Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Прыжок"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Подробная технологическая карта урока литературного чтения поможет учителю провести урок живо, ярко, интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.docx | 16.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок»
Цель урока: Научить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения.
Задачи урока: Продолжать знакомство с биографией и творчеством Л.Н. Толстого. Научить через ключевые слова постигать суть произведения, понимать его идею; обучать умению находить ключевые слова. Развивать навыки выразительного чтения; воображение, творческое мышление, память, связную речь учащихся. Воспитывать смелость, формировать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызывать сопереживания детей к героям рассказа.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы урока. - На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя Л.Н. Толстого.
- Что вы помните из биографии писателя? (Ответы детей).
3. Дополнительные сведения учителя о писателе.
-Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Как вы уже знаете, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду. Родился в имении Ясная поляна, где прожил почти всю свою жизнь. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- писал Л.Н. Толстой. В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери московского доктора Софье Андреевне Берс. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Софья Андреевна оказалась не только верным и преданным другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте. Он написал для детей "Азбуку" и "Новую азбуку», для которых сочинил оригинальные рассказы, сказки и басни. Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом. Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги. «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней»,- писал Л. Н. Толстой. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Л. Н. Толстой всю свою жизнь посвятил литературе. Он работал для детей и с детьми. Написал для них много книг. Один из рассказов авторы учебника поместили в нашем учебнике литературного чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.
4. Работа по теме урока.
В качестве подготовки к первичному восприятию текста предлагается рассматривание иллюстрации, на которой изображено парусное судно. Нужно обратить внимание детей на конструкцию и размер мачты для того, чтобы уже при первом чтении ими был воспринят весь трагизм создавшейся ситуации, когда мальчик мог сорваться с огромной высоты.
- Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома. На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была маленькой, поэтому плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н. Толстой.
5. Первичное чтение и восприятие текста.
Текст читает учитель.
- Произведение какого жанра я прочитала?
- Как называется рассказ?
Кто автор?
- Назовите главных героев.
- Где происходит событие?
6. Чтение произведения учениками и его анализ.
- Как появилась обезьяна на корабле?
- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?
Вспомогательные вопросы. Какое настроение было у собравшихся на палубе? Почему? - Прочитайте слова, как вела себя обезьянка? - Почему она так себя вела? Найдите, зачитайте . Что значит, ещё больше расходилась? - Подчеркните слова передающие поведение обезьяны, отношение людей к её поступкам и настроение мальчика. – Что вас насторожило? - Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? Называет ли он его имя? - Почему эти сведения важны для автора, а, например не имя героя, которое мы так и не узнали?
- Прочитать выразительно 3 абзац и голосом передать поведение обезьяны, матросов и мальчика. - Какие чувства испытываете вы –читатели? Вам хочется смеяться?
- Почему же мальчик полез за обезьяной? Ключевой вопрос: связано ли поведение мальчика с поведением матросов? - Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? Зачитать. - От чего мальчик опомнился?
-Зачем капитан вышел из каюты? - Зачитать, какие слова передают мгновенное изменение в намерениях капитана и мгновенно принятое решение? - Что заставило мальчика прыгнуть?
-Что можно сказать о капитане? - Как вы думаете, почему капитан заплакал? - Когда вы переживали за мальчика? - Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли её назвать главным героем рассказа?
- Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?
- Каким предстает мальчик в этом рассказе?
- Выберите для его характеристики те слова, которые считаете главными, объясните свой выбор (слова на доске)
∙ смелость
∙ желание испытать себя
∙ мальчишеский задор
∙ стремление отстоять свое достоинство
∙ упрямство
∙ желание покрасоваться
∙ Глупость
∙ желание доказать, что он сын капитана
7. Словарная работа.
Задор – горячность, азарт
Аршин – мера длины.
Два аршина – около полутора метров.
Задней рукой – у обезьян четыре руки.
Пушечное ядро – старинный орудийный снаряд в виде
Каюта - отдельное помещение на судне.
- Обратите внимание на подзаголовок «быль».
- Как вы его понимаете? (Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии).
8. Итог урока. Рефлексия.
- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …
- Мне захотелось…
- Я задумался…
- Я понял (а)…
- Я почувствовал (а)…
- Я бы поставил (а)…
9. Домашнее задание: пересказ основных событий рассказа от лица главногогероя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....