Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Боровкова Валентина Михайловна

Рабочая программа по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4.kl_.docx85.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями

-  Федерального закона  от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Закона Курской области  от 09.12. 2013 г. № 121- ЗКО «Закон об образовании в Курской области;

- Федерального государственного образовательного стандарт  начального общего образования от 06.10.2009 № 373, утвержденного  приказом Минобрнауки России от 22.12.2009 № 15785;

- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

-  Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»

-Устава  и локальных актов МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»

Программа разработана на основе авторской программы «Литературное чтение» авторов В.Г.Горецкого,Л.Ф. Климановой  и др.

Курс «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Основными задачами курса являются:

-развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

-учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

-формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

-обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

-формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

-формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

-обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

-работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.

Данная программа  ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

№п/п

Класс

Автор составитель

Название учебника

Год издания

Издательство

1

1

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

Литературное чтение

2013-16

Просвещение

2

2

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

Литературное чтение

2013-16

Просвещение

3

3

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

Литературное чтение

2013-16

Просвещение

4

4

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.и др.

Литературное чтение

2013-16

Просвещение

На изучение литературного чтения отводится 540 часов.

Рабочая программа рассчитана: в 1 классе - 96 учебных часов (в период обучения грамоте),  36 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа  в неделю,   во 2-4 классах –  по 136 учебных часов в год,  4 часа  в неделю.  

1.Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся

с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.

Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У учащихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):  

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;  использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;  

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;  использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;  составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;  для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов); различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;  

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и в неучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник получит возможность научиться:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности); отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений; находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет); определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

 восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями; составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета; писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

1 класс

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

-воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);

-осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

-читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

-читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;

-различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;

-принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;

-отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

-называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

-различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

-анализировать с помощью учителя (о каком предмете идёт речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

-читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

-читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

-читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;

-ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

-просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради.

-осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

-распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

-пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

-пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

-восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

-составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

-составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

-сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

-различать малые фольклорные жанры (загадка, песенка, потешка) и большие фольклорные жанры (сказка);

-отличать прозаический текст от поэтического;

-находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;

-называть героев произведения, давать характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

-отгадывать загадки на основе выявления существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;

-находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);

-использовать знания о рифме, особенностях стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки, юмористического произведения в своей творческой деятельности.

2 класс

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

-понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

-читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

-ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;

- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;

-осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

-распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

-соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

-понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;

-употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

-наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

-рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

-осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из  прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное,  изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

-составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся;

-пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;

-составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

-сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

-творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

-различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

-находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;

-использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

-находить в произведении средства художественной выразительности;

-понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.

3 класс

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

-осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

-употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

-наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

-рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

-самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

-находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

-пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

-понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

-участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

-формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

-делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

-находить в произведениях средства художественной выразительности;

-готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

-сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

-писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;

-пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

-сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

-составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

-подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

-писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

-понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

-понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

-осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

-находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

-определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

4 класс

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

-понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

-читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

-пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

-участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

-формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

-делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

-находить в произведениях средства художественной выразительности;

-готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

-осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

-приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

-воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.

-соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

-на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

-работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

-пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

-составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

-подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

-писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

-создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

-определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

-создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства  художественной выразительности.

2.Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

3. Тематическое планирование

п/п

Дата

ТЕМА

Кол-во часов

Вводимые понятия

предп.

факт.

1.

Инструктаж по ТБ.

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1

ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, ЖИТИЯ

10ч

2.

Летописи.  «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

Летопись,

устное народное творчество,

былина, жанр, фольклор, фольклорные жанры, житие,

проект

3.

«И вспомнил Олег коня своего».

1

4.

Былина – жанр устного народного творчества.

«Ильины три поездочки».

1

5.

«Три поездки Ильи Муромца».

1

6.

Сказочный характер былины.

 «Три поездки Ильи Муромца».

1

7.

Проверка техники чтения по тексту администрации.

1

8.

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы.

1

9.

«Житие Сергия Радонежского».

1

10.

Проект: «Создание календаря исторических событий».

1

11.

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

1

ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ

22ч

12.

П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове.

 

1

Народная сказка, главная мысль, заголовок, зачин, концовка, заключительная часть сказки, тема, идея главная мысль, события, последовательность.
рассказ, события, герои произведения, мотив, наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ

13.

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок».

1

14.

Деление текста на части.

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок».

1

15.

П.П.Ершов

«Конёк-Горбунок». План.

1

16.

Характеристика героев сказки.

 П.П.Ершов «Конёк-Горбунок».

1

17.

А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине.

1

18.

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!».

1

19.

А.С. Пушкин.

 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

20.

А.С. Пушкин.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». План.

1

21.

А.С. Пушкин.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Обобщение.

1

22.

М.Ю. Лермонтов.

 Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове .

1

23.

М.Ю. Лермонтов

«Дары Терека».

1

24.

М.Ю. Лермонтов

 «Ашик-Кериб».

1

25.

Характеристика героев.

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

1

26.

Л.Н. Толстой.

 Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом.

1

27.

Проверка техники чтения.

1

28.

Л.Н. Толстой «Детство».

1

29.

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал».

1

30.

А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове.

1

31.

А.П. Чехов «Мальчики».

1

32.

Главные герои рассказа. А.П. Чехов «Мальчики».

1

33.

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

1

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

34.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…».

1

Лирическое произведение, стихотворение, звукопись, средства художественной выразительности, рифма, ритм, сравнение, эпитет, олицетворение, «строфа»

35.

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка».

1

36.

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»,«Где сладкий шепот...».

1

37.

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

1

38.

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».

1

39.

Н.А. Некрасов «Школьник».

1

40.

Н.А. Некрасов «В зимниесумерки нянины сказки...».

1

42.

И.А. Бунин «Листопад».

1

43.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

16ч

44.

В.Ф. Одоевский

«Городок в табакерке».

1

Народная сказка, литературная,  главная мысль сюжет, ,завязка., кульминация., развязка, тема, главная мысль,  диалог, аннотация, инсценирование

45.

В.Ф. Одоевский

Первичное ознакомление «Городок в табакерке».

1

46.

В.Ф. Одоевский

Литературная сказка «Городок в табакерке».

1

47.

В.Ф. Одоевский

 «Городок в табакерке». План.

1

48.

В.М. Гаршин

 «Сказка о жабе и розе».

1

49.

В.М. Гаршин

Сказка или рассказ  «Сказка о жабе и розе».

1

50.

В.М. Гаршин

Главные герои, характеристика «Сказка о жабе и розе».

1

51.

П.П. Бажов  «Серебряное копытце».

1

52.

П.П. Бажов

Мотивы народной сказки «Серебряное копытце».

1

53.

П.П. Бажов  

Образ главных героев «Серебряное копытце». Заглавие.

1

54.

П.П. Бажов

Авторское отношение «Серебряное копытце».

1

55.

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

 Проверка техники чтения.

1

56.

С.Т. Аксаков

Образ главных героев «Аленький цветочек».Заглавие.

1

57.

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». План.

1

58.

С.Т. Аксаков

 Характеристика героев «Аленький цветочек».

1

50.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

ДЕЛУ ВРЕМЯ - ПОТЕХЕ ЧАС

60.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

Литературная сказка, диалог, жанр «юмористический рассказ».

61.

Е.Л. Шварц

Нравственный смысл «Сказка о потерянном времени».

1

62.

Е.Л. Шварц

Жанр произведения «Сказка о потерянном времени».

1

63.

Е.Л. Шварц

Инсценирование «Сказка о потерянном времени».

1

64.

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

65.

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

1

66.

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел».

1

67.

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел».

Герои произведения.

1

68.

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

1

СТРАНА ДЕТСТВА

69.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

 Особенности развития сюжета.

1

Рассказ, диалог, монологическое высказывание, устное рисование, сравнение, олицетворение

70.

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

 Герой произведения.

1

71.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий.

1

72.

К.Г. Паустовский

 «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения.

1

73.

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками». План.

1

74.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

75.

М.М. Зощенко «Елка».

1

76.

Обобщение по разделу «Страна детства».

1

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

77.

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

1

 Словесное рисование, декламация, интонирование произведений, тема, главная мысль, сравнение, олицетворение

78.

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

1

79.

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка».

1

80.

М.И. Цветаева «Наши царства».

1

81.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

ПРИРОДА И МЫ

12ч

82.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

Рассказ, главная мысль, выборочный пересказ, диалог, тема, главная мысль, повадки животных

83.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Отношение человека к природе.

1

84

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Выборочный пересказ.

1

85.

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

 Герои произведения.

1

86.

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Характеристика героев. План.

1

87.

М.М. Пришвин «Выскочка».

1

88.

Е.И. Чарушин «Кабан».

1

89.

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

1

90.

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

1

91.

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». План.  

1

92.

Проект «Природа и мы».

1

93.

Обобщение по разделу «Природа и мы».

1

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ

94.

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

1

Декламация, средства выразительности, эпитет. сравнение, олицетворение,
текст-описание, текст-повествование, лирическое произведение

95.

С.А. Клычков «Весна в лесу».

1

96.

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

1

97.

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

1

98.

С.А. Есенин «Лебедушка».

1

99.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

РОДИНА

100.

И.С. Никитин «Русь».

1

Рифма, ритм, эпитет, сравнение, олицетворение, текст-описание, текст-повествование, лирическое произведение, декламация

101.

С.Д. Дрожжин «Родине».

1

102.

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

1

103.

Проект: «Они защищали Родину».

1

104.

Обобщение по разделу «Родина».

1

СТРАНА ФАНТАЗИЯ

105.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

Особенности фантастического жанра.

1

Научно-фантастическая литература, жанр, диалог, монологическое высказывание

106.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

Герои фантастического рассказа.

1

107.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». План.

1

108.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

1

109.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев.

1

110.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». План.

1

111.

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

1

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

27ч

112.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

Жанр, деформированный текст, приключенческая литература, литературная сказка, диалог, юмористический рассказ, монологическое высказывание, библейские сказания

113.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Характеристика героев.

1

114.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». План.

115.

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1

116.

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

1

117.

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.

1

118.

Г.Х. Андерсен «Русалочка». План.

1

119.

Проверка навыка чтения.

1

120.

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

121.

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

 Герои приключенческой литературы.

1

122.

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  

Сравнение героев, их поступков.

1

123.

М. Твен «Приключения Тома Сойера». План.

1

124.

М. Твен «Приключения Тома Сойера».
Нравственный смысл рассказа.

1

125.

Итоговая диагностическая работа.

1

126.

С. Лагерлеф «Святая ночь».

1

127.

С. Лагерлеф «Святая ночь». Анализ текста.

1

128.

С. Лагерлеф «В Назарете».

1

129.

С. Лагерлеф «В Назарете».

Характеристика героев.

1

130.

С. Лагерлеф «Святое семейство»

1

131.

С. Лагерлеф «Иисус и Иуда»

1

132.

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

1

133.

Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

1

134.

Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». Характеристика героев.

1

135.

Путешествие по дорогам любимых книг.

1

136.

Итоговый урок. Что читать летом.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....