Контрольно измерительные материалы по литературному чтению 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Ольга Алексеевна Ладыгина

Контрольно измерительные материалы

по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chteni_e.docx78.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕЛИННОВСКАЯ  ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО  РАЙОНА  РЕСПУБЛИКИ  КРЫМ

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОУ «Целинновская школа»

_____________ М.М. Ладыгина

Контрольно измерительные материалы

по литературному чтению

Контрольная работа №1 по разделу «Летописи, былины, жития».

Вариант 1

1. Когда в летописях стали записывать сведения о важных событиях?

а) многие тысячи лет назад

б) когда появилось устное народное творчество

в) с появлением письменности

г) когда стали печатать первые книги

2. Почему Олег не принял вина от греков?

а) оно было отравлено                        б) оно было разбавлено

в) оно прокисло на солнце                        г) Олег не любил вино

3. Что означает слово «паволоки»?

а) драгоценности, наряды                        б) шелковые ткани, покрывала

в) деньги в Древней Руси                        г) еда, кушанье

4. Как долго Олег не видел своего коня?

а)четыре года                                            б) пять лет

в) шесть лет                                               г) три года

5. Что такое былина?

а) сказка о богатырях                        

б) летопись о богатырях

в) быль                                        

г) русская народная эпическая песня - сказание о богатырях

6. Вставьте пропущенные слова.

Выгружал те сокровища Илья,

Созывал он всех вдов и ...,

Раздавал без остатка все,

Оставался сам опять без ....

а) отцов, гроша                                          б) сирот, всего

в) сирот, гроша                                         г) отцов, всего

7.  Каким именем был назван в святом крещении Сергий Радонежский?

а) Кирилл                                                 в) Сергий

б) Стефан                                                 г) Варфоломей

8. Почему обнищал отец Варфоломея - раб Божий Кирилл, обладавший большим имением в Ростовской области?

а) из-за частых хождений с князем в Орду

б) из-за частых набегов татар на Русь

в) из-за многих даней тяжких и сборов ордынских

г) из-за переезда с родной земли

9. Что пытался сделать враг с Ильей Муромцем?

а) превратить в своего друга                в) в свою веру склонить

б) взять в плен                                г) убить

Вариант 2

1. От какого слова произошло название «летопись»?

а) от слова «запись»                                    в) от слова «лето»

б) от слова «год»                                         г) от слова «летать»

2. Сколько кораблей составляло войско Олега?

а) тысяча кораблей                                в) две тысячи кораблей

б) три тысячи кораблей                        г) четыре тысячи кораблей

3. Что означает слово «узорочье»?

а) драгоценности, наряды                        в) шелковые ткани, покрывала

б старинные монеты                                г) еда, кушанье

4. Сколько княжил Олег?

а) тридцать три года                        б) тридцать лет

в) двадцать три года                                г) тридцать два года

5. Кто такой богатырь?

а) богатый человек

б) могучий человек

в) защитник Родины

г) воин, защитник своей Родины, наделенный чувством совет венного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью

6. Вставьте пропущенные слова.

Ту дороженьку... я,

Богатырь Илья Муромец,

... клад, да без клада назад

Воротился и опять небогат!

а) нашел, отыскал                                б) расчистил, вырыл

в) нашел, вырыл                                г) расчистил, отыскал

7. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого, удивил неизвестного, благообразного и подобного ангелу?

а) гулял по лесу                                          в) искал скот (лошадь)

б) пастушил                                               г) играл с детьми

8. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?

а) хотели, чтобы сын поухаживал за ними и похоронил

б) не хотели этого

в) сыновья Стефан и Петр женились и думали, как угодить женам, а не родителям

г) родители боялись жить одни

9. Зачем нам нужны летописи?

а) чтобы мы могли лучше понять окружающий мир

б) летописи могут многое объяснять из происходящего в мире при помощи исторической памяти

в) читая их, интересно проводить время

г) чтобы их читать

Контрольная работа № 2 по разделу «Чудесный мир классики».

1.Кто написал произведение «Дары Терека»?

А) А.П. Чехов                                Б) М.Ю. Лермонтов

В) А.С. Пушкин                                Г) Л.Н. Толстой

2. Определи жанр произведения А.С. Пушкина «Няне».

А) сказка                                          В) стихотворение

Б) басня                                            Г) рассказ

3. Из какого произведения эти строки?

«Ночь ненастная настала;

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник».

А) «Туча».

Б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

В) «Конёк – горбунок».

Г)  «Няне».

4.Найдите правильный порядок того, к кому обращался королевич Елисей.

А) к солнцу, месяцу, ветру                        Б) к солнцу, ветру, месяцу

В) к ветру, солнцу, месяцу                        Г) к месяцу, ветру, солнцу

5.Узнай произведение по опорным словам.

Гимназисты, сёстры, тайна, Америка, звери.  ________________________________

6. Допиши фамилии писателей и поэтов.

Александр Сергеевич ___________________________

Антон Павлович ____________________

Михаил Юрьевич _______________________________

Пётр Павлович ____________________

Лев Николаевич____________________________

7. По одной строчке вспомни название стихотворения.

«Глядишь в забытые вороты….»

А) «Туча».                                        Б) «Няне».

В) «Дары Терека»                                Г) «Унылая пора! Очей очарованье!»

8. К какому произведению подходит эта сказка?

Хотя с нуждою, а добился чести.

_____________________________

9. В каком произведении говорится о любви к матери?

А) «Няне».                                                                        Б) «Мальчики».

В) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».                        Г) «Детство».

10. Прочитай пункт плана и определи, к какому произведению он относится.

Девочки подслушивают разговор мальчиков.

А) «Детство».                                Б) «Ашик - Кериб».

В) «Мальчики».                                Г) « Как мужик камень убрал».

Контрольная работа № 3 по разделу «Поэтическая тетрадь».

1. Назовите автора и произведение, в котором есть эти строки:

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,                    

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

1) Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко...»

2) А. А. Фет «Весенний дождь»

3) Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»

4) И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

2. Н.А. Некрасов написал стихотворение:

1) «Школьник»                                        2) «Листопад»

3) «Еще земли печален вид...»                         4)«Бабочка»

3. Стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки...» написал:

1) И. А. Бунин                                                    3) А. Н. Плещеев

2) Е. А. Баратынский                                          4) Н. А. Некрасов

4. Узнайте произведение по рифме.

Шепот — ропот, лесов — лугов, горы — долы, зимы — холмы.

1) И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

2) А. А. Фет «Весенний дождь»

3) Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...»

4) Е. Л. Баратынский «Где сладкий шепот...»

5. Слово «нега» означает:

1) небо                                                             3)луга

2) блаженство                                                4) река

6. Ритм меняется в стихотворении:

1) А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

2) И. А. Бунин «Листопад»

3) А. А. Фет «Бабочка»

4) Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко...»

7. Подберите синонимы к слову «шумный».

1) грохочущий                                                    3) скромный

2) тихий                                                            4) гремучий

8. Эти фразы: «невеселая дорога», «люблю глубоко» — из произведения:

1) А.А. Фет «Весенний дождь»

2) Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...»

3) И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

4) Н.А. Некрасов «Школьник»

9. Разгадайте загадку. Укажите, в каком стихотворении говорится об этом.

Длинная лейка

Над землей висит,

Землю оросит,

Ползут из лейки

Серебристые змейки,

Куда упадут,

Там цветы зацветут.

1) Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...»

2) А.А. Фет «Весенний дождь»

3) Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»

4) И.А. Бунин «Листопад»

10. Эти строки о поэте ...

От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели.

1) об А.А. Фете                             3) о Н.А. Некрасове

2) о Ф.И. Тютчеве                        4) об И.А. Бунине

Контрольная раблота № 4 по разделу «Литературные сказки».  

Вариант 1.

1.Кто написал сказку «Серебряное копытце»?

1) П.П. Бажов                                        3) С.Т. Аксаков

2) В.М. Гаршин                                    4) В.Ф. Одоевский

2. Как звали главного героя сказки «Городок в табакерке»?

1) Саша;                                              3) Миша;

2) Петя;                                               4) Паша

3.Чем закончился Мишин сон?

1) Миша стал царём городка;

2) Миша спас колокольчиков;

3) механизм табакерки сломался;

4) Миша попрощался с жителями городка и ушёл из него;

4. Что могла делать роза?

1) блистать чудной и загадочной красотой;

2) любоваться красотой окружающего мира;

3) разливать вокруг себя тонкий и свежий запах;

5.Что было самым лучшим происшествием в жизни розы?

1) пение соловья;

2) спасение жабы;

3) прикосновение мальчика;

4) упавшая на цветок слезинка с щеки сестры;

6. Что означает выражение «покосные ложки»?

1) деревянные ложки;  

2) широкие, пологие овраги, покрытые травой;

3) широкие реки

4) широкие поля;

7. Почему Кокованя сначала не хотел брать девочку?

1) думал, что девочка будет лениться;

2) он не мог обучить девочку своему делу;

3) боялся не найти с девочкой общего языка;

8. Узнай произведение по ключевым словам.

Торговые дела, купец, дочь, лесной зверь

1) «Сказка о жабе о розе»

2) «Аленький цветочек»

3) «Городок в табакерке»

4) «Серебряное копытце»

9.Каким должен был быть аленький цветочек для младшей дочери?

1) сияющим всеми цветами радуги;

2) горящими огнями золотыми, серебряными;

3)умеющим разговаривать,

4) самым красивым на свете;

10. Как хозяин дворца обращался с девушкой?

1) исполнял все её желания;

2) строго, но справедливо;

3) учил её работать по дому;

11. Что произошло с девушкой, когда она увидела хозяина дома?

1) обрадовалась;                                 2) убежала;

3) упала в обморок;                                 4) сохранила спокойствие;

12.Какие сказки ты прочитал в этом разделе?

1) литературные;                                2) народные;

3) литературные и народные

Вариант 2.

1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

1) С.Т.Аксаков                                       3) В.Ф.Одоевский

2) В П.П.Бажов                                      4) .М.Гаршин          

2. Узнай произведение по ключевым словам.

Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг

1) «Сказка о жабе о розе»

2) «Аленький цветочек»

3) «Городок в табакерке»

4) «Серебряное копытце»

3.С кем познакомился мальчик в цветнике?

1) с белкой;                                        3) с ежом;

2) с зайцем;                                        4) с птичкой;

4.Какую историю, произошедшую третьего дня, вспомнил Миша (герой произведения «Город в  табакерке»?)

1) как папенька открывал крышку табакерки;

2) как он хотел нарисовать маменьку и папеньку, но никак не удавалось это сделать;

3) как мальчик-колокольчик над ним насмехался;

4) как папенька поставил на стол табакерку;

5.Почему Миша позавидовал колокольчикам?

1) они жили в красивом городе;

2) они целый день ничего не делали;

3) у них было интересное занятие;

6.Как звали  сиротку из сказки «Серебряное копытце»?

1) Настенька;                                      3) Машенька;

2) Дарёнка;                                          4) Алёнушка;

7.Что Кокованя рассказал девочке о своих занятиях?

1) летом рыбу ловит, зимой охотится;

2) летом золото добывает, зимой по лесам за козлом бегает;

3) на заводе работает, охотится, огород разводит;

4) из дерева разные вещи делает;

8.Как Кокованя ночевал зимой в лесу?

1) он разводил костёр, а потом на прогретом месте строил шалаш;

2) у него был поставлен зимний балаган, с очагом, с окошечком;

3) в лесу охотники построили избу для зимних ночёвок;

9.Почему просьба младшей дочери для купца была самой трудной?

1) купец знал, что цветочек находится в очень труднодоступном месте;

2)купец знал, что цветочек очень строго охраняют;

3) купец не знал, как определить, что найденный цветочек – самый красивый на свете;

4) купец не знал, как довезти цветочек до дома;

10.Почему хозяин дворца показался девушке?

1) решил приучить её к себе;

2) она его уговорила;

3) решил её испугать;

11.Почему девушка захотела побывать дома?

1) она затосковала по дому;

2) её приснилось, что батюшка заболел;

3) она захотела отнести батюшке и сёстрам гостинцы;

12.Произведения какого автора ты не встретил в разделе «Литературные сказки»?

1) С.Т.Аксакова;                                 3) В.Ф. Одоевского

2) В.М.Гаршина                                  4) Л.Н.Толстого;

Контрольная работа № 5 по разделу «Делу время – потехе час».

Вариант 1

1.Соедини стрелками:

Е. Л. Шварц                                     «Главные реки»

В. Ю. Драгунский                           «Никакой я горчицы не ел»

В. В. Голявкин                                 «Что любит Мишка»

                                                           «Сказка о потерянном времени»

2.Узнайте произведение:

•        «Попробуй в классе запой – сразу выгонят»

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

•        «Они разбрызгивались, и получилось что-то очень приветливое и радостное»

а) В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

•        «Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

•        «Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить»

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

3. Из какого произведения этот отрывок?

Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса еще было далеко. И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всем на свете.

1) «Что любит Мишка»                                2) «Главные реки»

3) «Никакой я горчицы не ел»                        4) «Сказка о потерянном времени»

4. Вспомните имя Шварца.

1) Евгений Львович                                        2) Лев Евгеньевич

3) Виктор Владимирович                                4) Виктор Юзефович

5. Кто написал произведение «Никакой я горчицы не ел»?

1) В.В. Голявкин                                                    3) В.Ю. Драгунский

2) Н.Н. Носов                                                       4) Е.Л. Шварц

6. Из какого произведения эти пословицы и поговорки?

Все пропало. И в ус не дует. Терять время понапрасну.

1) «Главные реки»                                        2) «Что любит Мишка»

3) «Сказка о потерянном времени»                4) «Никакой я горчицы не ел»

7. Прочитайте имена героев и вспомните, из какого они произведения.

Петя Зубов, Ольга Капитоновна, Сергей Владимирович, Маруся, Наденька.

1) «Сказка о потерянном времени»                2) «Никакой я горчицы не ел»

3) «Главные реки»                                        4) «Что любит Мишка»

8. Укажите героев произведения В.В. Голявкина.

1) шофер                                                                3) Борис Сергеевич

2) Мишка                                                             4) дворник

9. Подберите синонимы к слову «позор».

1) бесславие                                                           3) стыд

2) бесчестие                                                          4) слава

10. Какому произведению подходит эта пословица?

Не учась, в люди не выйдешь.

1) «Никакой я горчицы не ел»                        2) «Сказка о потерянном времени»

3) «Что любит Мишка»                                4) «Главные реки»

Вариант 2

1.Соедини стрелками:

Е. Л. Шварц                                     «Главные реки»

В. Ю. Драгунский                           «Никакой я горчицы не ел»

В. В. Голявкин                                 «Что любит Мишка»

                                                           «Сказка о потерянном времени»

2.Узнайте произведение:

•        «Попробуй в классе запой – сразу выгонят»

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

•        «Они разбрызгивались, и получилось что-то очень приветливое и радостное»

а) В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

•        «Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

•        «Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить»

а) В. Ю. Драгунский «Главные реки»;

б) В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»;

в) Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

3. Из какого произведения этот отрывок?

Место совсем незнакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют.

1) «Что любит Мишка»                                2) «Сказка о потерянном времени»

3) «Никакой я горчицы не ел»                        4) «Главные реки»

4. Полное имя Голявкина.

1) Виктор Владимирович                                       3) Виктор Юзефович

2) Владимир Викторович                                     4) Евгений Львович

5. Кто написал произведение «Главные реки»?

1) Е.Л. Шварц                                                      3) В.В. Голявкин

2) В.Ю. Драгунский                                               4) Н.Н. Носов

6. Из какого произведения эти пословицы и поговорки? 

Держать ухо востро. Как сквозь землю провалился.

1) «Никакой я горчицы не ел»                        2) «Сказка о потерянном времени»

3) «Что любит Мишка»                                4) «Главные реки»

7. Прочитайте имена героев и вспомните, из какого они произведения.

Раиса Ивановна, Мишка, Кораблев.

1) «Главные реки»                                        2) «Что любит Мишка»

3) «Никакой я горчицы не ел»                        4) «Сказка о потерянном времени»

8. Укажите героев произведения Е.Л. Шварца.

1) Мишка                                                          3) Петя

2) Дениска                                                         4) Маруся

9. Подберите синонимы к слову «вежливый».

1) учтивый                                                        3) галантный

2) любезный                                                        4) грубый

10. Какому произведению подходит эта пословица?

Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.

1) «Главные реки»                                        2) «Что любит Мишка»

3) «Никакой я горчицы не ел»                        4) «Сказка о потерянном времени»

Контрольная работа № 6 по разделу «Страна детства».

Вариант 1

1. Из какого произведения эти строки?

Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах.

1) «Елка»                                                2) «Как я ловил человечков»

3) «Корзина с еловыми шишками»                4) «Мальчики»

2. Как зовут Житкова?

1) Борис Степанович                                             3) Константин Георгиевич

2) Степан Борисович                                          4) Михаил Михайлович

3. Какое произведение написал Б.С. Житков?

1) «Елка»                                                2) «Как я ловил человечков»

3) «Корзина с еловыми шишками»                4) «Главные реки»

4. Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»?

1) Б.С. Житков                                                     3) К.Г. Паустовский

2) М.М. Зощенко                                                4) В.В. Голявкин

5. Определите жанр произведения «Елка».

1) повесть                                                             3) басня

2) рассказ                                                              4) сказка

6. Что означает выражение «золотушный ребенок»?

1) золотой ребенок                                        2) послушный, хороший ребенок

3) больной, истощенный ребенок                        4) рыжий ребенок

7. Определите героев произведения «Как я ловил человечков».

1) Дагни                                                                3) Леля

2) бабушка                                                             4) внук

8. Выберите антонимы к слову «добродушный».

1) злой                                                               3) дурной

2) жестокий                                                      4) ласковый

9. Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается этот предмет.

Когда за грибами

Ты в рощу идешь,

Ее непременно

С собою берешь..

1) «Корзина с еловыми шишками»                 2)«Елка»

3) «Как я ловил человечков»                        4) «Мальчики»

10. Соедини стрелками:

Б. С. Житков                                 «Ёлка»

М. М. Зощенко                             «Корзина с еловыми шишками»

К. Г. Паустовский                        «Как я ловил человечков»

Вариант 2

1. Из какого произведения эти строки?

А я был удивительно маленького роста и мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

1) «Корзина с еловыми шишками»                2) «Как я ловил человечков»

3) «Елка»                                                4) «Мальчики»

2. Как зовут Паустовского?

1) Георгий Константинович                        2) Константин Георгиевич

3) Борис Степанович                                4) Михаил Михайлович

3. Какое произведение написал М.М. Зощенко?

1) «Елка»                                                2) «Как я ловил человечков»

3) «Корзина с еловыми шишками»                4) «Главные реки»

4. Кто написал произведение «Елка»?  

1) Б.С. Житков                                                     3) М.М. Зощенко

2) В.В. Голявкин                                                  4) К.Г. Паустовский

5. Определите жанр произведения «Как я ловил человечков».

1) рассказ                                                           3) басня

2) повесть                                                          4) сказка

6. Что означает выражение «Я сейчас вернусь, живым духом»?

1) вернусь живым и здоровым                        2) вернусь поздно                        

3) вернусь, когда смогу                                4) вернусь очень быстро

7. Определите героев произведения «Корзина с еловыми шишками».

1) Григ                                                               3) бабушка

2) тетушка Магда                                              4) брат и сестра

8. Выберите антонимы к слову «добродушный».

1)злой                                                               3) дурной

2) жестокий                                                      4) ласковый

9. Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается этот предмет.

Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

А зовут меня? ...

1) «Как я ловил человечков»                        2) «Корзина с еловыми шишками»

3) «Елка»                                                4) «Главные реки»

10. Соедини стрелками:

Б. С. Житков                                 «Ёлка»

М. М. Зощенко                             «Корзина с еловыми шишками»

К. Г. Паустовский                        «Как я ловил человечков»

Контрольная работа № 7 по разделу «Поэтическая тетрадь».

Вариант 1

1. Как зовут Брюсова?

1) Яков Валерьевич                                2) Валерий Яковлевич

3) Александр Сергеевич                        4) Владимир Александрович

2. Какое стихотворение написал С.А. Есенин?

1) «Бабушкины сказки»                                  3) «Опять сон»

2) «Наши царства»                                        4) «Детская»

3. Кто написал стихотворение «Наши царства»?

1) С.А. Есенин                                              3) М.И. Цветаева

2) В.Я. Брюсов                                              4) А.С. Пушкин

4. Из какого произведения эти строки?

Что под нами, под цветами,

За железными столбами?

1) «Бабушкины сказки»                        2) «Детская»

3) «Наши царства»                                4) «Бежит тропинка с бугорка...»

5. Найдите слово, которое означает место, заросшее непроходимым лесом.

1) чаща                                                          3) дебри

2)бурелом                                                    4) бор

6. Подберите синонимы к слову «притворяться».

1) изображать                                              3) симулировать

2) разыгрывать                                              4) быть естественным

7. Подберите антонимы к слову «сон».

1) бессонница                                              3) интересное видение

2) бодрствовать                                         4) явь

8. Их какого стихотворения эти олицетворения?

Тропинка бежит. Ока лениво движется.

1) «Детская»                                2) «Бежит тропинка с бугорка...»

3) «Опять сон»                        4) «Наши царства»

9. Подберите рифму к строчкам.

Нам хорошо. Пока еще в постели

Все старшие и воздух летний...,

Бежим к себе. Деревья нам...,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

1) свеж, качели                                      3) жгуч, качели

2) мил, качели                                      4) свеж, карусели

10. О каком поэте идет речь в этих строчках?

Он родился 13 декабря 1873 г. в Москве в купеческой семье. Писать стихи начал в восемь лет.

1) о С.А. Есенине                                 3) о М.И. Цветаевой

2) о В.Я. Брюсове                                   4) о Ф.И. Тютчеве

Вариант 2

1. Как зовут Есенина?

1) Александр Сергеевич                               3) Сергей Александрович

2) Сергей Алексеевич                                   4) Сергей Сергеевич

2. Какое стихотворение написала М.И. Цветаева?

1) «Бежит тропинка с бугорка...»                2) «Бабушкины сказки»

3) «Детская»                                        4) «Опять сон»

3. Кто написал стихотворение «Бабушкины сказки»?

1) М.И. Цветаева                                          3) В.Я. Брюсов

2) А.С. Пушкин                                           4) С.А. Есенин

4. Из какого произведения эти строчки?

...Деревья нам качели,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

1) «Бежит тропинка с бугорка...»                2) «Наши царства»

3) «Опять сон»                                4) «Бабушкины сказки»

5. Найдите значение слова «бегемот».

1) животное                                               3) гиппопотам

2) зверь                                                     4) млекопитающее

6. Что значит опостылеть?

1)замерзнуть                                             3)голодать

2) надоесть                                                4) стать стылым

7. Подберите антонимы к слову «сон».

1) бессонница                                              3) интересное видение

2) бодрствовать                                         4) явь

8. В этом произведении автор противопоставляет два мира: взрослый и детский.

1) «Наши царства»                                      3) «Бабушкины сказки»

2) «Опять сон»                                           4) «Детская»

9. Подберите рифму к строчкам.

И сидим мы, еле дышим,

Время к полночи....

Притворимся, что не...,

Если мама спать зовет.

1) идет, видим                                            3) течет, слышим

2) идет, слышим                                         4) плывет, слышим

10. О каком поэте идет речь в этом отрывке?

Писать стихи он начал рано, с девяти лет. В 1914 г. его имя появляется на страницах журналов. Желая быть в гуще литературной жизни, он в 1915 г. уезжает в Петербург. В столице творчество знаменитого поэта заинтересовало С.М. Городецкого, его оценил и А.А. Блок.

1) о С.А. Есенине                                         3) о М.И. Цветаевой

2) о В.Я. Брюсове                                       4) о Ф.И. Тютчеве

Контрольная работа № 8 по разделу «Природа и мы».

1.Соедините автора с его произведением:

Д. Н. Мамин - Сибиряк                                «Выскочка»

А. И. Куприн                                                 «Кабан»

В. П. Астафьев                                               «Приёмыш»

Е. И. Чарушин                                                «Стрижонок Скрип»

М. М. Пришвин                                             «Барбос и Жулька»

2.В этом произведении сорока лишилась хвоста

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

3.Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

4.Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей

а) В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

5.Они были разными, но дружба их – крепкой

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

6.Он был приёмным членом семьи, но очень любимым

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

7.Соедините произведение и предмет:

Норка                                   Е. И. Чарушин «Кабан»

Рога                                      В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Хвост                                   Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Миска                                  М.М.Пришвин «Выскочка»

Лодка                                   А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

Метла                                  

8.Кто это? Узнай по описанию. Напиши героя, название и автора произведения.

  • Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагивает и ткнёт кого надо клювом. Начальник птица!__________________________________________________________________
  • Она была маленькая, тонконогая с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди_______________________________________
  • Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начинает кричать. Да ведь так жалобно кричит________________________________________
  • Ей было очень тяжело прокормить детей. Но она была хорошая мать____________________________________________________________________
  • Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок_____________________________________________________
  • Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал, унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов_____________________________________________________________

9. Подбери антонимы к словам:

СТРОГИЙ -_________________________________________________________________

ТРЕВОГА - _________________________________________________________________

НАЧАЛЬНИК - ______________________________________________________________

СХОДСТВО - _______________________________________________________________

Контрольная работа № 9 по разделу «Поэтическая тетрадь».

Вариант 1

1. Какое стихотворение написал Борис Леонидович Пастернак?

1) «Весна в лесу»                                           3) «Сентябрь»

2) «Золотая осень»                                        4) «Бабье лето»

2. Кто написал стихотворение «Лебедушка»?

1) Д.Б. Кедрин                                             3) Н.М. Рубцов

2) С.А. Клычков                                           4) С. А. Есенин

3. Как зовут поэта Кедрина?

1) Борис Дмитриевич                        2) Борис Леонидович                                                    

3) Николай Михайлович                        4) Дмитрий Борисович

4. Из какого произведения эти строки?

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня...

1) «Бабье лето»                                             3) «Весна в лесу»

2) «Сентябрь»                                               4) «Золотая осень»

5. По данным словам узнайте стихотворение. 

Утренний, рудый, лом, пикнуть, клохтать, сойка.

1) «Бабье лето»                                              3) «Сентябрь»

2) «Весна в лесу»                                            4) «Золотая осень»

6. Что означает слово «чертог»?

1) дом черта                                        

2) черный дом

3) пышное, великолепное помещение или здание, дворец

4) густой темный сказочный лес

7. Вставьте пропущенные слова в отрывок.

А кругом цветы лазоревы

Распускали волны...

И, как гости...,

Улыбались дню веселому.

1) пряные, долгожданные                            3) острые, чужедальние

2) острые, долгожданные                             4) пряные, чужедальние

7. Отгадайте загадку и укажите стихотворения, в которых об этом говорится.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (_____________.)

1) «Золотая осень»                                       3) «Бабье лето»

2) «Весна в лесу»                                          4) «Сентябрь»

8. Закончите пословицу.

Кто весной потрудился,...

1) ...тот плачет зимой.                        2) ...так и скот в поле сыт.

3) ...тот осенью повеселится.                4) ...тот осенью поленился.

9. О каком поэте идет речь в этом отрывке?

Он родился в Тверской губернии, в семье кустаря-сапожника. Семья была старообрядческой, и свой творческий дар он унаследовал от «речистых» родителей и предков. Учился в земской школе, реальном училище в Москве, на разных факультетах Московского университета (курса не окончил из-за материальных затруднений).

1) о С.А. Клычкове                                         3) о Д.Б. Кедрине

2) о Б.Л. Пастернаке                                    4) о Н.М. Рубцове

        

Вариант 2

1. Кто написал стихотворение «Сентябрь»?

1) С.А. Есенин                                             3) Б.Л. Пастернак

2) Н.М. Рубцов                                              4) С.А. Клычков

2. Какое стихотворение написал Дмитрий Борисович Кедрин?

1) «Бабье лето»                                             3) «Лебедушка»

2) «Сентябрь»                                               4) «Весна в лесу»

3. Как зовут поэта Клычкова?

1) Антон Сергеевич                                      3) Сергей Антонович

2) Дмитрий Борисович                                4) Борис Леонидович

4. Из какого произведения эти строки?

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые.

1) «Лебедушка»                                              3) «Весна в лесу»

2) «Золотая осень»                                        4) «Бабье лето»

5. Что означает слово «чертог»?

1) дом черта

2) черный дом

3) пышное, великолепное помещение или здание, дворец

4) густой темный сказочный лес

6. По данным словам узнайте стихотворение. 

Чертог, фата, флигель, каталог.

1) «Золотая осень»                                         3) «Лебедушка»

2) «Весна в лесу»                                          4) «Бабье лето»

7. Вставьте пропущенные слова в отрывок.

У побережья зеленого,

Наклонив головки...,

Перешептывались...

С ручейками тихозвонными.

1) мелкие, лилии                                         3) мелкие, колокольчики

2) нежные, ландыши                                    4) нежные, лилии

8. Отгадайте загадку и укажите стихотворения, в которых об этом говорится.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (__________________.)

1) «Золотая осень»                                       3) «Бабье лето»

2) «Весна в лесу»                                          4) «Сентябрь»

9. Закончите пословицу.

Корми меня весной,...

1) ...а осенью я тебя накормлю.                2) ...а осенью я сам сыт буду.

3) ...а осень и так богата.                        4) ...а осенью и воробей богат.

10. О каком поэте идет речь в этом отрывке?

Он родился в Донбассе, на Богодуховском руднике, в семье счетовода. Детство и юность прошли в Днепропетровске. Первый и единственный прижизненный сборник стихов «Свидетели» вышел в 1940 г. Поэта интересовали люди труда, творцы материальных и духовных ценностей мира. Особенно любил он Русь.

1) о Д.Б. Кедрине                                           3) о С.А. Клычкове

2) о Б.Л. Пастернаке                                    4) о Н.М. Рубцове

Контрольная работа № 10 по разделу «Родина».

Вариант 1

1. Кто написал стихотворение «Родине»?

1) А.В. Жигулин                                   3) Н.М. Рубцов

2)  С.Д. Дрожжин                          4) И.С. Никитин

2. Какое стихотворение написал С.Д. Дрожжин?

1) «Родине»                                2) «Русь»

3) «Лошади в океане»                4) «О, Родина! В неярком блеске...»

3. Как зовут поэта Дрожжина?

1) Дмитрий Спиридонович                2)  Спиридон Дмитриевич

3) Иван Саввич                        4) Борис Абрамович

4. Узнайте произведение по отрывку.

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.

1) «Лошади в океане»                2) «О, Родина! В неярком блеске...»

3) «Родине»                                4) «Русь»

5. Из какого стихотворения эти строки?

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

1) «Родине»                                2) «Русь»

3) «Лошади в океане»                4) «О, Родина! В неярком блеске...»

6.  Какие синонимы вы бы выбрали к слову «черный»?

1) темный                                     3) о волосах: смоляной

2) белый                                        4) о лошади: вороной

7. Подберите синонимы к слову «гордиться».

1) скромничать                          3) важничать

2) кичиться                                4) зазнаваться

8.Закончите пословицу.

На чужой стороне Родина...

1) ...всем матерям мать.              3) ...милей вдвойне.

2) ...для нас дороже глаз.           4) ...одна.

9. В этом стихотворении рассказывается о том, что никто не мог завоевать Русскую землю.

1) И. С. Никитин «Русь»                2) С.Д. Дрожжин «Родине»

3) А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»        

4) Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

10. О каком поэте идет речь в этом отрывке?

Он — поэт-самоучка, из семьи крепостного, учился у деревенского дьячка грамоте «две неполных зимы», а в 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в Петербург, «в люди». Работая мальчиком-половым в трактире «Кавказ», пристрастился к чтению газет и «лубочных» книг и вскоре стал постоянным читателем Публичной библиотеки.

1) об И.С. Никитине                          3) об А.В. Жигулине

2) о С.Д. Дрожжине                            4) о С.А. Клычкове

Вариант 2

1. Кто написал стихотворение «О, Родина! В неярком блеске...»?

1) Б.А. Слуцкий                            3) И.С. Никитин

2) С.Д. Дрожжин                          4) А.В. Жигулин

2. Какое стихотворение написал И. С. Никитин?

1)«Родине»                                        2) «Русь»

3) «О, Родина! В неярком блеске...»        4) «Лошади в океане»

3. Как зовут поэта Жигулина?

1) Борис Абрамович                                2) Владимир Анатольевич

3) Анатолий Владимирович                        4) Иван Саввич

4. Узнайте произведение по отрывку.

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине!..                   

1) «Родине»                                                2) «Русь»

3) «О, Родина! В неярком блеске...»                4) «Лошади в океане»

5. Из какого стихотворения эти строки?

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивье.

1) «Лошади в океане»                        2) «О, Родина!В неярком блеске...»

3) «Русь»                                        4)«Родине»

7. Подберите синонимы к слову «гордиться».

1) скромничать                          3) важничать

2) кичиться                                4) зазнаваться

8. Подберите антонимы к слову «бодро».

1) устало                                   3) скоро

2) живо                                      4) быстро

9. Закончите пословицу. Человек без Родины,...

1) ...что птица без гнезда.                2) ...что без матери.

3) ...что без отца и матери.                4) ...что соловей без песни.

10. О каком поэте идет речь в этом отрывке?

Он — поэт-самоучка, из семьи крепостного, учился у деревенского дьячка грамоте «две неполных зимы», а в 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в Петербург, «в люди». Работая мальчиком-половым в трактире «Кавказ», пристрастился к чтению газет и «лубочных» книг и вскоре стал постоянным читателем Публичной библиотеки.

1) об И.С. Никитине                         3) об А.В. Жигулине

2) о С.Д. Дрожжине                            4) о С.А. Клычкове

Контрольная работа № 11 по разделу «Страна Фантазия».

Вариант 1

1. Кто написал «Приключения Электроника»?

1) Е.С. Велтистов                                         3) С.Е. Велтистов

2) Кир Булычев                                            4) Г.Х. Андерсен

2. Как зовут писателя Велтистова?

1) Серафим Евгеньевич                               3) Евгений Серафимович

2) Сергей Евгеньевич                                   4) Евгений Сергеевич

3. Определите жанр произведения «Путешествие Алисы».

1) сказка                                        2) рассказ

3) сказочная повесть                                4) фантастическая повесть

4. Этот отрывок из произведения...

В комнату с шорохом листвы влетел утренний ветерок и запутался в прозрачных шторах. Под окном росли крепкие дубки, солнечные лучи пробивались сквозь их лохматые шапки и ложились светлыми пятнами на землю.

1) С.Е. Велтистов «Приключения Электроника»

2) Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

3) Кир Булычев «Путешествие Алисы»

4) Кир Булычев «Путешествие Алины»

5. Найдите значение слова «контрабас».

1) струнный смычковый музыкальный инструмент

2) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе

3) человек, который занимается контрабандой

4) договор, соглашение

6. Найдите героев одного произведения.

1) Зеленый                                                     3) профессор

2) кустики                                                    4) Алиса

7. Найдите причину нападения кустиков.

1) Они были агрессивны.                        2) Их забыли полить.

3) Они питались людьми.                        4) Надвигалась песчаная буря.

8. В данный отрывок вставьте пропущенные слова.

В следующее мгновение профессор был....

Он увидел, как мелькает между деревьями....

1) у двери, синяя кофточка                        2) у окна, синяя курточка

3) у экрана, зеленая курточка                4) у ворот, зеленая кофточка

9. Электроник прыгнул с ... этажа.

1) с первого                                                  3) со второго

2) с третьего                                                  4) с пятого

10. Мы можем сказать об Алисе, что она:

1) из будущего                                                3) обычная девочка

2) любит животных                                      4) девочка-робот

Вариант 2

1. Кто написал произведение «Путешествие Алисы»?

1) Е.С. Велтистов                                         3) С.Е. Велтистов

2) Кир Булычев                                            4) Г.Х. Андерсен

2. В этом произведении рассказывается об удивительных приключениях мальчика-робота.

1) «Путешествие Алисы»

2) «Приключения мальчика Электроника»

3) «Приключения робота Электроника»

4) «Приключения Электроника»

3. Определите жанр произведения Е.С. Велтистова.

1) сказка

2) рассказ

3) фантастическая повесть

4) сказочная повесть

4. Из какого произведения этот отрывок?

Кусты были невысоки, мне по пояс, у них были длинные, серебристые с изнанки листья и довольно короткие, толстые корни, которые легко выходили из песка.

1) Кир Булычев «Приключения Алисы»

2) Кир Булычев «Приключения Алины»

3) Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

4) Кир Булычев «Путешествие Алисы»

5. Кто такой кибернетик?

1) специалист по кибернетике                        2) человек, изучающий фантастику

3) тот, кто перевозит контрабанду                        4) крытый экипаж, кибитка

6. Найдите героев одного произведения.

1) профессор                                                       3) Громов

2) Алиса                                                          4) Электроник

7. Когда поют кустики?

1) когда им хорошо                                        2) когда хотят петь

3) когда хотят пить                                        4) когда надвигается песчаная буря

7. Вставьте пропущенные слова в отрывок.

Сбегая по ..., профессор заметил удивленное лицо директора и ... помахал ему рукой. Сейчас было не до ....

1) дорожке, дружески, улыбок                        2) лестнице, успокаивающе, объяснений

3) лестнице, доброжелательно, объяснений        4) дорожке, успокаивающе, приветствий

8. С помощью чего Алиса успокоила кустики?

1) швабры                                                          3) душа

2) шланга                                                          4) лейки

9. Кем был папа Алисы?

1) космобиологом                                        2) кибернетиком

3) директором космического зоопарка                 4)доктором

10. Подберите синонимы к слову «прозрачный».

1) мутный                                                          3) чистый

2) грязный                                                         4) кристальный

Контрольная работа № 12 по разделу «Зарубежная литература».

Вариант 1

—  Прочитайте текст. Выполните задания.

Манька

В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в теплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зернышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замерзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.

Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонек мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней елке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу березки, а она рядом, рукой подать до веранды, — и прыг в кормушку. Голод не тетка. Мигом опустошила «скатерку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждет, наверно, не подложит ли чего еще сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками — хорошо, с осени осталась связка.

Теперь белка каждое утро — хоть сверяй по часам - поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.

Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твердостью в голосе сказала:

—  Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть...

Хотя мне и было жалко Маньку, но я все же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.

Н. Красильников

Вопросы и задания

1. Определите тему текста.

2.  Где рассказчик устроил кормушку? Постарайтесь точнее ответить на этот вопрос.

3.  Почему закончилась дружба с Манькой?

4.  Как вы поняли значение слов и выражений: рукой подать, реагировать, смородинки глаз!

Вариант 2

—  Прочитайте текст. Выполните задания.

Подкидыш

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили ее яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нем птенчика.

Но как это сделать?

Кто выведет мне его из яйца?

Кто вскормит?

Я знал неподалеку гнездо другой птички — пеночки-пересмешки. Она только что отложила свое четвертое яичко.

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто-голубое. Оно больше и совсем непохоже на яички пересмешки: те — розовые с черными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только еще дней через двенадцать.

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

Гнездо пересмешки помещалось на березе так невысоко, что я мог достать его рукой.

Когда я подошел к березе, пересмешка слетела с гнезда.

Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать ее гнезда.

Я положил голубое яичко к ее малиновым, отошел и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.

Но все-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приемышем.

Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?

Когда утром на следующий день я подошел к березе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой — хвост пересмешки.

Сидит!

Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними — голый слепенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула ее в рот маленькой каменке.

Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.

Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца.

Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.

На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Все кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».

Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под нее розовые яички.

Тогда я догадался, что приемыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел ее яички — высиживал ей птенцов.

Так оно и было. Пересмешка кормила приемыша, приемыш высиживал ее птенцов.

Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.

И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.

В. Бианки

Вопросы и задания

1. Определите жанр произведения.

2.С какого события началась эта история?

3. Как вы понимаете название рассказа?

4. Кем, по мнению автора, стал подкидыш в чужом гнезде?

5. Что испугало В. Бианки на седьмой день?

6. Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?

7. Что удивило вас в этом произведении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению для 1 класса программа «Школа 2100»

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению для 1 класса программа «Школа 2100» Проверочная работа по разделу 1    «Попрыгать, поиграть…». Соедини названия прои...

Контрольно- измерительные материалы по литературному чтению 1- 4 классы

Этот материал будет полезен учителям начальных классов.В рамках внедрения ФГОС НОО при проверке техники чтения учитывается 3 компонента: БЕГЛОСТЬ, ОСОЗНАННОСТЬ,ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.Данный текст в КИМ читае...

Поурочное планирование и контрольно-измерительные материалы по литературному чтению 4 класс ("Школа России")

Цель - помочь в подготовке к уроку литературного чтения в 4 классе. В разработке обобщены и систематезированы материалы разных авторов....

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению. 1-2 класс

Данные КИМы помогут проверить предметные, а также метапредметные результаты у обучающихся 1-2 кл....

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению. 3-4 класс

Данные КИМы помогут проверить предметные, а также метапредметные результаты у обучающихся 3-4 классов....

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению (тексты для чтения про себя)

Текты для чтения про себя с вопросами изаданиями для 1,2,3,4классов....