Конспект урока. Русская народная сказка "Рукавичка".
методическая разработка по чтению на тему

Шерстобитова Оксана Алексеевна

Методическая разработка урока  к русской народной сказке "Рукавичка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kl._rukavichka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Технология: здоровьесберегающие технологии на уроках

Предмет: литературное чтение

Класс: 1 класс

УМК: «Школа России»

Тема: русская народная сказка «Рукавичка»

Цель  урока: познакомить с русской  народной  сказкой «Рукавичка»

Задачи:

- обучать  плавному, выразительному, осознанному  чтению целыми  словами;

- учить  соотносить   иллюстрацию  с  содержанием  текста;

- учить  пересказывать  сказку  на  основе самостоятельно построенной   схемы-цепочки;  определять  главную   мысль  сказки;  отвечать  на  поставленные  вопросы  учеников  и  учителя; развивать  речь, мышление.

Оборудование:

 - На  доску:     таблички   СКАЗКИ

                             АВТОРСКИЕ    НАРОДНЫЕ      

 Карточки :   дед , мышка,  лягушка,  зайка, лисичка,  волк,  кабан, медведь

Пожелание – напутствие  на  парты

“Учись читать”
Чтоб  умным  человеком стать –
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг

Распечатки с пословицами , карточками  -  названиями  героев, таблицами, толковый  словарь.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация  знаний.  Постановка  целей  урока.

-Прочитайте  (ШЕПОТОМ)  стихотворение…

  Чтоб  умным  человеком  стать-

Учись  читать, учись читать.

И   помни:  каждый   ученик
Не   может  жить  без  добрых  книг.

- Для  чего  нужны  уроки  чтения в школе?

 - Чему  мы  учимся  на  уроках  литературного  чтения?  (Учимся  плавному, красивому  чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)
- Итак, в добрый  путь!  

  1. Подготовительные упражнения

Дыхательная гимнастика

-А сейчас, ребята, мы с вами сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе

        На счет 1-2-3-4-5

        Вдох носом, выдох ртом.

        Вдох носом, выдох ртом.

        Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

        Выдох толчками.

        На одном вдохе произнесите 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф! – ф! – ф!...

        Помните, что при вдохе «надуваем воздушный шарик» в животике, а при выдохе – «сдуваем»

Артикуляционная гимнастика        

        БУ – БЮ          БА – БЯ

        ВУ – ВЮ         ВА – ВЯ

        ГУ – ГЮ         ГА – ГЯ

        ЛУ – ЛЮ         ЛА – ЛЯ

        РУ – РЮ         РА -         РЯ

- Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной

  • Читают хором
  • Читают по цепочке
  • Читают мальчики, потом девочки
  •  Читают шепотом, радостно, грустно

Физминутка

        «Вперед четыре шага…» (игра на формирование положительных эмоций)

Дети становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям:

        Вперед четыре шага,

        Назад четыре шага,

        Ножками потопали,

        Ручками похлопали,

        Глазками помигали,

        А теперь попрыгали (вокруг себя).

(С каждым поворотом темп ускоряется)

  1. Сообщение темы урока

Речевая  разминка  

РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ  -                      О-ПА-ДА-ЮТ  ЛИС-ТЬЯ  В  СЕН-ТЯБ-РЕ

ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО –                      ЕСТЬ   ИГРУШКИ  У  МАР-ГО

ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –       ЧИ-ТА-ЕМ  МЫ  НЕ  ПРОСТО  ТАК

АК – ОК – ИК – КА – УК –                      НА  ЛИСТ  УСЕЛСЯ  МАЙ- СКИЙ  ЖУК

 - Какие  слоги  в  каждой  строке  были  лишние? Почему вы  так  считаете? Постройте из  лишних  слогов  слово. Что получилось?  (Рукавичка)

 - Сегодня мы  будем  знакомиться со сказкой «Рукавичка»

- Откройте  учебник. Кто-нибудь из вас знаком  с этой  сказкой?  Попробуйте  определить,  кто  автор?

- Как  догадались, что  эта  сказка  русская народная? Какие  сказки  мы  называем русскими -народными?  Какие  - авторскими? Какие  ещё  русские народные  сказки  вы  знаете? Попробуйте  предположить, о чём  эта  сказка?

-Посмотрите,  как  записан  текст  сказки. Что вы заметили? (  Есть  запись  диалога)

-Что такое  диалог? Что  бы  это  значило? ( Герои  много   разговаривают)

Проблемная  ситуация  

-Ребята,  сегодня  к  нам на урок  пришли  гости. Внимательно  послушайте  их  разговор .    

(Две  ученицы  переодеты в  костюмы  лисичек.)

Разыгрывается  проблемный  диалог

1 лисичка:  -Привет!

2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?

1 лисичка:- Меня  зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?

2 лисичка (удивлённо)  - Как?!  И меня зовут Лисичка-сестричка!

1 лисичка  ( с возмущением):  - Удивительно! А где ты  живёшь?

2 лисичка:  - Я  живу в сказке   Евгения  Чарушина «Теремок». А ты где?

1 лисичка: - А  я живу  в  сказке  «Рукавичка»!

2  лисичка:   (удивлённо) - Ничего  не  понимаю!  Что же получается? Мы с тобой  одинаковые   героини  разных  сказок?!!!  Тогда  зачем эти сказки  создатели  учебника  напечатали  для  первоклассников?    (уходят)

  - Как  вы  думаете, одинаковые  ли  сказки  предлагают  для  изучения  авторы  учебника?  

-  Какие  цели  вы  ставите перед  собой?  

-  Какую  работу  вы  должны   провести,  чтобы   достичь  поставленных  целей? (Прочитать  сказку  и  сравнить её со  сказкой  «Теремок»)

-Что  можно    сравнить? (героев, события, чему  учит сказка)

  1. Работа  по  теме  урока.

а).  Подготовка  к  чтению.

- В сказке  встретятся  слова, которые  я  вам  предлагаю  прочитать.

По-пры-гуш-ка – попрыгушка

По-скре-буш-ка -  поскребушка

По-бе-гай-чик – побегайчик

- Прочитайте  сначала по  слогам, затем  целыми  словами.

 

-Прочитайте   шёпотом, затем  вполголоса.

Об-ро-нил

Спра-ши-ва-ет

Бре-дёт   (спросить о  значении этого  слова)+  поработать  с толковым  словарём

Не  по-вер-нуть-ся  [ца]

Под-хо-дит

Ра-зор-вёт-ся [ца]

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся  [ца]

Бро-си-лись    врас-сып-ну-ю   (спросить о  значении этого  слова)+ поработать со  словарём

Гимнастика для глаз

Игра «Дрессированный кузнечик»

Цель: коррекция зрения учащихся

Содержание: ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям: «Подвигайте пальчиками ног.., поиграйте пальчиками рук.., пошевелите ушками…, а теперь – носиком, глазками…. Теперь у нас ничего, что еще хотело бы двигаться.

         Сидим, смотрим, слушаем.

        Наш волшебный кузнечик может выполнить команды.

Задания:

  • Глазками передвигаем кузнечика по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, влево, вниз. Где, в каком домике наш кузнечик?
  • Закрыли глаза и мысленно двигаемся с кузнечиком.
  • Управляем кузнечиком молча. (Направление учитель показывает указкой. Ученик соотносит жест учителя с местоположением учителя).

б).  Первичное  знакомство со  сказкой.

Читает  учитель.

в). Проверка  понимания  прочитанного.

-Понравилась вам  сказка?  О  ком  она?

-  Докажите, что это  сказка?

- Назовите  героев.

- С  чего  начинается   сюжет?

 -Кто  первым  поселился  в  рукавичке?

- Кто  был  последним?

- Пустили ли  звери  медведя  в  рукавичку?

- Кто  испугал  зверей?

(На  партах  лежат  листы  бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со  словами  (героями сказок).

  (1- я часть -  сказка «Теремок»,   2-я часть – сказка «Рукавичка»)

-     Расположите  персонажей сказок  по  порядку  с помощью  карточек.  

(Работа выполняется   в  парах ,  2   ученика  выполняют  на доске)

Сказка  «Теремок»

Мышка

Лягушка

Заяц

Лисичка

Сказка  «Рукавичка»

 дед

мышка        

лягушка  

зайка        

лисичка    

волк  

кабан    

медведь

 

- Проверим, как  ребята   выполнили  задание.

- В  чём  заключалось задание? Какая  была  цель?

- Тебе удалось достичь  поставленной  цели?

-Ты  справился  правильно  или  с  ошибкой?

- Справился  полностью  сам  или  с  чьей-то  помощью? Оцени  свою  работу.

- Сравните  свои  результаты с тем, что получилось  у  ребят.  Какой  вы  можете  сделать  вывод?  (Герои  сказки  похожи, но  отличаются  количеством и  кличками).

Физминутка

(Учитель  называет разных  животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» )

 Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.  

г).   Повторное  (выборочное)  чтение  сказки

Чтение сказки по цепочке

-Задайте  друг  другу  вопросы  по тексту.

 - Можно ли эту  сказку назвать  сказкой-цепочкой?  Почему?

-Какие  ещё  сказки – цепочки вы знаете? («Теремок», «Колобок»)

д). Закрепление   изученного.

Игра  «Найди  нужный  сюжет в сказке»

Учитель  показывает   иллюстрации, дети  зачитывают  нужный  сюжет  в  учебнике)

  1. Итог урока

-С какой сказкой познакомились?

- Найдите  среди  списка  пословиц ту, которая  больше  подходит  к  сказке.

  1. Не  учись  разрушать, а  учись  строить.
  2. Сила  сломит  всё, а  ум – силу.
  3. Жить – Родине  служить.
  4. Учение – свет,  а неученье – тьма.
  5. В  тесноте, да не в обиде.

-Чему  учит  сказка  «Рукавичка»?

     7.  Оценка деятельности

- Оцените  свою  работу на уроке.

 - Если вам понравился наш урок,  поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы   ставите нашему уроку  оценку «отлично» - похлопайте!  

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Конспект урока во 2 классе  Русская народная сказка «Лиса и журавль»...

Конспект урока "Русские народные сказки"

План-конспект урока "Сказки водят хоровод"...

Конспект урока "Русские народные инструменты"

Урок формирует музыкальную культуру обучающихся как неотъемлемую часть их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной м...

Конспект урока Русские народные игры во 2 классе

Конспект урока Русские народные игры во 2 классе...

Конспект урока "Русские народные музыкальные инструменты"

На уроке учащиеся знакомятся с русскими народными музыкальными инструментами, исполняют народные песни, аккомпанируя  на инструментах группы "ударно-шумовые"....

Конспект урока "Русская народная сказка "Рукавичка"

Урок литературного чтения в 1 классе по теме Русская народная сказка "Рукавичка"...