Кимы. Литературное чтение . 4 класс. Школа России..
методическая разработка по чтению (4 класс)

Пасхина Любовь Анатольевна

Кимы. Литературное чтение . 4 класс. Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа за I полугодие

Вариант 1

Прочитай текс, ответь на вопросы, выполни задания.

Джек-поводырь

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших черных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей известной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверено вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал. Пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно… «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

- Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своими поводырём бывший лётчик.

(Г. Юрмин)

Вопросы и задания:

  1. Определите жанр произведения.
  1. Рассказ
  2. Басня
  3. Сказка
  4. Стихотворение
  1. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека
  1.   Он отличался от всех внешним видом
  2. Он всегда гулял с собакой
  3. он гулял в одном и том же месте
  1. По какой причине ослеп летчик? Выпиши ответ из текста.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Как ты понимаешь значение слова поводырь?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Кто стал верным другом бывшего лётчика?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Как ты понимаешь выражение Джек теперь мне взамен глаз?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Подбери синоним к слову выбоина.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?
  1. Лаял на молодого человека
  2. Тыкался носом в колени пассажира помоложе
  3. Начинал рычать на пассажира
  1. Восстанови последовательность событий рассказа.
  1. Вместо палочки он держал за поводок собаку.
  2. Джек ведёт к автобусу.
  3. Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.
  4. Он лишился одной руки и обоих глаз.
  5. Бывший лётчик доволен другом
  1. Определите главную мысль теста.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант 2

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Кукушка

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички»

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится.  Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

 - Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! – закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

 - Мама, мы тебе водички принесли.

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох слетелся.

Вопросы и задания:

  1. Определите жанр произведения.
  1. Рассказ
  2. Басня
  3.  Народная сказка
  4. Стихотворение
  1. Сколько детей было у матери?
  1. Трое
  2. Двое
  3. Четверо
  4. Напиши свой варианта ответа ------------------------------------
  1. Почему заболела мать?
  1. Простыла
  2. Заразилась
  3. от тяжёлой жизни
  4. запиши свой варианта ответа-------------------------------------
  1. О чём просила мать своих детей?  (Выпиши ответ из текста.)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Подбери синоним к слову чум.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. В какую птицу превратилась мать?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Как ты думаешь, какой народ сочинил это произведение?
  1. Русские
  2. Азербайджанцы
  3. Ненцы
  4. Запиши свой вариант ответа-----------------------------------------------------------------------------------
  1. Где происходили события?
  1. В  степи
  2. В лесу
  3. В пустыне
  4. В тундре
  1. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

Превращение в птицу.

Навсегда бросила детей мать-кукушка.

Мать просит пить.

Не слушались дети матери.

Тяжело заболела мать.

Мать улетает.

Дети просят вернуться.

  1. Определите главную мысль текста.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Контрольная работа  за II полугодие

Вариант 1

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Манька

В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в тёплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зёрнышек подсолнуха, тыквенных  семечек, даже веточку алой рябины положил… Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юрские синицы, степные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни…И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать.  День проходит, и два… Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад,  что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замёрзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался…А тут вдруг морозы ударили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают среди ночи.

Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и … обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до веранды, - и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждёт, наверно, не подложит ли чего ещё сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостиницами»: - хорошо, с осени осталась связка.

Теперь белка каждое утро – хоть сверяй по часам – поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.

Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твёрдостью в голосе сказала:

 - Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и ожжет погибнуть…

Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.

(Н. Красильников)

Вопросы и задания:

  1. Определите тему текста.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Где рассказчик устроил кормушку? Постарайся точнее ответить на этот вопрос.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Почему закончилась дружба с Манькой?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Как ты понимаешь значение слов и выражений рукой подать, реагировать, смородинки глаз?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант 2

Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Подкидыш

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.

Но как это сделать?

Кто выведет его из яйца?

Кто вскормит?

Я знал неподалёку гнездо другой птички – пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки – чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те – розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ешё дней через двенадцать.

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

Гнездо пересмешки помещалось на берёзке так невысоко, что я мог достать его рукой.

Когда я подошёл к березке, пересмешка слетела с гнезда.

Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умояла не трогать её гнезда.

Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда наконец подлетела, не сразу уселась в него: видно было что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.

Но всё таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.

Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца? Когда утром на следующей день я подошёл к берёзке, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой  - хвост пересмешки.

Сидит!

Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними – голый слепенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке.

Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.

Прошло шесть дней. Я каждый день приходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она попевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца.

Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей в этом важном деле.

Н а седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду». Но нет – в гнезде лежала красивая каменка! Она спала и даже не тянула вверх голову, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.

Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел  её яички – высиживал её птенцов.

Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.

Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.

И как раз этому  времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов – и выкормила из на славу.

(В. Бианки)

Вопросы и задания:

  1. Определи жанр произведения.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. С какого события началась эта история?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Как ты понимаешь название рассказа?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Что испугало В. Бианки на седьмой день?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Что удивило тебя в этом произведении?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по литературному чтению УМК "Школа России" авторов Л. Ф Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литера...

Рабочая программа и КИМы для 3 класса "Школа России"

Рабочая программа и КИМы для 3 класса  "Школа России"...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Литературное чтение 1класс. Школа России.Тема "Чтение слов с буквой Фф

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию . Урок разработан по азбуке В Горецкого.....

Кимы. Математика . 4 класс. Школа России..

Кимы. Математика . 4 класс. Школа России.....

Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса по литературному чтению.УМК «Школа России»

Спецификация Контрольно-измерительных материалов для проведения итогового мониторинга качества образования по литературному чтению обучающихся 3класса...