Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО в 1 классе Я. Аким "Первый снег".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 1 классе
Тема: Я.Аким «Первый снег»
Тип урока – интегрированный урок.
Используемые методы, формы и приемы учебной деятельности:
форма – урок с элементами практического занятия.
методы – метод объяснительно-иллюстративный; практический метод; методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя.
приемы обучения – высказывания детей о природе; алгоритмические приемы – основа формирования репродуктивного мышления; использование игр; похвала для создания ситуации успеха.
Учебные предметы – «Изобразительное искусство», «Литературное чтение».
Цели:
- познакомить уч-ся с творчеством Я.Акима и его стихотворением «Первый снег».
- обогащать словарный запас уч-ся;
- показать красоту зимней природы;
- формировать духовную культуру учащихся; приобщать к культурным ценностям человечества
Задачи:
- формирование читательской компетентности;
- овладение навыками осмысленного чтения;
- расширение литературного кругозора, развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса
- применение на практике полученных умений и навыков;
- творческое отображение окружающего мира;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие зрительной памяти, пространственного воображения, навыков композиции;
- воспитание точности, аккуратности, взаимопомощи; умение объективно оценивать свои работы и работы других.
Оборудование: презентация, бумага, листы пекинской капусты, гуашь, губка, ватные палочки.
Планируемые результаты:
Предметные:
совершенствовать навыки осознанного (понимание замысла автора), выразительного чтения юмористических произведений, передавая их настроение
Метапредметные:
Регулятивные:
умение сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные:
умение слушать и понимать речь учителя, одноклассников;
умение осознанно строить речевое высказывание;
умение формулировать своё мнение, учитывая мнения других людей.
Познавательные:
объяснять смысл названия произведения, находить слова, которые отражают характер героя, находить конкретные черты юмористического текста.
Личностные:
проявлять интерес к чтению.
Оборудование: презентация, бумага, листы пекинской капусты, гуашь, губка, ватные палочки.
Ход урока.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Здравствуйте, ребята!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок литературного чтения начнем.
II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ:
Учитель: Вспомните, пожалуйста, какие звуки вы слышали, когда шли сегодня утром в школу.
Дети: Скрипит снег под ногами, каркают вороны. Завывает ветер, гудят машины, разговаривают люди, треснула веточка на дереве.
Учитель: Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего утра.
Дети: Утро пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое, неприветливое.
Учитель: Закройте глаза и шёпотом произнесите: «Зима…». Какое чувство возникло?
Дети: стало холодно и грустно ; стало радостно; я люблю зиму и т. д.
А кто видел, как шёл первый снег? Расскажите нам об этом.
Он шёл медленно, неторопливо. И всё ,что попадалось ему на пути , снег красил в белый цвет.
Рассматривание картины Василия Дмитриевича Поленова « Первый снег»
Обратите внимание на пейзаж Василия Дмитриевича Поленова « Первый снег » совершенно неожиданно выпал снег – всё вокруг сразу изменилось. Снег плотным покровом укрыл землю.
Кругом стало бело, и только ещё опавшая листва небольшой рощицы хранит цвета яркой осени.
Посмотрите на переплетающиеся веточки кустов и высохшей травы, утонувшие в пушистом снегу, - с ними пейзажный образ обретает уютность.
И глядя на эту картину, невольно вспоминаешь стихи Афанасия Фета.
Ещё вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – всё одето
Каким – то тусклым серебром.
IV. Выявление места и причины затруднения.
- Ребята, давайте определим тему нашего урока.
- Молодцы, это зимушка – зима. Как же она изменила все вокруг, что принесла с собой?
Конечно это снег, вьюги, метели, мороз, веселье, катание на коньках и санках. И много еще всего сказочного и веселого.
- Так о чём мы сегодня будем читать? (О снеге).
- Правильно, мы сегодня будем читать о снеге, и не просто о снеге, а о первом снеге.
На уроке окр. мира мы с вами говорили о свойствах снега. Какие вы знаете свойства снега?
Сегодня мы познакомимся с творчеством Я.Акима и его стихотворением «Первый снег», а поможет нам в этом сказочная героиня зима, которая пришла к нам в гости. Наша гостья принесла конверты с заданиями. Откроем 1 конверт.
Конверт №1 Узнайте об авторе.
V. Вступительное слово об авторе.
Подробнее об этом поэте, о его жизни расскажет нам Люба
Яков Лазаревич Аким родился 15 декабря в 1923 году. Его детство прошло на берегах спокойного озера, в старинном русском городе – Галич. В 1941 г. Яков окончил 9 классов, а уже в 1942 году пошел на фронт защищать Родину, тогда ему было всего 19 лет. Он прошел всю войну, а когда вернулся с фронта, решил писать веселые и жизнерадостные стихи для детей. Яков Аким прожил долгую и интересную жизнь. Он умер в возрасте 90 лет, в городе Москва.
ПОКАЗ КНИГ
ФИЗМИНУТКА
VI. Знакомство с произведением и проверка первичного восприятия.
Конверт №2 Знакомство со стихотворением Я.Акима « Первый снег»
1.Прослушивание аудиозапись
Утром кот принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится, легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой,
Он белеет вдоль заборов,
Прикорнул на фонаре.
Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!
- Понравилось ли вам, стихотворение, и чем? (весёлое, жизнерадостное)
- Почему оно так называется?
- Да, молодцы «Первый снег», т.к. почти в каждой строчки речь идёт о снеге.
2. Словарная работа
Посмотрите ребята, в этом стихотворении встречаются новые для нас слова.
Прикорнул – прислониться к чему-либо, прилечь.
Мостовая – твердое дорожное городских улиц
Салазки – маленькие ручные санки.
3. Чтобы подготовиться к чтению стихотворения проведем речевую разминку.
Учитель чётко произносит, дети повторяют за ним.
Ра – ра – ра – ра – повторяем мы с утра.
Ро – ро – ро – ро – солнце светит нам в окно.
Ри – ри – ри – ри – прилетели снегири.
- Когда к нам прилетают снегири?
- Родина снегирей – хвойные леса тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края.
4.Чтение стихотворения детьми.
VII. Первичное закрепление
-Какой пуховый платок он расстелил на мостовой?
- А какие развлечения приносит снег для вас?
- Кто принёс детям известие о первом снеге?
- Как он это сделал? (на лапах)
- В какое время суток? Почему? (утром, т.к. обычно первый снег выпадает ночью)
- Обрадовались этому известию дети?
- Почему?
- Как нужно читать это стихотворение? (Радостно.)
VIII. Дыхательная гимнастика
- Ой, на мою ладонь снежинка села, большая, красивая. И на ваши ладошки опустились снежинки. Давайте сдуем снежинки с ладошек. Вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот. Вот и улетели наши снежинки, мы тоже полетели за ними, покружились, покружились и прилетели на снежную поляну, посмотрите как красиво в лесу!
IX. Конверт № 3 Рисование зимнего леса.
Зимушка - зима всё любит разрисовывать, делать очень красивым. Вот в её 3-ем конверте как раз задание: «нарисовать зимний лес». Но для того, чтобы это сделать поработаем в парах. Давайте вспомним правила работы в группах.
- Я предлагаю вам стать художниками-пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес. Вы согласны? (Да)
- Ребята, а кто запомнил, что такое пейзаж? (Это изображение природы)Нам понадобится: листы пекинской капусты, губка….
Сейчас мы с вами превратимся в волшебников и будем рисовать зимний пейзаж этими листами.
1. Нам необходимо кисточкой нанести на листы капусты толстый слой белой краски. Теперь аккуратно берем лист капусты и прикладываем его к листу, прижимаем его рукой, затем, аккуратно, двумя руками снимаем лист капусты, у нас получился отпечаток, на что он похож?
- Правильно, он похож на дерево, усыпанное снегом. И так, всем понятно, как мы будем рисовать деревья? Готовы? Тогда начинайте работать.
2. А снежинки можно рисовать ватной палочкой, тогда они получатся маленькими и легкими. Для того чтобы нарисовать снежинки, мы возьмем ватные палочки, опустим их в баночку с белой краской и методом тычкования рисуем снежинки.
(Самостоятельная работа детей, тоже убирают палочки в корзину)
3. Падают снежинки на землю и получаются сугробы, их мы нарисуем необычным способом - с помощью губки. Вот кусочки губки, давайте их окунем в белую краску и рисуем.
- Молодцы, ребята, вот какой у нас получился зимний пейзаж. Повесим на мольберт, и полюбуемся.
Давайте еще раз вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня написали и исполним о зиме песенку.
ПЕСНЯ
Зиму ребята можно передать не только в рисунках разными способами, но и поделках разной техникой.(изонить, изделия из кожи, ткани).
ПОКАЗ РАБОТ
- Заключение
- Я думаю, что за такую дружную, замечательную работу наша гостья готова похвалить всех ребят. (ФИШКИ)
- Анализ работы.
- А какой техникой вам больше всего понравилось рисовать?
- Как вы думаете, понравился ли наш лес животным?
XII. РЕФЛЕКСИЯ
- Что вы увидели на парте? (снежинки)
Если вам было все понятно и легко работать возьмите белую снежинку, а если кому-то было трудно, но он справился с работой – голубую снежинку.
- Это волшебные снежинки. Положите снежинку на ладошку и загадайте желание. Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали. Я желаю, чтобы ваши загаданные желания исполнились. На обратной стороне снежинки домашнее задание (прочитать выразительно стихотворение).
УРОК ОКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА УРОК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...
