Конспект урока литературного чтения "Английские песенки"(1 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Киселёва Юлия Дмитриевна

Конспект урока литературное чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект "Английские песенки"105 КБ

Предварительный просмотр:

Дата урока: 15.04.2020

                ФИО учителя: Баландина С.А.

Школа: МАОУ «Образовательный центр №1»

                ФИО руководителя практики: Кошкарова Л.С

Класс: 1

                ФИО студента: Киселёва Ю.Д.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Английские народные песенки. Потешки. Небылицы.

Цели деятельности учителя:  развитие умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирование читательского интереса к устному народному творчеству.

Планируемые результаты:

        Предметные:

  • знать: содержание произведений;
  • уметь: слушать и читать произведения, объяснять смысл названия произведений, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

        Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие нового знания»

Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.  В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. – 80 с., презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1-2 мин

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

Настраиваются на работу.

Л: самоопределение к деятельности

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Словесный:

учебный диалог

4-5 мин

- Какая тема прошлого урока?

- Какое было домашнее задание?

- Давайте посмотрим и послушаем, что же вы сочинили.

Конкурс на лучшую загадку (из прошлой темы)

- Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием, но на месте мы не стоим и нужно идти дальше.

- Загадки, русские народные песенки.

- Придумать загадки к словам.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П:  анализ

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

4-5 мин

Видеофрагмент из английской песенки «Рифмы Матушки Гусыни», «Дом, который построил Джек»

Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока: «Английские народные песенки. Потешки. Небылицы»

- Какие цели вы поставите перед собой?

Цели: 1) познакомиться с английскими народными песенками; 2) научиться читать выразительно, выделяя рифмующиеся слова.

Затрудняются ответить.

Формулируют тему и цели урока.

П: подведение под понятие

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

7-8 мин

  1. Установи соответствия.

Ответ:

Загадка, пословица, поговорка, песенка – это жанры фольклора.

Фольклор – это устное народное творчество.

- Давайте разберем каждое слово.

  1. Одним из жанров устного народного творчества является небылица. Она складывается путём перемены соседних слов местами, перемены слов в строчках, замены, отклонений от норм.

Прочитай небылицу Михаила Пляцковского.

Есть сладкое слово — ракета, 
Есть быстрое слово — конфета. 
Есть кислое слово — вагон, 
Есть слово с окошком — лимон.
Есть слово колючее — дождик, 
Есть слово промокшее — ежик. 
Есть слово упрямое — ель, 
Есть слово зеленое — цель. 
Есть книжное слово — синица, 
Есть слово лесное — страница. 
Есть слово веселое — снег, 
Есть слово пушистое — смех.
Стоп! Стоп! Извините, ребята. 
Машинка моя виновата. 
Ошибка в стихах не пустяк, 
Надо печатать вот так…

- О каких чудесах вы прочли? Что вам показалось странным?

- Переставьте в этих небылицах все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Что получилось?
Есть сладкое слово — конфета,
Есть быстрое слово — ракета. 
Есть кислое слово — лимон, 
Есть слово с окошком — вагон.

Есть слово колючее — ежик, 
Есть слово промокшее — дождик. 
Есть слово упрямое — цель, 
Есть слово зеленое — ель. 
Есть книжное слово — страница, 
Есть слово лесное — синица. 
Есть слово веселое — смех, 
Есть слово пушистое — снег.
- Для сохранения и передачи наследия устного народного творчества каждый народ создаёт неповторимые формы фольклора

 Устанавливают соответствия в группах

«Устное» - передавалось «из уст в уста», не записывалось.

«Народное» - создано народом.

«Творчество» - создание новых по замыслу произведений.

Читают небылицу М. Пляцковского.

- Все слова перепутаны, неправильный смысл.

П: поиск и выделение необходимой информации

К: учет разных мнений

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: осознание познавательной задачи

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: анализ сказки.

4-5 мин

- На уроке вы познакомитесь с английскими песенками из знаменитой книги «Рифмы Матушки Гусыни». «Матушка Гусыня» - это воображаемый автор детских стихов и песен, первый сборник которых был выпущен в Лондоне не позднее 1780 года. Никому из англичан не надо пояснять, кто такие Robin-the-Bobbin, Шалтай-Болтай, три Мудреца, Человек - Скрюченные Ножки. Эти герои знакомы с детства всем.

- В Англии считают, что Матушка-Гусыня была симпатичной женщиной, продававшей цветы на улицах Оксфорда, распевавшей между делом смешные песенки. Вот почему в эти стишках корова взлетает выше облака, люди живут в башмаках, а плавают в дырявом тазике.

- В нашей стране английские детские песенки стали известны прежде всего благодаря переводам С.Я.Маршака и К.И.Чуковского.

Прочитай некоторые из них.

– Когда автор встретил двух свинок?  
– Зачитайте строчки, в которых говорится, как выглядели свинки.
– Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни?
– Какое настроение передает это стихотворение: веселое или грустное?
– Что необычного в этом стихотворении?
– Прочтите слова, которые рифмуются:


– Прочтите, из чего сделаны стены дворца.
– Из чего сделана крыша?
– Из чего сложили печь?

– О каких чудесах вы прочитали?
- Что же такое небылица?

НЕБЫЛИЦА – малый жанр детского фольклора, рассказывающий необычную, выдуманную, «перевёрнутую» историю. Небольшое по объёму произведение, часто смешная, комичная песенка. Весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение.

Слушают учителя, анализируют информацию.

- В половине шестого

- Без шляп и ботинок

- Нет, это вымысел

- Весёлое

-Маленький человечек и маленький дворец из сладостей

- мал-заказал, дворец-леденец, печь-стеречь, готов-котов

- Из торта

- Из леденца

- Из пастилы

Формулируют понятие «небылица».

Р: выполнение пробного учебного действия

К: согласованно выполнять совместную деятельность.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практ: чтение

4-5 мин

- Прочтите самостоятельно отрывок из стихотворения «Дом, который построил Джек».

Самостоятельное чтение.

Р: выполнение пробного учебного действия

К: согласованно выполнять совместную деятельность. 

VII. Включение в систему знаний

Практический: чтение по цепочке.

7-8 мин

– Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?
–Если нет, то сравните первые две строки со всеми последующими.
–Как построено стихотворение?
– Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?

Заглавие – это главная мысль, как фундамент в доме.
– Сравните выражения: построить дом; построить стихотворение.
Назовите малые жанры фольклора.

Фольклор – энциклопедия народной жизни.

  1. В произведениях устного народного творчества отразилась вера народа в лучшее, в силу добра и справедливости.
  2. Автором произведений фольклора является народ.
  3. В устном народном творчестве – мудрость народная.
  4. Многие сюжеты и мотивы фольклора легли в основу литературных сочинений известных писателей и поэтов.

- Итак,  я предлагаю закрепить пройденное. Работать вы будете в группах, по карточкам.

Разбор типового тренировочного задания

Задание: заполни таблицу.

Жанры детского фольклора

Авторские жанры литературы

  • скороговорка
  • небылица
  • басня
  • пестушка
  • поэма
  • пословица
  • потешка
  • загадка
  • поговорка
  • колыбельная песня
  • повесть
  • считалка
  • роман
  • рассказ
  • очерк

Отвечают на вопросы учителя.

- Потому что это главная мысль произведения.

Работа в группах, по карточкам

Ответ:

Жанры детского фольклора

Авторские жанры литературы

небылица

пестушка

пословица

скороговорка

потешка

загадка

поговорка

колыбельная песня

считалка

басня

поэма

повесть

роман

рассказ

очерк

К: согласованно выполнять совместную деятельность.

VIII. Рефлексия по продукту деятельности

Словесный: учебный диалог

2-3 мин

- Давайте подведём итог урока.

- Что нового вы узнали?:

- Чему вы научились:

- Какая из песенок вам понравилась больше всего?

- Почему?

- Расскажите ли вы какую-нибудь песенку дома младшим братьям и сестрам?

- Оцените свою работу на уроке по лесенке успеха.

- Молодцы, вы отлично справились с заданием!

Отвечают на вопросы и анализируют работу на уроке.

- Некоторые английские песенки-небылицы.

- читать выразительно, выделяя рифмующиеся слова. Находить нужную информацию в тексте.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России"

предлагаю конспект урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Школа России" по теме" Стихи А.С.Пушкина".Вурок включаю  речевые разминки, рабрту по толковым словарям, работу  в парах....

конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России".постаралась выстроить методически правильно, использовала работу  со словарем, работа в парах, самооценка....

конспект урока литературного чтения в 4 классе.УМК "Школа России"

Предлагаю разработку урока по литературному чтению, постараласть показать, как надо учить ребят работать с текстом, делать выводы, оценивать и анализировать....

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема: А. Плещеев «Сельская песенка»

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе.Программа школа России, авторы учебника: Климанова, Горецкий, Виноградская. Тема: А. Плещеев «Сельская песенка»...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»...