Конспект урока "Русские народные музыкальные инструменты"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Десятова Юлия Викторовна

На уроке учащиеся знакомятся с русскими народными музыкальными инструментами, исполняют народные песни, аккомпанируя  на инструментах группы "ударно-шумовые".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkie_narodnye_instrumenty.docx26.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План- конспект урока музыки

«Русские народные инструменты» 

Предмет: музыка

Класс: 3 класс

Тема урока: «Русские народные инструменты»

Цель урока: знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Задачи:

  • Образовательные: обогатить представление о музыкальной культуре русского народа; тембровых возможностях русских народных инструментов.
  • Развивающие: развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности.
  • Воспитательные: воспитывать чувство уважения к культуре русского народа.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Научиться узнавать тембры русских народных инструментов.  
  • Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.

Личностные:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
  • Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие), эмоциональной отзывчивости.  
  •  Приобщение к русской народной культуре, фольклору, воспитание уважения к русским народным традициям.

 Метапредметные:

  • Инициативное сотрудничество и взаимодействие с учителем и сверстниками.
  • Использование полученного опыта общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни, передача в собственном исполнении различных музыкальных образов, владение умениями совместной деятельности.

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

Дидактическое обеспечение урока: презентация, карточки, конверты с паззлами.

Техническое обеспечение урока: баян, компьютер, экран и проектор, народные ударные музыкальные инструменты.

Методы, технологии: проблемно-поисковый, деятельностный подход, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Виды деятельности учащихся:

  •  Слушание музыки
  • Пение
  • Музыкально –пластическое движение
  • Инструментальное музицирование

Музыкальный материал:

  • «Свети месяц» оркестр русских народных инструментов
  • «Весенний оркестр» (игра на ударных шумовых инструментах)
  • Песня «Свирель и рожок»
  • Видео «История создания музыкального инструмента-рожок»

Оформление кабинета в народном стиле: на стенде рисунки детей с изображением русского народного костюма; на столе ударные народные инструменты, гармонь, балалайка, гусли.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие:

(Под музыку «Кадриль моя…»)

У. - Здравствуйте, ребята! - (показ руками)

Милые девчата, - (у девочек поклон)

Мальчишки озорные - (у мальчиков кивок головой)  

И гости дорогие! обращение к гостям)

Тихонечко садитесь,

Друг другу улыбнитесь.

С хорошим настроеньем мы наш урок начнём!

Актуализация знаний

Без комментариев звучит оркестр русских народных инструментов «Светит месяц».

У. - Ребята, какую мы сейчас услышали музыку народную или композиторскую?

Д. – Народную.

У. -  Музыка была вокальной или инструментальной?  

Д. -  Инструментальной, играли разные инструменты.

У. – Как вы думаете, музыкальные инструменты какого народа?

Д. – Русского.

Изучение нового материала. Формулировка темы, цели урока

У.  – Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Д. - «Русские народные инструменты».

У. - Какая цель урока?

Д. – Познакомиться с русскими народными музыкальными инструментами: как они звучат (тембр), приёмы игры, история создания.

Работа по теме

 (На экране слайд картинки поляны с разными русскими народными инструментами)  

У. – Однажды народные музыкальные инструменты оказались на поляне и так разыгрались, так развеселились, что забыли дорогу к своим домикам, и наша с вами задача - помочь им. Для этого вы должны выполнить некоторые задания.

(Слайд картинки с тремя тропинками)

- Вот по этим тропинкам мы должны проводить эти инструменты до дома.

И так, Задание 1 (работа в группах)

У каждой группы (3-и группы) на парте лежит конверт с паззлами одного музыкального инструмента: 1 гр.- домра, 2 гр.- балалайка, 3 гр. –гусли и карточка с описанием всех трёх инструментов (приложение 1). Учащиеся должны собрать из паззлов музыкальный инструмент, который у них в конверте и по описанию из карточки узнать, что за инструмент они собрали.

Затем учащийся из каждой группы представляет свой инструмент   и зачитывает о нём информацию, пользуясь карточкой.

После каждого выступления ребята слушают звучание тембра каждого из представленных музыкальных инструментов в исполнении приглашённых гостей из музыкальной школы.

(На экране слайд с изображением этих инструментов)

У – Ребята, что общего у этих инструментов?

Д. – У этих инструментов есть струны.

У. – Верно. И эти музыкальные инструменты живут в одном домике, под названием «Струнные инструменты». Мы их провожаем домой по тропинке 1. А чтоб им было веселее идти, мы для них станцуем («спляшем», как говорили в старину) (под весёлую музыку балалайки дети исполняют простые народные танцевальные движения, которые показывает учитель).

Задание 2

(На экране появляется загадка)

Прислонил к губам я трубку,

Понеслась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется … (свирель)

У. - Этот инструмент   спрятан у нас в классе, он находится в золотистой коробочке, и мы его сейчас будем искать. Чтобы его найти, мне нужен один человек (ведущий, который выходит за дверь). Учитель говорит детям, в каком месте находится эта коробочка, не показывая инструмент, учащийся (ведущий) заходит в класс и по звуку его находит: если класс поёт тихо, значит инструмент находится далеко от ведущего и наоборот (ребята в это время исполняют попевку «У Варвары куры стары»).

После того, как найден инструмент, учащейся, владеющий игрой на этом инструменте, рассказывает о нём и играет   РНП «Как под горкой под горой».

У. - Ребята, давайте охарактеризуем звук свирели, какой он?

Д. - Нежный, красивый, душевный.

У. - Покажите, как на нём играть (дети имитируют игру на свирели)

 (На экране 2-ая загадка)

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

Дополняет наш кружок

Пастуший … (рожок)

(На экране видео «История создания рожка»)

У. - Ребята, охарактеризуйте звук (тембр) рожка, какой он?

Д. - (ответы детей)

У. -  Покажите, как на нём играть (дети имитируют игру на рожке)

 (Слайд с инструментами свирели и рожка)

У. -  Что общего у этих инструментов?

Д. - Они духовые, звук извлекается   с помощью воздуха.

У. –Правильно, ребята. И мы нашли второй домик для музыкальных инструментов под названием «Духовые инструменты».

У. – Давайте проводим эти музыкальные инструменты в свой дом по тропинке 2 (слайд второй тропинки), исполняя песню «Свирель и рожок» (слайд с текстом этой песни (1 куплет и припев)), (приложение 2).

У. – Ребята, у меня на столе лежат музыкальные инструменты (показывая инструмент, проговаривает, как они называются) и сейчас по одному представителю из группы подойдут, выберут понравившейся ему инструмент и извлекут на нём звук.  

Учащийся из каждой группы подходит, выбирает инструмент и демонстрирует (как может) игру на данном инструменте.  

У – Ребята, что общего у этих инструментов?

Д. – Чтобы появился звук, в них надо ударить.

У. - Правильно. И эти инструменты получили название «Ударные   музыкальные инструменты». А об истории их создания вы мне расскажите на следующий урок, это и будет ваше домашнее задание. А мы их провожаем по тропинке 3 в домик под названием «Ударные   инструменты». А чтобы им было весело идти, сыграем на этих инструментах.

(Детям раздаются ложки, трещётки, бубен, треугольник и под музыку «Весенний оркестр» дети музицируют).

Закрепление материала. Рефлексия.

Проводится «Музыкальная викторина»: в аудиозаписи звучит тембр изученных русских народных инструментов, учащиеся, обсуждая в группах, поднимают карточку соответствующего музыкального инструмента.

У. - Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

Д. - «Русские народные инструменты»

У. - Назовите, с какими группами народных инструментов мы сегодня познакомились?

Д. - Струнные инструменты (балалайка, домра, гусли)

- Духовые инструменты (свирель, рожок)

- Ударные инструменты (ложки, трещётки, бубен, треугольник)

У. - Что ещё нового вы узнали на уроке?

     - Чему научились?

     - Что больше всего понравилось на уроке?

     - Если вы остались довольны уроком, своей работой на уроке, похлопайте в ладоши!

У. (исполняет под музыку «Кадриль моя…»)

– В добрый путь, ребята!

Милые девчата, - (у девочек поклон)

Мальчишки озорные - (у мальчиков кивок головой)  

И гости дорогие!  

(Дети, хлопая в ладоши, под музыку выходят из класса).

Д.З. 1. Познавательное: рассказ об истории создания ударных народных инструментов.

2. Творческое: из подручного материала сделать народный музыкальный инструмент.

Приложение 1

Карточка

Балалайка — русский народный струнный инструмент. Слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Балалайка имеет треугольную форму и три струны.

 

Гусли – русский народный струнный   инструмент. Под гусли исполняли   былины, а также народные песни. Гусли отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке.  Самое малое количество струн на гуслях– 5, самое большое-66.


 Домра - русский народный струнный инструмент. Имеет круглую форму, три (иногда четыре) струны, играют на ней с помощью медиатора (маленькая пластиночка). Домра –любимый инструмент музыкантов-скоморохов.

Приложение 2

Песня «Свирель и рожок»

(слова: Синявский П.

музыка: Чичков Ю.)

  1. Жили - были пастух да пастушка,

Жили - были свирель да рожок.

На свирели играла подружка,

На рожке откликался дружок.

Припев:

От напевов рожка и свирели

Земляничкины щечки алели,

Были речки синей, а березки светлей,

Колокольчик звенел веселей.

Были речки синей, а березки светлей,

Колокольчик звенел веселей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки на тему "Казахские народные музыкальные инструменты" (со звуком)

Казахский народ имеет давнюю историю и чтит традиции.Презентация дает возможность подробного знакомства с казахскиминародными музыкальными инструментами, а   также услышать  звучани...

Русско-народные музыкальные инструменты

Презентация на тему Русско-народные музыкальные инструменты...

Методическая разработка "Как обучить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на русских народных музыкальных инструментах"

В данной методической разработке представлен материал по обучению  детей старшего дошкольного и   младшего школьного возраста игре на различных музыкальных русских народн...

Коми народные музыкальные инструменты

Презентацию можно использовать на уроках музыки, во внеклассной работе с целью ознакомления коми народными музыкальными инструментами: духовыми, струнными, ударными....

Русские народные музыкальные инструменты

Красочная презентация с загадками,  изображениями русских народных музыкальных инструментов....

План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"

План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"...

Культурологический проект "Русские народные музыкальные инструменты и инструменты Орловской области"

Проект расширит музыкальный кругозор учащихся о русских народных инструментах и инструментах родного края, познакомит с известным композитором Е.Дербенко и его ансамблем....