Сказка о животных «Журавль и цапля»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Шафикова Светлана Аркадьевна

Предмет: Литературное чтение

2 класс

Тема: Сказка о животных «Журавль и цапля»

Тип урока: урок- mixt.

    Зона актуального развития:

 

Учащиеся знают:

Два вида русских народных сказок: бытовые и волшебные.

 

 

Учащиеся умеют:

Определять особенности бытовой и волшебной сказок:

- кто является героями;

- какие происходят события;

- какую задачу выполняет сказка.

 

Учебная задача:

знакомство с третьим видом русских народных сказок – сказкой о животных.

 

Предполагается, что учащиеся:

  1. определят вид сказки;
  2. проведут самостоятельно исследование и определят особенности сказки о животных в сравнении с другими видами;
  3. приобретут опыт конструктивного содержательного взаимодействия через целенаправленно организованную учителем работу малых групп.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №165 имени 65-летия «ГАЗ»

ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)

Предмет: Литературное чтение

2 класс

Тема: Сказка о животных «Журавль и цапля»

Тип урока: урок- mixt.

                                                                                                                                            Выполнила:                                                                                                                                                              Шафикова С.А.,

учитель начальной школы

                                                                                                                                                               

Нижний Новгород

2010

    Зона актуального развития:

Учащиеся знают:

Два вида русских народных сказок: бытовые и волшебные.

 

Учащиеся умеют:

Определять особенности бытовой и волшебной сказок:

- кто является героями;

- какие происходят события;

- какую задачу выполняет сказка.

Учебная задача:

знакомство с третьим видом русских народных сказок – сказкой о животных.

Предполагается, что учащиеся:

  1. определят вид сказки;
  2. проведут самостоятельно исследование и определят особенности сказки о животных в сравнении с другими видами;
  3. приобретут опыт конструктивного содержательного взаимодействия через целенаправленно организованную учителем работу малых групп.

Ход учебного занятия

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

  1. Мотивационно- ориентировочная часть

Основной целью мотивационно-ориентировочной части является осознание цели деятельности. Для этого необходимо выполнение следующих задач:

1) выравнивание знаний всех учащихся, необходимых для УД (этап актуализации);

2) создание необходимой мотивационной основы УД (этап мотивации);

3) постановка УЗ в результате рассмотрения проблемной ситуации знания и незнания (этап постановки УЗ)

  1. Этап актуализации.

Этап предполагает создание «ситуации успеха» по результатам осмысления предыдущей деятельности. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон урока. Поэтому урок должен начинаться с решения конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт детей.

 –Ребята, на уроках литературного чтения мы с вами прочли много русских народных сказок, познакомились с особенностями волшебных и бытовых сказок.

– Я прочту 2 отрывка из разных сказок, а вы попробуйте вспомнить название и определить, к какому виду данные сказки относятся.  Перед вами таблица, которую мы сейчас заполним. (На экране – таблица)

Послушайте первый.

 «Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь…»

- Как называется сказка?

- К какому виду относится? Почему вы так решили?

– Послушайте следующий отрывок.

«Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
– Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, – дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
– Служивый! Когда ж топор будем есть?
– Да, вишь, он не уварился, – отвечал солдат, – где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

– Назовите сказку.

- К какому виду относится? Почему?

Таблица на экране заполняется:

На экране: СЛАЙД 1

Вид сказки

Волшебные

Бытовые

Главные герои

Человек и волшебный герой

Человек и человек

Человек и животное

События

Фантастические, загадочные, таинственные

Из реальной жизни

Задача сказки

Показать, что добро побеждает зло

Высмеять недостатки людей

- «Царевна-лягушка».

Высказывания детей

- «Каша из топора».

Высказывания детей

2. Этап мотивации.

На этапе мотивации происходит закрепление «ситуации успеха». Цель данного этапа: формирование внутренних, личных мотивов, направленных на развитие своих способностей в УД, на овладение способами деятельности.

- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Журавль и цапля». СЛАЙД 2

- Что вы знаете о цапле и журавле? 

(На экране - фотографии цапли и журавля) СЛАЙД 3

- Вам знакома сказка?

- Что могло произойти в ней?

- Чем могла закончиться?

- Прежде, чем мы узнаем, что же было на самом деле, познакомимся со словами, которые могут быть вам не понятны.

(СЛАЙД 4)

- Эти слова встречаются сейчас в нашей речи? Почему?

 

Чтение произведения учителем. (с.34)

(Учитель обращает внимание на фамилию В.И.Даля – собирателя фольклора: пословиц, загадок, русских народных сказок)

- Птицы, которые живут вблизи с водоёмами или на заболоченной территории, у них длинные ноги и клюв, питаются лягушками.

Высказывания детей

свататься – договариваться о свадьбе

ноги долги – длинные ноги

худо летать – плохо летать

долговязый – высокий

верста – старинная русская мера длины (около 1060 м)

раздумался, раздумалась – передумал(а)

болото месил – тяжело шёл

несолоно хлебавши – остаться ни с чем

- Эти слова устарели.

3. Этап постановки учебной задачи.

Этап постановки УЗ является основным звеном мотивационно-ориентировочной части учебного занятия. Его цель – подведение ученика к овладению обобщёнными отношениями в рассматриваемой области знаний, к овладению новыми способами деятельности. Здесь на фоне «ситуации успеха» создаётся аналогичная по внешним признакам, но более сложная проблемная ситуация. При этом дети должны почувствовать нехватку собственных знаний и несовершенность ранее открытого способа решения УЗ.

 

- Вам понравилась сказка?

- Кто является главными героями?

– Какое событие описывается в сказке? 

– Могла ли такая история приключиться с людьми.

Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей.

- Как вы считаете, к какому виду относится эта сказка?

СЛАЙД 5

- Рассмотрите внимательно таблицу.

 Подходит ли данная сказка к какому-нибудь виду?

- Какую учебную задачу мы поставим перед собой?

СДАЙД 6        Задача фиксируется в таблице.

Вид сказки

Волшебные

Бытовые

?

Главные герои

Человек и волшебный герой

Человек и человек

Человек и животное

События

Фантастические, загадочные, таинственные

Из реальной жизни

Задача сказки

Показать, что добро побеждает зло

Высмеять недостатки людей

Высказывания детей.

- Журавль и Цапля

- В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находят недостатки, потом жалеют о случившемся, и потом все снова повторяется.

- Да, могла.

Предположения детей. (Скорее всего, отнесут к бытовой сказке)

- Нет волшебства, волшебных героев, предметов.

- В бытовой сказке один из героев – человек.

- Нет. Таблица частично раскрывает особенности данной сказки. Значит, существует другой вид сказки, отличный от бытовой и волшебной.

- Определить вид сказки «Журавль и цапля».

  1. Операционально-исполнительная часть

Операционально-исполнительная часть занятия посвящена решению УЗ. Её целью является отыскание обобщённого способа деятельности.

  1. Этап преобразования условия задачи.

На этапе преобразования условия задачи учащиеся осознают, при каком условии возможно решить ту или иную УЗ.

- Прочитаем ещё раз сказку. А вы, ребята, обратите внимание на наших героев.

  • - А теперь нам предстоит поработать с текстом и найти описание журавля и цапли. Каким образом мы с вами организуем работу?

 

- Как вы думаете, какой характер был у Цапли?

 СЛАЙД 9

- Как меняется ее настроение и манера поведения от ситуации, в которой она оказывается?

- А теперь, давайте подумаем, какой по характеру был Журавль.

- Меняется ли его поведение?

- Чем похожи и чем отличаются герои сказки?

- Вся сказка строится на визитах Журавля и Цапли друг к другу, на их отказах друг другу. Сосчитайте, сколько раз журавль и цапля ходили друг к другу свататься.

- Роль повторов в сказке о животных такая же, как в волшебных сказках. 

Какую задачу выполняет сказка? 

- Какая главная мысль сказки?

-Как вы считаете, закончилась ли сказка?

- Роль концовки?

Дети читают сказку.

Предполагается, что дети предложат работу в группах.

Групповая работа                 СЛАЙ 7

1 группа: описание поведения журавля

  • «Стоит журавль один в поле…», 
  • «….пожалел, что отказал»,
  • «Думал, думал  журавль да опять пожалел…»

2 группа: описание поведения цапли

  1. «…сидит долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает…»,
  2. «стыдно стало цапле, закрылась она крылышком, и пошла к своей кочке…»,
  3. «…цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет»

3 группа: что думал  журавль о цапле и говорил ей

  • «… она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока»,
  • «…сударушка-цапля»,
  • «Этакая  нравная…»

4 группа: что думала цапля о журавле и говорила ему

  • «…про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»,
  • «…на тебе платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь…»

Представители групп  дают характеристику героям сказки.                   СЛАЙД 8

- Цапля показана капризной, придирчивой, несговорчивой.

- Она отказалась выйти замуж за журавля, а потом жалеет об этом.

- Журавль показан смешным, долговязым, обидчивым, упрямым.

- Да. Он, не подумав, отказывает цапле, а потом жалеет об этом.

-  Оба героя, как видно из текста, очень похожи друг на друга. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.

- 5 раз.

-Нет. Эти повторы нужны, чтобы указать на бесконечность действий героев, это и позволяет сделать вывод: «Не могут принять решения! Не могут договориться!»

- Сказка в данном случае, высмеивая поведение журавля и цапли, дает жизненный урок человеку. Ведь и он поступает иногда так же.

- Решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Важно уметь договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.

- Нет. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.

- Концовка еще больше усиливает мысль, которую несут повторы, и читатель сам легко может предположить, что в будущем все останется по-прежнему.

2. Этап построения модели.

Этап построения модели служит для изучения свойства всеобщего отношения, выраженного в объекте, в чистом виде. Модель служит ориентировочной основой данного вида учебной деятельности.

- Обратите внимание на нашу таблицу.  СЛАЙД 10

- Кто герои?

- Что можно сказать о событиях?

- Задача сказки?

- Сказки данного вида относятся к сказкам о животных. Перечислите особенности.

Высказывания детей.

- В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные.

- Высмеять поведение людей.

Высказывания детей.

(Таблица заполняется)

Вид сказки

Волшебные

Бытовые

Сказки о животных

Главные герои

Человек и волшебный герой

Люди.

Человек и животное

Животные

События

Волшебные

Из реальной жизни

Из реальной жизни

Задача сказки

Добро побеждает зло

Высмеять недостатки людей

Высмеять поведение людей

  1. Рефлексивно – оценочная часть.

В рефлексивно оценочной части урока дети должны отрефлексировать прошлые действия, оценить собственную УД, получить положительные эмоции от радости познания нового. Поэтому дети сами определяют критерии, по которым могут оценить свою деятельность, самостоятельно формулируют домашнее задание.

1. Этап рефлексии.

- Какую учебную задачу мы сформулировали в ходе урока? Мы решили задачу?

- В чём особенность сказок о животных?

Высказывания детей

Высказывания детей

2. Оценочный этап.

- Чью работу на уроке вы оценили бы особо?

- Какое домашнее задание нам целесообразно выбрать сегодня?

- На этом наш урок закончен. Благодарю вас за хорошую работу.

Ученики предлагают оценить работу тех ребят, чьи ответы им понравились на уроке больше всего.

- Придумать продолжение сказки. Нарисовать иллюстрации к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Русская сказка Журавль и цапля"

Презентация по литературному чтению по программе 21 век, 2 класс использована при изучении русских сказок....

Урок литературного чтения. Русская народная сказка «Журавль и цапля».

Работа содержит разработку урока литературного чтения во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»....

Русская народная сказка «Журавль и цапля». 2 класс

Методическая разработка урока по литературному чтениюв системе учебников «Начальная школа XXI века»по теме: русская народная сказка «Журавль и цапля».             ...