Конспект урока по литературному чтению. Тема: «Птицы – наши друзья». Б. Житков «Галка»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гусейнова Патимат Пашаевна

Познакомить учащихся с рассказом Б. Житкова. Формировать естественный интерес к братьям нашим меньшим, расширять углублять знания детей о природе, в частности о птицах. Развивать навыки чтения, работы с текстом, фонематический слух, внимание. Воспитание бережного отношения, любви к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chtenie.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Птицы – наши друзья». Б. Житков «Галка»

Цели: Познакомить учащихся с рассказом Б. Житкова. Формировать естественный интерес к братьям нашим меньшим, расширять углублять знания детей о природе, в частности о птицах. Развивать навыки чтения, работы с текстом, фонематический слух, внимание. Воспитание бережного отношения, любви к природе.

Личностные результаты обучения:

- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- (эмпатия) формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

 Метапредметные  результаты обучения:

Регулятивные УУД:

-формирование умения самостоятельно  формулировать тему и цели урока, - -формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

-формирование умения извлекать информацию, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-овладение диалогической и монологической речью;

-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Оборудования: текст  рассказа «Галка», карточки с заданиями, портрет писателя, выставка книг, презентация.

Ход урока.

1. Орг. момент.      (1мин)

- Начнем урок со стихов, которые сочиним сами. Я буду называть первую и вторую строчку, а вы будете сочинять последнее слово:

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).

Говорите чётко, внятно, 
Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать, 
Надо руку … (поднимать).

Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу – 
Подними спокойно … (руку).

- А какой птице вспомнили в стихотворении? (слайд)

- В народе о сороке сложилось немало поговорок.  Из них «сорока-воровка»,  связана с тем, что сорока неравнодушна к незнакомым, особенно блестящим предметам. Сороки хватают металлические ложки, ключи и другие вещи и улетали с ними подальше, чтобы затем спрятать в укромное место.

- О такой необычной привычки сороки я вам не случайно рассказываю. Позже вы объясните мне, чем связана птица сорока с темой урока.

2.Актуализация опорных знаний. (на фоне  слайдов: птиц) (3 мин)

- Ребята, послушайте фонограмму. (звучит фонограмма «Голоса птиц».)

- Что за звуки мы сейчас услышали?

- Правильно. На этом уроке и на следующих уроках сегодняшнего дня мы будем говорить о прекрасных жителях нашей планеты, о пернатых друзьях - о птицах, увидим жизнь перелетных и зимующих с нами птиц, их значение в природе и в жизни людей.

- Скажите, каких птиц вы знаете?

- Чем птицы отличаются от всех животных?

- Что общего у всех птиц, какие только есть на свете? (яички, перья, крыло, клюв)
- Все ли птицы живут на одном месте?

- Куда и когда они улетают?   (слайды)

- Какие птицы остаются зимовать? Почему? (слайды)
3. Самоопределения деятельности. (3мин)

- Послушайте стихотворений, автором, которого является знаменитый русский поэт Саша Черный. Из этого  стихотворения мы узнаем еще об одной птице,  которая остается зимовать с нами.

1 ученик.

ГАЛЧАТА.
На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит. 
Налетели вмиг галчата... Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув, 
И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом — 
На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой — через форточку б махнул 
И веселою нырялкой в синем небе потонул...
- А какой птице идет речь в стихотворении.

2 ученик

Галка - веселая, живая и умная птица. Она способна оживить ту местность, в которой водится. Голос ее гибок, и она без труда выучивается говорить человеческие слова или подражать другим звукам, например, пению петуха.

 Из всех ворон галку чаще всего держат в неволе: привлекают ее веселый нрав, ловкость, понятливость и привязанность к хозяину. Воспитанные в неволе молодыми галки без труда приучаются вылетать из дома и возвращаться обратно.

- Послушайте, как поет  галка.

- Есть еще немало литературных произведений об этой необычной птице.

- Помимо того, что галка может говорить человеческими словами, подрожать другим звукам, жить неволе рядом с человеком, у нее есть еще одна интересная привычка, о которой мы узнаем из рассказа Бориса Житкова «Галка».

4. Изучение новой темы. (1 мин)

1. Краткое содержание творчества писателя.(слайд: портрет писателя)

- Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.

2. Выставка книг Б. Житкова.(живая выставка)

5.Динамическая пауза (1 мин): игра «Прилетели птицы».

- Я называю птиц и насекомых. Если назову птицу, надо помахать руками, изображая её; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, пчёлы, снегири…

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, муравьи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, снегири, кузнечики…

Прилетели птицы: голуби, синицы, бабочки, галки, воробьи, вороны, снегири, дятлы…

6. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков  (3 мин)

1. Словарная работа:

Давалась гладить, повадки.

2. Слушание рассказа.

-Прослушайте аудиозаписи рассказа Б.Житкова «Галка»

7.  Закрепление изученного материала.

1.Проверка понимания содержания и смысла услышанного рассказа.

(3 мин)

    Вопросы по содержанию текста:

  1. Какая птица жила в доме у детей?
  2. Что пропало у сестры? Как это произошло?
  3. На кого обиделась девочка? Почему?
  4. Чем хотела помочь бабушка?
  5. Смогла ли она помочь детям? Почему?
  6. На кого она подумала?
  7. Что увидел на крыше мальчик?
  8. Кто стащил вещи?
  9. С какой птицей бабушка сравнила галку?

- Почему я вам в начале урока рассказала о сороке?

- О том, почему они так похожи я вам расскажу на уроке окружающего мира.

- А теперь продолжим работу над рассказом «Галка».

2. Чтение текста по частям и озаглавливание, составление плана,  рисование словесной иллюстрации. (15 мин)

План:

1. Пропало колечко, потерялись очки.

2. Бабушка и сестра обиделись на мальчика.

3. Мальчик увидел галку.

4. Пропажа нашлась.

5. Все помирились.

8. Рефлексия. (15 мин)

 Работа в группах. Задания в конвертах

- Для того чтобы проверить как вы запомнили  рассказ, я предлагаю выполнить задания по группам.

1 группа.

Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.

2 группа.

Задание: восстановите план текста в нужной последовательности. План разрезан на отдельные полоски.

3 группа

Задание: подготовить чтение по ролям. (инсценировка)

     Итог урока.

- Молодцы!

- Как называется произведение, с которым мы познакомились?

- Кто автор?С чем связан рассказ «Галка» с темой дня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению В.Дуров "Наша Жучка"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: В. Дуров «Наша Жучка»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Дурова; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое...

Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения «Над нашей квартирой», «Память» Э. Успенского» (2 класс), (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства с произведениями Э. Успенского.Планируемые результаты:Предметные:совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;знат...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Чтение слов и предложений на Ща-Щу»

Эскиз оформления тетради:02 февраляКлассная работаПравило: «ча-ща пиши с буквой, ачу-щу пиши с буквой у» Ф.И.О.  Вахеркина Маргарита ГригорьевнаПредмет: Литературное чтениеКласс:...