Конспект урока "Русские народные инструменты"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Добрыднева Татьяна Вячеславовна

Урок формирует музыкальную культуру обучающихся как неотъемлемую часть их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx38.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

Учитель: Добрыднева Татьяна Вячеславовна,

Предмет: Музыка

Класс: 2

Тема урока: «Русские народные инструменты»

Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.

Образовательные задачи:

  • Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;
  • Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;
  • Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.

Развивающие задачи:

  • Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням; 3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
  • Развитие музыкальных способностей  (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
  • Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
  • Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.

Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

  1. Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
  2. Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Метапредметные результаты:

  1. Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
  2. Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
  3. Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;
  4. Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
  5. Уметь проявлять способность к саморегуляции.

Предметные результаты: 

  1. Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;
  2. Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке.

Художественный материал:р.н.п. «Светит месяц», р.н.п. «Во поле берёза стояла».

Учебно-материальная база:

  1.  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1-4 классы. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2015.
  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс. CD-диск. М.: Просвещение, 2013.
  5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс. М.: Просвещение, 2013.

Материально-техническая база: аккордеон. ноутбук, интерактивная доска, музыкальные инструменты.

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята, начинается урок.

У.  У  нас  сегодня  на  уроке  присутствуют  гости, давайте  их  тоже  поприветствуем,  пропоём  нашу приветственную песню «Добрый день».

Учитель: Начинаем упражнение на дыхание. На счёт  4-вдох, 5-10 – выдох. (2 раза).

Следующее упражнение «чуры –вьюры» , прорабатываем букву «р»..

Чуры - вьюры, червятуры.

Танцы – брянцы- вервяянцы,

Вервяюшки – вертатушки,

Вертаты -  таты -  таты

А теперь от тихого, прибавляя звук до громкого, приготовились, и…

Далее поём песню «Во поле берёза стояла» первые две строчки от разных звуков  (на 4 раз поём полностью 2 куплета  без музыкального сопровождения).

Молодцы, хорошо!

( По сигналу дети садятся на свои места.)

 Не забываем о правилах поведения на уроке. Сидеть ровно, не разговаривать. Когда учитель спрашивает, подниматься с места.

2. Мотивационная беседа  

У. Сегодня  мы с вами  продолжим  путешествие  на  корабле  знаний  во  времена  далёкие  нашей  Руси -  матушки.

Скажите, как называлась песня, которую мы только что исполнили?

Д. Во поле берёза стояла.

У. А кто сочинил эту песню?

Д. Русский народ.

У.  А зачем народ создаёт  песни?

Д. Чтобы весело было….

У. Какие русские народные песни знаете? (ответы)

У: «Видите,как много песен сложено в России.Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой,ее песнями,ее певцами.Послушайте,как об этом сказал поэт Геннадий Серебряков:

       «Ты откуда,русская,

         Зародилась музыка?

         То ли в чистом поле,

         То ли в лесе мглистом?

         В радости ли?В боли?

         Или в птичьем свисте?

         Ты скажи,откуда

         Грусть в тебе и удаль?

         В чьем ты сердце билась?

         С самого начала?

         Как же ты явилась?

         Как ты зазвучала?

         Пролетели утки-

         Уронили дудки.

         Пролетели гуси-

         Уронили гусли.

         Их порою вешней

         Нашли,не удивились.

         Ну а песня?С песней

         На Руси родились.»

Уч. А на чём же он исполняет свою музыку?

 Д. На инструментах.

Уч. И где же он их берёт?

Д. Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.

У. Какова же тема нашего урока?

Д. Русские народные инструменты.

У. Сегодня на  уроке мы познакомимся с историей  создания русских народных инструментов.

Слайд № 4. У. - А как это происходило, нам сейчас расскажет «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».

Давно это было. Жили-поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд № 5.Жили они в небольшой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.  Деревянные ложки (показать) варили на кухне щи да кашу, а потом   кормили всю семью вкусным обедом. Рубель -  помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье   были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо   домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они   все вместе, до поры  до времени.

Слайд № 6.Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов  и  музыкантов.  Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на  весёлое представление скоморохов.

Слайд № 7.В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты.  Были среди них  гусли, балалайка и домра.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них,  доносились звуки  задорной  музыки  и весёлые  песни скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки,  в которой, жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи  решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.  «Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья.  «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем». «А мы, никогда дальше своей деревни  не бывали» - отозвались трещотка и рубель.

Тут в разговор вступили гусли.  «За песни,  да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы  своей музыкой  людям радость приносим». «Ой!»  - воскликнул рожок.  «Как бы и нам   хотелось  тоже всем людям радость приносить». «Так давайте  вместе с нами  по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

Слайд № 8.

Так и решили умные и полезные вещи  стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор,   путешествуют они вместе  большой дружной семьёй.  И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных  инструментов (прочитать детям вслух). Давно уже нет на свете  ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов  продолжает звучать   и  приносить радость всем, кто её слышит.

Слайд № 9.

У. - Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

У. - Все инструменты русского народного оркестра можно разделить на группы.  Я предлагаю это сделать самим. Мы будем работать по несколько человек. Перед вами лежат карточки с изображением русских народных инструментов. Ваша задача, распределить картинки так, чтобы получилось 4 группы инструментов.

Слайд №10.

У. - Струнные инструменты.  Почему они так называются?

Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.

У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

 У. -  А какие  инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. – Это ударные инструменты.

У. - В русском народном оркестре также клавишно-духовые инструменты

У. - А теперь я загадаю вам загадки про инструменты русского народного оркестра и мы услышим, как они звучат.

Маленькие деревянные пластинки,

Способные и сыграть, и распугать.

ТРЕЩОТКА

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

ЛОЖКИ

Заменял стиральную машину и утюг

РУБЕЛЬ

Стучит, бренчит, звенит

БУБЕН

А Садко на них играл

И душевно распевал.

Перебрал он много струн,

Вышел из воды Нептун.

ГУСЛИ

У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать.

БАЛАЛАЙКА

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего- то три струны

Ей для музыки нужны.

ДОМРА

У  неё вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть-не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается.

ГАРМОНЬ

У. - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты  вот для вас детвора музыкальная игра.

                                                  Игра «Вот те гребень»

Припев:

Вот те гребень, вот те лён,

Вот те сорок веретён,

Ты сиди попрядывай,

На меня поглядывай.

  1. А ты брат Андрейка,

Сыграй на свирельке.

Припев

  1. А ты брат Антошка

Сыграй на гармошке.

Припев

  1. Катя, ложечки возьми

И на них играть начни.

Припев

У. Ребята, как вы думаете, почему у на не сложилась музыка, почему не зазвучал оркестр?

Слайд № 16.

У. У меня для вас еще одна загадка:

Кто не вежливый такой

Повернулся к нам спиной?

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это… (ДИРИЖЕР)

Слайд № 17.

У. - Самый важный участник оркестра - дирижер. Оркестр исполняет музыку под его управлением. От взмахов палочки дирижера зависит  слаженность игры оркестрантов и  темп исполнения произведения.  Дирижер стоит перед оркестром, чтобы все оркестранты  видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод, где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Слайд № 19.

У. А сказка наша  продолжается.  

Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что все инструменты в оркестре разговаривают на особом языке.

5. Исполнение ритмической партитуры.

У. И мы сейчас попробуем поиграть на инструментах, где вы будете музыкантами, а я вашим дирижёром. На инструментах будут играть те ученики, которые смогут правильно ответить на вопросы  (вопросы по теме)

 Прислушайтесь,  как звучат  их голоса.

(Дети играют сначала по одному на инструменте).

У. У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если  музыкант  будет играть свою мелодию точно, то он не  будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие

Слайд № 20.

1.Мы оркестр создавали
И гостей сюда  позвали:
Приходите в гости к нам.
Очень рады мы гостям!

(Дети играют на музыкальных  шумовых инструментах  «Во поле берёза стояла»).

Итог урока

У. – Ну как, ребята, понравилась вам моя сказка? (Ответы детей).

У. - С  каким оркестром мы сегодня познакомились?

Д. – С оркестром русских народных инструментов

6. Рефлексия.

У. Что особенно запомнилось с урока?

 Какой деятельностью вам больше всего понравилось заниматься?

С каким настроением закончили урок?

Ответы детей.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываемся о ней.

Это очень важно – знать историю своей Родины.  Помнить, любить и уважать традиции своего народа.

Слайд № 21.

7. Домашнее задание.

У. – Нарисовать  изображения инструментов русского народного оркестра и

Слайд № 22.

    Сегодня все ребята работали на «отлично». На следующем уроке мы продолжим говорить о народном оркестре. И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия на тему:"Файлы Скрипкина (Народные инструменты)"

Сейчас в моде другие музыкальные стили, но хотелось бы верить, что интерес к исконно русской музыке не угаснет.  Наши дети должны узнать об истории русских народных инструментов, услышать их звуч...

Конспект открытого урока по музыке в 4 классе "Русские народные инструменты"

Цель урока: познакомить с составом народного оркестра,с тембрами народных инструментов;Задачи:учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, делать п...

План-конспект урока по музыке "Русские народные инструменты"

Конспект урока и две презентации "Русские народные инструменты"  и "Скоморохи"...

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Русский народный инструмент балалайка. Конспект урока.

Знакомство с русским народным музыкальным инструментом балалайка: с его особенностями, строением инструмента и звучанием.  Расширение словарного запаса учащихся посредством употребления  муз...

Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов

Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...