Конспект урока по литературному чтению "И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…", УМК "Перспектива", 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Михайленко Яна Викторовна

Предметные:

  • формировать представление об основной идее произведения;
  • уметь: задавать вопросы по содержанию текста.

     Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 23.04.2020

Школа: МБОУ "Беловская сош"

Класс: 4

Кабинет:

                                ФИО учителя: Черных Н.Н.

                                 ФИ студента: Михайленко Яна

                                      ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…»

      Цели деятельности учителя: знакомство с новым литературным произведением "Гаснет вечер, даль синеет…".

      Предметные:

  • формировать представление об основной идее произведения;
  • уметь: задавать вопросы по содержанию текста.

     Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

      Тип урока: урок открытия нового знания.

      Оборудование: презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал, учебник по литературному чтению 4 класс 2 часть УМК "Перспектива"

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1 мин

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

-Покажите, как вы съеживаетесь, когда вам холодно. Покажите, как вы забиваете гвоздь. Покажите, как вы радуетесь, когда получаете пятерку.

-Я надеюсь, что с такой же улыбкой на лице пройдет наш урок литературного чтения.

-Хорошо. Можем начинать наш урок.

Здороваются

Садятся на места

Настраиваются на урок

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: работа у доски

Словесный: учебный диалог

5-7 мин

-Отгадайте загадку

Зимой бело,
Весной черно,
летом зелено,
осенью стрижено.

-Правильно. А частью чего является поле?

-Скажите, с биографией какого автора я просила вас познакомиться дома?

-Давайте проверим, как вы подготовились дома. Прошу к доске, пересказать биографию.

Обобщение

Он прожил 83 года. Родился в 1870-м году и происходил из старинного дворянского рода. Детство он провёл в дворянской усадьбе на хуторе Бутырки, неподалёку от города Ельца. Именно здесь пробудилась поэзия в душе Бунина, ведь летом вокруг небогатой, запущенной усадьбы расстилалось море зелени – хлеба, травы, цветы … Зимой хутор тонул в снегах. И всё было пропитано духом Пушкина, так как мать Бунина постоянно читала детям стихи великого поэта «певуче и медленно на старомодный лад».

Отец говорил маленькому Ивану, что жить надо поближе к природе, любить родные поля, солнце, небо.

Счастье – по Бунину – это полное слияние с природой. Тогда ты свободен.

Себя он относил к числу счастливых, так как вместе с крестьянскими ребятишками из ближайшей деревни он бывал в ночном (дети уже знают что это), разглядывая ночное небо, слушая звуки ночи, вдыхая аромат трав…

-О чем писал стихотворения Иван Бунин?

-Свяжите этого автора с загадкой, которая была  начале урока?

Это поле

Частью природы

С биографией Ивана Алексеевича Бунина

Несколько человек выступают у доски

О природе

Его стихотворение посвящено полю

Р: формировать умение выполнять учебное задание; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Наглядный: работа с экраном

4 мин

 -Верно. Откройте учебник на странице 123 и скажите, какая будет тема урока.

-Какие цели перед сбой поставим?

И.А.Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет…»

-познакомиться с новым произведением Бунина «Гаснет вечер, даль синеет…»

-научиться задавать вопросы по содержанию

 Р: ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с учебником

Словесный: учебный диалог

 15 мин

-итак, давайте откроем учебники на странице 122. Сейчас я включу видео- фрагмент с прочтением этого стихотворения, а вы внимательно следите за текстом.

-Какие картины вы представили, когда диктор читал стихотворение?

-Какие краски, запахи представляли?

-Какие чувства пробуждает у вас это стихотворение?

- Стихотворение не имеет названия. Как бы вы его назвали? Почему?

- Подтвердите словами текста, что это «летний вечер» 

- Почему поэт делит стихотворение на две строфы?

- Прочитайте первые 4 строки и вслушайтесь в звучание этих строк.

-Какой звук повторяется чаще всего?

- Есть ли в этих строках метафоры? Назовите их.

-Прочитайте следующие 6 строк. Что вы заметили?

-Я вижу, что вы устали, давайте немного отдохнем

Видеофрагмент

Слушают стихотворение

Высказывают свое мнение

Любовь к природе, родному краю

Высказывают свое мнение

«… зацветает белая гречиха», «…Тёплый ветер веет…»

Наступление вечера и наступление ночи

Звук с. Когда его произносишь, представляешь как колоски на поле («ниве») шевелятся под дуновением лёгкого ветерка

Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко 
садится,
Степь да степь кругом – и всюду
Нива колосится!

После каждой фразы стоит знак многоточия. Автор, как бы, чувствует запах мёда и замирает, слышит звон колоколов перед вечерней службой в церкви и останавливается, прислушивается, а из рощи доносится кукование кукушки и, быть может, он считает сколько раз она прокукует.

К: участвовать в обсуждениях

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тестовой форме

К: участвовать в обсуждениях

Р: выполнять действия в устной и письменной форме.

V. Первичное закрепление

Практический: работа с учебником

Словесный: учебный диалог

7мин

 -Я предлагаю вам прочитать это стихотворение по цепочке

-Не забывайте показывать интонацией настроение стихотворения.

- Какое чувство охватило автора, когда он писал эти строки?

- Каким средством Бунин передаёт это чувство в произведении?

- Что должны мы передать при чтении 2 строфы?

Одинаково ли будем читать обе строфы?

Обратите внимание: Какое средство выразительности объединяет строфы?

Для чего автор его использует?

 Читают стихотворение по цепочке

Чувство счастья

Восклицанием

Покой вечера

Повтор

Автор подчёркивает основную мысль произведения: «Счастливы те, кто, когда гаснет вечер в степи, сливаются с природой»

К: участвовать в обсуждениях, работая в группе; стремиться договариваться, приходить к общему решению

Р: выполнять действия в устной и письменной форме.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с учебником

 

5-6 мин

 -Итак, вы сейчас еще раз самостоятельно, про себя прочитаете стихотворение и подготовитесь к выразительному чтению. У вас 3 минуты.

-Итак, давайте проверим, как вы подготовились к выразительному чтению.

-Кто хочет прочитать?

Читают стихотворение самостоятельно

Несколько человек читают вслух

П: ориентироваться в своей системе знаний

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с раздаточным материалом, работа в группах

5 мин

-Сейчас я предлагаю вам выполнить интересное задание в группах.

-Я раздала листочки, на которых вы, посовещавшись в группе, должны написать вопросы по тексту другой группе. Потом каждая группа задаст свои вопросы, а остальные ребята ответят на них. Можете приступать, у вас 3 минуты.

-Давайте проверим. 1 группа читает 1 вопрос, все остальные отвечают на него.

-Теперь вторая группа задает свой вопрос, остальные отвечают и т.д.

Работают в группах

Составляют вопросы к тексту

Задают друг другу вопросы

П: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

 III. Рефлексия деятельности  

Словесный: учебный диалог

3 мин

-Наш урок подошел к концу, вы большие молодцы, мы сделали большую работу.

-Скажите, как звучала тема нашего урока?

-Какие цели перед собой ставили?

-Достигли поставленных целей?

-Вы работали в группах. Выберите одного представителя, который поставит отметки за урок.

-Какие отметки вы поставили?

-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этой работой. Спасибо за урок.

И.А.Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет…»

-познакомиться с новым произведением Бунина «Гаснет вечер, даль синеет…»

-научиться задавать вопросы по содержанию

Да

Оценивают свою деятельность и деят-ть одноклассников

Л: ориентация на понимание предложений и оценок учителем; понимания причин успеха в учёбе

Р: научиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс

конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по литературному чтению "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс Школа России ФГОС. Показана групповая работа и работа в парах. Итогом является тест по раздел...

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс.

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин.   Ребята и утята.   2 класс....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению "И.С. Никитин «Вечер ясен и тих…", УМК "Перспектива", 4 класс

    Предметные:формировать представление об основной идее произведения;уметь: находить в тексте художественные средства языка.     Личностные:принимать и осваивать...