рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс)

Рабочая программа литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4.1.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению  для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной Программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы: Л.А. Ефросинина, М.И. Омарокова. Литературное чтение, 1-4 классы/М: Вентана-Граф, 2012., в соответствии с ООП НОО МКОУ Большеарбайская СОШ.

Планируемые результаты  освоения  предмета

.

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У четвероклассника продолжится:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У четвероклассника продолжится:

1) овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У четвероклассника продолжится формирование:

1) понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимания роли чтения, использования разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программы (102 часа)

Круг чтения

Произведения фольклора (сказки, легенды, былины, сказы, героические песни, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки) народов России и мира.

Басни русских баснописцев (И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева).        

Произведения русской классической литературы (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, П.П. Ершов, В.М. Гаршин, Н.Г. Гарин-Михайловский, К.М. Станюкович, НА. Некрасов).

Произведения и книги зарубежных писателей-классиков {Марка Твена, Х.-К. Андерсена, Виктора Гюго).

Произведения отечественной и зарубежной литературы разных жанров о детях и для детей

Произведения отечественной литературы XX в. (А.Н. Толстого, А.А. Блока, К.Д. Бальмонта, А.И. Куприна, И.А. Бунина, С.Я. Маршака, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова, С.В. Михалкова, В.П. Катаева, А.П. Платонова).

Научно-популярные произведения: очерки и воспоминания С.В. Михалкова, К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского, А.И. Куприна, В. Рыбакова, В.М. Пескова, Р. Сефа, М.А. Шолохова, И.С. Соколова-Микитова, Н.С. Шер.

Произведения и книги о путешествиях и приключениях (А.П. Платонова, Н.П. Вагнера,Дж. Свифта).        .

Детские периодические журналы («Костёр», «Чудеса и тайны планеты Земля», «Отчего и почему?», «Чудеса и приключения», «Юный эрудит»).

Виды речевой и читательской деятельности        

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения        

Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.        Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие  человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении - реальных и фантастических.

Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги.

Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, пословицы, былины, легенды, сказы. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии, из летописи. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Примерная тематика. Художественные произведения о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве, о путешествиях и приключениях. Научно-познавательные произведения: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях.

Жанровое разнообразие. Расширение знаний в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам. Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: эмоционально-образное описание героев, интересных случаев из их жизни, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма, средства выразительности.

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, художественные описания природы, художественный образ и познавательная, реальная информация.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия; термины; развитие логических связей, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Творческая  деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

    Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Чтение: работа с информацией

 Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура). Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с лицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.

Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи. Оценка полученной информации о книге и литературных героях.

Межпредметные связи:      

с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера {сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);

с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

проведения

Тема урока

Форма занятий

Характеристика основных видов деятельности (УУД)

план

факт

план

факт

1

Произведения фольклора.

 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Урок - путешествие

Воспринимать тексты прослушанных произведений, адекватно реагировать на содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении, уметь выслушивать и уважительно относиться к мнению одноклассников и учителя. Сравнивать произведения фольклора по жанрам и темам, выделять особенности народных сказок. Рассматривать книги с произведениями малых фольклорных жанров.

2

 Повторение.

Произведения фольклора. Былина «Волх Всеславович»

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Повторять разновидности сказок: бытовые, волшебные, о животных.

3

 

Произведения фольклора. Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Чтение и анализ легенды, сравнение легенд с былинами. Самостоятельное чтение «Легенды о покорении Сибири Ермаком». Выразительное чтение вслух

4

Произведения фольклора. Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Урок - экскурсия

Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них.

5

Обобщение. «Книги с фольклорными произведениями». «Книжная полка». «Проверьте себя».

Книги с былинами и легендами

Ориентироваться в структуре текста:  заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.

6

«Произведения русских баснописцев».

И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

И. Хемницер «Стрекоза».

Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи».

Урок - игра

Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру, объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен. Сравнивать басни со схожим сюжетом по форме, выделять особенности авторского языка. Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения.

7

 «Произведения русских баснописцев».

И. Хемницер. «Друзья».

Дополнительное чтение.

 И. Крылов. «Крестьянин в беде».

Контрольное чтение наизусть №2.

И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.

8

«Произведения русских баснописцев».

А. Измайлов. «Кукушка».

Дополнительное чтение.

 А. Измайлов. «Лестница».

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

9

«Баснописец И.А. Крылов».

И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Дополнительное чтение.

И. Крылов «Осёл и Соловей».

С. Михалков. «Слово о Крылове».

Урок – ролевая игра

Выразительно  читает басню в лицах.  Заполняет схему «Басни И.А. Крылова». Выполняет самопроверку по образцу. Оценивание работы словесно. Адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.

10

Контрольное чтение наизусть №3

И.А. Крылов. Басни.

Обобщение по разделу  «Басни». Рубрика «Проверьте себя».

Урок - зачет

Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.

11

Стихотворения Жуковского В. Жуковский «Песня», «Ночь». «Вечер», «Загадки».

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

12

«Волшебные сказки в стихах». В. Жуковский «Спящая царевна».

Урок - диалог

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

13

(сравнение) В. Жуковский «Спящая царевна»

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Дополнительное чтение.

В. Жуковский «Сказка о царе Берендее

Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Сравнивать «Сказку о царе Берендее…» В. Жуковского со «Сказкой о царе Салтане…» А.С. Пушкина (заголовки, сюжеты,  герои, главная мысль).

14

Обобщение.

«Произведения Жуковского». Рубрика «Проверьте себя» (в тетради).

Урок - зачет

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.

15

А.С. Пушкин Стихотворение «Осень» (отрывки).

Дополнительное чтение.

Г. Волков «Удивительный Александр Сергеевич

Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.

16

 

«Стихи А.С. Пушкина». «Зимняя дорога».

А.С. Пушкин «И.И. Пущину»,

И.И Пущин «Записки о А.С.Пушкине»

Контрольное чтение наизусть.№4

А.С. Пушкин «Осень».

Урок - творчество

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

17

Из воспоминаний В.И. Даля.

«Сказки А.С. Пушкина».

Дополнительное чтение.

 А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

18

 

«Стихи М.Ю. Лермонтова».

М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...» «Парус».

Относиться к литературным произведениям как к словесному искусству. Пользоваться алгоритмом учебных действий для формирования универсального умения читать выразительно.

19

«Стихи М.Ю. Лермонтова».

«Горные вершины». «Утёс». Контрольное чтение наизусть.№5

Дополнительное чтение «Ашик-Кериб»

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения.

20

Слушание и работа с книгами.  «Книги М.Ю. Лермонтова»

Дополнительное о М.Ю. Лермонтове чтение.

М. Лермонтов «Казачья колыбельная песня».

Урок - путешествие

Работать с книгами-

справочниками, выразительно читать произведения. Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

21

«Литературные (авторские) сказки». П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (отрывки).

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

22

«Литературные (авторские) сказки». П. Ершов «Конёк-

Горбунок» (словесное описание картин) (отрывки).

Инсценировать  отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. Выделять основные смысловые эпизоды, последовательность и логику событий в изучаемых произведениях.

23

«Стихи П.П. Ершова». П. Ершов «Кто он?»

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

24

Обобщение«Русские поэты». Рубрика «Книжная полка». Рубрика «Проверьте себя, или

комплексная контрольная работа.

Урок - викторина

Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию.

25

«Сказки В.М. Гаршина».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

(первичное чтение)

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

26

«Сказки В.М. Гаршина».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

 ( пересказ, инсценирование отдельных эпизодов)

Инсценировать  отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения.

27

Слушание и работа с детскими книгами.

«Авторские сказки». Дополнительное чтение.

В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Урок - концеренция

Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и  подтверждать свой ответ примерами из текста.

28

 Обобщение «Повторение литературных сказок». Рубрика «Проверьте себя».

 

Контрольное чтение наизусть №6.

В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе» (фрагмент).

Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете.

29

«Произведения о детях».

Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).знакомство с текстом

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

30

. «Произведения о детях».

Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы») работа с текстом, моделирование обложки

Урок - взаимообучения

Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни. Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения

31

.  «Произведения о детях».

Дополнительное чтение. К. Станюкович. «Максимка».

Контрольное чтение наизусть

 № 7

Определять  самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).

32

«Произведения русских писателей о детях».

Дополнительное чтение.

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Рубрика «Книжная полка».

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

33

«Произведения о детях».

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы).

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Оценивать поступки героев и собственные исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.

34

«Произведения зарубежных писателей о детях».

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки).

Урок - фантазирования

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

35

Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Дополнительное чтение. 1 и 2 главы из романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».

Контрольное чтение наизусть

№ 8

Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.

36

 

«Сказки зарубежных писателей».

Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди».

Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.

37

 

«Сказки зарубежных писателей».

Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди».

(письменный отзыв о произведении)

Урок - КВН

Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения.

38

Сказка Х.-К. Андерсена "Дикие лебеди» (урок актуализации знаний и умений)

Работа с книгами-справочниками (значение слов, имён,). Работа в рабочей тетради

39

Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года». Дополнтельное чтение

Х.-К. Андерсен «Самое невероятное».

Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения.

40

Слушание и работа с детскими книгами.  

К. Паустовский «Великий сказочник»

Дополнительное чтение.

Х.-К. Андерсен «Девочка со спичками».

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю. Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование

41

Обобщение изученного в первом полугодии.  «Книги зарубежных писателей». Рубрика «Книжная полка».

Или комплексная контрольная работа.

Урок - зачет

Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете. Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.

42

«Книга книг — Библия». Детская Библия. Дополнительное чтение «Блудный сын»

Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них. Видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением.

43

Дополнительное чтение. «Суд Соломона». Библейское предание (урок усвоения новых знаний

Урок – «погружение»

Определение главной мысли – служение Родине, её процветанию. Оформление модели обложки.

44

Книги Древней Руси. Отрывок из «Повести временных лет»: «Деятельность Ярослава»

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.

45

«Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Никите Кожемяке», «Повесть о Кирилле и Мефодии»,

Анализировать  внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).

46

Мифы народов мира

.Дополнительное чтение.

Древнегреческий миф «Арион», «Дедал и Икар»

Урок - исследования

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

47

Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение»Дополнительное чтение:древнеиндийский миф «Создание ночи»

Читать в соответствии с основными правилами орфоэпии, уметь видеть в тексте произведения слова с трудными звукосочетаниями, подвижным и постоянным ударением, произносить правильно слова, вынесенные в словарь к тексту произведения, проверять звучание непонятных слов по словарю.

48

 «Мифы народов мира».

Дополнительное чтение.

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.

49

«Первая славянская азбука».

Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого»,».

Урок - зачет

Анализировать  внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).

50

Комплексная контрольная работа (урок контроля знаний и умений)

Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности.

51

. Слушание и работа с детскими книгами.

«Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого».

Акула».

Дополнительное чтение.

«Воспоминания Л.Н. Толстого».

Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы.

Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения

52

«Авторские сказки». Л.Н. Толстой. «Два брата».

Урок – деловая игра

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

53

«Басни Л.Н. Толстого».

Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

54

«Научно-популярные рассказы».

Л.Н. Толстой. «Черепаха».

Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.

55

«Познавательные рассказы». Л.Н. Толстой. «Русак».

Определять цели чтения художественных, научно-популярных, учебных текстов: изучающее чтение, поисковое чтение (выбор нужной информации), дополнительное чтение по изучаемому разделу, самостоятельное чтение по желанию. Использовать знаково-символическое моделирование для работы с произведением.

56

Слушание и работа с детскими книгами.

«Былины Л.Н. Толстого».

Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».

Урок - практикум

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, вести беседу о прослушанном, слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников. Формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения.

57

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя».

Выполняет задания по изученным произведениям Л.Н. Толстого.

58

«Стихи о Родине». А. Блок «Россия». Стихи А.А. Блока для детей». А. Блок «Рождество».

Контрольное чтение наизусть № 9.

Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

59

Слушание и работа с детскими книгами.  

«Стихи русских поэтов».

Дополнительное чтение.

А. Блок «На поле Куликовом».

Анализировать внутритекстовые иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).

60

«Стихи о Родине и о природе».

К. Бальмонт «Россия». «К зиме».

Урок - соревнование

Определять  самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

61

«Стихи о природе».

К. Бальмонт «Снежинка».

«Камыши».

Контрольное чтение наизусть №10.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

62

«Сказочные стихи».

К. Бальмонт «У чудищ».

«Как я пишу стихи».

Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Рисовать иллюстрации к отдельным отрывкам, эпизодам произведений индивидуально или в группах, оформлять книги-самоделки и школьные газеты (в том числе с использованием компьютера, Интернета).

63

«Стихи русских поэтов».

К. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка».

 Рубрика «Книжная полка».

Дополнительное чтение.

Работать с книгами  стихов русских поэтов. Слушать стихотворение К.Д. Бальмонта «Русский язык». Повторять произведения, о которых говорится в стихотворении. Самостоятельно читать стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка».

64

«Рассказы о животных».

А. Куприн «Скворцы».

А. Куприн «Четверо нищих.»

 А. Куприн «Воспоминания об А.П. Чехове».

Урок - творчество

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

65

«Очерки и воспоминания». А. Куприн «Сказки Пушкина».

Дополнительное чтение.

Практически определять жанры литературных произведений, указывая их особенности. Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач.

66

Дополнительное чтение.

Э. Сетон-Томпсон. «Виннипегский волк».

Песков «В гостях у Сетон-Томпсона».

Составлять списки  авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете. Создавать небольшие произведения по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения).

67

 

«Стихи о природе».

И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство».

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания..

68

«Стихи о природе».

И. Бунин «Листопад» (отрывок).

Урок- схема

Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости).

69

Урок-обобщение по теме «Русские поэты». «Проверьте себя " (урок систематизации и обобщения знаний и умений)

Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Читать наизусть стихотворения.  Заполнять схему «Стихи русских поэтов».

70

 

«Стихотворения С.Я. Маршака».

С. Маршак «Словарь». «Загадки», «Зелёная застава».

Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

71

«Пьеса-сказка С.Я. Маршака».

«Двенадцать месяцев» (избранные картины).

(реплики, ремарки)

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Анализировать иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).

72

«Пьеса-сказкиаС.Я. Маршака».

«Двенадцать месяцев» (избранные картины).

(инсценирование отдельных картин)

Урок исполнения сказочного сюжета

Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения.

73

 

«Пьесы-сказки С.Я. Маршака».

«Двенадцать месяцев» (избранные картины).(работа с деформированным текстом)дополнительное чтение

Называть особенности стихотворной и прозаической форм записи текста.

Находить в текстах произведений описания, повествования,  рассуждения, а также средства выразительности: эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы. Выполнять письменные упражнения с текстами изучаемых произведений в тетрадях.

74

Слушание и работа с книгами.

«Пьесы-сказки С.Я. Маршака».

Дополнительное чтение.

С. Маршак «Сказка про козла

Определять темы  самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости).

75

«С. Маршак — переводчик».

Р. Бернс «В горах моё сердце...» (перевод С. Маршака).

Урок - взаимообучения

Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.

76

Слушание и работа с книгами С.Маршака.  «Книги С. Маршака».

Дополнительное чтение.

С. Маршак. «Ледяной остров» (повесть в стихах).

Составлять кластер «По страницам книг С.Я. Маршака». Слушать повесть в стихах «Ледяной остров». Выполнять задания в тетради.

Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения

77

 

«Стихи для детей».

Н. Заболоцкий «Детство».

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. Работать с текстом стихотворения. Упражнение в выразительном чтении.

78

«Стихи Н.А. Заболоцкого».

Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».

Урок - диалог

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.

79

Библиотечный урок.

«Стихи русских поэтов». Книги со стихотворениями русских поэтов.

Контрольное чтение наизусть №12.

Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».

Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач.

Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной).

Составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.

80

В.П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы).(инсценированиеотдельные эпизоды)

Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев.

Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения.

81

Дополнительное чтение.

К. Симонов «Сын артиллериста».

Урок - соревнование

Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения.

82

«Стихи о родной природе». Н. Рубцов «Берёзы».

Пользоваться умением читать молча и разными видами чтения (изучающим, поисковым, просмотровым, выборочным) для работы с содержанием произведений, поиска информации, обогащения читательского опыта и развития интеллекта.

83

«Стихи о Родине».

Н. Рубцов «Тихая моя родина».

Дополнительное чтение. Н. Рубцов «Ласточка».

Контрольное чтение наизусть №13.

Н. Рубцов «Берёзы».

Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения. Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста. Выразительно читать наизусть стихотворение.

84

Слушание и работа с книгами А. Платонова.  «Произведения о Родине».

Дополнительное чтение.

А. Платонов. Сказка-быль «Любовь к Родине, или Путешествие воробья», «Неизвестный цветок».

Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей; осознавать понятия  (жизнь, ценность жизни, уважение к человеку, чувство долга, человеческое достоинство, свобода вероисповедания, равноправие, толерантность и др.) и рассуждать о них.

85

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя».

Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения.

86

«Произведения С.В. Михалкова».

С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома».

Дополнительное чтение.

С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?» Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Познакомиться с книгой Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (рассматривание и рекомендация для самостоятельного чтения).

87

«Басни С.В. Михалкова». С. Михалков «Зеркало». Дополнительное чтение. С. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда».

Контрольное чтение наизусть №14.

С. Михалков «Как бы мы жили без книг?»

Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения.

88

Слушание и работа с детскими книгами.  

«Книги С.В. Михалкова».

Дополнительное чтение.

Сказка «Как старик корову продавал».

Урок - конференция

Анализировать иллюстрации для более глубокого понимания содержания произведения, соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника (иллюстрацией).

89

«Юмористические рассказы о детях и для детей».

Н. Носов «Федина задача».

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев.

Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения. Определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалоги.

90

«Юмористические стихи» И. Гамазкова. «Страдания».

Дополнительное чтение.

В. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок - исследования

Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости).

91

«Юмористические произведения для детей». Детские журналы и газеты.

Дополнительное чтение.

М. Горький «Пепе».

Контрольное чтение наизусть №15.

И. Гамазкова «Страдания».

Воспитывать потребность в чтении детских периодических журналов, умение делать выбор периодического издания на основе собственных интересов.

Пользоваться ИКТ для работы с электронными периодическими изданиями «Детская газета», «Антошка» и др.

92

«Очерки о Родине».

И. Соколов-Микитов «Родина».

Дополнительное чтение.

М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна».

Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы.

Слушать вопросы по содержанию произведения, объяснения учителя и ответы одноклассников; отвечать на вопросы и подтверждать свой ответ примерами из текста.

93

«Очерки о людях». А. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-сказки». Дополнительное чтение.

М. Горький «О сказках».

Ориентироваться в структуре текста: заглавие, части, главы, абзацы; использовать знания о структуре текста при анализе. Аргументировать соответствие заглавия содержанию произведения. Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с авторским текстом и представлением художника.

94

Слушание и работа с книгами.

«Темы очерков».

Дополнительное чтение.

Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди».

Детские газеты и журналы.

Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиска ответов на вопросы по содержанию. Самостоятельно работать с текстом произведения: знакомиться до чтения, читать молча, составлять вопросы и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части, составлять простейший план, определять идею произведения.

95

Библиотечный урок

 «Писатели о писателях».

Урок - викторина

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями. Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы.

96

Промежуточная аттестация

Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач.

Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной, справочной).

Уметь составлять краткую аннотацию по образцу, писать отзыв о прочитанном произведении или книге.

97

«В мире фантастики».

Н. Вагнер «Фея Фантаста».

Дополнять таблицы и схемы информацией о героях, предметах, явлениях, полученной из научно-популярных и справочных книг. Называть жанры литературных произведений, указывая их особенности. Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев.

98

Дополнительное чтение.

Н. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина».

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование. Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания.

99

«Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы).

Урок - турнир

Оценивать поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следовать нравственно-этическим нормам поведения в жизни.

100

«Приключенческая литература». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы).(чтение  диалога, чтение по ролям)

Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы, исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости).

101

Обобщение.

Рубрика «Проверьте себя»

Дополнительное чтение.

М. Горький «О книгах». Н. Найдёнова «Мой друг». Рубрика «Книжная полка

Работать по рубрике «Проверьте себя» или выполнять итоговую контрольную работу.

Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе и Интернете.

102

Библиотечный урок " В мире книг". Рекомендации для летнего чтения (урок систематизации и обобщения знаний и

умений

Конкурс «Книгочей класса». Рекомендации к летнему чтению: оформление "Дневника летнего чтения" по разделам:

1. "Фольклор".

2. "Стихи русских поэтов".

3. "Рассказы о детях".

4. "О Родине и родной природе".

5. "Приключения, фантастика, детектив".

6. "Детские газеты и журналы"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...