И.Пивоварова "Вежливый ослик"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Буркот Татьяна Николаевна

Урок литературного чтения в 1 классе. И. Пивоваровой "Вежливый ослик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Вежливый ослик212 КБ

Предварительный просмотр:

И. ПИВОВАРОВА «ВЕЖЛИВЫЙ ОСЛИК»

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития речевых умений; воспитывать вежливость и внимательное отношение к окружающим.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные:умение находить и объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием; совершенствование выразительного и осознанного чтения; умение придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям.

Личностные:умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к другим людям.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные:умение совершенствовать навыки читательской самостоятельности анализировать средства выразительности, определять жанр и тему произведения, сравнивать искусство слова с другими видами искусства.

Регулятивные:умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, различать способ и результат действия, самостоятельно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: умение сопоставлять и описывать характер и поступки героев литературных произведений, используя соответствующую лексику; умение участвовать в диалоге, аргументировать свою позицию и выслушивать мнение партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: стихотворение А. Барто «Любочка»; рисунки учащихся; ребусы; иллюстрации к произведениям А. Барто.

 Урок

I. Актуализация знаний.

Конкурс рисунков на тему «Моя любимая игрушка».

– Прочтите ребус.

(Игрушка.)

– Какие правила надо выполнять в игре с друзьями?

– Можно ли проявлять упрямство в игре?

II. Постановка цели урока.

– Какого человека можно назвать вежливым?

– Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о вежливости.

Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся,

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернётся.

Припев:         И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака

И кузнечик запиликает на скрипке…

С голубого ручейка

Начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки!

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик,

Сонный лес простится с тишиной

И захлопает в зелёные ладоши.

Припев.

От улыбки станет всем теплей –

И слону, и даже маленькой улитке…

Так пускай повсюду на Земле,

Будто лампочки, включаются улыбки!

Припев.

– Какой же силой обладает улыбка?

III. Изучение нового материала.

1. Эвристическая беседа.

– Что значит быть вежливым?

– Какие правила вежливости вы знаете и должны выполнять?

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях.

– Какие «вежливые» слова вы знаете?

«Вежливые» слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и др.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть «вежливыми».

Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.

Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.

Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

Если к тебе обратился взрослый человек, который стоит, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.

Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чём-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.

2. Знакомство со стихотворением А. Барто «Любочка».

На доске иллюстрация с стихотворениям А. Барто.

– Рассмотрите иллюстрации. Вспомните и расскажите стихотворения, к которым выполнены эти рисунки.

– Кто автор этих произведений? (А. Барто.)

– Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением А. Барто.

– Послушайте его:

ЛЮБОЧКА

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе,

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

– У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае –

Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперёд.

Говорит она, толкаясь:

– Фу! Какая теснота! –

Говорит она старушке.

– Ну садись! – вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей её красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

– Можно ли Любочку назвать вежливой? Почему?

– О каких правилах вежливого отношения к окружающим говорит А. Барто?

– Какие ещё правила вежливости вы знаете?

3. Речевая минутка.

– Прочтите скороговорку:

Дружно в оркестре

Играли дети:

Карл играл

На чёрном кларнете,

Кирилл – на валторне,

На арфе – Алла,

А на рояле Лара играла.

4. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик».

– Как называется стихотворение?

– Кто его автор?

– Как вы думаете, о ком это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

веж-ли-вый – вежливый

вос-пи-тан-ный – воспитанный

кла-нял-ся – кланялся

от-хо-дил – отходил

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение вслух.

5. Анализ стихотворения.

– Объясните название произведения.

– Можно ли назвать героя стихотворения вежливым? Почему?

– Какой совет дает автор?

– Почему автор советует нам не брать пример с такого «вежливого» ослика?

– Прочтите строки, в которых ослик описывается вежливым и приветливым.

– Прочтите строки, где ослик изображён злым, невежливым.

– С какой интонацией надо прочесть эти строки?

– Как можно назвать поведение ослика?

– Что такое лицемерие?

Лицемерие – поведение того, кто скрывает свои недостойные чувства, намерения, убеждения за хорошими словами.

– Прочтите слова:

добрый, злой, воспитанный, дерзкий, грубый, ласковый, лицемерный, честный, обманщик.

Какие из них можно использовать в характеристике героя этого произведения?

– Прочтите совет автора. С какой интонацией надо читать эти строки?

– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.

Физкультминутка

Эй, ребята, что вы спите!

На зарядку становитесь!

Справа – друг и слева – друг!

Вместе все – весёлый круг!

Под весёлые напевы

Повернёмся вправо-влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо-влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу

Правую дай другу руку,

Повернись налево к другу.

Левую дай другу руку,

Шаг назад и два вперёд!

Вправо-влево поворот!

IV. Продолжение изучения нового материала.

Игры Деда Буквоеда.

Игра «Плетёнка».

– В этих буквенных головоломках слова переплетаются, как волокна в рогожке, как береста в корзинке-туеске. Вот потому они и названы плетёнками.

В этой головоломке на каждой полоске открыты гласные, а закрыты согласные.

– Сколько слов вы прочитали?

V. Итог урока.

– С какими произведениями мы сегодня познакомились?

– Какие правила вежливости мы повторили?

– Одобряют ли авторы поведение героев стихотворений «Вежливый ослик» и «Вот так защитник!».

– Чему учат нас эти произведения?

Внеурочная деятельность: выразительное чтение произведений.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Агния Львовна Барто (1906–1981) жила в то же время, что и К. И. Чуковский, написавший стихи про Бармалея, Крокодила, Тараканище.

Вообще-то А. Барто собиралась стать балериной, даже училась в хореографическом училище, но желание писать детские книги оказалось сильнее. Первая книжка молодого автора вышла в свет в 1925 году; тогда ей было 19 лет. Пожалуй, не было ещё на свете бабушек и дедушек нынешних читателей этой книги, а стихи о том, как «уронили мишку на пол», «идёт бычок, качается» уже были …

Однажды какой-то мальчик, позвонив Агнии Львовне по телефону, сказал с обидой:

– Зачем вы про меня написали? Это всё неправда!

– Почему ты решил, что это про тебя?

– Так в классе все говорят.

– А сколько тебе лет?

– Десять.

– А я эти стихи писала 15 лет назад, когда тебя и на свете не было …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сила любви и мечты."( По рассказу А.Куприна "Слон"и стихотворению М.Карема"Ослик")

1.     Организационный момент.  Мотивация к учебной деятельности.Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я...

Шаблон (фон) презентации "На день рождения к Ослику"

Данный шаблон можно использовать для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям по любым предметам....

Презентация к сказке "Как ослик счастье искал"

Презентация к сказке, с предворительной работой звуко-буквенного анализа...

Сказка "Ослик и ёжик"

В роли героев выступают животные.Цель: воспитывать умение дружить,помогать друг другу в трудных ситуациях и слушаться родителей....

И.Тургенев «Воробей», М.Карем «Ослик»

Тема урока: И.Тургенев «Воробей», М.Карем «Ослик»Цель урока: Развитие умений анализировать текст, различать позиции автора и героя произведения.Задачи урока:Образовательная: Ра...