Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.

Тема: «Книги на все времена» (по  произведениям Николая Николаевича Носова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oturnos_2.docx85.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.

Тема: «Книги на все времена» (по  произведениям Николая Николаевича Носова)

Форма урока: Урок – отчёт по проекту «Книги на все времена»

Цели урока.

деятельностная: развитие поисковой деятельности с привлечением различных источников; формирование умения работы с текстом; развитие умения систематизировать полученную информацию, формирование ключевых компетенций обучающихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

содержательная: формирование представления о роли Н.Н. Носова в детской  литературе, воспитания интереса и уважения к творчеству писателя.

методическая: использование современных педагогических технологий  для создания условий, позволяющих каждому обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал, пробуждая в них познавательную активность, проявлять инициативу и самостоятельность.

Планируемые результаты:

а) предметные:

осмысление роли Н. Н. Носова в детской  литературе;

развитие читательской компетенции обучающихся через освоение произведений художественной литературы;

осмысление собственной нравственной позиции.

б) метапредметные:

регулятивные:

умение ставить перед собой цель, управлять своей деятельностью, видеть ожидаемый результат работы;

умение рационально распределять рабочее время, проявлять инициативность и самостоятельность

умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия и знания;

познавательные:

самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

поиск и отбор необходимой информации, умение работать с информацией, применение методов информационного поиска;

выполнять логические операции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель задания;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, умение находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

в) личностные:

познавательная активность обучающихся, умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала, формирование способности к самоопределению.

Средства обучения:

  1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. – 2. М.: Просвещение, 2012.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс
  3. Информационные источники. Рассказы Н.Н.Носова.
  4. Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор
  5. Презентация по теме урока
  6. Карточки для индивидуальной и групповой работы. Материалы для самооценки учащихся.

План урока.

  1. Организационный момент. Мотивирование учебной деятельности.
  2. Презентация проектной работы по группам.
  3. Физ.минутка.
  4. Презентация проектной работы по группам.
  5. Кукольное представление театра «Подарок».
  6. Итог урока. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

     Сегодняшний урок необычен.   Во – первых, он является завершением   проекта «Книги на все времена», посвящённого творчеству детского писателя – юмориста Н.Н. Носова. Во – вторых, у нас в гостях уважаемые педагоги нашей школы. Они  пришли посмотреть на презентацию вашей проектной деятельности. Давайте поприветствуем уважаемых гостей, подарим им свои красивые улыбки. Желаю всем удачной работы! Верю, что всё у нас получится.

    Звучит песня «Где водятся волшебники?»

- Наш урок мне захотелось начать с этой удивительно трогательной песни.

- Как вы думаете, почему?

- Кого на этом уроке мы можем назвать волшебником?

- Я думаю, многие со мной согласятся, что произведения Николая Николаевича обладают волшебной силой. Уже на протяжении многих десятилетий они притягивают внимание всё новых и новых поколений читателей. Они смешат, трогают за душу, не оставляют равнодушными никого.

- Предлагаю вам сегодня попытаться раскрыть секрет волшебства Николая Николаевича Носова. Надеюсь, что у всех это получится.

 Начинаем презентацию нашей проектной работы.

  1. Презентация проектной работы.

Цель проекта: выяснить, почему книги Н.Н. Носова нравятся разным поколениям читателей.

Гипотеза: Правда ли, что книги Н.Н. Носова нравятся только детям?

Задачи исследования:

1) Изучить  биографию  Н. Носова.

2) Провести анализ произведений автора  и дать  характеристику любимым   героям.

3) Провести социологическое исследование популярности творчества Н.Н. Носова.

4) Привлечь внимание юных читателей к творчеству писателя – юмориста Носова с помощью книги читательских отзывов, мультипликации и театрализованного представления.

Продукты проекта.

  1. Рейтинг популярности произведений Н. Н. Носова.
  2. Книга читательских отзывов.
  3. Мультипликационный фильм по мотивам рассказа Носова «Живая шляпа».
  4. Кукольный спектакль по мотивам романа-сказки Н. Н. Носова «Приключения Незнайки  и его друзей».

Биография писателя.

Биографию  Николая Николаевича подробно изучили Волкова Татьяна и Румянцева Екатерина. У девочек было индивидуальное задание по проекту, о котором они сейчас и расскажут.

- Ребята, нам досталось задание изучить биографию Николая Николаевича Носова. Мы уже знакомились с ней на заседании литературного клуба «Ступени». Мы решили поискать наиболее интересные факты из его биографии и познакомить вас с ними.

- Мы нашли  для вас текст, в котором сам Николай Николаевич рассказывает о себе. Вам нужно прочитать текст внимательно. А потом мы зададим вам вопросы по содержанию.

       Мне часто приходится слышать вопрос:

— Скажите, пожалуйста, как получилось, что вы стали детским писателем?

           Мне хотелось какой-то значительной деятельности, а деятельность писателя представлялась мне значительной, важной для людей, для общества. Я, однако ж, не мог осуществить своего желания писать, потому что у меня не было своей темы. Тема эта появилась сама собой, когда я, попал в волшебную страну детства. Случилось же это тогда, когда я стал отцом и увидел детство  в непосредственной близости. Признаюсь, волшебная эта страна удивила меня.  Я увидел в ребёнке то, чего не замечал раньше. Отсюда — желание показать увиденное мною другим, желание писать о детях и для детей. Я родился 10  ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. В 1924 году окончил семилетнюю школу, после чего работал на кирпичном заводе рабочим. Одновременно занимался самообразованием — готовился к поступлению в высшее учебное заведение.  В 1927 году поступил в Киевский художественный институт затем  перевёлся в институт кинематографии в Москве. После окончания института работал на Московской киностудии  режиссёром по производству мультипликационных фильмов.   Писать начал в 1938 году. Мой первый рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка». С тех пор мои произведения печатались в журналах «Мурзилка», «Затейник», «Костёр», в газете «Пионерская правда».  В 1943 году за заслуги в деле боевой подготовки танковых сил  (  создавал учебные фильмы для танкистов)  я был награждён орденом Красной Звезды.  В 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» мне была присуждена Государственная премия.   В 1967 году  за заслуги в развитии советской литературы я был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1969 году за романы-сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне» мне была присуждена государственная  премия.

- Ребята, найдите, пожалуйста,   в тексте ответы на вопросы. Пронумеруйте ответы прямо в тексте. Поработайте в парах. Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий.

1. Как назывался первый рассказ Николая Николаевича?

2. За какие произведения Носов был удостоен государственной премии?

-Поднимите руки те, кто правильно нашёл ответы на вопросы в тексте. Давайте проверим вашу работу.

- Замечательно, что вы умеете работать с текстом.

- Мы рады за вас.

Мне показался интересным в биографии писателя тот факт, что, оказывается,  он в школе  не был идеальным учеником или идеальным ребенком. Было время, когда  Николай бросил делать уроки, получил много двоек  и остался на второй год. После этого началась история самостоятельного  освоения  Колей школьной  программы. Математику он изучает по учебнику и справляется с алгеброй «самоучкой». Физика и химия вдруг неожиданно увлекают его так, что он делает дома на чердаке настоящую лабораторию и мечтает стать химиком. А еще он играет в оркестре, много читает, поет в школьном хоре, прекрасно играет в шахматы! Мальчик много читает.  Он сам подготавливает брата и сестричку к поступлению в первый класс , обучая их! Даже встретившись на улице с дворовыми хулиганами, Николай не избегает их, а входит в их круг и знакомит с книгой и объясняет, что «книга — это пища для ума», читает им сказки  и учит с ними наизусть «У лукоморья дуб зеленый».

А я хочу вам рассказать о том, что рассказ «Огурцы», Носов написал на основе реальной истории, которая произошла с его племянником. Однажды его племянник (ему тогда и пяти лет не было) гулял во дворе. Когда ему это наскучило, он выбежал за ворота и принялся путешествовать по площади, разглядывая по пути всё, что на глаза попадалось, в том числе и витрины магазинов. Очутившись позади овощной палатки, он увидел стоявший у двери открытый бочонок с солёными огурцами. Запустив в бочонок одну руку, потом другую, он вытащил из рассола парочку огурцов покрупнее и понёс их домой. Он знал, что мать иногда покупает солёные огурцы к обеду, и воображал, что делает нужное дело. Наверно, думал, приду домой, а мама скажет: «Вот молодец! Мамин помощничек! Огурцов принёс!» — и был страшно удивлён, когда мать отчитала его и заставила отнести огурцы обратно. Николай Николаевич  решил описать этот  наиболее распространённый  случай,  когда некоторые ребята хотят присвоить  что-нибудь чужое, чтобы объяснить им ненавязчиво, что это нехорошо, непозволительно.

- Хочу похвалить Танюшу и Катюшу. Вы достаточно подробно изучили биографию писателя и преподнесли её в интересной форме. Спасибо за работу.

3. Физ. Минутка.

-У меня для вас тоже есть интересный факт из биографии  Николая Николаевича. Вы слышали детскую песенку про кузнечика, которого слопала зелёная лягушка? Эту песенку тоже сочинил Носов. А кто из вас знает слова этой песенки? Замечательно. Сейчас мы проведем физ. Минутку под эту песенку подпевайте и повторяйте движения за одноклассницами.

Весёлая получилась физ. Минутка. Спасибо.

4.Презентация проектной работы по группам.

Книга читательских отзывов.

Одним из продуктов проекта стала книга читательских отзывов по произведениям Николая Николаевича Носова. Над её созданием работала большая группа учащихся.

Петухов Даниил, Трифонов Иван, Семёнов Всеволод, Смирнов Егор и Зеленко Диана анализировали понравившиеся произведения писателя. Кунгер Максим, Петров Костя, Розанова Лиза, Лабушкин Сергей, Беднякова Ульяна составляли характеристику любимых героев из произведений Н.Н. Носова.

-      Спасибо, ребята, за вашу работу. Я рада, что вам понравились эти произведения Николая Николаевича. Они нам  помогают избавляться от не самых полезных черт и свойств характера – от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия. Автор никогда не указывает прямо: «Так поступать нельзя, нужно поступать по-другому!». В произведениях Носова нет морали, как, например, в баснях Крылова. Однако читатель, наблюдая за переживаниями главных героев, сам приходит к нужным выводам. И вы тоже, как мы убедились, сделали правильные выводы и нас заставили о многом задуматься.  

      Хочу поблагодарить ребят  за эмоциональные и трогательные  характеристики любимых героев и их замечательные портреты. Ваша книга станет не раз предметом обсуждения на уроках внеклассного чтения.

Социологическое исследование.

Одним из серьёзных продуктов проекта стал рейтинг популярности произведений Н. Н. Носова Все вместе мы проводили социологическое исследование популярности произведений Николая Николаевича Носова. Мы анкетировали наших бабушек и дедушек, родителей, учащихся 3 и 4 классов нашей школы. Группа ребят нашего класса обработала результаты анкетирования и сейчас выступит перед нами с отчётом.   Мартемьянова Настя, Драгнева Дарина, Черепанов Ярослав, Ялый Артём, Яковлев Павел.

- Занимаясь исследованием, мы провели опрос читателей разных возрастных групп. Результаты оказались следующими:

- Знакомы ли Вы с произведениями Н.Носова? – Все опрошенные дали положительный ответ. Это говорит о популярности книг данного автора

- Какие произведения Н.Носова Вам нравятся?

Опрос показал, что большой популярностью пользуются книги о Незнайке. Причем, как в каждой категории читателей, так и в целом среди опрошенных, истории про Незнайку занимают первое место.

Второе место по популярности занимают юмористические рассказы, далее – «Витя Малеев в школе и дома», кто-то из опрошенных вспомнил и другие произведения Н.Носова («Дневник Коли Синицына»)

- Почему Вам нравятся произведения Н.Носова?

Абсолютно все опрашиваемые указали на то, что произведения Н.Носова смешные. Второй по популярности ответ – поучительные, причем больше таких ответов у людей более старших поколений. Кроме того, все опрашиваемые отметили, что узнали в книгах себя и своих друзей.  На интересный сюжет указали самые младшие и самые старшие читатели. Опрашиваемые старше 30 лет указали, что произведения Н.Носова не содержат нравоучений. Еще книги Носова назвали добрыми. Думаю, это как нельзя лучше характеризует произведения автора.

-Спасибо за интересную информацию, дорогие юные социологи. В этом году исполняется 111 лет  со дня рождения писателя, а его произведения живут и продолжают радовать все новые поколения читателей.

Мультфильм

     Ещё одна группа ребят, которые посещают объединение Ксенофонтовой Н. Н. «Анимация от А до Я», работала над созданием мультипликационного фильма по мотивам рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа». Его они и представляют вашему вниманию.

     Поприветствуем наших юных мультипликаторов. Поблагодарим их за работу.

Спектакль

               Уверена представление кукольного театра «Подарок» тоже никого не оставит равнодушным.

5.Итог урока. Рефлексия.

Вот и подошла к концу презентация нашей проектной работы «Книги на все времена». Всем спасибо за большую и кропотливую работу.

Мы сегодня пытались раскрыть секрет волшебства Н. Н. Носова. Прежде, чем ответить на главный вопрос сегодняшнего урока, я дам вам подсказку от самого Николая Николаевича, который как-то сказал:

 «Если вам когда-нибудь станет скучно, а на душе одиноко, возьмите в руки книгу любую из этих и немедленно читайте. Читайте для себя, для своего удовольствия.  И вы почувствуете, что улыбаетесь».

В чём же секрет Носова, друзья мои?

    Кому на уроке сегодня захотелось хотя-бы раз улыбнуться?  Улыбнитесь мне в ответ. Здорово. Волшебно. В этом то и есть секрет великого писателя. Не смотря на то, что свои произведения Николай Николаевич написал давным-давно, они по прошествии многих лет способны вызывать улыбку у людей разного возраста. Волшебство работает до сих пор.

6.Домашнее задание.

Домашнее задание я вам предлагаю выбрать самостоятельно. Если понадобится моя помощь, обращайтесь, не стесняйтесь.

- Ответить на вопросы викторины по произведениям Носова.

- Придумать  свою поучительную и смешную историю.

- Написать письмо Н. Н. Носову.

  1. Презентация проектной работы по группам.

Петухов Даниил, Трифонов Иван, Семёнов Всеволод, Смирнов Егор и Зеленко Диана анализировали понравившиеся произведения писателя. Сейчас они расскажут о своей работе.

Петухов: Мне понравился рассказ Носова «Заплатка».    Главный герой рассказа - мальчик Бобка, другие действующие лица - его мама и его друзья. У Бобки были классные штаны, предмет его гордости. Но, однажды он их порвал. Так как мама отказалась зашивать штаны, Бобке пришлось постигать науку шитья самостоятельно.  Когда Бобка в первый раз зашил штаны, то заплатка получилась настолько корявой, что носить такие штаны  было невозможно . Пришлось переделывать. Во второй раз Бобка подошел к делу более аккуратно, работал более терпеливо, и у него все получилось: штаны стали почти как новые. Рассказ учит тому, что  свои собственные ошибки нужно постараться, не надеясь на родителей, исправить самому, и  сколько же может доставить радости  самостоятельно выполненная качественная работа. Если я когда – нибудь порву брюки, я тоже попытаюсь отремонтировать их сам.

Трифонов Иван:

А я хочу поделиться своими впечатлениями от рассказа  «Фантазёры».  В рассказе мне понравились оба главных героя, Мишутка и Стасик. Это ребята, которые очень похожи на меня и моих друзей.  Они любят тренировать свой ум различными придумками. Мы тоже этим часто занимаемся. Пытаемся друг друга перефантазировать. Это очень весело. Но фантазия и ложь – это разные вещи. Фантазия никому не приносит огорчений, она делает жизнь веселее. Мне совсем не понравился Игорь, который съел варенье, и, чтобы его не наказали измазал губы малышки-сестры этим вареньем. И Иришку наказали незаслуженно. Миша и Стасик тоже осудили вруна, а Иришке отдали своё мороженое. Этот рассказ и другие произведения Носова учат нас быть весёлыми и добрыми.

Семенов Всеволод

Романы- сказки Носова о Незнайке мне читали взрослые, когда я был маленьким. Слушать их было очень интересно. А когда я научился читать, то сам перечитал эти произведения. Во время чтения я представлял себя на месте главного героя Незнайки. Мне бы очень хотелось иметь такого друга как он. И хотя его часто ругают за разные проступки, он хороший парень. С таким не соскучишься. Благодаря Незнайке я многое понял и многому научился. Ребят пугает то , что  эти сказки объёмные по содержанию, но читаются они легко и весело. По заданию литературного клуба мы читали «Приключения Незнайки и его друзей». Советую вам, ребята, прочитать «Незнайку в Солнечном городе» и «Незнайку на Луне».

Смирнов Егор

Когда я начал читать «Весёлую семейку» Носова, я был удивлён тому, что много лет назад такие же мальчишки как я жили так интересно! Коля и Миша смогли сконструировать паровую машину! Они сумели соорудить настоящий инкубатор и вывести цыплят! Это меня поразило. Я переживал, за исход эксперимента, боялся, что у ребят ничего не получится. А всё у них получилось, благодаря их упорству и трудолюбию. Я задумался над тем, что я и большинство моих друзей в свободное время сидят в телефонах и планшетах. Это, я теперь знаю, бесполезное и вредное занятие. Хочется теперь тоже что-нибудь изобрести, что-нибудь полезное и нужное.

Зеленко Диана

А я прочитала повесть «Витя Малеев в школе и дома». Читать повесть интересно потому, что главные герои тоже школьники. У Вити и его друга Кости были такие же проблемы в учебе как у некоторых из нас. Прочитав это произведение, я поняла, что добиться успеха в учебе можно, если очень захотеть, главное – не прогуливать уроки и терпеливо преодолевать трудности. У нас в классе тоже есть ребята, которые нуждаются в помощи. Они уже привыкли получать плохие оценки и не расстраиваются, считают, что так будет всегда. Но я теперь знаю, что, если им протянуть руку помощи,  они смогут добиться успеха как Витя Малеев.

- Спасибо, ребята, за вашу работу. Я рада, что вам понравились эти произведения Николая Николаевича. Они нам  помогают избавляться от не самых полезных черт и свойств характера – от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия. Автор никогда не указывает прямо: «Так поступать нельзя, нужно поступать по-другому!». В произведениях Носова нет морали, как, например, в баснях Крылова. Однако читатель, наблюдая за переживаниями главных героев, сам приходит к нужным выводам. И вы тоже, как мы убедились, сделали правильные выводы и нас заставили о многом задуматься.

Следующая группа участников проекта расскажет вам о любимых героях произведений Носова.

Кунгер Максим  Знайку. Мне понравился Знайка – герой сказки Носова. Благодаря таким людям как он, движется наука и прогресс.

   Зна́йка — коротышка, старший среди других коротышек, живущих в Цветочном Городе. Знайка очень  умный, так как читает  много книг. Он воспитанный. Может ввязаться в драку, может среди ночи принять решение и, не откладывая, уехать ранним утром по делам. Знайка имеет большой авторитет среди коротышек. Я его представляю таким.

Петров Костя  Незнайку.

Незнайка - главный герой сказочной повести Николая Носова.

С первых страниц сказки Незнайка предстает перед нами веселым и беззаботным, он никогда не унывает и легко принимается за любое дело.  Характер Незнайки неспокойный, он легко загорается, но  легко остывает к своему увлечению.

Незнайка любит, чтобы все у него получалось сразу, он уверен в своих талантах и возможностях. Малыш серьёзно расстраивается, если терпит неудачу.

Незнайка хвастун и забияка. Он любит драться, любит приключения.

Незнайка не любит учиться и не любит читать книжки. Но после приключений Цветочном городе  Незнайка понял, что знания могут очень сильно помочь в жизни.  В конце сказки Незнайка исправился и  взялся за ум.

Розанова Елизавета- Синеглазку.

Мне захотелось нарисовать Синеглазку. Это серьёзная и рассудительная малышка, красивая подруга Незнайки. У этой тёмноволосой девочки были голубые глаза и твёрдый характер. После падения воздушного шара взяла Незнайку к себе для ухода. Незнайка и Синеглазка подружились. Она поддержала своего друга в трудную минуту.

Лабушкин Сергей   «Бобик в гостях у Барбоса». Я очень люблю собак, поэтому моими любимыми персонажами в произведениях Носова являются Бобик и Барбос. Хотя они устроили бардак в квартире пожилого человека, на самом деле, это добрые и забавные лохматые друзья. Я уверен, что они еще пригодились своему хозяину.

Беднякова Ульяна – А мне понравился  Миша – друг Коли. Этих мальчиков  мы встречаем во многих рассказах Николая Николаевича. Миша - самоуверенный парнишка, активный и  любознательный. Мишка всегда уверен в своей победе, в отличие от Коли - мальчика скромного и нерешительного. Мне нравятся такие мальчишки, с ними очень интересно, и никогда не скучно!

Спасибо, друзья, за эмоциональные характеристики любимых героев и их замечательные портреты.

Социологическое исследование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...

И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...