КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУРСУ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Бабинцева Галина Сергеевна

Цель  урока:  Учить читать слоги, слова, предложения с изученными буквами; работать над постановкой дыхания при чтении; показать, как одна буква может изменить смысл слова; развивать логику, память, внимание, работоспособность, речь; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Азбука 1 класс43.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУРСУ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Тема урока: Позиционные особенности букв в словах. Чтение слов с изученными буквами.

Цель  урока:  Учить читать слоги, слова, предложения с изученными буквами; работать над постановкой дыхания при чтении; показать, как одна буква может изменить смысл слова; развивать логику, память, внимание, работоспособность, речь; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.

Оборудование: Книги Азбука, «Я читаю?» (авт. Н.В. Нечаева,            К.С.Белорусец); карточка с зашифрованным словом; иллюстрации животных; карточки со слогами.

 

                                                      ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Какое у вас настроение?

Дети: Бодрое, хорошее.

2. Актуализация знаний

Учитель: Начнем урок с развития памяти и наблюдательности. Посмотрите на карточку и постарайтесь запомнить все, что увидите.

                            А         Я

                    Ц             З

Учитель в течение 5 -7 секунд показывает детям карточку

Учитель: Какое слово на ней зашифровано.

Дети: Заяц.

 3. Логические упражнения (понимание значения предлогов места)

Учитель: Посмотрите на ряд иллюстраций. Как назвать одним словом эти предметы?

Дети:  Животные.

Учитель: Знаете ли вы, что слово «животное» заимствовано из старославянского языка (языка наших предков). Животное — от слова живот, что значит жизнь. На какие группы можно разделить этих животных?

 Дети: Дикие и домашние, Дикие — заяц, лиса, медведь; домашние — корова, собака.

Учитель: Кто нарисован перед лисой?

Дети: Перед лисой нарисован заяц.

Учитель: А после коровы?

Дети: После коровы медведь.

Учитель: Кто находится между зайцем и коровой?

Дети:  Между зайцем и коровой находится лиса.

Учитель: Игра «Внимание». Запомните расположение животных, закройте глаза.

Учитель меняет местами иллюстрации медведя и собаки, убирает лису, ставит иллюстрацию зайца на первое место.

 

Учитель: Что изменилось?

Дети: Медведь и собака поменялись местами. Нет лисы. Заяц оказался на первом месте.

4. Звуковой анализ слов

Учитель: Отгадайте загадку.

                              Обитатель леса шустрый

                              Оборвал листок капустный.

                              У него дрожат реснички:

                              «Нет ли где-нибудь лисички?»

Дети: Это заяц.

Учитель: По каким признакам догадались, что речь идет о зайце?

Дети: Он ест капустный лист, боится лисы.

Учитель: Произнесите слово, выделяя голосом второй звук.

Дети: З-а-а-а-яц.

Учитель: Назовите второй звук.

Дети: [а].

Учитель: Какой это звук и почему?

Дети: Гласный, потому что он поется, тянется и во рту нет преграды.

Учитель: Какие еще гласные звуки вы уже знаете?

Дети: [о], [у], [э], [ы], [и].

Учитель: Откройте «Азбуку» на с. 22. Узнайте по рисунку, какие звуки произносят дети. Какими буквами они обозначаются?

Дети: Звук [а] обозначается буквой а; [о] — о; [у] — у; [э] — э; [и] — и.

5. Чтение букв

Учитель: Прочитайте хором буквы, записанные на доске.

Дети: О, А, Б, У, Э, Ы.

Учитель: Какая буква «лишняя»? Почему?

Дети: «Лишняя» буква Б, так как она обозначает согласный звук, а остальные буквы — гласные звуки.

 

Чтение хором с правильным дыханием:

О -  прочитайте громко

а-а-а —- прочитаите тихо:

у-у-у-у-у — от громкого к тихом’

э-з-э-э-э —- от тихого к громкому.

  Учитель: давайте пропоем эти звуки. В чем мы убедились?

Дети: Гласные звуки действительно тянутся и поются, произносятся свободно.

6. Физминутка

Учитель: Если услышите слово со звуком [о] — приседайте, [у] — поднимайте руки, [а] — кивайте головой.

Итак - стол, стул, заяц, тумбочка, волк, рысь.

Дети выполняют движения.

7. Проблемная ситуация

Учитель: Почему на слове рысь вы не делали никакого движения?

Дети: Это ловушка — в этом слове нет звуков [о], [у], [а].

Учитель открывает доску, на ней написаны слова, с которыми работали дети.

Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?

Дети: Мебель, звери.

Учитель: девочки, прочитайте названия предметов мебели.

Девочки: Стол, стул, тумбочка.

Учитель: Мальчики, прочитайте названия животных.

Мальчики: Заяц, волк, рысь.

8. Чтение слогов

Учитель: Прочитайте хором каждый столбик на одном дыхании.

На доске:

Ра        РО         Та

ВО      БО          НА

РУ      НО          КА

ГА      ИГ          ЛО

МА     БЫ         ЗУ

Дети читают.

Учитель: Какие слова здесь спрятались?

Дети: рука, нога, рана, игра, дома, бобы, зубы, работа, ворота.

3атем дети выходят к доске,  показывают, как они их составляли.

Учитель: Слово «дом». Можно ли в этом слове изменить одну букву так, чтобы получилось новое слово?

Дети: Дом — дым. Заменяем букву о на букву ы, получаем новое слово; дом — дам, дом — сом, дом — ком.

Учитель: Откройте «Азбуку» на с. 22 и выполните задание. Прочитайте слова. Что вы заметили?

В «Азбуке»: слова с пропущенными  буквами  и рисунки этих предметов.

Ст * л       л * сты       с * к          д * м

Ст * л       л * сты       с * к          д * м

Учитель: Прочитайте слова. Что вы заметили?

Дети: Одна буква пропущена, Может измениться смысл слова. Одна буква влияет на смысл слова.

9. Работа в группах по составлению слов

Учитель: 1-й ряд — составьте три слова с буквой У;

                2-й ряд — с буквой О;

                3-й ряд — с буквой А.

1-й ряд:  улитка       удав       удочка

2-й ряд:  олень         волк       дом

3-й ряд:  заяц           мама       азбука

Все слова после проверки дети читают хором и одобряют правильность аплодисментами.

10. Чтение предложений

На доске:

Как живёт ёжик.

Летом ежик много ест. Пауки, жуки, мухи — вот его еда.

Потом он  всю зиму будет спать. И только весной вылезет из норы.

Дети, которые не умеют читать, находят, сколько в тексте букв У, И, Ы на таблице (У — 5, И — 8, Ы — 2). Остальные читают весь текст.

Учитель: Прочитаем вслух по одному предложению.

Дети читают по одному предложению.

Дети: Он что же всю зиму спит, как медведь?

Учитель: да, ребята, именно так. Всю зиму, не просыпаясь. Почему ежик много ест летом?

Дети: Потому что он спит всю зиму.

Он должен за лето столько съесть, чтобы не проголодаться за зиму.

Учитель: Какую еду он любит?

Дети: Он ест пауков, жуков, мух.

Учитель: Кто знает, как их можно назвать одним словом?

Дети молчат или высказывают свои мнения.

Учитель: Пауков, жуков, мух, комаров, муравьев называют насекомыми, у

них насечки на брюшке. Насечки — насекомые.

11. Занимательные задания

Учитель: Откройте книгу «Я читаю?» на с. 8—9 и отгадайте ребусы.

                         

                      ы                      и

                   мишка              лапа

Учитель: Сделайте вывод.

Дети: Одна буква может изменить смысл слова.

 

12. Итог урока

Учитель: Что узнали нового?

Дети: Одна буква может изменить смысл слова. Слово животное образовалось от слова «жизнь», а слово «насекомые» — от слова «насечки». Интересно, как живут ежики.

Учитель: Что понравилось?

Дети: Петь гласные звуки, разгадывать ребусы, придумывать слова.

Учитель: Что было трудно?

Дети: Составить слова с нужной буквой

Учитель: Этому мы будем еще учиться на следующих уроках. Но вы молодцы, что так хорошо старались. Спасибо за урок!

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературное чтение (обучение грамоте) - технология критического мышления

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока            Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной ...

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс. "Твёрдый согласный звук [ ш ], буквы Ш, ш".

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс сопровождается мультимедийной презентацией....

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС , использована технология развивающего обучения, различные формы работы. презентация....

Конспект урока + презентация по обучению грамоте, 1 класс, "Знакомство со звуком И", УМК "Школа России"

Звук [и]. Буква Ии. Нет друга – ищи, а нашел – береги.Познакомить со звуком [и], буквой И и....

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) Заглавная и строчная буква "Я"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУРСУ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Тема урока: Позиционные особенности букв в словах. Чтение слов с изученными буквами....