд 14

Саша Чёрный «Колыбельная»

Слайд 15

Агния Львовна Барто «Старший брат сестру баюкал…»

Слайд 17

« Авторская поэзия: обращение к фольклору» С. Черный «Колыбельная» А. Барто «Старший брат сестру баюкал…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...