Конспект урока по музыке на тему «Симфонический оркестр» (4 класс)
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Арустамян Элла Бориковна

Урок направлен на продолжение ознакомления учеников 4 класса с инструментами оркестра, ансамбля и  их звучанием.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Учитель: Арустамян  Элла  Бориковна

Дата: 21.11.2023  

 Класс: 4

Целевой компонент урока

Тема урока: «Оркестр»

Цель: создать условия для продолжения ознакомления учеников 4 класса с инструментами оркестра, ансамбля и  их звучанием.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Воспитывать музыкальные интересы и вкусы ;
  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 4 класса через постижение красоты звучания инструментов  оркестра и ансамбля.
  3. Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;

Обучающие:

  1. Формирование знаний об инструментах оркестра, ансамбля, о своеобразии звучания каждого инструмента;
  2. Формирование знаний о выразительных возможностях различных групп инструментов, входящих в оркестр; 
  3. Формирование умений различать тембры инструментов различных оркестров;

Развивающие:

  1. Развитие ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять;
  2. Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность;

Планируемые результаты:

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные результаты:

Ученик научится:

  1. проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки для оркестра, ансамбля;
  2. проявлять личностное отношение при восприятии музыки;
  3. проявлять интерес к классической музыке и получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: 

Ученик научится:

  1. анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
  2. овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса (дирижер, трио, квартет);

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  1. сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;
  2. продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
  3. слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  1. определять и формулировать тему и проблему урока;
  2. определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки ;
  1. в процессе рефлексии проводить самооценку.

Предметные УУД:

Ученик научится:

  1. отличать разные группы  оркестра, ансамбля по внешнему виду и  звучанию;
  2. слушать и анализировать музыку, строить монологические высказывания.

Тип урока: урок освоения новых знаний и умений.

Формы работы учащихся на уроке: групповые, фронтальные,                                                           индивидуальные.

Основные образовательные ресурсы (Оборудование и оформление:)

Учебник: «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П Сергеева

 мультимедийный проектор, компьютер, аудио система

Виды музыкальной деятельности на уроке:

 слушание разных по составу оркестров, ансамблей; 

ПЛАН УРОКА:

  1. Организация начала урока: 1 мин.
  1. Приветствие 2 мин.
  2. Проверка готовности 1 мин.
  3. Мотивация к учебной деятельности 1 мин.
  1. Актуализация знаний: 3 мин.
  2. Открытие новых знаний:17 мин.

              1.    Подготовленные дом. задания: 5 мин

  2.    Творческое задание: 5 мин.

  1. Рефлексия: 3 мин.
  2. Итог урока: 1 мин.
  3. Домашнее задание: 1 мин.

ХОД УРОКА:

  1. Организация начала урока:
  1. Музыкальное приветствие:

У: Здравствуйте, ребята!

Проверка готовности:

Давайте проверим все ли у нас готово к уроку.

             Нам понадобится:  учебник, тетрадь, ручка.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

           Ребята, я приглашаю вас вместе со мной и нашими гостями в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои знания.

  1. Актуализация знаний.

    Сегодня мы с вами узнаем значение слов: солист, дуэт, трио, квартет; познакомимся с понятием оркестр и ансамбль. Разберемся, какие бывают оркестры и ансамбли, и чем они отличаются.

  1. Открытие новых знаний:

У. Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, которое подскажет тему нашего сегодняшнего урока. Послушайте внимательно и ответьте  на вопрос: о чём говорится в стихотворении?

Дирижер рукой взмахнул, 
И раздался странный гул, 
А за ним протяжный звон, 
Грохот, гул со всех сторон.
Взмах еще — и тишина, 
И струна звучит одна, 
Это скрипочка запела, 
Неуверенно, несмело.
Снова взмах — и скрипок море 
Забурлило в дружном хоре. 
А затем раздались трели, 
Это звук виолончелей.
Взмах рукой — поет валторна, 
Взмах — мы слышим звуки горна, 
Где-то арфы перезвон, 
И трубы призывный стон.
Звуки все наперебой, 
Но не хаос здесь, не сбой, 
Здесь звучит произведенье — 
Оркестровое творенье.

У. Ребята, о чём это стихотворение?

Д. Об оркестре.

У. Ребята, сейчас откройте тетрадь по музыке и запишите тему урока. (На экране)

На уроках мы слушаем много музыкальных произведений, одни из них исполняются отдельными инструментами или голосами, а другие группой музыкантов. Вот в этом нам предстоит сегодня разобраться.

Учитель: Если исполнитель поет или играет один, он называется - солист. От латинского solus-один. (экран)

Когда собираются несколько хороших музыкантов, они поют или играют в ансамбле. Ансамбль в переводе с французского языка означает «совместное исполнение». В ансамбле может быть от 2 до 10 человек и в зависимости от количества участников ансамбли называются по-разному.

Посмотрим на экран.

У: . Бывают вокальные и инструментальные ансамбли.

– А если исполнителей больше 20-30 человек?

Для этого в музыке тоже есть отдельное название-оркестр. Прислушайтесь к этому слову, так и кажется, будто загремели барабаны, раздались голоса скрипок, арф.

Первые оркестры появились в  Древней Греции. А чуть позже, во время расцвета музыкального искусства в Европе, появились оркестры, различные по составу: симфонические, духовые, эстрадные, оркестры народных инструментов.

Давайте посмотрим на экран.

 У: Ребята, а как вы думаете, как такие большие оркестры играют настолько слаженно и красиво? Есть ли в оркестре главный музыкант? Представьте себе - инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Но почему же оркестр не начинает играть? Вот они замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену. А чтобы это нам узнать, нам нужно отгадать загадку.

Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами,
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это...(дирижер.)

Ученики: Конечно ДИРИЖЕР.

Посмотрите на экран.

 Обратите внимание, в руках этого музыканта не инструмент, а палочка. При помощи дирижёрской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижёр должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижёр стоит перед оркестром на кафедре, помогая музыкантам выступать согласованно.

Давайте откроем тетради и запишем значение слов, которые мы сегодня узнали.

А сейчас послушаем домашнее задание, которое нам приготовили ребята.

Опережающее домашнее задание (загадки).

              Творческое задание.

У. Игра «Шумовой оркестр»

– Перед вами видео с ритмическим рисунком и я предлагаю вам стать музыкантами оркестра. Приготовим наши музыкальные инструменты (ладошки) и начнем.

Вы отлично справились с заданием.

Итак, мы с вами убедились, что оркестр-это большой и  дружный  коллектив музыкантов.

У. Давайте с вами тоже дружно, всем коллективом, то есть хором, исполним песню «Музыкальная семья».

 Исполнение песни «Музыкальная семья». Сл. с. Астраханцевой, муз. С. Опасовой

IV. Рефлексия

У. Как называется группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах?

Д. Оркестр.

У. Какие виды оркестра мы знаем?

Д. Народный, симфонический, современный. духовой.

У. Кто такой дирижер и где он стоит?

Д. Руководитель оркестра, впереди, на кафедре.

У. Молодцы.

V. Итог урока:

У. Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Много нового узнали.

Все получат пятерки за сегодняшний урок.

VI. Выдача домашнего задания. Виды альтернативных заданий:

1. Нарисовать дома один из музыкальных инструментов.

2. Рассказ о любом музыкальном инструменте.

Используемая литература:

1.  Библиотека ЦОК (цифровой образовательный контент)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке на тему: «Музыка Венгрии».

Конспект урока по  музыкена тему: «Музыка Венгрии»....

Урок музыки по теме "Симфонический оркестр"

Цели урока:Расширить представления учащихся об инструментах симфонического оркестра.Учить на слух распознавать звучания инструментов в симфоническом оркестре.Раскрыть тему урока в увлекательной ...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...

Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА по музыкеТема: «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов»Цели деятельности учителя: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народны...

Конспект урока по музыке на тему "Музыка в кино"

Конспект урока по музыке на тему "Музыка в кино" для 8 класса...

Конспект урока по музыке на тему "Музыка в театре, кино, телевидении"

Конспект урока по музыке на тему "Музыка в театре, кино, телевидении"...