Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Китаева Любовь Михайловна

Интегрированный урок  литературного чтения и ИЗО в 1 классе Я. Аким "Первый снег".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 1 классе

Тема:  Я.Аким «Первый снег»

 Тип урока – интегрированный урок.

Используемые методы, формы и приемы учебной деятельности:

форма – урок с элементами практического занятия.

методы – метод объяснительно-иллюстративный; практический метод; методы самостоятельной  работы и работы под руководством учителя.

приемы обучения – высказывания детей о природе; алгоритмические приемы – основа формирования репродуктивного мышления; использование игр; похвала для создания ситуации успеха. 

Учебные предметы –   «Изобразительное искусство», «Литературное чтение».

Цели: 

  • познакомить уч-ся  с творчеством Я.Акима и его стихотворением «Первый снег».
  • обогащать словарный запас уч-ся;
  • показать красоту зимней природы;
  • формировать духовную культуру учащихся; приобщать к культурным ценностям человечества

Задачи: 

  • формирование читательской компетентности;
  • овладение навыками осмысленного чтения;
  • расширение литературного кругозора, развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса
  • применение на практике полученных умений и навыков;
  • творческое отображение окружающего мира;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие зрительной памяти, пространственного воображения, навыков композиции;
  • воспитание точности, аккуратности, взаимопомощи; умение объективно оценивать свои работы и работы других.

Оборудование: презентация, бумага, листы пекинской капусты, гуашь, губка, ватные палочки.

Планируемые результаты:

Предметные:

совершенствовать навыки осознанного (понимание замысла автора), выразительного чтения юмористических произведений, передавая их настроение

Метапредметные:

Регулятивные:

умение сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать речь учителя, одноклассников;

умение осознанно строить речевое высказывание;

умение формулировать своё мнение, учитывая мнения других людей.

Познавательные:

объяснять смысл названия произведения, находить слова, которые отражают характер героя, находить конкретные черты юмористического текста.

Личностные:

проявлять интерес к чтению.

Оборудование: презентация, бумага, листы пекинской капусты, гуашь, губка, ватные палочки.

Ход урока.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Здравствуйте, ребята!

Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок литературного чтения начнем.

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ:

Учитель: Вспомните, пожалуйста, какие звуки вы слышали, когда шли сегодня утром в школу.      

Дети: Скрипит снег под ногами, каркают вороны. Завывает ветер, гудят машины, разговаривают люди, треснула веточка на дереве.

Учитель: Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего утра.

Дети: Утро пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое, неприветливое.

Учитель: Закройте глаза и шёпотом произнесите:  «Зима…». Какое чувство возникло?

Дети:  стало холодно и грустно ; стало радостно; я люблю зиму и т. д.

А кто видел, как шёл первый снег? Расскажите нам об этом.

Он шёл медленно, неторопливо. И всё ,что попадалось ему на пути , снег красил в белый цвет.

Рассматривание картины Василия Дмитриевича Поленова « Первый снег»

Обратите внимание на пейзаж Василия Дмитриевича Поленова « Первый снег » совершенно неожиданно выпал снег – всё вокруг сразу изменилось. Снег плотным покровом укрыл землю.

Кругом стало бело, и только ещё опавшая листва небольшой рощицы хранит цвета яркой осени.

Посмотрите на переплетающиеся веточки кустов и высохшей травы, утонувшие в пушистом снегу, - с ними пейзажный образ обретает уютность.

И глядя на эту картину, невольно вспоминаешь стихи Афанасия Фета.

Ещё вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.

Сегодня вдруг исчезло лето;

Бело, безжизненно кругом,

Земля и небо – всё одето

Каким – то тусклым серебром.

IV. Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, давайте определим тему нашего урока.

- Молодцы, это зимушка – зима. Как же она изменила все вокруг, что принесла с собой?

Конечно это снег, вьюги, метели, мороз, веселье, катание на коньках и санках. И много еще всего сказочного и веселого.

- Так о чём мы сегодня будем читать? (О снеге).

- Правильно, мы сегодня будем читать о снеге, и не просто о снеге, а о первом снеге.

На уроке окр. мира мы с вами говорили о свойствах снега. Какие вы знаете свойства снега?

Сегодня мы  познакомимся  с творчеством Я.Акима и его стихотворением «Первый снег», а поможет нам в этом сказочная героиня зима, которая пришла к нам в гости. Наша гостья принесла конверты с заданиями. Откроем 1 конверт.

Конверт №1      Узнайте об авторе.

V. Вступительное слово об авторе.

Подробнее  об этом поэте, о его жизни расскажет нам Люба

Яков Лазаревич Аким родился 15 декабря в 1923 году. Его детство прошло на берегах спокойного озера, в старинном русском городе – Галич. В 1941 г. Яков окончил 9 классов, а уже в 1942 году пошел на фронт защищать Родину, тогда ему было всего 19 лет. Он прошел всю войну, а когда вернулся с фронта, решил писать веселые и жизнерадостные стихи для детей. Яков Аким прожил долгую и интересную жизнь. Он умер  в возрасте 90 лет, в городе Москва.

ПОКАЗ КНИГ

ФИЗМИНУТКА

VI. Знакомство с произведением и проверка первичного восприятия.

Конверт №2   Знакомство со стихотворением  Я.Акима « Первый снег»

1.Прослушивание аудиозапись

Утром кот принес на лапах

Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!

Он кружится, легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой,
Он белеет вдоль заборов,
Прикорнул на фонаре.

Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!

- Понравилось ли вам, стихотворение, и чем? (весёлое, жизнерадостное)

-  Почему оно так называется?

- Да, молодцы «Первый снег», т.к. почти в каждой строчки речь идёт о снеге.

2. Словарная работа

Посмотрите ребята, в этом стихотворении встречаются новые для нас слова.

Прикорнул – прислониться к чему-либо, прилечь.

Мостовая – твердое дорожное городских улиц

Салазки – маленькие ручные санки.

3. Чтобы подготовиться к чтению стихотворения проведем речевую разминку.

Учитель чётко произносит, дети повторяют за ним.

Ра – ра – ра – ра – повторяем мы с утра.

Ро – ро – ро – ро – солнце светит нам в окно.

Ри – ри – ри – ри – прилетели снегири.

- Когда к нам прилетают снегири?

- Родина снегирей – хвойные леса тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края.

4.Чтение стихотворения детьми.

VII. Первичное закрепление

-Какой пуховый платок он расстелил на мостовой?

-  А какие развлечения приносит снег для вас?

- Кто принёс детям известие о первом снеге?

  - Как он это сделал?  (на лапах)

  - В какое время суток? Почему?  (утром, т.к. обычно первый снег выпадает ночью)

- Обрадовались этому известию дети?

- Почему?

- Как нужно  читать это стихотворение? (Радостно.)

 

VIII. Дыхательная гимнастика
- Ой, на мою ладонь снежинка села, большая, красивая. И на ваши ладошки опустились снежинки. Давайте сдуем снежинки с ладошек. Вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот. Вот и улетели наши снежинки, мы тоже полетели за ними, покружились, покружились и прилетели на снежную поляну, посмотрите как красиво в лесу!

IX.    Конверт № 3  Рисование зимнего леса.   

 

Зимушка - зима всё любит разрисовывать, делать очень красивым. Вот в её 3-ем конверте как раз задание: «нарисовать зимний лес». Но для того, чтобы это сделать поработаем в парах. Давайте вспомним правила работы в группах.

- Я предлагаю вам стать художниками-пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес. Вы согласны? (Да)
- Ребята, а кто запомнил, что такое пейзаж? (Это изображение природы)Нам понадобится:  листы пекинской капусты, губка….

Сейчас мы с вами превратимся в волшебников и будем рисовать зимний пейзаж этими листами.
1.   Нам необходимо кисточкой нанести на листы капусты толстый слой белой краски. Теперь аккуратно берем лист капусты и прикладываем его к листу, прижимаем его рукой, затем, аккуратно, двумя руками снимаем лист капусты, у нас получился отпечаток, на что он похож?
- Правильно, он похож на дерево, усыпанное снегом. И так, всем понятно, как мы будем рисовать деревья? Готовы? Тогда  начинайте работать.

2.  А снежинки можно рисовать ватной палочкой, тогда они получатся маленькими и легкими. Для того чтобы нарисовать снежинки, мы возьмем ватные палочки, опустим их в баночку с белой краской и методом тычкования рисуем снежинки.
(Самостоятельная работа детей, тоже убирают палочки в корзину)

3.  Падают снежинки на землю и получаются сугробы, их мы нарисуем необычным способом - с помощью губки. Вот кусочки губки, давайте их окунем  в белую краску и рисуем.
- Молодцы, ребята, вот какой у нас получился зимний пейзаж. Повесим на мольберт, и полюбуемся. 

Давайте еще раз вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня написали и исполним о зиме песенку.

ПЕСНЯ

Зиму ребята можно передать не только в рисунках разными способами, но и поделках разной  техникой.(изонить, изделия из кожи, ткани).

ПОКАЗ РАБОТ

  1. Заключение

- Я думаю, что за такую дружную, замечательную работу наша гостья готова похвалить  всех ребят.  (ФИШКИ)

  1. Анализ работы.
    - А какой техникой вам больше всего понравилось рисовать?
    - Как вы думаете, понравился ли наш лес животным?

XII. РЕФЛЕКСИЯ

- Что вы увидели на парте? (снежинки)

Если вам было все понятно и легко работать возьмите белую снежинку, а если кому-то было трудно, но он справился с работой – голубую снежинку.

- Это волшебные снежинки. Положите снежинку на ладошку и загадайте желание.  Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали. Я желаю, чтобы ваши загаданные желания исполнились. На обратной стороне снежинки домашнее задание (прочитать выразительно стихотворение).

УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА УРОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...