Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Баринова Ирина Владимировна

1.Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

2Тип урока: Открытие нового знания.

3.Цель урокапознакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка».
Задачи:

1) формирование представлений об особенностях сказки «Рукавичка», о народной и литературной сказке;
2) развитие процессов мышления, памяти, внимания, навыка выразительного чтения; умения контроля оценки и самооценки своей деятельности;
3) воспитание самостоятельности, организованности; воспитание любви к чтению и сказкам.

 4Представление о результатах:

- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka_rukavichka.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

1.Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

2Тип урока: Открытие нового знания.

3.Цель урокапознакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка».
Задачи:

1) формирование представлений об особенностях сказки «Рукавичка», о народной и литературной сказке;
2) развитие процессов мышления, памяти, внимания, навыка выразительного чтения; умения контроля оценки и самооценки своей деятельности;
3) воспитание самостоятельности, организованности; воспитание любви к чтению и сказкам.

 4Представление о результатах:

- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.

в) Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с

учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- предметные результаты: - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», научатся читать сказку по ролям,

анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану, узнают о культуре русского народа, научатся ценить её достояние;

5. Технология: системно-деятельностный метод обучения.

6. Оборудование: учебник «Литературное чтение» Горецкий 1 класс, аудиозапись сказки « Рукавичка» иллюстрации сказок « Гуси-лебеди», «Колобок», «Теремок», «По щучьему велению»  «Рукавичка»; карточки с заданиями  для парной и групповой работы, маски героев сказок «Рукавичка» и « Теремок», выставка книг.

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. 1.Организационный момент.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

-Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу ,и поприветствуем гостей.

Приветствуют учителя и гостей.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

  1. 2.Актуализация знаний.

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная работа. Инсценировка.

Ребята, внимательно посмотрите на иллюстрации на доске.

- Что их объединяет? ( Они сделаны к русским народным сказкам « Гуси-лебеди», «Колобок», «Теремок», «По щучьему велению»)

- Какая сказка может быть лишней? Почему? - Верно. Назовите автора сказки « Теремок».

- Что общего у народных и авторских сказок? - С какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке? Вспомним её, но сначала выполним речевую разминку.

Звучит музыка « В гостях у сказки».

Речевая разминка.

Прочитайте стихотворение.

Азки-азки-азки – все мы любим сказки.
Вес- вес- вес – впереди волшебный лес.
Ведь –ведь- ведь – бродит по лесу медведь.
Ушка – ушка – ушка – стоит избушка на опушке.
Ро – ро – ро – в сказке победит добро.
Ать – ать – ать – будем много мы читать.

- Послушайте внимательно, я прочитаю вам начало сказки, а вы должны заметить ошибки в содержании сказки и исправить их.

(Учитель читает отрывок сказки с ошибками)

- Прочитайте отрывок правильно.

- Каким должно быть чтение?

- Продолжаем чтение сказки по ролям. - Оцените чтение ребят.

3) А сейчас проинсценируем конец сказки « Теремок» (Сценка)

- Понравилась ли вам эта сказка?

- А.С. Пушкин сказал « Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Кто пояснит смысл его слов?

- Молодцы!

- Чему же учит сказка Е. Чарушина « Теремок»?

 Дети находят общие признаки, находят сказку, которую можно исключить, составляют схему на доске.( авторские и народные сказки)

« Теремок»- есть народная сказка , а есть авторская)

( Волшебство, животные и неживые предметы разговаривают, добро побеждает зло и т.д.)

Чтение стихотворения хором.

Дети внимательно слушают, находят и исправляют ошибки в содержании сказки.

-Громким, правильным, выразительным, понятны.

Чтение детьми вслух.

Дети высказывают свое мнение.

 

Инсценирование отрывка.

Дружбе, добру, взаимовыручке.

Познавательные: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных авторов

Коммуникативные: уметь сотрудничать.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности

3. Физминутка.

 

«На дверях висит замок»

2 ученика у доски показывают движения, все выполняют.

  1. 4.
  2. Целеполагание. 

Фронтальная.

Проблемная ситуация

Ребята,  сегодня  к  нам на урок  пришли  гости.

Проблемный диалог( сценка)

Приложение №1

-Кто может теперь назвать тему урока? - ( Учитель показывает книжку)

-Что такое рукавичка?

- По   -Подберите синоним к слову «рукавичка» .

-Для Для чего нужны рукавицы?

 Какие цели мы поставим перед собой? 

Разыгрывается проблемный диалог.

Определение темы и целей      урока.

Работа с толковым словарем.

Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках.

Коммуникативные: уметь сотрудничать, договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности

  1. 5.Первичное прослушивание сказки.

ИКТ

аудиозапись сказки «Рукавичка»

-Давайте познакомимся с содержанием сказки, послушав аудиозапись.

 Дети слушают аудиозапись сказки.

Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста.

6. Работа по теме урока.

 

Фронтальная

Парная

Фронтальная,

игровая

Фронтальная,

Индивидуальная.

Групповая

Фронтальная, групповая

1) Чтение сказки вслух подготовленными учениками.

 2)Беседа по прочитанному.

- Кто обронил рукавичку?

-Кто стал первым жить в ней? Кто второй?

Выстройте всю последовательность : кто за кем заселялся в рукавичку.

-Доскажите второе имя каждого героя. На какую особенность указывает вторая часть имени?

- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

3)Работа на карточках в парах.

Приложение №2

Учитель предлагает игру « Рукавичка»

4)Сейчас мы будем читать с остановками.

1. Хоровое чтение.  

2. « Буксир»( Учитель читает вслух, дети следят. Остановка. Дети называют следующее слово.)

3.Чтение по цепочке.

4. « Оживи героев» .

5)Работа с пословицами в группах.

 Игра « Найди пару»

 Приложение №3.

6) С какой сказкой похожа сказка «Рукавичка»?

- Чем они похожи?

Кто главные герои?

-Чем заканчиваются сказки?

Найдите соответствия.

- Чем отличаются?

-В какое время года происходят события?

-Одинаковые ли слова – характеристики героев?

-Одинаковые или разные содержание и конец сказок?

Сделайте вывод.

Ответы на вопросы

Дети на доске выкладывают картинки с изображением героев.

Работа в парах с непонятными словами.

проверяют с помощью сигналов.

Чтение хором с доски трудных для чтения слов.

Передают рукавицу, называют качества героев сказки.

Проверка светофорами.

Чтение 3-4 учеников.

Инсценируют сказку, отвечают на вопросы.

 

Дети восстанавливают пословицы, подбирают те, которые подходят к сказке.

Работа с пословицами:

Не учись разрушать, а учись строить.

В тесноте, да не в обиде.

Дружба и братство дороже богатства.

Сила сломит все, а ум – силу.

Находят сходства и отличия в сказках

Работа в группах, найти соответствия.

Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать знаки, символы.

Коммуникативные УУД

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД.

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать знаки, символы

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к содержанию изученного произведения, оценивать высказывания одноклассников.

Личностные УУД: уметь оценивать собственные поступки и поступки героев сказок

Познавательные УУД: уметь сравнивать произведения и героев

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности

  1. 7.Рефлексия.

Фронтальная

Составление синквена.

Приложение №4

Обучающиеся предлагают свои варианты.

1. Рукавичка.

2.Теплая, меховая, мягкая.

3.Уронил, лежит, пускает.

4. Дед рукавичку забирает

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с поставленной задачей.

  1. 8. Итог.

Индивидуальная

-Оцените свою работу на уроке ( смайлики настроения)

 

На уроке я узнал…

Мне понравилось…

Я запомнил…

Я научился…

Теперь я могу…

Похвалил бы себя…

Личностные УУД: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка "Рукавичка"

Небольшая презентация с загадками. пословицами...

русская народная сказка "Рукавичка"

литературное чтение 1 класс УМК "Школа России"...

Тема: русская народная сказка «Рукавичка»

Цель  урока: познакомить с русской  народной  сказкой «Рукавичка» Задачи:- обучать  плавному, выразительному, осознанному  чтению целыми  словами;- учить  соотн...

Конспект урока. Русская народная сказка "Рукавичка".

Методическая разработка урока  к русской народной сказке "Рукавичка"....

урок чтения в 1 классе. Тема: Русская народная сказка «Рукавичка»

Цели:   1. Познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; ...

Русская народная сказка "Рукавичка"

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. УМК "Школа России"...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....