Маленький герой большой войны (по стихотворению Твардовского " Рассказ танкиста")
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс)

Ладанова Светлана Николаевна

Цель:  Познакомить детей с произведением А. Твардовского « Рассказ танкиста», учить анализировать художественное произведение с целью создания художественного образа героя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.docx88.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному (внеклассному) чтению

в 3 классе на тему: «Мальчик – герой военного времени»

по стихотворению А. Твардовского « Рассказ танкиста».

Педагог: Ладанова Светлана Николаевна

Автор учебника: Л. Ф. Климанова

Класс: 3

Тип урока:  изучение нового материала.

Цель:  Познакомить детей с произведением А. Твардовского « Рассказ танкиста», учить анализировать художественное произведение с целью создания художественного образа героя.

УУД,  формируемые на уроке: 

  • умение давать характеристику героям произведения;
  • определять позицию автора и идею произведения;
  • выдвигать гипотезы; осуществлять поиск фактов в художественном тексте для подтверждения гипотезы; заполнять схемы;
  • предлагать план изучения темы на уроке.

Оборудование и технические средства обучения:   компьютер, интерактивная доска, презентация, толковые словари.

Наглядные пособия:  портрет мальчика, карточки со словами.

Ключевые слова: урок, книга, герой

Рабочие материалы для обучающихся:  книги А. Твардовского « Рассказ танкиста», карточки со словами.

Ход урока

№п/п

Этапы  урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

(комментарий, ссылки на используемый видео и фото материал, др.). 

1.

Мотивация.

Включает презентацию. Звучит песня «Священная война»(куплет припев)

-Грустно или весело будет на нашем уроке?

Слушают стоя

Предполагают, что скорей всего грустно, так как речь пойдёт о войне.

Садятся.

Презентация слайд 1

https://ru3music.com/song/780-хор-красной-армии-священная-война

2.

Сообщение темы урока . Определение целей урока.

- Посмотрите на книги, которые лежат у вас на партах. Прочитайте фамилию автора. Знакома ли вам эта фамилия?

- Определите цели урока и предложите план работы над произведением.

Обсуждают тему урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план урока.

План  работы на уроке.

  1. Узнать биографию писателя.
  2. Прочитать произведение.
  3. Поговорить о главных героях.
  4. Определить позицию автора и идею его произведения.

3

Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство с биографией А . Твардовского.

- Посмотрите на эти фотографии? Предположите, почему  на них дети в военной форме?

- Вы правы и знакомимся мы сегодня со стихотворением, которое называется «Рассказ танкиста»

Знакомит с биографией А. Т. Твардовского

Александр Трифонович  Твардовский

родился в 1910 году в деревне Загорье

Смоленской губернии в семье крестьянина – кузнеца.

 С 14 лет стал печатать стихи и заметки в газетах.

Во время Великой Отечественной войны А. Т. Твардовский

работал во фронтовой газете.

Он часто бывал на самых сложных участках фронта, на передовой, там, где шли тяжёлые бои.

Память о войне, о погибших людях не оставляла поэта и в послевоенные годы.

Умер в 1971 году

Предполагают, что речь пойдёт о детях, которые участвовали в войне.

Находят стихотворение в сборнике.(в книге)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет Твардовского.

Презентация слайд 3

Из-во Москва «Детская литература» 1986г

Презентация

Слайды 4-7

4

Чтение и анализ стихотворения

« Рассказ танкиста»

Организует анализ стихотворения.

Стихотворение  « Рассказ танкиста» было написано в 1942 году и основано на реальных событиях.

Предлагает познакомиться со стихотворением и организует его анализ.

-Назовите главных героев стихотворения.

- Прочитайте стихотворение и найдите слова, которые описывают мальчика – его характер. Обсудите в парах, какими словами из тех, что лежат у вас на партах можно охарактеризовать героя стих-я.

Проверяет задание, составляет модель на доске, рядом с портретом мальчика.

физкультминутка

Предлагает выделить поступки, которые совершил мальчик.

-Как танкист относится к мальчику. Перечислите слова, которыми он его называет.

- Как относится танкист к мальчику?

- Как мальчик помог танкистам?

- О чём жалеет танкист?

- Почему он не спросил имени?
- Что чувствует танкист к мальчику?

- Можно ли назвать мальчика ГЕРОЕМ?

Давайте прочитаем в толковом словаре, что обозначает это слово.

- Важен ли был его поступок в то время?

- Зачем написано это стихотворение, какую идею заложил в нем автор?

Читают по цепочке. Отвечают  на вопросы учителя. Делятся своими мыслями.

Называют : танкист и мальчик

Читают, обсуждают, отбирают нужные слова для характеристики. Показывают готовность.

Отобрали слова: бедовый, смелый, бесстрашный, бойкий, скромный, ловкий .

Доказывают строчками из текста.

Выделяют:

  1. Помощь солдатам в военное время, приносит еду, мыло, полотенце, воду
  2. Помощь в бою, разведка, показывает, где  вражеский пушечный расчёт.

Называют:

Мальчонка, парнишка, хлопец, дружище, товарищ.

Дополняют словами схему на доске:

Танкист                         мальчик

Двое детей читают в словаре Даля и в школьном толковом словаре, что значит слово ГЕРОЙ. Приходят к выводу, что мальчика можно так назвать.

Приходят к ответу, что важен - из маленьких поступков складывались наши победы.

Автор хотел рассказать о неизвестном маленьком герое войны, рисковавшем жизнью ради победы.

Слайд 8

На доске появляется схема -модель.

мальчик

качества героя

 

поступок 1  

поступок 2

Даль В.И.

«Толковый словарь»

« Толковый словарь школьника» 1987 г

Презентация слайд 9

5

Итог урока. Домашнее задание.

Рефлексия.

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Проводит беседу по вопросам:

-Обязательно ли быть взрослым, чтобы совершать геройские поступки?

- С каким произведением мы познакомились? Что запомнили об авторе? Какие качества характеризуют настоящих героев?

Предлагает оценить свою работу и работу одноклассников.

Объясняет домашнее задание:

-Постарайтесь найти книги на нашу тему, прочитайте и подготовьтесь рассказать о них одноклассникам.

Отвечают на вопросы, проводят самооценку.

Слушают, задают вопросы.

Приложение.

   C:\Users\uzer\Desktop\рассказ танкиста\3-4.jpg

Портрет мальчика.

Карточки со словами 1 комплект на парту плюс комплект для схемы на доске.

                                                                                                            C:\Users\uzer\Desktop\Безымянный.png

Карточки для схемы на доске.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац

Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....

Разработка урока литературного чтения по теме: А. Твардовский "Рассказ танкиста"

Урок по УМК "Планета знаний" в рамках темы "Прошла по земле война". К уроку прилагаются три презентации: "Презентация урока", "Биография А.Твардовского", "Сталинградская битва"....

Презентация к уроку чтения."А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста".

Презентация к уроку литературного чтения. Для использования во время изучения новой темы. Помогает усваивать учебный материал....

А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста"

Конспект урока по литературному чтению 4 класс УМК Планета знаний. Урок построен в соответствии требованиям ФГОС....

Урок литературного чтения в 4 классе А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

Разработка урока литературного чтения в 4 классе «Б» (УМК «Планета знаний)Раздел: Прошла по земле война.   Тема: А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»  Данный урок 5 в разделе «По земле пр...

Разработка урока литературного чтения для 4 класса . Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (УМК «Планета знаний) Цели и задачи урока:

Цели и задачи урока:        - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне;        - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал...