Конспект урока + презентация по обучению грамоте "Буква и звук с" в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Полякова Ксения Евгеньевна

Обучение грамоте 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 03.10.2017                                                                                                 ФИО учителя: Стрюковская Н.Н.

Школа: 148                                                                                                                        ФИО студента: Полякова К.Е., 46 гр.

Класс: 1х                                                                                                         ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 204

           КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

      Тема: «Согласные звуки [c], [c’], буквы С, с»

Цели деятельности учителя: ознакомить с согласными звуками [c], [c’], буквами С, с; учить графически обозначать изучаемые согласные звуки на схеме; учить составлять предложения с заменой отдельных слов картинками, читать предложения с нужной интонацией.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся: выделять звуки [c], [c’] в процессе слого-звукового анализа; определять звуки [c], [c’] на слух, находить их местоположение в слове; соотносить звук и обозначающую его букву; находить буквы С, с в текстах; соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью; иметь представление об изменении формы слова.

Личностные:

проявляют желание научиться читать самостоятельно; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Оборудование:  УМК «Школа России» (Азбука), презентация, интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя, выразительное чтение стихотворения.

1 мин

Доброе утро, ребята! Меня зовут Ксения Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Покажите всем, что вы уже настоящие ученики.

Вы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно.

Если хочешь отвечать -

Руку не забудь поднять!

Если спросят -

Надо встать, громко, чётко отвечать!

Улыбнитесь друг другу. Подарите свою улыбку мне. Пусть наш класс наполнится светом, счастьем и добром! Ведь мы все друзья!

 А раз мы друзья, мы будем работать вместе.

Пожелайте всем хорошего настроения!

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.
Садиться на места.

Воспринимать информацию учителя.

Настраиваться на урок.

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: ответы на вопросы, слово учителя.

Игровой: загадка.

Практический: прослушивание аудиозаписи.

Словесный: подводящий диалог, вопросы на повторение.

Динамическая пауза

Практический: выполнение физических упражнений.

Наглядный: иллюстрация.

Работа с книгой: изучение.

Словесный: беседа, ответы на вопросы.

5 мин

1 мин

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в чудесное место, которое прекрасно в любое время года.

–Послушайте загадку.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

Это ……. лес.

Мы приглашены в осенний лес. Сейчас он особенно красив и наряден. Осень украсила его всевозможными красками.

В лесу огромное количество звуков. Давайте послушаем. (звучит мелодия «Лесные звуки»)

-Какие звуки вы услышали? (щебетание птиц, шелест листьев деревьев…)

- А на уроках мы изучаем звуки речи.

-Что знаем о звуках? (слышим и произносим)

- На какие 2 группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

- По каким признакам выделяются гласные звуки?

  • произносятся с голосом
  • воздух выходит без преград
  • тянется и поется без преград

- Какими могут быть гласные звуки? (ударные и безударные)

- А какие признаки имеют согласные звуки? (выходящий воздух встречает преграду, слышится шум).

-Что вы знаете о согласных звуках? (тв./мягк.)

Мы в лесу и что мы видим?

На лесной опушке в ряд

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает,

Мышцы шеи разминает.

Серый волк немного сонный,

Выполняет он наклоны.

Медвежонок приседает,

От пола пятки отрывает

Спину держит прямо-прямо

Как учила его мама.

Ну а белки, словно мячики

Дружно прыгают и скачут.

Сейчас откройте свои учебники на стр.44. Рассмотрите внимательно картинку. Каких птиц мы видим здесь? (сова, синица)

А что общего в словах «сова» и «синица»? (слова начинаются с буквы С и звуков [c] и [c’])

Что мы слышим в начале слова «сова»? (звук [c])

А в начале слова «синица»? (звук [c’])

 

Отгадывать загадку. Произносить слово-отгадку.

Слушать аудиозапись.

Анализировать.

Называть отличительные особенности гласных звуков

Называть признаки согласных

Повторять движения за учителем

Рассматривать иллюстрацию,

Отвечать на вопросы.

П: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Р: осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

Р: ориентир на ЗОЖ.

IV. Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

2 мин

О каких звуках мы будем сегодня говорить на уроке?

-Сегодня мы с вами будем играть со звуками[с], [с]) .

Научимся находить эти звуки в словах, различать их, будем учиться четко, красиво произносить эти звуки.

Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.

Размышлять над темой урока и предстоящей деятельностью

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью.

IV. Открытие нового знания

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: упражнение.

Практический: выполнение упражнения.

Практический: упражнение.

Динамическая пауза

Практический: выполнение физических упражнений.

5 мин

5 мин

1 мин

Теперь смотрим на страницу 45. Справа вы видите вертикальную черту. Посмотрите на верхнюю картинку. Что на ней изображено? (лес)

Давайте произнесем вместе это слово.

Сколько  в нем слогов? (если затрудняются, произносим ещё раз)

Почему в слове «лес» 1 слог? (потому что 1 гласный звук (подборок касается руки 1 раз))

Правило: сколько гласных звуков, столько и слогов.

А сколько звуков в это слове? (3)

Теперь определим, из каких звуков состоит слово.

1 звук-[л/]-согл.,  мягк.

2-звук-[э]-гл.

Произнесем слияние ЛЕ.

Как обозначается это на схеме? (слияние согласного и гласного)

Давайте дадим характеристику последнему звуку.

3-звук –[с]-согласный (потому что есть шум), тв, глух.

Теперь смотрим на картинку ниже. Что на ней изображено? (лось)

Давайте произнесем это слово вместе.

Сколько в нем слогов?

Почему в слове «лось» 1 слог? (потому что 1 гласный звук (подборок касается руки 1 раз))

Правило: сколько гласных звуков, столько и слогов.

А сколько звуков в это слове? (3)

Теперь определим, из каких звуков состоит слово.

1 звук – [л]- согл., тв.

2 звук – [о] – гл.

Произнесем слияние ЛО.

Как обозначается это слияние на схеме? (слияние согласного и гласного)

Давайте дадим характеристику последнему звуку.

3-звук –[с’]-согласный (потому что есть шум), мягк.

-Посмотрите на схемы последних звуков. Что вы заметили?

- Какой он в слове «лес»? А в слове «лось»?

(Выясняется, что в слове лес звук [с] – твердый, а в слове лось звук [с′] – мягкий.)

Посмотрите ещё раз внимательно на схемы. Почему на схеме слова «лес» последний звук выделен синим цветом и на схеме слова «лось» первый звук тоже выделен синим цветом? (они мягкие)

А что значит зеленый цвет на схеме? (твердые звуки)

Сегодня  вам открою маленький секрет. Существует ещё один признак согласных звуков – это звонкость и глухость. Сейчас мы с вами научимся определять звук [c] глухой или звонкий. Положите большой и указательный пальчики на связки. Давайте произнесем звук [с], если всё будет тихо в горле, то звук глухой, а если там будут вибрации, дрожание, то звук – звонкий.

Игра «Узнайте звук».

-Хлопайте, если услышите в слове звуки [с], [с’]: слон, семечки, корова, миска, фара, лисица, нора, автобус, малина, Карлсон.

Вот по лесу мы гуляли.

И, конечно же, устали.

Мы немного отдохнём,

Дальше по лесу пойдём.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

А вы знаете, какой буквой обозначаются на письме звуки [c], [с’]?

Буква, которая обозначает звуки [с], [с’], называется ЭС.

О разломим, словно бублик-

В левой части буква будет.

Смотрит месяцем с небес

И зовется буквой С.

Знакомство с буквой С, с.

-Откройте учебник на стр. 45.

-Почему здесь изображены две буквы С, с? Чем они отличаются?

-Когда они употребляются?( В начале предложения и при написании имен собственных мы пишем заглавную букву, а в остальных случаях -строчную.)

Анализировать иллюстрацию.

Работать со схемами слов, отвечать на вопросы учителя, выполнять слого-звуковой анализ слов.

Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать.

Анализировать иллюстрацию.

Работать со схемами слов, отвечать на вопросы учителя, выполнять слого-звуковой анализ слов.

Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать.

Анализировать схемы. Делать выводы.

Воспринимать на слух. Выполнять упражнение.

Повторять движения за учителем.

Отвечать на вопросы, слушать учителя, сравнивать печатную и письменную букву С.

Рассматривают букву. Сравнивают букву, её элементы, находят черты сходства, определяют, на что похожа буква, обучающиеся высказывают свои предположения, делают выводы.

К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

П:подведение под понятие; строить логическую цепь рассуждений.

К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

П:подведение под понятие; строить логическую цепь рассуждений.

П:подведение под понятие; строить логическую цепь рассуждений.

Р: ориентир на ЗОЖ.

К:Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме,

умение делать вывод, обобщение

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: чтение слогов и слов.

Словесный: слово учителя.

Динамическая пауза

Практический: выполнение физических упражнений.

2 мин

1 мин

-Давайте прочитаем слоги с этой буквой.

Си-са-сы-со-су-са

Найдите и прочитайте слог, где звук [c’]; звук [c].

Чтение слогов с добавлением букв «ЭН». 

На нашем пути встречаются деревья, в названии которых мы можем услышать новые звуки. Смотрим на страницу 45.

-Прочитайте первый столбик, затем второй.

осины сосны

осина сосна

Давайте прочитаем по слогам; с ударением; как говорим.

-Прочитайте хором сначала первую строчку, затем вторую и подумайте, чем отличаются слова каждой строчки?

Определяется понятие одно – единственное число; много – множественное число.)

Хорошо гулять в лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Ёлочка к нам тянет ручки,

Солнце вышло из-за тучки.

Погуляли мы, ребята.

А теперь пора за парты.

Действовать с учетом выделенных учителем ориентиров

Хором читать слоги.

Читать, находить отличия.

Повторять движения за учителем

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

П:

Формирование

умения читать слоги с изученной буквой.

Р: ориентир на ЗОЖ

VI. Вторичное закрепление

Практический: выполнение упражнения.

Работа с книгой: чтение.

VII. Домашнее задание

Словесный: слово учителя.

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

10 мин

5 мин

1 мин

2 мин

Сейчас мы с вами разобьёмся на 3 команды (по рядам). Каждой группе я раздам слоги, а вы постараетесь составить из этих слогов слова, кто больше.

Теперь откроем страницу 47. (учитель читает, дети слушают внимательно)

Кто изображен на картинке?

Что происходит на картинке?

(словарная работа: столица, москвич)

Сейчас читаем по цепочке по строчке.

Рисунок «На что может быть похожа буква С?»

Вы успешно справились со всеми заданиями, и наша прогулка в лес подошла к концу. С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

Какие звуки обозначает эта буква?

Ребята, попробуйте оценить свои достижения с помощью условных знаков: если вы считаете, что у вас всё получилось и вы довольны своей работой, тогда поднимите зелёный кружок;

если у вас возникли трудности - красный кружок.

Выполнять задание в группе.

Обсуждать, читать.

Записывать д/з. Слушать комментарий учителя.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Л: самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

СОВА СИНИЦА

Слайд 5

СИ СА СЫ СО СУ

Слайд 6

СИ Н СА Н СЫ Н СО Н СУ Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по музыке "Острый ритм- джаза звуки" 3 класс

3 класс, 4 четверть Конспект урока музыки по теме:  "Острый ритм - джаза звуки" Выполнила учитель музыки МОУ СОШ № 3 г. Николаевска-на-Амуре Третьякова Е.В. Цели: 1) познакомить с...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока + презентация по обучению грамоте, 1 класс, "Знакомство со звуком И", УМК "Школа России"

Звук [и]. Буква Ии. Нет друга – ищи, а нашел – береги.Познакомить со звуком [и], буквой И и....

Конспект урока русского языка по теме "Гласные звуки" (2 класс)

Конспект урока русского языка для 2 класса по программе "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку. Тема: Гласные звуки. 2 класс.УМК "Школа России".

Тема: Гласные звуки.КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: Гласные звуки.Цели деятельности учителя: формирование понятия гласных звуков и умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков,...