Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.И. Тютчев "Весенние воды"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Забурдаева Галина Владимировна

Данный конспект урока поможет Вам провести урок интересно для детей, живое чтение и пение воодушивит Вас на создание собственных презентаций с использованием сети Internet.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

2 класс

УМК «Школа России»

Тема. Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

Цель. 

формирование и развитие исследовательских навыков обучающихся через работу с поэтическим текстом.

Задачи:

  1. Формирование читательских умений:
  • создание в воображении художественных картин, изображённых поэтом с помощью слова;
  • восприятие изобразительно-выразительных средств художественного языка.
  1. Развитие исследовательских навыков обучающихся:
  • умение самостоятельно сопоставлять понятия;
  • умение делать собственные выводы;
  • умение чётко и ясно излагать свои мысли.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия.
  2. Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные:

  1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  2. Формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
  3. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

Предметные:

  1. Поиск информации, заданной в тексте.
  2. Развитие умения анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
  3. Применение монологических высказываний по предложенной теме и заданным вопросам.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация.


Федор Тютчев

ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

 

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...


Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!


Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

 


1. Мотивационно-целевой этап

Цель: стимуляции познавательной мотивации, организации положительного самоопределения ученика к деятельности.

(на фоне музыкальной композиции П.И. Чайковского «Времена года. Апрель» учитель начинает свою речь…)

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших знаний-

Давайте же начнем урок!

– Послушайте мелодию.

– Как Вы думаете, какие картины природа рисует?

– Подумайте, почему мы слышим именно эту запись?

/Видимо речь пойдет о весне/

– Как Вы догадались, что это весенняя композиция?

/Природа как будто просыпается после зимнего сна.

Журчат лесные ручейки.

Слышится щебет птиц.

Начинают возиться мелкие животные / 

Верно, сегодня нам предстоит окунуться в мир природы, услышать то, что никто никогда не слышал, потому что эти весенние картины и звуки природы мы нарисуем себе сами.

Ребята, а как Вы понимаете такие слова?

Ни одному великому уму,

Познавшему учительскую прыть,

Не удалось открыть глаза тому,

Кто сам не захотел бы их открыть…

Пусть эти слова будут нашим девизом сегодня уроке.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ.

2. Актуализация ранее полученных знаний

Цель: актуализации знаний, создания определенного настроя, подготовки к восприятию текста

– Предлагаю Вам посмотреть фильм о весне и заметить весенние изменения в природе. Будьте внимательны. Запомните то, что увидите. Вам об этом нужно будет рассказать.

/Пробуждается от зимнего сна почва.

Тает снег и образуются первые проталины.

Из оттаявшей земли пробиваются первые, еще нерешительные подснежники.

Слышится еле заметный плеск воды. Это ручеек проснулся и пробивает себе путь.

А вот и первое щебетание птиц. Кто это?/

– С произведением какого поэта мы знакомились на прошлом уроке?

(ребята рассматривают портрет писателя).

/Федор Иванович Тютчев/.

– Ребята, а давайте вспомним, какие стихи Ф.И. Тютчева мы с Вами читали и еще прочитаем в будущем?

/«Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою…», «Зима недаром злится…», «Весенняя гроза»/.

(Выставка книг Ф.И. Тютчева).

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.

3. Структурный анализ текста

Цель: глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения.

– Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды». Послушайте его, пожалуйста, и будьте готовы поделиться своими мыслями.

(диктор читает стихотворение выразительно, а дети слушают).

– Что вы услышали?

/Стихотворение/

– Докажите, что это стихотворение.

/В стихотворении есть рифма/.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ.

– Были ли в тексте непонятные по значению слова?

/Нет, все понятные/.

– Чем бы вам хотелось поделиться со своими товарищами?

/Нам хотелось бы посмотреть, какие же картины природы рисуют художники, посвящая их весне. Именно они помогут нам сегодня в работе над текстом/

– Прочитайте стихотворение самостоятельно и будьте готовы ответить на вопросы по тексту.

(Дети читаю стихотворение «жужжащим голосом).

– О чем вы прочитали?

/Мы прочитали о весне/

– Давайте прочитаем стихотворение выразительно и определим тему, идею и тип речи.

(ученики по желанию читают стихотворение).

– Какова же тема текста?

/Тема данного текста – «Пробуждение природы»/

(учитель открывает запись):

Тема. Пробуждение природы.

– Ребята, а почему тема текста - «Пробуждение природы»?

/Зима закончилась, и природа просыпается от зимнего сна/.

– Какова идея этого произведения?

/Главная мысль или идея произведения – «Весна вступает в свои права»/

(на доске учитель открывает запись):

Идея. Весна вступает в свои права.

– Какого типа речи этот текст?

/Это повествование/

– Докажите это.

/1 предложение вводит читателя в событие.

К рассказу можно нарисовать несколько картинок: белеет снег в полях; реки и ручейки освобождаются от льда; бегут и пробивают себе дорогу вперед; вода бурно разговаривает между собой.

Текст отвечает на вопросы: «Что случилось?»; «Что произошло?»/.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.

4. Музыкальная физминутка

(дети под музыку выполняют соответствующие движения)

5. Составление картин природы из пазлов

Цель: выявить границы применения новых знаний.

– Ребята, у Вас на столе лежит желтый конверт. Раскройте его, рассмотрите содержимое и подумайте, какое задание для Вас придумали ребята из соседнего класса?

/Составить картины природы/.

– Ребята, а как картины природы из задания связаны с нашим уроком?

/Эти картины весенней природы, на которых изображены весенние изменения в природе/.

– Давайте прочитаем стихотворение еще раз, и определим, какие же изменения происходят с приходом весны

(один из учеников читает стихотворение, остальные слушают и выполняют задание учителя).

– Так какие изменения Вы заметили?

/Тает снег, появляются проталины.

Реки и речушки освобождаются ото льда, бегут, пробивая себе дорогу.

Из оттаявшей почвы показались первые подснежники.

Небо становится выше, и его голубизна отражается теперь в воде.

Прилетают первые птицы, да и зимующие начинают суетится и вить гнезда /

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.

6. Зрительная физминутка

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

– Ребята, попробуйте прочитать глазками то, что я хочу Вам показать.

– Тогда поиграем в игру, которая называется «Молчанка». Я указкой покажу вам надпись, а вы, следя только глазками, прочитаете ее, а потом сообщите всему классу. Правда, интересно!

(учитель лазерной указкой ведёт по стенду «Алфавит» от буквы к букве, акцентируя внимание детей на каждой букве. А ученики следят за указкой и прочитывают фразу «Весенние воды»).

7. Языковой анализ текста

Цель: сформировать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их называть.

– А теперь, ребята, обсудим, почему Тютчев выбрал то или иное выражение или сочетание слов.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

– Скажите, а как вы понимаете «сонный брег»?

/Почва еще мерзлая, не оттаяла/

   Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
     Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

– Как вы понимаете выражение «гласят»?

/Кричат, голосят, ликуют, …/

– Как вы понимаете выражение «гонцы»?

/Посланцы, первые, принесшие радостную весть/

Весна идет, весна идет,
           И тихих, теплых майских дней
     Румяный, светлый хоровод
   Толпится весело за ней!..»

– Почему «хоровод»?

/Череда дней, идущих друг за другом/

– Почему «толпится»?

/Спешат друг за другом, стараясь не опоздать, придти вовремя/

– Давайте подведем итог.

– Какой же представилась нам весна?

/1. Молодой, румяной, свежей.

2. Бойко вступившей в свои права.

3. Несмотря ни на какие препятствия, готовая управлять природой.

4. Смелой, столько у нее помощников, хоть отбавляй./

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.

8. Знакомство с романсом на стихи Ф.И. Тютчева

Цель: услышать музыкальное произведение на стихи Ф.И. Тютчева в исполнении детского хора.

9.Итог урока

Цель: оценить свою работу на уроке

– Опираясь на вопросы, постарайтесь оценить свою работу на уроке.

10. Рефлексия деятельности.

Цель: выявить насколько успешно реализовались задачи обучения, а также обобщить полученные знания на уроке.

        

– Что важного было сегодня на уроке?

/Мы столько нового узнали о весне/

– С каким настроением вы уходите с урока?

– Давайте украсим нашу картину весны. Если урок удался, вы чувствовали себя успешным и нужным на уроке, вы украсите картину – подснежниками. Если урок прошел интересно, но Вы по какой-то причине были не очень успешны – проталинами. Ну а если урок неинтересен, скушен, а Вы ничему не научились – облаками.

/Урок цели достиг. Был интересным, познавательным и очень важным//


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 2 класс Фёдор Иванович Тютчев «Весенние воды» Забурдаева Галина Владимировна, заместитель директора по УВР/ учитель начальных классов

Слайд 4

Снег сходит

Слайд 5

Вода освобождается ото льда

Слайд 6

Солнце светит ярче, небо голубеет

Слайд 7

Вода такая прозрачная, что небо отражается в ней

Слайд 8

Из-под снега пробиваются первоцветы

Слайд 9

Пробуждаются подснежники

Слайд 10

Появляются проталины, пробиваются пРОЛЕСКИ

Слайд 12

Весна в живописи художников

Слайд 13

Левитан. Март

Слайд 14

Саврасов. Грачи прилетели

Слайд 15

Левитан. Весна. Большая вода

Слайд 17

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...