Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Прыжок"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Подробная технологическая карта урока литературного чтения поможет учителю провести урок живо, ярко, интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок»

 Цель урока: Научить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения.

Задачи урока: Продолжать знакомство с биографией и творчеством Л.Н. Толстого. Научить через ключевые слова постигать суть произведения, понимать его идею; обучать умению находить ключевые слова. Развивать навыки выразительного чтения; воображение, творческое мышление, память, связную речь учащихся. Воспитывать смелость, формировать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызывать сопереживания детей к героям рассказа.

 Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы урока. - На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя Л.Н. Толстого.

 - Что вы помните из биографии писателя? (Ответы детей).

 3. Дополнительные сведения учителя о писателе. 

-Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Как вы уже знаете, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду. Родился в имении Ясная поляна, где прожил почти всю свою жизнь. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- писал Л.Н. Толстой. В сентябре 1862 года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери московского доктора Софье Андреевне Берс. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Софья Андреевна оказалась не только верным и преданным другом, но и незаменимой помощницей во всех делах. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые записи. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте. Он написал для детей "Азбуку" и "Новую азбуку», для которых сочинил оригинальные рассказы, сказки и басни. Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом. Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги. «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней»,- писал Л. Н. Толстой. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Л. Н. Толстой всю свою жизнь посвятил литературе. Он работал для детей и с детьми. Написал для них много книг. Один из рассказов авторы учебника поместили в нашем учебнике литературного чтения. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами.

4. Работа по теме урока.

 В качестве подготовки к первичному восприятию текста предлагается рассматривание иллюстрации, на которой изображено парусное судно. Нужно обратить внимание детей на конструкцию и размер мачты для того, чтобы уже при первом чтении ими был воспринят весь трагизм создавшейся ситуации, когда мальчик мог сорваться с огромной высоты.

- Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома. На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была маленькой, поэтому плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н. Толстой.

5. Первичное чтение и восприятие текста.

Текст читает учитель.

 - Произведение какого жанра я прочитала?

- Как называется рассказ?

 Кто автор?

- Назовите главных героев.

- Где происходит событие?

 6. Чтение произведения учениками и его анализ.

- Как появилась обезьяна на корабле?

- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?

Вспомогательные вопросы. Какое настроение было у собравшихся на палубе? Почему? - Прочитайте слова, как вела себя обезьянка? - Почему она так себя вела? Найдите, зачитайте . Что значит, ещё больше расходилась? - Подчеркните слова передающие поведение обезьяны, отношение людей к её поступкам и настроение мальчика. – Что вас насторожило? - Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? Называет ли он его имя? - Почему эти сведения важны для автора, а, например не имя героя, которое мы так и не узнали?

- Прочитать выразительно 3 абзац и голосом передать поведение обезьяны, матросов и мальчика. - Какие чувства испытываете вы –читатели? Вам хочется смеяться?

- Почему же мальчик полез за обезьяной? Ключевой вопрос: связано ли поведение мальчика с поведением матросов? - Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? Зачитать. - От чего мальчик опомнился?

 -Зачем капитан вышел из каюты? - Зачитать, какие слова передают мгновенное изменение в намерениях капитана и мгновенно принятое решение? - Что заставило мальчика прыгнуть?

-Что можно сказать о капитане? - Как вы думаете, почему капитан заплакал? - Когда вы переживали за мальчика? - Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли её назвать главным героем рассказа?

 - Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?

- Каким предстает мальчик в этом рассказе? 

- Выберите для его характеристики те слова, которые считаете главными, объясните свой выбор (слова на доске)

  смелость

 желание испытать себя

 мальчишеский задор

  стремление отстоять свое достоинство

  упрямство

 желание покрасоваться

  Глупость

 желание доказать, что он сын капитана

7. Словарная работа.

Задор – горячность, азарт

 Аршин – мера длины.

Два аршина – около полутора метров.

Задней рукой – у обезьян четыре руки.

Пушечное ядро – старинный орудийный снаряд в виде

Каюта - отдельное помещение на судне.

- Обратите внимание на подзаголовок «быль».

 - Как вы его понимаете? (Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии).

8. Итог урока. Рефлексия.

- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со следующих слов …

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

 - Я бы поставил (а)…

9. Домашнее задание: пересказ основных событий рассказа от лица главногогероя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...