урок литературного чтения: "Случай с Евсейкой"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок литературного чтения в 3 классе "Случай с Евсейкой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluchay_s_evseykoy.doc | 99 КБ |
sluchay_s_evseykoy.pptx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения, 3класс. Тема: «Случай с Евсейкой»
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | ||||
1. | Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята! Садитесь! Пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. - Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. | Подготовка класса к работе. | 1-2 мин | ||||
2. | Этап актуализации и фиксирования индивидуальногозатруднения в пробном действии. |
Читаем отчетливо произносим все звуки. Ра – ра – ра –Кате спать пора. Ро – ро – ро – на полу стоит ведро Ры – ры –ры – летают комары. Арь – арь – арь – на стене висит фонарь.
Каких писателей вы видите?
Как вы думаете, чему будет посвящен следующий раздел? Откройте учебник на странице 3. |
(М. Горький, А. Куприна, К. Паустовского) | (слайд 1) | ||||
3. | Этап выявления места и причины затруднения в пробном действий. |
- Читаем названия… - Кто автор? Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра. Учиться в школе Алексею не пришлось – он должен был работать. Он был прислугой и посудомойкой, работал в магазине обуви, учеником чертёжника, учеником повара на пароходе. Горький прожил трудную жизнь, хотя всегда был «читаемым и почитаемым». История рассказов и сказок Горького для детей начинается необычно: с землетрясения. Началось землетрясение ранним утром. Через несколько минут город Мессина уже лежал в развалинах. Тысячи людей погибли. Было много раненых. Наутро в Мессину приехал Горький. В ту пору он жил неподалёку, на острове Капри. Работал там и лечился. «А что я могу сделать для пострадавших?» – думал писатель. В руках Горького было могучее оружие – слово. Читатели в разных странах прислушивались к его слову. Горький обратился ко всему миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В Мессину стали присылать деньги и вещи. Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Неизвестные малыши писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги… писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов». Горький ответил: «Дорогие дети! Я получил собранные вами для мессинцев деньги и сердечно благодарю вас за всех, кому вы помогли. От души желаю для вас, хорошие маленькие люди, – будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям!..» Между писателем и детьми завязалась переписка. Мальчик Боря написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю… Напиши нам рассказ про воробьишку. И ещё напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу…» | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. - Максим Горький | (слайд 2) (Слайд 3) | ||||
Горький выполнил просьбу одного из шалунов: написал и про воробьишку, и про юного рыболова. Всего им создано шесть сказок: «Утро», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Про Иванушку-дурачка», «Яшка». Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в журнале «День». В сказке заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме. «Случай с Евсейкой» – прекрасный образец литературной сказки особого типа – научно-познавательной. - Слушайте внимательно и постарайтесь представить все то, что услышали, чтобы поделиться впечатлениями.
«Случай с Евсейкой». - Переверните страницу 4.
- Прочитаем произведение «Случай с Евсейкой» я сейчас прочитаю, затем вы скажете, что же в этом стихотворении сказочного и волшебного?
– Перед знакомством с произведением выясним значения слов, которые встретятся в тексте. Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов. Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Актинии «похожи на вишни, рассыпанные на камнях» – коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы. Лангуст «ворочает глазами на ниточках» – морское животное, ракообразное. Голотурия, «похожая на плохо нарисованного поросёнка» – морское беспозвоночное животное типа иглокожих. | Они объясняют значения слов, как понимают сами. Затем смотрят на монитор, где дается объяснение | (слайд 4) | ||||||
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения.
| Сепия похожа на «мокрый носовой платок» – каракатица. Сифонофоры – морские животные размером от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики), служащие для поимки добычи. ЦЕЛЬ- определение вместе с детьми. |
| |||||
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения. | ЦЕЛЬ- определение вместе с детьми. | ||||||
5. | Этап реализации построенного проекта | – Почему произведение М. Горького «Случай с Евсейкой» помещено в раздел учебника «Были и небылицы»? Обсудите сначала в группах, а затем будете отвечать. Ребята читают по цепочке. Горький использует известный в детской литературе приём: необычное приключение с Евсейкой происходит во сне. Но читателю трудно увидеть эту грань между сном и реальностью. В одном эпизоде из жизни мальчика раскрываются его лучшие качества. Писатель показывает и поведение Евсейки, и его мысли. Мальчик находчив и решителен. Оказавшись в опасной ситуации среди хищных обитателей подводного царства, он ищет возможность скорее вернуться на землю. – Чем отличается сказка М. Горького от ранее прочитанных литературных сказок других авторов? Реальное и сказочное в сказке Горького своеобразно переплетаются. Писатель очеловечивает животный мир: морские обитатели думают и разговаривают. Горький не подражает народной сказке, свободно и гармонично он вводит в сказочный сюжет реалистические персонажи. |
(4-5 мин) (слайд 5) | |||||
6
| Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | – Какой необычный случай произошёл с Евсейкой? найдите и прочитайте. – Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне. – Какие животные встретились Мальчику, опишите их? – Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне? – Почему мальчик не заплакал, испугавшись? – Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг? – Какой Евсейка? Как автор относится к нему? | (4-5 мин) | |||||
7.
| Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | - Исследователь, в наш сказочный сундучок необходимо добавить важные сведения. Слайд 7 1.В волшебном мире часто есть водное пространство под названием (…,) Слайд 8 2.В волшебном мире растёт дерево (…,)Сл.9 3.Важные предметы непременно золотые (…)Слайд10 4. Животные, которые являются волшебными помощниками (…)Слайд11, 15
ЛОМЫЦОД-3217645 Слайд 16 Горький хотел, чтобы, как и прежде, сказочная выдумка будила у человека желание самому творить чудеса. | Работа в группах. (Море, океан, река) (Дуб, яблоня, ель…) (Рыбка, яйцо, орехи, перо, ключик, петушок…) (Рыбка, щука, волк, кот, корова, Конёк –горбунок, Сивка Бурка…) (МОЛОДЦЫ) | (7-8 мин) | ||||
8 | Этап включения в систему знаний и повторения. Итог урока Домашнее задание | Организует рефлексию. - Что особенно вам понравилось? Слайд 18 - Стр. 4-7 Выразительное чтение. - Попробуйте придумать продолжение сказки.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | |||||
9 | Этап рефлексии УД на уроке. | Продолжите фразы Теперь я знаю… Теперь я умею… Мне было интересно… На уроке хорошо работали… Самым трудным было… Спасибо всем за работу. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Случай с Евсейкой » Максим Горький
Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов. Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Актинии «похожи на вишни, рассыпанные на камнях» – коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы. Лангуст «ворочает глазами на ниточках» – морское животное, ракообразное. Голотурия , «похожая на плохо нарисованного поросёнка» – морское беспозвоночное животное типа иглокожих. Сепия похожа на «мокрый носовой платок» – каракатица. Сифонофоры – морские животные размером от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити ( арканчики ), служащие для поимки добычи.
В волшебном мире часто есть водное пространство под названием (…, …)
В волшебном мире растёт дерево (…, …)
Важные предметы , непременно золотые (…, …)
Животные, которые являются волшебными помощниками (…, …)
Животные, которые являются волшебными помощниками (…, …)
ЛОМЫЦОД 3 2 1 7 6 4 5
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс "Случай с Евсейкой"
Презентация к уроку, конспект урока....
Урок литературного чтения на тему "Максим Горький "Случай с Евсейкой"
Конспект урока литературного чтения...
Презентация к уроку литературного чтения "Случай с Евсейкой"
Презентация к уроку литературного чтения "Случай с Евсейкой"...
Словарная работа на уроке литературного чтения М.Горький "Случай с Евсейкой"
Использовано методическое пособие С.В.Кутявиной "Поурочные разработки по литературному чтению к УМК "Школа России"...
Технологическая карта по литературному чтению "Случай с Евсейкой"
quot;Случай с Евсейкой"...
Конспект урока Литературное чтение 3 класс М. Горький «Случай с Евсейкой»
Конспект и презентация к уроку литературного чтения,М горький "Случай с Евсейкой" 3 класс...