конспект урока по литературному чтению по теме "В. Белов. ещё про Мальку", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Яншина Лариса Васильевна

конспект урока по литературному чтению по теме "В. Белов. ещё про Мальку", 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение Технологическая карта

Предмет

Литературное чтение, 3 класс

УМК:

«Школа России», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий

Тема урока:

В.Белов «Еще про Мальку»

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Современные образовательные технологии:

Личностно-ориентированные, использование ИКТ

Методы обучения:

Наглядно-иллюстративный метод, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Цель педагогической деятельности:

Продолжить знакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова, учить видеть и понимать окружающую среду, пересказывать произведение на основе плана

Предметные результаты:

Уметь прогнозировать содержание произведения, видеть и понимать поступки героев, рассказывать о герое, подбирая в произведение слова-определения

Личностные результаты:

1.Самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;

2. Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

3. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор;

4. Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  1. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  2. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  3. Уметь работать по коллективно составленному плану;
  4. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  5. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  6. Осуществлять взаимоконтроля;
  7. Уметь работать в группе;
  8. Осуществлять контроль, оценивать, корректировать;
  9. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Познавательные:

  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  2. Строить логические цепочки рассуждения;
  3. Выдвигать гипотезы и обосновывать их;
  4. Определять основную идею произведения,
  5. Осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;
  6. Выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные:

  1. Умение слушать и вступать в диалог;
  2. Участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  3. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  4. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  5. Формировать умение грамотно формулировать собственное мнение.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 2 часть, мультимедийный проектор, презентация, карточки для анализа

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I.

Орг.момент

Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

Приветствие учителя, организация рабочего места.

Л1, К3

II.

Актуализация знаний

- с творчеством какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке?

-Как назывался рассказ?

-Где происходят действия этого рассказа?

-В чем провинилась Малька? За что ее ругала Лидия?

-Как вы считаете – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?

-Как вы понимаете слова «материнская верность собаки»? Покажите это на примере Мальки.

- Проведем речевую разминку.

-Прочитайте с ускорением.

 -Василия Ивановича Белова.

-Малька провинилась.

-В деревне.

-В том, что принесла в дом двух своих щенков.

Ответы детей.

Ответы детей.

Проведение речевой разминки.

К3, П1, Р4, Р5, Р10, Л2

    III. Самоопределение к деятельности

-По тому, как хорошо вы выполнили домашнее задание, видно, что рассказ «про Мальку» вам понравился.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказами В. И. Белова - знатока деревенской жизни, доброго человека и талантливого писателя.

-Прочитайте тему урока в учебнике на с.70.

-Как вы думаете, о чем это произведение?

-Кто главный герой произведения?

Ответы детей.

-Ещё про Мальку.

Ответы детей.

Ответы детей.

П1, П2, К1, Р1, Р2, Р9, Р10,Л3, Л2

IV.

Работа над содержанием текста.

- разберем значения некоторых слов из рассказа.

-Верша – тяжелая рыболовная снасть конической формы. Посмотрите, как она выглядит.

-Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой

что такое водное плёсо.

-Обормот – грубый  пустой человек, бездельник.

-Долговязые – высокие, худощавые и нескладные.

-Все эти слова встретятся в рассказе.

Ответы детей.

Ответы детей.

-Широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами реки.

Ответы детей.

Ответы детей.

Л2, Р5, Р9, Р11, П1, П3, К1, К2

V.

Чтение произведения

Чтение произведения,

-Что вам особенно понравилось в этой истории?

-Так от чьего лица ведется рассказ?

-Как вы думаете, почему В.Белову захотелось еще раз написать о Мальке?

Прослушивание рассказа.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

-От лица автора.

Ответы детей.

Л3, Л4, Р9-Р11, П2, П3, К1, К2

VI.

Анализ произведения

- самостоятельное чтение рассказа «Еще про Мальку».

работа в парах. карточки с вопросами, необходимо на них ответить и договориться, кто будет отвечать на вопрос, а кто из вас дополнит ответ (карточки 1 и 2).

Карточка 1. О какой «обязанности» Мальки повествует автор рассказа?

-В какое время года происходили события?

-Опишите, что происходило на реке?

-Зачем Федя отправился на реку?

-Что сделала Малька, ступив в воду?

-Что произошло с Малькой? -Кто спас Мальку?

-  карточка №2. Назовите главных действующих лиц рассказа.

-О чем в первую очередь подумал автор, увидев разлив реки?

-Как поступил Федя, увидев в воде Мальку?

-Какие чувства вызвал у Федора и автора поступок Мальки?

- Найдите в тексте слова-описания, характеристики Мальки и реки.

Белов описывает Мальку маленькой, беспомощной, крохотной, дрожащей от холода; а реку – широкой, быстрой, течение сильное. Такой прием, ребята, называют противопоставление

 для чего данный прием использовал В.Белов.

-Перечитаем один из самых напряженных моментов рассказа, о происшествии на реке. Как его нужно читать?

-Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду?

-Можно ли сказать, что Малька совершила подвиг?

- Над чем вас заставил поразмышлять рассказ?

Работа в парах.

-Кормить щенка.

-Весной, т.к. разлилась река.

Ответы детей.

-Его лодка была единственной связью с другим берегом.

-Она поплыла на тот берег, чтобы покормить щенка.

-Река была сильнее ее и сносила ее по течению вниз.

-Федя.

-Малька, автор, Федя.

-О Мальке. О том, как она переправится на тот берег, чтобы покормить щенка.

-Он поставил лодку поперёк течению и подправил веслом, чтобы достать Мальку.

-Удивление, гордость и т.д.

Ответы детей.

-Реки.

Ответы детей.

Ответы детей.

-Показать, что какой бы маленькой и беспомощной не казалась Малька, она не побоялась быстрой и сильной реки, т.к. на том берегу ее ждал щенок.

Ответы детей.

-Любовь.

-Смело, храбро, отважно и т.д.

Ответы детей.

Ответы детей.

П5, П6, Р2, Р4, Р5, Р9, К1-К4, Л2, Л4

VII.

Рефлексия

-Прочитайте, как заканчивается первый рассказ?

-Прочитайте, как заканчивается второй рассказ?

-Чему вас научили эти два рассказа?

-Какова главная мысль рассказа?

-Как вы представляете Мальку? Почему она получила такую кличку?

Чтение отрывка.

Чтение отрывка.

-Верности, бесстрашию, учит пытаться найти выход из самых сложных ситуаций.

-Мать всегда стремится к своему ребенку, стремится помочь ему во всем. Материнское чувство любви к сыну.

Л2,К1, К3, П1, П2, Р9, Р10

VIII.

Итог урока.

Домашнее задание

 Дом.зад.:1.с.70-72, выраз.чит,  вопросы.

3. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту рассказа.

-Еще про Мальку.

-Василий Иванович Белов.

Самооценка.

П1, Л3, Р10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Еще раз про мальку» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока литературному чтению....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Устное народное творчество" 3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему: "Устное народное творчество" 3 класс. Программа "Школа России"...

конспект урока по литературному чтению В.И.Белов "Еще про Мальку"

урок литературного чтения в 3 классе, программа Школа России...

Конспект урока по литературному чтение на тему" Ирина Пивоварова Сочинение" 3 класс

Конспект урока по литературному чтение на тему" Ирина Пивоварова Сочинение"  3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Н. Тэффи «Преступник»" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "Н. Тэффи «Преступник»" 3 класс...