Конспект открытого урока по музыке в 4 классе "Русские народные инструменты"
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

Чуркина Лия Геннадьевна

 

Цель урока:

познакомить с составом народного оркестра,

с тембрами народных инструментов;

Задачи:

учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, делать посильный разбор произведения;

формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;

побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;

воспитывать чувство единения, интерес к музыке.

 

Музыкальный материал:

«Светит месяц», р.н.п.;

«Ах, вы сени», р.н.п.;

«Как у наших у ворот»-р.н.п.;

«Самовар»-песня в народном стиле

«Ромашки»-танец

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx19.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Русские народные инструменты.

Цель урока:

познакомить с составом народного оркестра,

с тембрами народных инструментов;

Задачи:

учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, делать посильный разбор произведения;

формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;

побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;

воспитывать чувство единения, интерес к музыке.

Музыкальный материал:

«Светит месяц», р.н.п.;

«Ах, вы сени», р.н.п.;

«Как у наших у ворот»-р.н.п.;

«Самовар»-песня в народном стиле

«Ромашки»-танец

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Музыкальное приветствие.

 «-Прозвенел звонок, начался урок.

-Добрый день, ребята!

-Добрый день!»

2.Беседа: «Кто сочиняет музыку?»

-А народ какую музыку сочиняет?

Давайте вспомним, какие народные песни мы уже исполняли? (ответы

учащихся)

Учитель: – О чём нам могут рассказать народные песни?

Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах. «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами.

- Музыка – волшебная страна

 Пусть тебе откроется она!

 Обо всём, что слышишь ты вокруг.

 Музыка тебе расскажет, друг!

2. Исполнение песни «Как у наших у ворот»

ІІ. Основная часть урока.

1. Вступительное слово учителя. Презентация.

- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. Сели все поудобнее, итак, в путь.

- А вот вдалеке уже виднеется этот остров. Интересно, кто же живёт на нем?

Заглянем туда?

- Давайте заглянем.

- Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?

2. Работа с загадками.

- Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее.

- Ребята, а вы сможете  угадать о каком инструменте я буду вам говорить?

- Давайте попробуем:

В руки ты её возьмёшь;

 То растянешь, то сожмёшь!

 Звонкая, нарядная,

 Русская, двухрядная. (Гармонь, баян)

Ой, звенит она, звенит!

 Всех игрою веселит

 А всего-то три струны

 Ей  для музыки нужны.

 (Балалайка, домра)

Очень весело поёт,

 Если дунете в неё,

 Вы все в неё играете

 И сразу отгадаете.

 (Дудочка, рожок, жалейка)

Несколько слов об этих инструментах.

- Молодцы! Хорошо справляетесь!

- Ребята, а вы знаете, что все эти музыкальные инструменты входят в состав народного оркестра.

Несколько слов о народном оркестре.

- Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим?

- Правильно, мы услышим звук. А хотите послушать как они звучат?

 Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц».

 Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструментов вы услышали.

3. Слушание р.н.п. «Светит месяц».

4. Беседа по прослушанному.

- Звучание  каких музыкальных инструментов вы услышали?

- Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась?

- Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (предлагаются карточки с прилагательными, чтобы охарактеризовать эту музыку)

- Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра?

- Хорошо, ребята вы сегодня станете участниками, т.е. исполнителями народного оркестра, но если только отгадаете несколько загадок. Вы согласны?

- Итак, слушаем загадку:

Внутри пустой, голос густой

 Сам молчит, бьют, ворчит.

 (Барабан)

Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть?

(Ложки)

Несколько слов об этих инструментах.

- Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то, что мы слышим?

- Да, правильно, мы слышим шум, и поэтому эти инструменты называют – шумовые. К шумовым инструментам так же относятся и трещотки, и маракасы, и колокольчики.

Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.

- Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Ах вы , сени».

5. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Ах вы, сени».

6. Беседа.

 Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра?

- А каким стало ваше настроение?

Эх, оркестр народный,

 Раздольно – хороводный!

 Если грянет плясовую –

 Я со всеми затанцую,

 Если песню грустную –

 Грусть в душе почувствую!

 То он плачет,

 То хохочет –

 С нами делает,

 Что хочет.

- Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.

- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова?

- Так, значит народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, и спокойную, хороводную.

7. Исполнение песни «Самовар»

-Пока вас еще не было на уроке, ветер ворвался к нам и разлетелись листы, на которых был записан текст одной известной вам песни. Нужно правильно сложить их и угадать название песни.

(выполнение задания подгруппой учащихся)

А мы с вами споем и подыграем с помощью инструментов, которые у вас на столах. Согласны?

- Итак, приготовились.

8. Беседа.

- Ну как, понравилось вам?

- Да, ребята, как же хорошо нам на этом чудо - острове, но всё- таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, чтобы по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили?

- Правильно здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.

- Так вот задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр. Сгруппировать инструменты: народный оркестр и симфонический оркестр ( работа с карточками).

- Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.

9. Игра: «Инструменты, соберитесь!»

У каждого ребенка – роль какого-то инструмента народного оркестра. Дети заранее делают шапочки с рисунком и названием своего инструмента. Все танцуют под музыку, периодически прерываемую паузами. На паузах “инструменты” должны быстро собраться по группам в свои “домики”. Какая группа собралась быстрее всех – та и выиграла.

10. Исполнение русского народного танца «Ромашки»

ІІІ. Итог урока.

- Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?

- Что вам запомнилось больше всего?

(Отметить детей.)

-С какими русскими народными инструментами вы познакомились сегодня?

-Домашнее задание нарисовать  рисунки, на которых вы изобразите любимые русские народные инструменты.

Весь урок мы пели и плясали,

И от счастья кружится голова,

 Потому что каждый понимает,

 Рядом с нами музыка была.

 Пусть музыка повсюду путь нам открывает,

 Ни капли грусти и фальшивых нот,

 А только радостный, уверенный аккорд.

 Пусть вечно длится музыки урок!

- На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по музыке в 3 классе по теме "Мажор и минор"

Данный урок разработан по музыке  для 3 класса коррекционной общеобразовательной школы  8 вида ....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Конспект открытого урока по музыке В коррекционной школе 8 вида 3 класс «Сказочные персонажи в музыке»

Конспект открытого урока по музыкеВ коррекционной школе 8 вида 3 класс«Сказочные персонажи в музыке»...

Конспект открытого урока по литературному чтению "Русская народная сказка "Два Мороза"

Урок разработан для учащихся 2 отделения 2 класса специальной(коррекционной) школы для детей с нарушениями слуха и речи.Материал адаптирован  специально длядетей со  сложной структурой дефек...

Конспект открытого урока по музыке на тему: «Ударные музыкальные инструменты»

Тема: «Ударные музыкальные инструменты»Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.Цель: Познакомить детей с многообразием ударных инструментов, с историей их создания.Задачи: Закреп...

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....

План-конспект открытого урока по музыке "Мир музыки Бетховена"

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений, воспитывать чувства прекрасного и развивать эмоционально-чувственное восприятие классич...