Характеристика героя
материал по чтению (3 класс)

Жигина Алина Александровна

Теема: как сформировать умение давать характеристику героя. Текст, с которым будем работать - Н.Носова «Огурцы». Это 3 класс 1 четверть, программа «Перспектива»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnoe_slovo.docx19.77 КБ
Файл rabochiy_list_pedagoga.docx17.48 КБ
Office presentation icon nosov.ppt1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс 24 декабря 2019 года

        Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе.

        Тема моего мастер-класса: как сформировать умение давать характеристику героя. Текст, с которым будем работать - Н.Носова «Огурцы». Это 3 класс 1 четверть, программа «Перспектива»

На изучение данного произведения отводится 2 часа. Тема первого урока «Смысл поступка», 2 – «Характеристика героя».

Цель и задачи формулируются на уроке вместе с учащимися (слайд). Цель для педагога: уметь отвечать на вопрос: «Что значит поступать по совести?». Цель для ученика: создать характеристику героя. Задачи: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной литературе, выявлять особенности героя художественного рассказа, составлять свое высказывание (слайд).

Работа по теме урока может быть построена в двух вариантах: дать характеристику одного из героев; либо дать характеристику главным героям, работая в группах.

Сегодня я покажу опыт своей работы по составлению характеристики героя и как я выстраиваю эту работу. Мы будем работать с вами с текстом, выбирая всю информацию об этом герое, которая поможет нам дать характеристику героя.

На первом уроке по этому произведению учащиеся знакомились с текстом и назвали главную мысль рассказа – в любой ситуации отвечай сам за свои поступки. Выделили опорные слова, которые помогли нам составить основной сюжет (в рабочем листе представлен). И домашним заданием к сегодняшнему уроку было найти в тексте эмоции, которые испытывал Котька в течение всего рассказа.

Давайте спланируем свою деятельность. И первое с чего мы начнем - вспомним основные части текста. Учащиеся называют - вводная часть, основная, заключительная. (слайд) Подумаем, о чем будем говорить в вводной части? (кто такой Котька) (слайд)

- Кто он? Найди в тексте. В тексте информации не достаточно. Можно воспользоваться иллюстрацией (Котька – один из главных героев рассказа Н.Носова «Огурцы». Это деревенский мальчик, такой же примерно как вы, 10-12 лет). Запишите эту информацию в рабочий лист. (слайд)

        Перейдем к основной части. О чем будем говорить? (о действиях и поступках героя, о его характере). (слайд) Действия и поступки, которые совершал герой, это и есть основной сюжет, который мы составили на прошлом уроке. Ну и действия и поступки, характеризуют героя, т.е. выясняются особенности его характера. Нам помогут чувства Котьки, которые он испытывал в течение всего рассказа. Учащиеся дома отметили следующие чувства - радость, огорчение, стыд, страх, облегчение и радость. Обратите внимание: от испытываемых чувств меняется настроение Котьки.

        Когда испытывал радость? (нес домой). Взял у Павлика, не думая о последствиях, не подумал, что попадет дома. Какие качества соответствуют этому поступку? (доверчивый, наивный). (слайд) Запишите 2 прилагательных и аргумент.

Когда испытывал огорчение? (совестливый, при разговоре с мамой не признавал своей вины, пытался оправдаться). Запишите 1 прилагательное и аргумент.

Когда испытывал стыд? (способен к сопереживанию, стыдно перед сторожем)

Когда испытывал страх? (смелый, страшно было идти к сторожу)

Когда испытывал облегчение и радость? (волевые качества, было страшно идти, честный, признался, что съел огурец). Запишите. (слайд)

Заключительная часть. О чем? (отношение автора к герою либо моё отношение к герою)

Как автор относится к Котьке? (уважает его, через сторожа (словами сторожа) называет его «сынок») (слайд)

Хотели бы вы дружить с героем? Какие качества вас привлекают в нем? (слайд)

Обсудите в паре ваши записи и попробуйте составить рассказ о главном герое. Кто хочет озвучить?

(после озвучивания)

        Можно сказать, что Котька поступил по совести? Какое ключевое слово? Как вы понимаете, что такое «совесть»? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать, что же такое совесть. На уроке учащиеся обращаются к толковому словарю и находят там понятие слова «совесть». (слайд)  Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Какие ключевые слова? (ответственность за свое поведение перед обществом). Правы ли мы были?

        Так что значит поступать по совести? (быть ответственным за свое поведение) А зачем поступать по совести? Может быть  не надо? (последний абзац – чтобы на душе было радостно; чтобы уважать себя).

        Закончите фразу: «Поступать по совести – это значит…»



Предварительный просмотр:

Рабочий лист педагога

Учимся давать характеристику герояпроизведения

(Н.Носов «Огурцы»)

Из рабочей программы

Личностные результаты: будут сформированы: первоначальные представленияо нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях; умение отвечать на вопрос: «Что значит поступать по совести, жить по совести?»

Метапредметные результаты:

  • Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной литературе, находить необходимые слова в тексте, составлять свое высказывание.

Предметные результаты: самостоятельно давать характеристику героям произведения, выявлять особенности героя художественного рассказа.

  1. Вводная часть:

- Кто он? Котька – один из главных героев рассказа Н.Носова «Огурцы».

_________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Основная часть:

- Действия и поступки героя.

Вместе с Павликом он нарвал огурцов на чужом огороде, принес их домой. Когда мать увидела огурцы, то рассердилась на сына и, несмотря на темноту за окном, велела отнести их обратно.

- Какой он (аргументы)?

Слова для выбора:

храбрый                        добрый

трусливый                        грубый

наивный                        совестливый

смелый                        обладает волевыми качествами 

хитрый                        трусливый

решительный                упрямый

слабохарактерный                честный

доверчивый                        ленивый

ответственный                способный к сопереживанию

Когда испытывал радость? _________________________________________________________ Какие качества соответствуют этому поступку? Выберете из списка ______________________ _________________________________________________________________________________Когда испытывал огорчение и стыд? _________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Какие качества подойдут к этой ситуации? ____________________________________________ _________________________________________________________________________________В какой ситуации испытывал страх? _________________________________________________ Какие качества подойдут? __________________________________________________________ Когда испытал облегчение и радость?________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заключительная часть:

- Отношение автора к герою

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Моё отношение к герою

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поступать по совести – это значит _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.Н.Носов «Огурцы». Характеристика героев произведения.

Слайд 2

Задачи: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной литературе; выявлять особенности героя художественного рассказа; составлять свое высказывание.

Слайд 3

Вводная часть: Основная часть: Заключительная часть: - Кто он? Действия и поступки героя - Какой он (аргументы)? Котька – один из главных героев рассказа Н.Носова «Огурцы». Это деревенский мальчик, примерно 10-12 лет. Вместе с Павликом он нарвал огурцов на чужом огороде, принес их домой. Когда мать увидела огурцы, то рассердилась на сына и, несмотря на темноту за окном, велела отнести их обратно.

Слайд 4

Список качеств храбрый добрый трусливый грубый наивный совестливый смелый обладает волевыми качествами хитрый трусливый решительный упрямый слабохарактерный честный доверчивый ленивый ответственный способный к сопереживанию

Слайд 5

Вводная часть: Основная часть: - Кто он? Действия и поступки героя - Какой он (аргументы)? Котька – один из главных героев рассказа Н.Носова «Огурцы». Это деревенский мальчик, примерно 10-12 лет. Вместе с Павликом он нарвал огурцов на чужом огороде, принес их домой. Когда мать увидела огурцы, то рассердилась на сына и, несмотря на темноту за окном, велела отнести их обратно. Можно сказать, что Котька - наивный и доверчивый так как не подумал о том, что попадёт дома. совестливый, способный к сопереживанию потому что пытался оправдаться, не понимал своей вины, было стыдно перед сторожем. способен к волевым усилиям, смелый – ему было очень страшно идти в темноте к сторожу, у которого есть ружьё. - честный – признался, что съел один огурец.

Слайд 6

Отношение автора к герою Моё отношение к герою Уважает его, через сторожа (словами сторожа) называет его «сынок». Я рада, что Котька нашел в себе силы и вернул украденные овощи. Этим поступком он показал, как сильно сожалеет и раскаивается. Заключительная часть: Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Поступать по совести, это значит …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы анализа произведений, характеристики героев

Материал содержит план анализа стихотворения, план работы над рассказом, планы анализа сказки и басни, отзывы о прочитанной книге, план рассказа о герое....