М.Пляцковский "Добрая лошадь", Рассказы о детях С.Баруздин "Веселые рассказы", 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по чтению М.Пляцковский "Добрая лошадь", Рассказы о детях С.Баруздин "Веселые рассказы", 1 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения, проведенного в 1-Б классе

Федоренко Татьяной Романовной

Дата: 16.04.2019 г.

Предмет: Литературное чтение

УМК: «Школа 21 века».

Тема: М.  Пляцковский  «Добрая лошадь». Рассказы о детях. С. Баруздин «Веселые рассказы».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создание условий на уроке для целостного восприятия произведений М.  Пляцковского  «Добрая лошадь», С. Баруздина  «Веселые рассказы».

Задачи урока:

Образовательная: познакомить детей с идейным смыслом сказки, произвести анализ данного произведения.                      

Развивающая: развивать умение читать по ролям, технику беглого чтения.

Воспитательная:  воспитывать щедрость и доброжелательность по отношению к другим людям.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке;
  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;
  • выражать свое собственное мнение;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:

  • планировать свои действия;
  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

  • эмоционально и осознанно воспринимать произведение;
  • самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;
  • осуществлять поиск нужной информации, высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
  • анализировать поступки, выделять главное;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу,  использовать речь для регуляции своего действия;
  • формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
  • допускать существование различных точек зрения.

Оборудование к уроку: учебник, презентация, маски.

Ход урока

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент
  1. 1. Эмоциональный настрой.
  2. 2. Приветствие.

-Здравствуйте, меня зовут Татьяна Романовна. Сегодня урок литературы проведу у вас я.

-Прозвенел звонок, начался урок.

Тихо будем мы сидеть,

чтобы знать всё и уметь.

-Чему мы  учимся на уроке литературного чтения? (читать правильно, выразительно, громко)

-Молодцы, я уверена, что у вас всё получится.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Регулятивные:

организация рабочего места под руководством учителя.

  1. II.Артикуляционная гимнастика

-Посмотрите на слайд, задуйте свечи.

-А теперь прочитаем скороговорку.

 «За-за-за- приближается гроза.

Жа-жа-жа- заблестели два чижа.

Ся-ся-ся- Костя ловит карася.»

-Молодцы.

  1. III. Актуализация знаний.

-Какие произведения мы с Вами читали в разделе « О наших друзьях – животных»?

-Сегодня мы переходим к новому разделу « Учимся уму-разуму».

-Как вы думаете о чем будут произведения в этом разделе?

IV. Сообщение темы и цели урока

-Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой, которую написал  М. Пляцковский. Она коротенькая, но очень мудрая.

V. Работа о теме урока

1.Биография М. Пляцковского

2. Первичное чтение

3. Словарная работа

4.Вторичное чтение

5.Анализ рассказа

6.Чтение по ролям

-Что вы можете сказать о биографии Пляцковского?

-Давайте перенесёмся в мир книг, которые для вас написал М. Пляцковский. -Михаил Пляцковский – это известный поэт-песенник. Родился 2 ноября в 1935 году. Еще в студенческие годы он  начал писать песни и стихи. Очень много песен написал для детей, такие как «Улыбка», «Вместе весело шагать». Все его произведения пронизаны добром, сердечностью, теплом и искренностью.

-Что узнали нового?

-Откройте учебники на стр. 64.

-Посмотрите на название, можете  определить, о чём пойдёт речь?

-Послушайте внимательно сказку и  ответьте на вопросы (аудио).

-Что узнали о содержании сказки?

-Что вам понравилось в ней?

-Ребята, чем хвастовство отличается от похвалы?

Хвастовство - неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств, часто преувеличенных.

Похвала - хороший отзыв, одобрение.

-Прочитайте самостоятельно.

Начинает читать…, продолжает …(чит. уч-ся)

-О ком эта сказка?

-Что огорчило цыпленка?

-Кто его успокоил?

-Что вы можете сказать о лошади?

- Какое качество осуждается в этой сказке?

- Перечитаем рассказ (по 1-ому предложению).

-Чем хвастались петух, муха, кошка и сова?

-Как вы считаете, стоило ли этим им хвалиться?

-Почему цыпленку показалось, что он ничего не умеет?

-Как его утешила старая лошадь, которая слышала это разговор?

-Почему лошадь не вмешивалась в разговор хвастунов?

-Что умела делать старая лошадь?

-Почему автор назвал свою сказку «Добрая лошадь»?

- Назовите персонажей сказки по порядку – так, как они появлялись в сказке.

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2013/12/05/98670368/98670368_2.png

-А теперь, ребята, я предлагаю вам прочитать эту сказку по ролям.

- Каким голосом нужно произносить эти слова и почему?

-Мне нужно 7 человек. (выходят к доске )

-Выходите к доске. (Раздать иллюстрации персонажей сказки)

-Слова автора будет читать…, слова петуха ... и т.д.

-Молодцы, присаживайтесь.

- Ребята, оцените чтение своих товарищей. Как они читали? (выразительно, соблюдая знаки препинания и особенности голоса каждого персонажа)

-Кто из героев сказки заслуживает уважение? За что?(лошадь)

- Кто из героев сказки заслуживает осуждение? За что?

-А как бы вы поступили, если бы на ваших глазах горько плакал малыш?
- Это значит, что вы способны проявить МИЛОСЕРДИЕ.

-В чём мудрость сказки? (умение сострадать, прийти на помощь)

ФИЗМИНУТКА

-По тропинкам доброты вместе мы шагаем,
И про добрые дела никогда не забываем.

Всем всегда поможем дружно,

Потому что это нужно.

Добрым быть веселей,

Улыбнись нам скорей.

Мы в ладошки хлопаем раз, два, три.

На наши добрые дела посмотри.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

-хвастовство

П: осознанное и

произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

1.Биография С.Баруздина

2. Первичное чтение

3.Анализ произведения.

-Также увлекательны и поучительны произведения у Баруздина Сергея Алексеевича. Баруздин был  писателем, который написал немало рассказов и стихов для детей. Его произведения легко читать и самое главное - очень интересно.

Сейчас вы прослушаете его произведение «Человеки». (63)

— Что особенно понравилось?

— Какими были мальчики?

-Каких их звали? 

-Как их называли родители?

- Какая фамилия была у мальчиков?

-Сколько им было лет?

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII.Итог урока

1.Итог

2.Рефлексия.

-Назовите произведение, с которым мы работали на уроке. ( Пляцковский «Добрая лошадь», Баруздин «Веселые рассказы»)

-Чему учит сказка М.Пляцковского «Добрая лошадь»?

-Почему говорят:

 «Не хвались сам, а жди, пока тебя другие похвалят»

-Кому захотелось прочитать другие произведения  М Пляцковского?

-А Баруздина?

-Ребят, что запомнилось на уроке?

-Как вы думаете, кого можно  похвалить за хорошую работу на уроке и сказать спасибо?

Р: осуществляют итоговый контроль.



Предварительный просмотр:

https://zabavnik.club/wp-content/uploads/maski_zhivotnyh_dlya_detey_na_golovu_raspechatat_kartinki_8_14120612.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/481001/3621d591-3a8e-4889-aa24-54ce56645fbd/s1200


https://i.pinimg.com/originals/78/11/c9/7811c9b1718f922cd29141270db90665.pnghttps://cdn3.vectorstock.com/i/1000x1000/03/27/fly-vector-770327.jpg


http://img1.labirint.ru/books/523986/scrn_big_1.jpghttps://sait-zaika.ru/images/images_content/karnovalnie_maski/image.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 1-Б класс

Слайд 2

Задуйте свечу 2

Слайд 3

За-за-за - приближается гроза. Жа-жа-жа - заблестели два чижа. Ся-ся-ся - Костя ловит карася.

Слайд 4

Учимся уму-разуму 4

Слайд 5

М. С. Пляцковский

Слайд 7

«Добрая лошадь»

Слайд 8

Хвастовство - неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств, часто преувеличенных. Похвала - хороший отзыв, одобрение.

Слайд 9

9

Слайд 10

С. А. Баруздин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Конспект урока литературного чтения. УМК "Перспектива 2 класс.Тема. Н. Носов "На горке". Рассказы о детях. Мы идем в библиотеку.

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса УМК "Перспектива" (Второй урок раздела "Мои друзья". Коспект урока составлен с применением структур сингапурского обучения....

Устный журнал «Рассказы о детях и для детей».

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством В. Ю. Драгунского, его произведениями....

Методическая разработка урока. Обучение грамоте,чтение. 1 класс. Тема:"К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей".

План - конспект урока по чтению: "К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей"...

Урок литературного чтения в 4 классе " Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ" (программа "Школа 2100").

Учащимся предлагается почитать произведения, написанные автором более века назад: "Два брата" (философская сказка), "Какая бывает роса на траве" (описание), "Как ходят д...

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе Э. Успенский " Весёлые рассказы для детей. "Чебурашка"

Урок открытия новых знаний спланирован в соответствии с требованиями ФГОС, формирует нравственные представления, учит сопереживать героям, не похожим на других, создаёт условия для формирования читате...