Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Н. А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Н. А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы" ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
1.Мотивация к учебной деятельности
Проверьте, готовы ли вы к уроку. Сядьте правильно. Начнём?
Я слышу – я забываю
Я вижу – я запоминаю
Я делаю – я понимаю
Так гласит китайская пословица. На уроке мы будем и слушать, и запоминать и рассуждать.
2. Речевая разминка.
- Урок литературного чтения начинаем с речевой зарядки:
А) Игра на придумывание рифмы ВЫ - поэты
Ра-ра-ра – начинается игра
Ла-ла-ла – очень острая игла
Но-но-но – я вчера разбил окно
Он-он-он – положу я в чай лимон
Ча-ча-ча – Тане вызвали врача
Ца-ца-ца – во дворе живёт овца
б) А теперь вы – переводчики. Попробуйте прочитать текст (в парах по карточкам)
Зимний день.
тиотС йынседуч йинмиз ьнед. теадаП йикгёл йытсишуп генс. яьвереД ытедо в еылеб икбуш. ( появляется слайд с нормальным текстом)
СЛАЙД 2
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. (проверка по слайду)
- Продолжите текст подходящим к сегодняшнему дню предложением.
3.Актуализация знаний
а) Проверка домашнего задания.
С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.)
СЛАЙД 3
Расскажем наизусть. (2 человека. Оценивают сами себя, потом-дети, потом-я.)
Какая основная мысль? (Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои.) (Зима так же прекрасна, как и любое время года.
СЛАЙД 4
На прошлом уроке мы не только читали стихотворение Николая Алексеевича Некрасова, но и познакомились с его биографией.
Какие интересные факты из жизни поэта вам особенно запомнились? (отец-деспот, работа в журналах, альманахах, стихи для детей, «Школьник»)
- Подготовка к усвоению нового материала
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Николая Алексеевича Некрасова.
СЛАЙД 5
Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в свободное время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться. Охота была для него не только увлечением, но и средством знакомиться с народом.
Одну из историй Н. А. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы».
Закройте на несколько секунд глаза и представьте, что прошёл, декабрь, январь, февраль и, даже, холодный март, и наступила настоящая весна.
СЛАЙД 6
Рассмотрите картину Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Коротко опишите её.
(С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле.) Кто добавит?
В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем. ПОЯВЛЯЕТСЯ ЛОДОЧКА. Но можно плыть на лодке, что-то перевезти.
Кто запомнил, как называется это явление природы? (половодье)
СЛАЙД 7
Посмотрите , ведь это настоящее наводнение! Чем оно опасно? (страдают люди, звери). А вот и наша современная лодочка. Можете ли вы предположить, о чём рассказывает поэт в этом стихотворении? (О весне, о половодье, о спасении животных). Давайте определим ТЕМУ урока. Спасение животных.
СЛАЙД 8
Какие цели поставим перед собой?
Цели:
- понять содержание стихотворения;
- понять авторский замысел (определить тему и основную мысль);
- провести словарную работу;
- учиться выразительному чтению. Это как?
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
5. Знакомство с историей написания стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы».
- Историю, случившуюся в половодье, в своём стихотворении рассказал Н.А. Некрасов. В учебнике помещен только отрывок этого произведения, поэтому, я расскажу вам предысторию.
- В деревне Малые Вежи жил одинокий, добрый человек. Все звали его дедушкой Мазаем. Он любил природу и большую часть жизни проводил в лесу. Деревня, где жил Мазай была особенная. Каждую весну река выходила из берегов и затопляла дома и огороды, поэтому жители догадались поставить дома на столбы. Зато летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта тихая, зеленая деревня. Каждый год он приезжал туда поохотиться, побродить по лесу, отдохнуть. Его неизменным спутником был старый Мазай. Он знал много забавных историй. А Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, пошел дождь. Они спрятались в заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы»
6. Прослушивание отрывка. Первичное восприятие
-Вы сейчас услышите отрывок из стихотворения в исполнении настоящего артиста.(Аудиозапись), вы следите по учебнику и стараетесь разделить текст на смысловые части.
О каком интересном случае из своей жизни рассказывает дед Мазай?
Когда произошел этот случай? Какие чувства вы переживали, когда слушали его? (чувство страха за зайцев, их было жалко…)
Каким вы себе представляете Мазая?
7. Словарная работа
- Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем куда? (в словарь учебника ) и найдем там значение слов: гинут, сажень, зипун (по рядам)
Гинуть – гибнуть;
Сажень- старинная русская мера длины, равная 3 аршинам (213см), (ПОКАЗАТЬ)
Зипун-крестьянский кафтан из грубого толстого сукна
- Не все слова есть в учебнике. Где можно найти значение непонятных слов? (в Толковом словаре) – Я уже посмотрела в Толковый словарь.
Посмотрите на эти слова.
СЛАЙД 11
Что они означают? (читают с места по цепочке)
силки | петли для ловли птиц и мелких животных |
багры | шесты с металлическим крючком |
тягота | тяжесть, груз |
потеха | забава, веселье |
лопочут | говорить быстро, много, неясно |
гуторить | беседовать |
ухнуть | издавать резкий звук |
аршин | старая русская мера длины, равная 71см (ПОКАЗАТЬ) |
В этом стихотворении много просторечных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.
Назовите синонимы к словам к данным на доске (листочек) Кабы –
Этак гуторя –
8. Беседа по содержанию
СЛАЙД 12
ОСУЖДЕНИЕ
- Почему мало дичи осталось в тех местах, где жил дедушка Мазай?
В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? С какой интонацией нужно читать эти слова? (осуждение и возмущение)
Что имел в виду автор? О какой совести он говорит?
Толковый словарь даёт такое определение:
Совесть – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Почему дед Мазай на лодке отправился за дровами? (Дров с реки нагоняет много в половодье. Он их собирал.) Зачитайте эти строки.
Перечитайте первую часть. Итак, 1 часть ОСУЖДЕНИЕ
Мы тоже отправимся с вами за дровами.
Физминутка
За дровами мы идём
И пилу с собой берём.
Вместе пилим мы бревно.
Очень толстое оно.
Чтобы печку растопить,
Много надо напилить.
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки.
А теперь их соберём
И в сарайчик унесём.
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда.
СЛАЙД 13
СПАСЕНИЕ ЗАЙЧАТ
Вторая часть самая важная, кульминационная в этом произведении.
Что привлекло внимание Мазая? (островок)
Как вели себя зайцы при виде Мазая?
Почему они стали прыгать в лодку сами? (Мазай был спокоен, разговаривал с ними. Зайцы чувствовали любовь и жалость Мазая. У них не было другого выхода. Они понимали, что утонут.
С чем сравнивает Мазай зайца, стоящего на пне?
Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?
На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста?
Средства художественной выразительности.
Столбик, купчиха – это сравнения.
Как размещались зайцы на бревне?
Почему Мазай побоялся взять их в лодку? Какой выход он нашёл?
Какие чувства переполняли Мазая, когда он видел зайчат, жизнь которых зависела от него. (жалость любовь и желание помочь)
Итак, 2 часть СПАСЕНИЕ ЗАЙЧАТ
СЛАЙД 14
ПРОЩАНИЕ
Как отнеслись односельчане к находке Мазая?
Почему, они с насмешкой смотрели на то, как Мазай спасал зайцев?
(было смешно, необычно)
Как вы думаете, стали бы они на месте Мазая спасать зайчат?
А как вы поступили бы в таком случае?
Случалось ли вам спасать животных?
Мы говорили о том, что зайцы вели себя спокойно, не боялись Мазая.
А как себя повели зайцы, когда увидели берег?
Почему?
Им хотелось на свободу или они вдруг почувствовали страх перед Мазаем?
Как Мазай попрощался с зайцами? Он говорит «с Богом».
Что он этим хотел им пожелать?
Чтобы у зайчат все было хорошо и с ними больше не приключались беды.
Итак, 2 часть ПРОЩАНИЕ
Но на этом стихотворение не заканчивается. Я вам прочитаю продолжение.
Обратите внимание на то место, где стихотворные строчки короче.
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: «У-х!
Живей, зверишки!..
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур, зимой
Не попадайся!
Прищелюсь – бух!
И ляжешь… Ууу-х!..»
Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чем говорится в этом отрывке?
(Чтобы показать стремительность движения зайцев надо читать быстрее, чем все остальные строки).
Как он заботился о больных зайцах?
За ночь больные мои отогрелись…
9. Индивидуальные задания:
СЛАЙД 15
Посмотрите, как изображен дед Мазай в книге.
В чем он одет?
Понравился ли вам дед Мазай? Почему?
Как поэт относится к Мазаю?
Что вы узнали о жизни животных весной?
Какое отношение к животным пробуждает автор?
Так что же отличает Мазая от односельчан?
Характер. А характер человека отражается в поступках и словах.
Часть ребят определяют качества характера Мазая.
Вычеркните те слова, которые не относятся к Мазаю.
Добрый, злой, заботливый, совестливый, любит природу и животных, бессердечный, жалостливый, безжалостный, грубый, равнодушный, ленивый, трудолюбивый.
Часть ребят ищет в тексте слова обращения Мазая к зайцам. Как он их называл ласково.
Подумайте, отражается ли в речи его отношение к природе, ко всему живому? Как он говорит о зайцах?
Зайцы, бедным зверькам, команда косая, зайчики, зайцы мои, зайчишко, горемыка, купчиха, дуру, находку, плуты косые.
10. Рефлексия.
Какая цель была на уроке?
СЛАЙД 16
Цели:
- понять содержание стихотворения;
- понять авторский замысел (определить тему и основную мысль);
- провести словарную работу;
- учиться выразительному чтению.
Выразительно – это как?
Громко, целым словом, передавая интонацию. Эту задачу вы выполните дома, передав интонацией все чувства Мазая.
Как вы считаете, мы достигли цели? (в основном, да)
Чему вас научил рассказ Мазая?
(Мы должны защищать животных. Они тоже чувствуют, любят и хотят жить).
Как вы оцениваете вашу работу на уроке?
СЛАЙД 17
Домашнее задание
1.Выразительное чтение стихотворения
2.Отрывок наизусть.
3. Составить рассказ на тему
«Как я помог…» или
«Мы спасены!» Начни словами:
« Однажды, мама Зайчиха рассказала своим деткам вот такую историю…»
11. Закончить урок мне бы хотелось стихотворением Е. Евтушенко.
СЛАЙД 18
(Читаем все вместе, медленно).
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т. п.)
К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)
СЛАЙД 19
12. БОНУС! Среди детей нашего класса есть тоже маленькие поэты, которые сочинили стихотворения о животных. Послушайте!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зимний день. Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки.
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Николай Алексеевич Некрасов Годы жизни: 1821-1878
ПОЛОВОДЬЕ
Тема урока: Спасение животных на примере произведения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Цели: понять содержание стихотворения; понять авторский замысел (определить тему и основную мысль); провести словарную работу; учиться выразительному чтению.
силки - петли для ловли птиц и мелких животных багры - шесты с металлическим крючком тягота - тяжесть, груз потеха - забава, веселье лопочут - говорят быстро, много, неясно гуторить - беседовать аршин - старая русская мера длины, равная 71см Словарная работа .
1. О суждение.
2. С пасение.
3. п рощание.
Добрый, заботливый, совестливый, любит природу и животных, жалостливый, трудолюбивый.
Цели: понять содержание стихотворения; понять авторский замысел (определить тему и основную мысль); провести словарную работу; учиться выразительному чтению.
Домашнее задание (на выбор) 1.Выразительное чтение стихотворения 2.Отрывок наизусть. 3. Составить рассказ на тему «Как я помог…» или «Мы спасены!» Начни словами: « Однажды, мама Зайчиха рассказала своим деткам вот такую историю…»
Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е.Евтушенко
Молодцы ! Спасибо за отличную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по чтению Н.Н. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".
Урок представлен для работы на интерактивной доске в программе SMART...
Урок литературного чтения Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Знакомство учащихся с творчеством Н.А.Некрасова. Совершенствование навыков выразительного, беглого чтения....
Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»
Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...
Урок литературного чтения Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Урок литературного чтенияН.А.Некрасов«Дедушка Мазай и зайцы»4 класс...
Конспект урока литературного чтения Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Предмет: литературное чтениеКласс 3 Тип урока: изучение новых знаний и способов действий (урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями)...
Конспект урока литературного чтения, 3 класс, Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца"
Конспект урока литературного чтения, 3 класс....