Урок литературного чтения по произведению Д. Кери "Золотые туфельки"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бондарева Наталья Владимировна

Урок литературного чтения с интеграцией ОПК, музыки, изо по теме “Рождественское чудо в произведении Джона Кери “Золотые туфельки”,4 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_po_teme.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения с интеграцией ОПК, музыки, изо

по теме “Рождественское чудо в произведении Джона Кери “Золотые туфельки”.

(4 класс)

Цель урока:  посредством знакомства с литературным произведением создать условия для формирования у обучающихся понятия о сострадании, внимательном отношении к ближнему.

           Задачи:

Предметные:

  • продолжить работу по формированию умения анализировать художественный текст, устанавливать причинно – следственные связи в развитии сюжета произведения;
  • продолжить работу по формированию умения находить в художественном тексте описание героев, делать выводы об их характере, настроении;
  • продолжить работу по формированию навыка выборочного чтения.

Метапредметные:

  • продолжить работу по формированию понятия о нравственности, развитию чуткости к другому человеку;
  • совершенствовать умение логично излагать свои мысли в устной речи;
  • продолжить работу по совершенствованию умения добывать информацию в тексте, интерпретировать ее;
  • продолжить работу по развитию критического мышления, речи, умения анализировать, обобщать, сравнивать.

Личностные:

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление), творческий потенциал, коммуникативные умения.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы. Целеполагание.

- Прочитайте, пожалуйста, тему. Что вы уже можете сказать о произведении, зная только тему урока?

(Возможные ответы детей: действие происходит под Рождество. Произошло какое-то чудо. Будут фигурировать золотые туфельки.)

Определите для себя цель на этот урок. (Возможные ответы детей:  1. Узнать (прочитать) новое произведение. 2. Узнать, какое чудо произошло ).

(На доске появляются листы с напечатанными целями)

  1. Работа по теме урока.

- Познакомиться с произведением посредством литературного слушания.  Приготовьтесь к слушанию, настройтесь.  (Звучит аудиозапись произведения) .

- Что вы сейчас испытываете, чувствуете?

- Сколько основных героев встретили в произведении? (3 – рассказчик и дети)

- Кто перед нами предстает первым? (рассказчик)

- Прочитаем первую часть текста до появления детей и найдем слова, словосочетания, которые помогут понять, описать внутреннее, душевное состояние героя.  (Чтение фрагмента вслух)

 (Бесчисленные родственники, вышел на охоту, толпы носились, сумасшедшие, груды ненужных вещей).  На доске появляются листы с этими словами.

- Какой вывод сделаете о его внутреннем состоянии ?

- Герой явно неспокоен, поиск подарков в канун праздника не приносит ему душевного тепла. Суматоха, беготня вокруг, противоречивые чувства в душе героя (хочется все бросить, но ведь обидятся многочисленные родственники). Какие бы вы выбрали цвета в палитре красок для описания подобного душевного состояния? (темные)

- Далее появляются 2 юных героя. Прочитайте фрагмент, который рассказывает о них и подчеркните слова, которые передают внешнее и внутреннее состояние детей. (Чтение про себя).  Сравните с соседом подчеркнутые слова и сделайте вывод о героях.  (Бедные, неухоженные). А настроение? (Девочка была почти счастлива, напевала мелодию). Чему дети были рады? (Ожидали покупку, сделают подарок маме).

- Но их настроение изменилось, когда подошла очереди оплачивать покупку. Каким оно стало? Найдите в тексте. (Тревожным, растерянным, появилось волнение).

- Почему произошло изменение? 

- Благое намерение детей оказалось под угрозой. Но…Что произошло? (Рассказчик доплатил недостающие деньги). Почему он так поступил? Найдите ответ в тексте. (Дети долго стояли в очереди. Рождество на носу).

-  Какое качество рассказчик проявил? (Жалость, сострадание, заботу).

- Герой пожалел детей. Что доставило им радость.  Можно ли утверждать, что его внутреннее состояние терпит в данный момент изменение? Что происходит? (Проявляются нравственные качества личности. Герой совершил добрый поступок, значит, его душевное состояние стало спокойнее. Нам становится лучше, спокойнее, когда мы  совершаем добро). Герой показал, что его сердце способно жалеть, а значит и сострадать). 

- Какой  цвет помог бы вам отразить наметившиеся изменения в душевном состоянии героя? (Светлые). Появляются, как вспышки, моменты просветления.

- Рождество. Рассказчик вспоминает про великий праздник и в этот момент совершает поступок, благой поступок.

- А что за праздник Рождество? (Рождение Спасителя) Спасителя чего или кого? (Спаситель человеческих душ).

- Какое настроение у этого праздника? (ответы). В прошлом году к Рождеству мы с вами учили песню. В ней рассказывается об истинном настроении Рождества. Я вам включу один куплет, вы можете прилечь на руки, подпеть. (Слушание Silent Night). Переведите начало. (Тихая ночь. Святая ночь. Все спокойно. Все сверкает ). Так какое настроение у истинного Рождества? (Светлое, спокойное, не суетливое, а умиротворяющее).

- Было ли таким настроение героя, когда мы с ним встретились? (Нет) Почему? (Его мысли были погружены в быт, в житейские проблемы и герой не чувствовал святого великого праздника).

- В момент проявления чуткости к ближнему душевное состояние героя чуть успокоилось. Во внутренней темноте стало что-то происходить, герой стал меняться. Проследим, что же произошло с ним, когда  узнал, для чего детям золотые туфельки.

 (Учитель читает текст со слов  Почему вы думаете…и до конца).

- Найдите слова, словосочетания, которые отражают душевное состояние в данный момент.  (Забыл о бессмысленных дарах, молчал, тихо произнес, старался не заплакать). На доске появляются листы со словами.  Что происходит с ним сейчас? (Герой осознал, что истинно и ценно. Произошло просветление). А что нужно ценить? (маму, близких)

- Какой цвет сможет передать случившееся изменение? Какого цвета сейчас его  душа? (золотого)

- Как изменилось душевное состояние главного героя от начала к концу рассказа? (От суеты, нестабильности, черствости герой пришел к умиротворению ).

- Что рассказчик осознал?  (истинный смысл Рождества, и он не в подарках, а в теплоте, любви, проявлении чуткости к ближнему).

- Так какое чудо описано в произведении? (Спасение (преображение) человеческой души, человек осознал, что по-настоящему подлинно и ценно).

IV. Творческое задание.

- Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа имеет изображение человека. Это изображение нужно раскрасить соответствующими цветами. А чему цвета должны соответствовать,  вы узнаете из карточки.

Задания на карточках:

1. Выберите цвета и покажите с их помощью душевное состояние главного героя в начале повествования (до встречи с детьми).

2. Выберите цвета и покажите с их помощью душевное состояние героя в момент встречи с детьми на кассе.

3. Выберите цвета и покажите душевное состояние героя в конце рассказа.

- Что же у вас получилось? (Каждая команда вывешивает получившийся силуэт.) Наблюдается изменение от тьмы к свету. Вы изобразили то самое чудо - просветление.

V. Рефлексия.

- Какие выводы вы сделали для себя благодаря произведению?  К какому внутреннему состоянию должен стремиться человек?

В каждом человеке есть хорошее и плохое, но стремиться мы должны к тому, чтобы тьмы в наших сердцах становилось меньше. Как этого достигнуть? (Совершать добрые поступки, сопереживать, сочувствовать другим).

VI. Итог урока.

Какие цели вы ставили на урок? Удалось достигнуть?

Домашнее задание.

Написать отзыв о произведении.

Познакомить с произведением родителей и поинтересоваться, что они почерпнули для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения по произведения С.Т. Аксакова "Аленький цветочк"

Тема. «Обобщение знаний по сказке СТ. Аксакова "Аленький цветочек". Цели. Учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздава...

Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"

В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...

Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

Формирование критического мышления на уроках литературногочтения....

Конспект урока литературного чтения по произведению Н Носова "Заплатка".

Урок литературного чтения проводится в нетрадиционной форме- съёмка фильма. Учащиеся работают в группах: сценаристы, режиссёры, костюмеры. Каждая группа выполняет свои задания, в ходе проверки которых...

Урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого "Прыжок"

Считаю одной из важных задач уроков литературного чтения - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать-думать,...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...