Главные вкладки

    урок литературного чтения: "Случай с Евсейкой"
    план-конспект урока по чтению (3 класс)

    Урок литературного чтения в 3 классе "Случай с Евсейкой"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sluchay_s_evseykoy.doc99 КБ
    Файл sluchay_s_evseykoy.pptx1.35 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения, 3класс. Тема: «Случай с Евсейкой»          

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    1.

    Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

     - Здравствуйте, ребята! Садитесь!

        Пусть хорошее настроение  сохранится у  вас до конца урока. 

    - Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

    Подготовка класса к работе.

    1-2 мин

    2.

    Этап актуализации и фиксирования индивидуальногозатруднения в пробном действии.

    1. Речевая разминка.

      Читаем отчетливо произносим все звуки.

          Ра – ра – ра –Кате спать пора.

    Ро – ро – ро – на полу стоит ведро

         Ры – ры –ры – летают комары.

         Арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

     

    1. Посмотрите на выставку книг.

    Каких писателей вы видите?

                 

           Как вы думаете, чему будет посвящен следующий раздел?

        Откройте учебник на странице 3.

     

    (М. Горький, А. Куприна, К. Паустовского)

    (слайд 1)

    3.

    Этап выявления места и причины затруднения в пробном действий.

    1. Автора сегодняшнего стихотворения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг.

    - Читаем названия…

    - Кто автор?

    Родился в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра. Учиться в школе Алексею не пришлось – он должен был работать. Он был прислугой и посудомойкой, работал в магазине обуви, учеником чертёжника, учеником повара на пароходе. Горький прожил трудную жизнь, хотя всегда был «читаемым и почитаемым».

    История рассказов и сказок Горького для детей начинается необычно: с землетрясения.  Началось землетрясение ранним утром. Через несколько минут город Мессина уже лежал в развалинах. Тысячи людей погибли. Было много раненых.  Наутро в Мессину приехал Горький. В ту пору он жил неподалёку, на острове Капри. Работал там и лечился.

    «А что я могу сделать для пострадавших?» – думал писатель.

    В руках Горького было могучее оружие – слово. Читатели в разных странах прислушивались к его слову. Горький обратился ко всему миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В Мессину стали присылать деньги и вещи.

    Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Неизвестные малыши писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги… писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов».

    Горький ответил:

    «Дорогие дети! Я получил собранные вами для мессинцев деньги и сердечно благодарю вас за всех, кому вы помогли. От души желаю для вас, хорошие маленькие люди, – будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям!..» Между писателем и детьми завязалась переписка. Мальчик Боря написал: «Дядя Алёша! Я тебя люблю… Напиши нам рассказ про воробьишку. И ещё напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу…»

    Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

     - Максим Горький

    (слайд 2)

    (Слайд 3)

    Горький выполнил просьбу одного из шалунов: написал и про воробьишку, и про юного рыболова.

    Всего им создано шесть сказок: «Утро», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», «Про Иванушку-дурачка», «Яшка».

    Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в журнале «День». В сказке заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме.

    «Случай с Евсейкой» – прекрасный образец литературной сказки особого типа – научно-познавательной.

    -  Слушайте внимательно и постарайтесь представить все то, что услышали, чтобы поделиться впечатлениями.

    1. 2. Произведение, с которым мы познакомимся, называется

    «Случай с Евсейкой».

    - Переверните страницу  4.

     

    - Прочитаем произведение «Случай с Евсейкой»  я сейчас прочитаю, затем вы скажете, что же в этом стихотворении сказочного и волшебного?

    1. Словарная работа:

    – Перед знакомством с произведением выясним значения слов, которые встретятся в тексте.

    Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.

    Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.

    Актинии «похожи на вишни, рассыпанные на камнях» – коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы.

    Лангуст «ворочает глазами на ниточках» – морское животное, ракообразное.

    Голотурия, «похожая на плохо нарисованного поросёнка» – морское беспозвоночное животное типа иглокожих.

    Они объясняют значения слов,  как понимают сами. Затем смотрят на монитор, где дается объяснение

    (слайд 4)

     

    4.

    Этап построения проекта выхода из   затруднения.

       

    Сепия похожа на «мокрый носовой платок» – каракатица.

    Сифонофоры – морские животные размером от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики), служащие для поимки добычи.

    ЦЕЛЬ- определение вместе с детьми.

     

      4.

    Этап построения проекта выхода из   затруднения.

    ЦЕЛЬ- определение вместе с детьми.

     5.

    Этап реализации построенного проекта

     Почему произведение М. Горького «Случай с Евсейкой» помещено в раздел учебника «Были и небылицы»? Обсудите сначала в группах, а затем будете отвечать.

    Ребята читают по цепочке.

    Горький использует известный в детской литературе приём: необычное приключение с Евсейкой происходит во сне. Но читателю трудно увидеть эту грань между сном и реальностью. В одном эпизоде из жизни мальчика раскрываются его лучшие качества. Писатель показывает и поведение Евсейки, и его мысли. Мальчик находчив и решителен. Оказавшись в опасной ситуации среди хищных обитателей подводного царства, он ищет возможность скорее вернуться на землю.

    – Чем отличается сказка М. Горького от ранее прочитанных литературных сказок других авторов?

    Реальное и сказочное в сказке Горького своеобразно переплетаются. Писатель очеловечивает животный мир: морские обитатели думают и разговаривают. Горький не подражает народной сказке, свободно и гармонично он вводит в сказочный сюжет реалистические персонажи.

     

    (4-5 мин)

    (слайд 5)

    6

     

    Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

    – Какой необычный случай произошёл с Евсейкой? найдите и прочитайте.

    – Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.

    – Какие животные встретились Мальчику, опишите их?

    – Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

    – Почему мальчик не заплакал, испугавшись?

    – Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?

    – Какой Евсейка? Как автор относится к нему?

    (4-5 мин)

    7.

     

    Этап  самостоятельной  работы с самопроверкой по эталону.

    - Исследователь, в наш сказочный сундучок необходимо добавить важные сведения. 

    Слайд 7

    1.В волшебном мире часто есть водное пространство под названием (…,) Слайд 8

    2.В волшебном мире растёт дерево (…,)Сл.9

    3.Важные предметы непременно золотые (…)Слайд10

    4. Животные, которые являются волшебными помощниками (…)Слайд11, 15

    1. Разгадывание шифровки-анаграммы:

    ЛОМЫЦОД-3217645      Слайд 16

    Горький хотел, чтобы, как и прежде, сказочная выдумка будила у человека желание самому творить чудеса.

    Работа в группах.

    (Море, океан, река)

    (Дуб, яблоня, ель…)

    (Рыбка, яйцо, орехи, перо, ключик, петушок…)

    (Рыбка, щука, волк, кот, корова, Конёк –горбунок, Сивка Бурка…)

    (МОЛОДЦЫ)

    (7-8 мин)

    8

    Этап включения в систему знаний и повторения.

    Итог урока

    Домашнее задание

    Организует рефлексию.

    - Что особенно вам понравилось?

    Слайд 18

    - Стр. 4-7 Выразительное чтение.

    - Попробуйте придумать продолжение сказки.              

     

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

    9

    Этап  рефлексии УД на уроке.

    Продолжите фразы

    Теперь я знаю…      

    Теперь я умею…

    Мне было интересно…

    На уроке хорошо работали…

    Самым трудным было…

    Спасибо всем за работу.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Ра – ра – ра –Кате спать пора. Ро – ро – ро – на полу стоит ведро. Ры – ры – ры – летают комары. Арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

    Слайд 3

    «Случай с Евсейкой » Максим Горький

    Слайд 4

    Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов. Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Актинии «похожи на вишни, рассыпанные на камнях» – коралловые полипы, напоминающие фантастические цветы. Лангуст «ворочает глазами на ниточках» – морское животное, ракообразное. Голотурия , «похожая на плохо нарисованного поросёнка» – морское беспозвоночное животное типа иглокожих. Сепия похожа на «мокрый носовой платок» – каракатица. Сифонофоры – морские животные размером от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити ( арканчики ), служащие для поимки добычи.

    Слайд 5

    В волшебном мире часто есть водное пространство под названием (…, …)

    Слайд 6

    В волшебном мире растёт дерево (…, …)

    Слайд 7

    Важные предметы , непременно золотые (…, …)

    Слайд 8

    Животные, которые являются волшебными помощниками (…, …)

    Слайд 9

    Животные, которые являются волшебными помощниками (…, …)

    Слайд 10

    ЛОМЫЦОД 3 2 1 7 6 4 5

    Слайд 11

    Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

    Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

    Урок литературного чтения 3 класс "Случай с Евсейкой"

    Презентация к уроку, конспект урока....

    Презентация к уроку литературного чтения "Случай с Евсейкой"

    Презентация к уроку литературного чтения "Случай с Евсейкой"...