Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Волкова Анна Сергеевна

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата:        5.11.2019                                                                                                        ФИО учителя Мыльникова И.А.

Школа: МОУ ООШ №11                                                                                                ФИ студента Волкова А.С.

Класс: 4                                                                                                                 ФИО методиста Колотухина Я.А.

Кабинет: 14

КОНСПЕКТ УРОКА по музыке

Тема: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»

Цели деятельности учителя: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народных инструментах

Планируемые результаты

Предметные:

Личностные: эстетических потребностей, ценностей и чувств; взаимодействовать со сверстниками при решении творческих задач; формировать основы уважительного отношения к русской культуре, воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к народной музыке.

Тип урока:  открытие нового знания

Оборудование: компьютерная презентация «Русские народные инструменты», проектор, флеш-накопитель, учебник Е.Д.Критской «Музыка» 4 класс, рабочая тетрадь.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

5-7 минут

- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел уже звонок,
он зовет нас на урок!
Много нового узнать,
в путешествие опять!
Учитель: Сегодня, ребята я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?
А чтобы узнать тему нашего урока, мы отгадаем кроссворд.
Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки!
Слайд 1

  1. У него рубашка в складку
    Любит он плясать в присядку.
    Он и пляшет и поёт –
    Если в руки попадёт.
    Сорок пуговиц на нём
    С перламутровым огнём
    Весельчак и буян
    Голосистый мой… (баян)
  2. В деревнях она живет,
    очень жалобно поет…(жалейка)
  3. Приложил к губам я трубку,
    понеслась по лесу трель,
    инструмент тот очень хрупкий,
    называется …(свирель).
  4. Деревянные сестрички,
    друг о друженьку стучат,
    всю округу веселят… (ложки)
  5. Он по виду брат баяну,
    Где веселье, там и он.
    Я подсказывать не стану,
    Всем знаком… (аккордеон).
  6. В руки ты её возьмешь,
    То растянешь, то сожмёшь.
    Звонкая. Нарядная,
    Русская, двухрядная.
    Заиграет, только тронь.
    Как зовут её... (гармонь).
  7. До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си –
    Прилетели воробьи
    На мою тетрадку сели
    И мелодию запели… (ноты)
  8. Ой! Звенит она звенит.
    Всех игрою веселит!
    А всего – то три струны
    Ей для музыки нужны.
    Кто такая, отгадай-ка,
    Это наша… (балалайка).

Учитель: Какое слово получилось по вертикали? (народный)
–А что может быть народным? А что было отгадками? (инструменты)
Верно, сегодня на уроке, мы продолжим раскрывать тайны звучания народных инструментов, и узнаем когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов. Итак, тема нашего урока: Народные инструменты России, оркестр народных инструментов»
2 слайд
С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Как они появились? Откройте учебник на стр. 62 и найдите ответ.

Отвечают на вопросы, слушают учителя, ведут диалог, отгадывают загадки.

Коммуникативные

II. Актуализация знаний и мотивация

Загадки вы отгадали замечательно. А сейчас вам предстоит справиться с другими заданиями. 3 слайд

  1. Задание: Назовите инструменты по картинке.
  2. Задание: Мы знаем, что все музыкальные инструменты делятся на группы, по способу звучания. Распределите инструменты по группам: струнные, духовые, клавишные, ударные. 4 слайд 
  3. Задание: Назвать инструмент по звучанию (звучат фрагменты разных инструментов)

А теперь давайте вспомним названия ансамблей по количественному составу: (дуэт, трио, квартет)

  1. Задание: звучит плясовая «Барыня» 5 слайд 
  1. Записать инструменты, исполняющие плясовую?
  2. Определить количество инструментов в ансамбле и назвать его?
  3. Назвать 2 ведущих инструмента ансамбля?

Молодцы, определили ведущие инструменты, именно они и являются символом России.

Недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.
Физминутка. 6 слайд

  1. руки на пояс поочередно нога на носок и приставить
  2. нога на носок потом на пятку и три притопа
  3. приседания нога на пятку руки разводим
  4. кружения, притоп.

Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Физминутка

Коммуникативные , познавательные

III. Постановка учебной задачи

2 мин

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем разговаривать на уроке?
Правильно, о музыкальных инструментах и об  

оркестрах.
Назовите цель урока.

Ставят цель урока.

Личностные

IV. Открытие нового знания

7 слайд

Произошло это, около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал:

«Хотел бы заказать у вас музыкальный инструмент». Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему Андреев, он страшно рассердился. Как, так ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент, да еще из лучших сортов дерева. И рассердившись, мастер сказал: « Что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой лавке, где та продается вместе со спичками и солью.

Ребята, Как вы думаете, какой ж инструмент предложил Иванову сделать Андреев? (Балалайку)

8 слайд (учитель продолжает на фоне музыки)

А еще Василий Андреев заметил, что ему скрипачу совсем не зазорно играть на балалайке и показал мастеру свое искусство игры на балалайке

И тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить, усовершенствовать русские народные инструменты и как виртуозно звучит в его руках этот мужицкий инструмент. И приступил к работе.

9 слайд Василий Васильевич Андреев родился в г.Бежецке Тверской губернии организовал первый оркестр русских народных инструментов и назвал его «Великорусским».

10 слайд Андреев смог усовершенствовать балалайку и создать чертежи их разновидностей, получилась целая семья: прима, альт. бас, контрабас ( звучит запись)

Кроме балалаек, он смог создать и разновидности домр 11 слайд

Репертуар был очень разнообразным, писал их сам Андреев: пляски, песни, хороводы, наигрыши, много концертировали по разным странам Германии, Франции, Англии США и конечно по городам России. Организовал школы обучения игре на балалайке и др. нар инстр.

После смерти оркестр был переименован и сейчас носит имя своего руководителя.

12 слайд

Очень известна на Руси плясовая песня «Светит месяц» многие композиторы писали вариации на мелодию данной песни, не остался в стороне и В.Андреев.

Настало время услышать оркестр русских народных инструментов. 12 слайд
Задание:
Определить характер музыки и форму? ( задорная, плясовая, бойкая, веселая, радостная, энергичная. Форма – вариации)
Ребята, а чтобы могло произойти, если бы В. Андреев не приложил столько усилий и не посвятил народному творчеству свою жизнь? (Ответы детей)

Итог: Важно запомнить, что благодаря усилиям В. Андреева народные инструменты сохранились, усовершенствовались и приобрели популярность.

Слушают учителя. Смотрят презентацию. Выполняют задание.

Коммуникативные, познавательные

V.Первичное закрепление во внешней речи

13 слайд

А сейчас мы попробуем ненадолго стать оркестром и украсим плясовую «Светит месяц». ( каждый ребенок исполняет свой ритмический рисунок)

Выполняют задание.

Личностные

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практическая часть в рабочей тетради.
Песня-диалог «А мы просо сеяли», исполняем по ролям, с выходом, с музыкальными инструментами.

Выполняют задание.

Личностные , регулятивные

VII. Включение в систему знаний

Музыку, какого оркестра мы сегодня с вами слушали и исполняли?
Какие музыкальные инструменты входят в состав народного оркестра?
Кто первый организовал оркестр?
Как его назвал?
Молодцы. 
Запишите домашнее задание : Нарисовать один музыкальный инструмент народного оркестра.

Отвечают на вопросы по теме урока.
Записывают Д/З

Личностные

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

У каждого на парте две карточки настроения выберете ту, которая соответствует вашему.
Спасибо за урок!

Выполняют задание.

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урок по музыке "История гимна России"

Цель урока: познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе. Задачи урока: образовательные: показать становление гимна России как символа государства; развивающие: развитие...

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Конспект урока по музыке "Музыкальное занятие"

Конспект содержит задания и вопросы по теме "Музыка". Занятие рассчитано на 1 - 4 класс. Внеурочная деятельность...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по музыкеТема: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»Цели деятельности учителя: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народны...

Конспект урока по музыке "Музыкальная гостиная"

                       Цель: создание условий для активного вовлечения детей к интересному подведению итогов недели музыки.Задачи:спо...