Конспект урока музыки для 4 класса "Народные инструменты России"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Агеева Татьяна Евгеньевна

Конспект урока-концерта по предмету "Музыка" для 4 класса "Народные инструменты России"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

4 класс

“ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО”

“Народные инструменты России”

Аспекты урока

Характеристика

1.

Тема урока:

“Народные инструменты России”

2.

Цель урока:

Воспитать любовь к традициям своей Родины

3.

Задачи:

  1. Познакомить с русскими народными инструментами, их звучанием
  2. Разучить русскую народную песню

4.

Тип урока:

Игровой

5.

Вид урока:

Урок-спектакль.

6.

Информационно-методическое обеспечение:

Учитель: CD-MP3 диски, методические пособия, хрестоматия муз. материала, учебник, рабочая тетрадь – 4 класс.

7.

Необходимые ТСО:

CD-MP3 проигрыватель, аккордеон, доска

8.

Содержание музыкального материала:

- Различные композиции в исполнении народных инструментов

- Русская народная песня “Во саду ли, в огороде”

9.

Содержание наглядного материала:

- Иллюстрации народных инструментов

10.

Новые понятия:

- Сурна, рубель, дрова

11.

Виды и формы контроля:

Наблюдение, рассуждение о музыке, актёрское мастерство

12.

Проблема урока:

Откуда появились народные инструменты?

13.

Прогнозируемые результаты:

- Отклик на характер музыки;

- умение интересно сыграть роль того или иного инструмента;

- соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучания.

14.

Повышенные знания, творчество:

- добиваться напевности звучания мелодии, одновременного начала и окончания пения, мягкого, естественного звучания голосов.

- осознание учащимися того, что они поют не набор звуков, а мелодию.


Сценарий урока

Предмет: Музыка

Класс:

Тема урока: Народные инструменты России

Ход урока

Учащиеся входят в класс под народную музыку Трек №1

Учитель: Посмотри-ка ты, сестрица,

Из-за моря к нам в столицу

Гости прибыли и вот,

Все столпились у ворот.

Что же делать, как же быть?

Как гостей нам веселить?

Может нам оркестр народных

Инструментов пригласить?

Помощница: Может быть… Тогда начнём!

Музыкантов позовём,

Пусть расскажут и покажут,

Как играют и на чём.

Учитель: Эх, трещотки, бубны, ложки,

Поиграйте нам немножко,

Расскажите о себе,

Появились как и где?

Под музыку с ярко выраженными партиями ударных инструментов (Трек №2) выходят ударные народные инструменты – ложки, бубны, трещотки, коробочка, кокошник, рубель, дрова.

Ложки:    Не столовые приборы,

Мы тут – главные танцоры,

Мы бываем с бубенцами,

Полюбуйтесь-ка все нами!

Трещотка:  Я трещу, трещу, трещу,

Натрещаться не могу,

И ни с кем я не болтаю,

Вам я музыку играю!

Бубенцы: Как бы нам не веселиться,

Ноги в пляс идти хотят

Вот и где-то тройка мчится,

Бубенцы на ней звенят!

Кокошник: Интересный разговор,

Не про головной убор,

Ведь кокошник в сей момент -

Музыкальный инструмент

Рубель:  Вот гладильный инструмент

Взяли раз в эксперимент,

И теперь его свободно

Называют все - народным!

 Коробочка:   Ни шкатулка, ни сундук,

Нам копыт напомнил стук,

То коробочка простая

Показала этот звук.

Дрова:  Удивятся люди - ах!

Тут играют на дровах.

И, конечно, это он -

Самый первый ксилофон.

Помощница:  Что ж, ударные, спасибо,

Интересны вы на диво,

А теперь послушать вас

Мы хотели б в сей же час!

Звучит композиция с ярко выраженными партиями ударных инструментов, учащиеся имитируют игру. Трек №3

Учитель:   Духовые, выходите!

Посвистите, подудите,

Чтобы здесь, в осенний час

Было весело у нас!

Под музыку с ярко выраженными партиями духовых инструментов (Трек №4) выходят кугиклы, свистульки, свирель, жалейка, волынка, сурна, брёлка, рожок.

Кугиклы:  Взяли дудочек – 5 штук

И связали вместе вдруг

Звуки в ней соединились

И кугиклы получились.

Свистульки: Музыкальные игрушки –

Люди, птицы и зверушки,

С остальными вместе

Приукрасят песни!

Свирель: Так на дудочку похожа,

И отверстия в ней тоже:

Посвистель, дуда, сопель,

А по-нашему – свирель!

Жалейка: О характере звучанья

Говорит само названье,

На конце коровий рог,

Звонкий, резкий голосок.

Волынка:  Это что тут за мешок

Звук, похожий на гудок

Три отверстия есть тут,

Всё “Волынкою” зовут.

 

Сурна:  На рожок она похожа,

Так красива и стройна,

Инструмент народный тоже,

Называется – сурна.

Брёлка: Взять жалейку и сурну -

Если их собрать в одну,

В этом есть немало толка,

Потому что это – брёлка.

Рожок:  Развесёлый пастушок

Взял на пастбище рожок,

Звонко-звонко заиграл,

Всех коров вокруг собрал.

Помощница: Духовые – молодцы!

Вы рассказывать – спецы,

Ну-ка, как вы все звучите,

Нам сейчас же покажите!

Звучит композиция с ярко выраженными партиями ударных инструментов, учащиеся имитируют игру. Трек №5

Учитель: Ну-ка, струнные друзья,

Приглашаем вас сюда,

Покажите, расскажите

Вы немного про себя.

Под музыку с ярко выраженными партиями духовых инструментов (Трек №6) выходят гусли, домра, балалайка, гитара семиструнная, гудок, скрипка.

Гусли: Инструменты, на которых

Звук руками извлекали,

И по струнам ударяли,

Тех щипковыми назвали.

Скрипка: Инструменты, на которых

Звук иначе извлекают,

По струне смычком ведут,

Тех смычковыми зовут.

Балалайка: Треугольная основа,

Три струны – давай сыграй-ка,

Всем знакомо это слово,

Моё имя - ….(балалайка) 

Домра:  С балалайкой чем-то схожи,

Три струны имею тоже,

Без углов, округла я,

Домрой звать меня, друзья.

Гитара: Под меня поют романсы,

И танцуют даже танцы.

Инструмент довольно старый,

А зовут меня - …(гитара)

Гудок: Скомороший инструмент

Грушевидной формы,

Водят по нему смычком,

Называется гудком.

Скрипка: Вся изящна и тонка,

И оркестрам я нужна.

На лице у вас улыбка,

Ведь моё названье - …(скрипка)

Помощница: Ну-ка, вместе заиграйте,

Звонко в струны ударяйте

И смычками проведите,

Покажите, как звучите!

Звучит композиция с ярко выраженными партиями ударных инструментов, учащиеся имитируют игру. Трек №7

Учитель: Вот, спасибо вам, друзья,

А теперь представлю я,

Без лукавства и изъян –

Поприветствуем баян!

Гармонь: Я весёлая гармошка,

Поиграю вам немножко,

В раз по кнопочкам пройду

И гостей развеселю!

Звучит гармонь в исполнении преподавателя по классу баяна ДШИ им. Дягилева Липова Виктора Михайловича

Баян: Сын гармошки я – баян,

Я сыграю, как орган,

Я побольше, тяжелее,

И играть на мне сложнее.

Помощница: Заиграй, гармошка, тонко,

Ноги сами в пляс пойдут,

А девчоночки так звонко

Нам частушки пропоют!

Помощница и три девочки поют частушки под аккомпанемент гармони или баяна.

Помощница: Ой, подруга дорогая,

Выходи со мной плясать,

Мы заставим гармониста

Полтора часа играть!

        1я девочка: Ой, подруга, выходи,

А я уже вышла,

Мой-то слышен голосок,

Твоего не слышно.

Помощница: Выходила я плясать,

Начинала дробью,

И ногами, и руками,

И ещё бровью.

        2я девочка: Пришла курица в аптеку

И сказала “Ку-ка-реку”,

Дайте пудру и духи,

Чтоб любили петухи.

Помощница: На столе стоит гармонь,

На гармони петухи,

Признавайтеся, ребята,

Кто украл мои духи?

3я девочка: Кабы не было стакана,

Не было бы кружки,

Кабы не было девчат,

Кто бы пел частушки.

Помощница:  Ой, спасибо гармонисту

Тыща двести пятьдесят,

Три козы, четыре курицы

И восемь поросят.

Учитель: Вот спасибо! А сейчас

Прозвучит сюрприз для вас,

Мы с сестрицей вам сыграем, -  

Не судите строго нас.

 Дуэт гуслей и аккордеона “Гопак” из оперы “Сорочинская ярмарка” М.П. Мусоргский.

Помошница: А сейчас разучим песню,

Чтобы было интересней.

При честном, при всём народе

Во саду ли, в огороде

Показ песни “Во саду ли, в огороде”

Разучивание песни.

Учитель:         Вот спасибо вам, друзья,

Постарались все не зря,

А сейчас на заключенье,

От меня вам угощенье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...

Конспект урока музыки в 1 классе "Музыкальные инструменты" (2 четверть, 1 урок)

Знакомство детей с инструментами русского народного оркустра (пастуший рожок, гусли) проходит через виртуальные экскурсии в картинную галерею, творческую мастерскую, концертный зал....

Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Конспект урока музыки2 класс раздел 2 урок 4Музыкальные инструменты (фортепиано)Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной...

Конспект урока музыки «Русские народные инструменты» 2 класс

Конспект урока "Русские народные инструменты" 2 класс (по учебнику Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Конспект урока музыка «Картины, изображающие музыкальные инструменты». (УМК Школа России 3 класс)

Задачи урока:Образовательные:Получение  знаний о музыкальном инструменте  – скрипка, истории её создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведени...

Конспект урока Музыка по теме: "Музыкальные инструменты. Скрипка" (УМК "Школа России" , 3 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование у обучающихся представления о скрипе как струнно- смычковом инструменте. Знакомство  с выдающимися скрипичными мастерами и  исполнителями.Знакомство с...

Конспект урока музыки 3 класс «Виват, Россия!»

Конспект урока музыки 3 класс «Виват, Россия!»...