конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Киселева Елена Петровна

Цель: развитие музыкальной грамотности

Задачи:

  1. Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.
  2. Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к красоте их звучания.
  3. Развивать музыкальное мышление, эмоциональность в восприятии произведений в процессе слушания и самостоятельного исполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_otkrytyy.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки, 4 класс

Учитель начальных классов Киселева Елена Петровна, МОБУ «Краснооктябрьская СОШ» Медведевского района Республики Марий Эл

Тема: Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотности

Задачи:

  1. Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.
  2. Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к красоте их звучания.
  3. Развивать музыкальное мышление, эмоциональность в восприятии произведений в процессе слушания и самостоятельного исполнения.

Оборудование:

  • Образцы природных материалов: глина, береста, дерево, кожа, тростник, металл.
  • Карточки с названиями природных материалов и с названиями музыкальных инструментов.
  • Портрет Н. Римского-Корсакова.
  • Компьютер.
  • Музыкальные инструменты: балалайка, свирель, ложки, колокольчики.
  • Карточки для рефлексии.


Ход урока

Время

  1. Организационный момент.

- Сегодня у нас открытый урок, это значит, что к нам пришли гости – мои коллеги.

II.  Создание проблемной ситуации.

- Нам предстоит познакомиться с интересной музыкальной темой и многому научиться. А вот о чем мы будем говорить, мы определим, выполнив задание.

- Перед вами фрагменты природных материалов, ……   и …… , постарайтесь определить их названия.

(На демонстрационном столе – глина, береста, дерево, кожа, тростник, металл).

Вызванные ученики называют природные материалы.

- Как связаны эти природные материалы с музыкой? (Из этих материалов можно сделать музыкальные инструменты).

- Правильно, молодцы. Сейчас вам предстоит «сделать» инструменты из этих материалов. Работаем в парах, на партах - карточки голубого цвета с названиями материала, желтого цвета – музыкальных инструментов. А пара ……. и …….. выполнят эту работу на доске.

    (Выполнение работы, проверка)

    III. Определение темы урока.

    - Подумайте, народу какой страны принадлежат данные инструменты? (Инструменты принадлежат россиянам).

- Пришло время назвать тему урока. Я думаю, что вы уже можете ее назвать.

Открывается тема на доске:

Музыкальные инструменты России.

IV. Открытие нового знания.

- Бесполезно говорить о музыке, не слушая произведений. На прошлых уроках мы знакомились с произведениями русского композитора. (Вывешивается портрет). Узнали? (Римский -Корсаков). Назовите его произведения, которые знакомы вам. («Снегурочка», «Садко»)

- Слушание с заданием: определите кита в произведении (песня, танец или марш), кто может быть его героем? А слушать будем фрагмент оперы «Снегурочка».

Слушание «Пляска скоморохов».

- Итак, каковы плоды вашего воображения? Назовите кита. (Танец.) Да, это не просто танец, а веселая пляска. Кто мог бы выплясывать под эту музыку? (клоуны…) В России в старину их называли скоморохами. А фрагмент так и называется «Пляска скоморохов».

Входит Скоморох.

Скоморох: - Здравствуйте, ребята! Я – скоморох. На праздниках я веселю народ, могу стихи прочитать, песенку спеть, а могу и на музыкальном инструменте сыграть.

Учитель: - Самым распространенным инструментом среди скоморохов была балалайка.  Балалайка – русский народный щипковый музыкальный инструмент Состоит из корпуса и грифа, на котором натянуты три струны.

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка в три струны.

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Давайте послушаем ее звучание. (Звучит балалайка «Светит месяц»).

Скоморох: - Кроме балалайки, скоморохи играют на свирели.

Учитель: - А я предлагаю послушать, как звучат народные инструменты в оркестре. А вам, ребята, нужно узнать знакомые музыкальные инструменты. А свирель будет солировать, то есть исполнять ведущую партию в оркестре. (Звучит оркестр народных инструментов. «Полянка») После слушания называются муз.инструменты.

V. Физкультминутка.

 Скоморох: - Пора поиграть, попеть и поплясать. Становись-ка, народ! Заводи хоровод!  Недавно я был на марийском празднике, мне очень понравились музыкальные наигрыши и танцы. Сейчас мы будем с вами танцевать, все мальчики повторяют движения за мной, а девочки – за учителем.  (Звучит марийская мелодия, дети исполняют танцевальные движения.)

VI. Расширение нового знания.

Учитель: - Вы уже знаете, что в оркестре все инструменты объединяются по группам. Вспомните эти группы.

(Духовые, струнные, ударные). Что может характеризовать каждую из этих групп? Для чего нужны такие группы? (Для того, чтобы оркестр играл слаженно, душевно, чтобы дирижеру было удобнее управлять коллективом).

Скоморох: - А я недавно познакомился с интересным названием инструментов – волынкой и тумыр (барабаном). Какому народу они принадлежат? (Марийскому) А в какую группу их определить в оркестре? (Волынку – в духовые, тумыр – в ударные).

VI. Закрепление нового знания. Практическая часть.

Учитель: - У каждого из вас на парте лежат музыкальные инструменты. К какой группе они относятся? (ударные) Как вы думаете, что нам предстоит сделать? (играть) Прежде, чем у нас получится маленький оркестр народных инструментов, проведем разминку.

Скоморох: - Ложкари, возьмите ложки вот так (показывает), слушайте и повторяйте. (задает ритм) Теперь берем колокольчики, слушаем, повторяем.

На доске текст русской народной песни:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Невеличка-круглоличка,

Румяная личка»

  1. Спеть хором.
  2. Определить, где и какой инструмент будет звучать.
  3. Играем и поем.

VII. Подведение итогов работы.

- Какие знания вы приобрели на уроке? Где они могут пригодиться?

-Если вы захотите узнать о музыкальных инструментах больше. То можете обратиться к «Музыкальному словарю».

Рефлексия. – На листочках подчеркните инструменты духовые – одной чертой, струнные – двумя чертами, ударные – волнистой линией.

Самоанализ работы детей на уроке. 2-3 чел. «Я поставлю себе отметку …, потому что ….» Поставьте такую отметку на листочке с заданием, мое мнение вы узнаете на следующем уроке, а пока считаю, что 5-ку заслуживают …….., …….., ……….., …………, ………, Скоморох.

VIII. Домашнее задание. Нарисовать музыкальный инструмент народов России.

30 сек.

2 мин.

1 мин.

4 мин.

2 мин.

3 мин.

5мин.

1.30 мин.

2 мин.

3 мин.

3 мин.

10 мин.

1 мин.

2 мин.

6 мин.

1 мин.

4 мин.

5 мин.

30 сек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"

План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыкальные инструменты"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыкальные инструменты"...

Конспект урока музыка «Картины, изображающие музыкальные инструменты». (УМК Школа России 3 класс)

Задачи урока:Образовательные:Получение  знаний о музыкальном инструменте  – скрипка, истории её создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведени...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...

Конспект урока Музыка по теме: "Музыкальные инструменты. Скрипка" (УМК "Школа России" , 3 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте. Знакомство  с выдающимися скрипичными мастерами и  исполнителями.Знакомство с...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по музыкеТема: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»Цели деятельности учителя: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народны...

Конспект урока музыка 3 класс Музыкальные инструменты. Скрипка

Цели деятельности учителя: Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте. Знакомство  с выдающимися скрипичными мастерами и  исполнителями. Знакомство ...