Рассказы о детях. В.Железников «История с азбукой»
методическая разработка по чтению (1 класс)

В статье подчеркивается актуальность использования технологии моделирования на уроках литературного чтения. В понятие литературное развитие входят следующие составляющие: начитанность ученика, высокий устойчивый интерес к чтению, специальные умения самостоятельного читателя. Добиться реализации цели литературного развития можно только при условии включения каждого ученика в активный познавательный процесс на уроке.

В первом классе на уроках литературного чтения преобладает слушание и говорение, поэтому структурными частями урока являются: исполнение учителем произведения, восприятие учащимися; обмен мнениями о прослушанном. Именно здесь возникает основная трудность, связанная с возрастными особенностями младших школьников. Дети в силу психофизических особенностей не могут длительное время слушать и говорить. Поэтому настоящей находкой для меня стало использование технологии моделирования. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, то есть слушание и говорение можно сочетать с практической деятельностью. А также моделирование позволяет: включить каждого ребенка в процесс познания; дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями; создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.

Такая работа с текстом развивает творческие способности ребенка, которые проявляются особенно при написании сочинений.

Мои ученики начиная с первого класса регулярно обращаются к моделям-схемам: с легкостью и удовольствием пользуются этим средством, существенно увеличивающим их читательские возможности. Вокруг детских образных и аналитических моделей завязываются споры, в процессе которых происходит многократное обращение к тексту произведения; схемы уточняются, сравниваются и т. д. Так происходит развитие и углубление детских читательских версий, «вычерпывание» потенциала текста, формируется читательская индивидуальность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskazy_o_detyah._v.zheleznikov_istoriya_s_azbukoy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация: В статье подчеркивается актуальность использования технологии моделирования на уроках литературного чтения. В понятие литературное развитие входят следующие составляющие: начитанность ученика, высокий устойчивый интерес к чтению, специальные умения самостоятельного читателя. Добиться реализации цели литературного развития можно только при условии включения каждого ученика в активный познавательный процесс на уроке.

В первом классе на уроках литературного чтения преобладает слушание и говорение, поэтому структурными частями урока являются: исполнение учителем произведения, восприятие учащимися; обмен мнениями о прослушанном. Именно здесь возникает основная трудность, связанная с возрастными особенностями младших школьников. Дети в силу психофизических особенностей не могут длительное время слушать и говорить. Поэтому настоящей находкой для меня стало использование технологии моделирования. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, то есть слушание и говорение можно сочетать с практической деятельностью. А также моделирование позволяет: включить каждого ребенка в процесс познания; дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями; создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.

Такая работа с текстом развивает творческие способности ребенка, которые проявляются особенно при написании сочинений.

Мои ученики начиная с первого класса регулярно обращаются к моделям-схемам: с легкостью и удовольствием пользуются этим средством, существенно увеличивающим их читательские возможности. Вокруг детских образных и аналитических моделей завязываются споры, в процессе которых происходит многократное обращение к тексту произведения; схемы уточняются, сравниваются и т. д. Так происходит развитие и углубление детских читательских версий, «вычерпывание» потенциала текста, формируется читательская индивидуальность.  

Хочу поделиться одной разработкой из серии уроков литературное чтение в 1 классе по образовательной системе «Начальная школа XXI века».

Предмет: литературное чтение, урок слушания, 1 класс, автор: Н.Ф.Виноградова

Тема урока: Рассказы о детях. В.Железников «История с азбукой»

Тип урока: открытие нового знания

Цель деятельности педагога: создание условий для ознакомления с содержанием произведения В.Железникова «История с азбукой», формировать способность к поиску.

Задачи:

- развития умение формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;

- воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Планируемые результаты:

- личностные: эмоционально воспринимают поступки героев литературного произведения; имеют первоначальное представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;

- метапредметные: 

регулятивные – осуществление действий по образцу и заданному правилу;

познавательные – осознанно воспринимают содержание литературного произведения; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением;

- предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги; получать возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. Уроки слушания» для 1 класса, автор Л.А. Ефросинина;

- рабочая тетрадь по литературному чтению;

- мультимедиа установка, компьютер.

Сценарий урока

  1. Организационный момент.
  • Здравствуйте! Начнём наш урок литературного слушания.
  • Ребята, у нас в гостях кот Леопольд. Он хочет, посмотреть какими вы будете на уроке.
  • Какими вы сегодня хотите быть на уроке? (Трудолюбивыми, внимательными)
  1. Самоопределение к учебной деятельности
  • Кот Леопольд принес нам вот этот сундучок.
  • Давайте посмотрим, что в ней?

Игра «Волшебный сундучок».

  • Для чего нужны сундучки? (хранить вещи…).
  • Посмотрите, в сундучке лежит записка!
  • Что в ней, вы узнаете, если выполните задание.
  • Послушайте: «…Папа Карло почесал затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу. Он скоро вернулся. Но без куртки. В руке он держал…» (книгу, азбуку)

              Азбука, азбука каждому нужна.

              Нам поможет книжки прочитать она!

                                                                                З.Петрова

  • Так что лежит в сундучке? (азбука)
  • Для чего нам нужна азбука?
  • Где в жизни мы сталкиваемся с азбукой?

тветы детей. Один из вариантов: азбука нам необходима для того, чтобы изучать буквы, учиться читать)

  1. Работа по теме урока
  • Перед вами предметы: журнал «Мурзилка», книга. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (Дети высказывают предположение, что эти предметы может объединять автор.)
  1. Знакомство с В. Железниковым автором «История с азбукой».
  • Да, ребята, вы правы. Объединяет автор – Владимир Карпович Железников. Сегодня мы познакомимся с рассказом Владимира Карповича Железникова.
  • А вы знаете кто такой Владимир Карпович Железников?

(предположения детей: человек, который пишет рассказы, писатель)

  • Я хочу рассказать вам про Владимира Карповича.

  • Железников Владимир Карпович родился в 1925 году, в семье пограничника. В детстве часто переезжал с родителями с места на место. Работал в детском журнале «Мурзилка» писателем. Владимир Карпович известен не только в России, но и Японии, США, Дании, Польше и др. странах.
  • Вот несколько произведений, которые написал Владимир Железников.

(выставка книг)

  • Что общего в этих иллюстрациях?
  • Как можем называться наше произведение?

(название книги, азбука). 

Правильная формулировка учителем: «История с азбукой».

  1. Слушание рассказа В. Железникова «История  с азбукой».
  • Понравилось ли вам произведение?
  • Почему?
  • Какой эпизод показался вам грустным?
  • Когда вы радовались?
  1. Работа с рассказом «История с азбукой» В.К.Железникова
  • Назовите героев рассказа. (девочка, Серёжа, Юра, мальчишка-на доске рисунки)
  • Определите главного героя. (Юра)
  • Понравился он вам или нет?

(ответы детей. Примерный вариант: Понравился Юра, потому что он добрый и отзывчивый мальчик. Он помог детям в трудную минуту)

  • Кого автор назвал в тексте рыцарем?
  • Можно ли главного героя назвать рыцарем?
  • Кто такие рыцари?

(Кодекс чести истинного рыцаря требовал, чтобы воин постоянно совершал подвиги, но Крестовые походы совершались далеко не каждый год. Для демонстрации своего умения рыцари устраивали турниры, на которые собирался весь цвет рыцарства. В бою демонстрировались умение мастерски владеть оружием, ловкость, храбрость, находчивость и, разумеется, удачливость. Сейчас само понятие «рыцарь» изменилось из обозначения социального слоя в синоним благородного и великодушного человека, встающего на защиту всех слабых и обиженных.)

  • Но автор называет рыцарем Серёжу. Почему? (Он заступился за свою сестру)
  • Выскажи своё мнение, как можно по-другому назвать рассказ?
  • Я тоже хочу высказать своё мнение. На мой взгляд, В. К. Железников в своём рассказе говорит не только о том, как важно быть грамотным и знать азбуку. Мне кажется, что для автора важнее показать читателям азбуку добра в поступках своих героев. Научить вас взаимовыручке, взаимопомощи. Этому тоже нужно научиться. Эти умения очень важны в жизни. Мы с вами на внеурочных занятиях тоже затрагивали тему добрых поступков. Вы всегда говорили, что нужно помогать друг другу, своим родителям, бабушкам.
  • А нужно ли помогать незнакомым людям?
  • Кому и как мы можем помочь?
  1. Физминутка
  2. Моделировнаие обложки.
  1.  Составим модель обложки к произведению.
  • Определите жанр и тему произведения.
  • Правильно поместите фамилию автора и название произведения.

 (самостоятельное составление модели обложки на доске и в тетрадях)

  1. Оформление книжки-самоделки.
  • Дома с родителями перечитать рассказ и дополнить книжку-самоделку рисунком.
  • Написать фамилию иллюстратора.
  1. Загадка от автора.
  • В содержании рассказа есть одна загадка от автора: «всемирно известное имя».
  • О каком имени идёт речь? И почему оно всемирно известно?

(Дети вспоминают что речь идёт об имени Юра. А всемирно известным его сделал первый космонавт мира – Юрий Алексеевич Гагарин, т.к. в тексте автор даёт подсказку, упоминая фамилии первых космонавтов: Гагарина и Титова.)

  1. Итог урока
  • С каким рассказом вы познакомились?
  • Кто его автор?
  • Что вам запомнилось на уроке? (ответы детей)
  1. Рефлексия
  • Спасибо за урок. Все ребята молодцы, хорошо поработали.
  • Если вам понравилось ваша работа на уроке, вы узнали что-то новое, выбираете солнышко. Если не всё получилось, но вы старались, возьмите солнышко с тучкой. Если вы считаете, что вам надо быть внимательными, тогда-тучку.

  Литература

1. Методическое пособие:

Литературное чтение. 1 класс: система уроков по учебникам Л.А. Ефросининой / авт.-сост. С. В. Николаева, И. Г. Смиронова - Волгоград: Учитель, 2015. – 367 с.

2.Учебник:

Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / [авт.-сост. Л.А.Ефросинина].- 3-е изд., перераб. – М. Вентана-Граф, 2011. – 160 с.: илл.

3. Рабочая тетрадь по предмету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное слушание "История с азбукой"

учить составлять обложку книги, развивать речь учащихся...

История славянской азбуки. В. Крупин. Первоучители словенские

технологическая карта урока литературное чтение в 1 классе....

Устный журнал «Рассказы о детях и для детей».

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством В. Ю. Драгунского, его произведениями....

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: " История славянской азбуки. В. Куприн. Первоучители словенские" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: " История славянской азбуки. В. Куприн. Первоучители словенские" 1  класс Школа России...

Литературное слушание. В. Железников "История с азбукой"

Презентация составлена на основе "Букваря" Л. Е. Журовой, А.О. Евдокимовой по программе "Начальная школа XXI века"....

М.Пляцковский "Добрая лошадь", Рассказы о детях С.Баруздин "Веселые рассказы", 1 класс

Конспект и презентация урока по чтению М.Пляцковский "Добрая лошадь", Рассказы о детях С.Баруздин "Веселые рассказы", 1 класс...