Конспект урока
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Галактионова Светлана Аркадьевна

Конспект урока о весне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_vesna.docx29.6 КБ
Файл polyubuysya_vesna_nastupaet.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Полюбуйся, весна наступает! Стихи о весне.

Учитель: Галактионова Светлана Аркадьевна

Цель урока:учить видеть красоту весенней природы, читая и анализируя стихи о весне.

Задачи:

  1. Работать над формированием навыка выразительного чтения.
  2. Продолжить работу над развитием речи, воображения, наблюдательности, мышления.
  3. Читая стихи показать красоту, точность, звучность поэтического слова, развивать умения передавать настроение и чувства при чтении стихотворения.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:мультимедийный проектор, сборник стихов, цветные карандаши.

Использование современных педагогических технологий: информационно-коммуникативная, игровая, эдоровьесберегающая.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Ход урока:

  1. Организационный момент и введение в тему урока.

Учитель читает стихотворение  Модзалевского Льва Николаевича «Появление весны»

Весна с улыбкой шлёт привет

Проснувшейся природе;

Всё после зимних бурь и бед

Вздохнуло на свободе.

Бессильно зляся и ворча,

Зима, старуха злая,

Бежит, от жаркого луча

Под солнышком сгорая.

  Стихотворение Л.Н. Модзалевского, которое я вам прочитала, называется «Появление весны».

- Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения?

 Тема нашего урока «Полюбуйся, весна наступает! Чтение стихов о весне».

- Какое у вас  представление о  весне? Весна – это источник светлых чувств, положительных впечатлений.О ней поют, сочиняют стихи, ее фотографируют, о ней создают картины. О весне сочиняют стихи и любуются её красотой.

На доске три графы:

  1. Меня заинтересовала тема урока
  2. Я не в восторге от темы урока, но буду стараться.
  3. Свободная (индивидуальное мнение)

Дети берут по магнитику,  и каждый выбирает графу для своего магнита.

II.    Актуализация знаний

Слайд №1 картинка «Красавица  Весна»  

- Какое название мы придумаем к этой картинке? Почему?

Задание: среди предложенных стихотворений и загадок давайте посмотрим, если стихотворение или загадка к нашей картинке «Красавица – Весна».  Чтение загадки.

Зеленоглаза, весела

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла

То, что всем понравится:

Зелень – листьям,

Нам – тепло,

Волшебство, чтоб всё цвело.

Вслед ей прилетели птицы,

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица-…

А теперь, чтобы лучше понять нам стихотворение мы с помощью цветных карандашей придадим стихотворению яркость и красочность.

Одновременно с детьми учитель работает на доске

Зеленоглаза, весела

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла

То, что всем понравится:

Зелень – листьям,

Нам – тепло,

Волшебство, чтоб всё цвело.

Вот такое цветовое решение мы нашли к нашим строчкам.

- Какие ваши впечатления о работе над стихотворением с использованием изобразительных средств?

Через несколько минут мы с вами откроем лирическую страничку.

- как вы объясните слово «лирическая»? Слово  лирика произошло от названия музыкального инструмента лира. Произведение, исполняемое под звуки лиры,  и есть лирическое,  наполненное чувственностью, переживаниями, эмоциями и настроением.

III.Физминутка

На-на-на, к нам уже пришла весна.

Ло-ло-ло, и на улице светло.

Чи-чи-чи, к нам уже летят грачи.

Ру-ру-ру, рады солнцу и теплу.

- Кто может рассказать про первый весенний   месяц?  (Главная задача марта – тьму зимнюю одолеть). Небо уже по-весеннему голубеет, а земля всё ещё покрыта снегом и льдом.

Слайд №2  Юон К. Ф. «Мартовское солнце».

Солнце начинает одолевать зиму.

Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по – тихоньку  природа начинает просыпаться от зимнего сна. Перед нами – известнейшая картина Константина Фёдоровича Юона – «Мартовское солнце». Этот пейзаж раскрывает нам радостное ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана белоснежным снежным покрывалом. Белолицые берёзки, собравшись в кружок, с нетерпеньем ожидают прихода весны, которая подарит им ярко-зелёные, новые одежды. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Резные деревенские дома, немного наклонившись, подставляют свои бока мартовскому тёплому солнцу.  По проселочной дороге едут всадники – деревенские ребятишки. Кто знает, может по поручению кого-то из родителей, а может и без спроса оседлав лошадей. Снег отчетливо оставляет следы лошадиных копыт и кажется, будто мы слышим потрескивание снежных корок. Крестьянские ребятишки только что выехали из села.
  Небо налито ярко-лазурным цветом, из-за этого полотно приобретает неимоверную яркость красок! Прозрачные снежно-белые тучки не спеша плывут за ребятнёй, как будто провожая маленьких всадников. В воздухе висит бодрый весенний дух, вся картина насквозь пронизана им. Хочется во всю грудь вдохнуть скрипучий морозный мартовский воздух! Скоро, очень скоро потекут ручьи с деревенских крыш, радостно защебечут птицы на все голоса, деревьях будут прорезаться первые почки и придёт настоящая, долгожданная весна!

Задание: среди предложенных стихотворенийдавайте найдём  и выразительно прочитаем стихотворение, в котором описаны признаки марта.

Мартовские тени    (Хрестоматия А.В. Тихонова)

В роще синие тени

Соскользнули с берёз:

Ночью крепок мороз.

…Но ветви берёз розовеют,

Очнувшись от зимнего сна.

И ветры весенние веют,

И шепчут берёзкам: «Весна…»

- Что объединяет стихотворение «Мартовские тени» и картину Юона «Мартовское солнце»?

- Назовите признаки марта в стихотворении.

- Найдём и прочитаем приметы марта.

1. В марте день ночью меряется, равняется.

2. Иногда и март морозом хвалится.

- Кто может назвать главную задачу второго весеннего месяца? (Главная задача апреля – снег согнать, землю отогреть).Апрель – месяц ледохода.

Слайд №3    Левитан «Весна. Большая вода»

Картина Левитана «Весна. Большая вода» спокойна и радостна. Зима уже ушла, и весь снег стаял, и было его столько, что затопило и дома, и низины, и лодка стала единственным транспортом в некоторых местах…Если зима была снежной и с наступлением весны снег быстро растаял, то воды в реки прибывает очень много и они выходят из берегов, затапливают луга, леса, даже селения. Какое-то время вода стоит очень высоко, а потом постепенно начинает спадать, уходит, река возвращается в свое русло. Это явление - когда реки разливаются, называется весенним половодьем.
  Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них - почти обязательные для русского пейзажа деревья - березы. Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Да это чувствуется и по общей тональности картины, по цвету красок, которые использовал художник. Картина наполнена светом.   На переднем плане, но не в центре, а немного левее, один из главных элементов пейзажа - одинокая утлая лодочка, причалившая к берегу. Она пуста. Может быть, какой-то крестьянин только что приплыл на ней из тех виднеющихся домишек. Может быть, ее просто сорвало с прикола и прибило сюда ветром. Каждый зритель картины придумывает свою историю этой лодочки и невольно становится соавтором сюжета.

Задание: среди предложенных стихотворений давайте найдём  и выразительно прочитаем стихотворение, в котором описаны признаки апреля.

Апрельские хроники   (Хрестоматия А.В. Тихонова)

Зима- старуха ёжится

Сугробам у двора

А солнце в лужах множится,

Грачи кричат: «Ура!»

Длиннее день, короче тьма.

Прощай, холодная зима!

Мы открываем шире дверь –

Входи, ликующий апрель!

- Какие слова вам были непонятны? (Хроника – последовательное сообщение о факте)

- Назовите признаки апреля в стихотворении.

-Найдём и прочитаем приметы апреля.

 Апрель с водой, май с травой.

- Кто может назвать главную задачу третьего весеннего месяца? (Главная задача мая – одеть в зелень листву).

Слушание музыки.

Задание: среди предложенных стихотворений давайте найдём  и выразительно прочитаем стихотворение, в котором описаны признаки мая.

Скворечник  (Хрестоматия А.В. Тихонова)

Молнии сверкают в майскую грозу

Яблони роняют белую слезу

А скворчихи-мамы больше не ворчат,

Ведь сегодня вылет у птенцов-скворчат!

Опустел скворечник – опустеет класс,

И скворчиха – мама вновь проводит нас.

Мы опять вернёмся рыжим сентябрём:

Голоса окрепнут – песню ей споём!

- Назовите признаки мая в стихотворении.

-Найдём и прочитаем приметы мая.

1. Цветущий май – настоящий май.

2. Как в мае рожь, так и будет рожь.

IV.  Закрепление пройденного

Задание: выберите понравившееся стихотворение и с помощью цветных карандашей оформите стихотворение в цветовой гамме.

- Какая  цветовая гамма у вас получилась?

V. Рефлексия. Подведение итогов.

На доске три графы:

  1. Было интересно…
  2. Мне захотелось…
  3. Свободная (индивидуальное мнение)

Дети берут по магнитику,  и каждый выбирает графу для своего магнита, и устно продолжают незаконченную мысль.

Список использованной литературы:

  1. Кленова Т.В. В гости к весне. Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения.// Начальная школа: журнал. – 2012. – №2. – с. 63-66.
  2. Машукова Е.И. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится.// Начальная школа: журнал. – 2013. – №2. – с. 35-37.
  3. Тихонов А.В. Окружающий мир. Времена года. Весна. Хрестоматия для 1-4 классов/ Москва «Росмен», 2004.
  4. Устинова Б.А. Весна – чудесная пора. Классный час. III класс.// Начальная школа: журнал. – 2011. – №5. – с. 82-85.
  5. Хрестоматия для внеклассного чтения. Стихи и рассказы о родной природе/ Москва «АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2001.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Красавица - весна

Слайд 2

Юон Константин Фёдорович «Мартовское солнце»

Слайд 4

Исаак Ильич Левитан «Весна. Большая вода»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...