Проектная деятельность
статья по чтению (1 класс)

Данная статья может быть полезна учителям начальных классов. Она ориентирована на работу с учащимися 1 класса. В тексте описывается методика подготовки и проведения проектной деятельности по теме "Азбука". Практическая работа позволяет детям более глубоко усвоить алфавит. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_1.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование проективных методик в условиях реализации ФГОС НОО»

Цель - раскрыть принцип проектной деятельности и применить этот метод в начальной школе

Задачи:

1.     Изучить литературу по данной теме.

2.     Обобщить особенности осуществления проекта в начальной школе.

3.     Применить и диагностировать собственный опыт в реализации метода проектов у учащихся начальных классов.

Формы и методы работы

Я составила для себя поэтапный план действий:

  1. Подготовительный - сбор, анализ, обобщение теоретического материала по теме.
  2. Основной - использование системы различных проектов, способствующих развитию обучения на уроках и во внеурочное время.
  3. Заключительный - подведение итогов, анализ проведённой работы.

Подготовительный этап

В изученной мной литературе говорится о том, что младший школьный возраст является самым ответственным, начальным этапом вхождения в проектную деятельность, который закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Включение учащихся начальных классов в проектную деятельность, учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует у них адекватную самооценку.

Проекты с первого класса? Да это очень трудно! Но и всё-таки возможно.

Работа над проектами способствует расширению кругозора учащихся, формированию умений работать с нужной информацией, реализовать поставленные перед собой творческие задачи.

Немного о том, что такое проектная деятельность и какие бывают проекты.

Проектная деятельность – это такая деятельность учащихся (она может быть коллективной или индивидуальной), результатом которой является определённый продукт: рисунки, поделки, книжки-самоделки, инсценировки, спектакли и т.п. 

Что такое проект. Дается тема, задание. Задание выполняется практически. Выдается продукт, который нужно защитить.

5 «П»

1.Проблема

2.Проектирование (план)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Представление проекта

Проектная деятельность в школе существует для того, чтобы научить детей самостоятельности в получении знаний.

После изученной литературы я начала постепенно вовлекать учащихся и их родителей в проектную деятельность.

Основной этап

Работая с детьми начальных классов, я стараюсь использовать проектный метод в своей практике. Проектную деятельность я применяю как в урочное время, так и во внеурочное время.

В своей практике я постаралась, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме.

В учебном процессе я использую такие типы проектов, как творческие, исследовательские и информационные.

Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тему проекта стараюсь сформулировать естественным для детей языком, чтобы вызвать их интерес. Иногда я использую рассказанную сказку, притчу или просто вступление в виде стихотворения. Ведь тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, так как участники проекта - младшие школьники. А если это проект во внеурочное время стараюсь сначала рассказать детям о предстоящей работе и зачем нам это пригодиться, а затем постепенно начинаю работать над проектом.

На этапе погружения в проект мы с учащимися вместе находим проблемное поле. Из поставленной проблемы проекта выделяем цель и задачи проекта. Задачи проекта - организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.

На следующем этапе я организую деятельность детей. Определяем цели и задачи. По необходимости - определяем роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.

 После того как спланирована работа, пора действовать. 

И это уже третий этап. Здесь я становилась «маленьким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как я их подготовила. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает момент, и ребята обращаются за помощью в решении ставшей проблемы. Я на контроле: помогаю справиться с трудностями и одновременно контролирую, как идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности остальных учащихся.

Следующий этап - этап презентации, как один из этапов проектной деятельности и, с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа, проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. 

Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.

Защита проекта происходит в классе, в основном на уроке. Ребята защищают свой проект, отвечают на поставленные вопросы:

- как они готовили проект (самостоятельно или при помощи родителей)?

- где находили нужную литературу?

- какие трудности испытывали при выполнении проекта?

- достиг ли проект поставленных целей?

- что бы они изменили, если бы делали этот проект заново?

По итогам защиты поощряю не только тех учащихся, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности тех детей, кто задавал умные, интересные вопросы к выступающим одноклассникам. В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта. И я стараюсь поощрить каждого ученика, участвовавшего в проекте.

Организация проекта

- Интерес к теме (возрастные особенности)

- на добровольной основе

- сотрудничество (учитель-ученик-родители)

Условия

- Содержание, материалы, доля самостоятельности, форма отчетности, критерии оценивания работы.

1.Дана тема. Ребенок работу выполнил

- Получили гениальный доклад родителей.

Вывод: работа с родителями. (Важно, чтобы родители не брали на себя всю работу за ребенка. Родители помощники.)

2.Дана тема. Ребенок ничего не выполнил

- Не было материала.

Вывод: нужно давать информацию где можно взять материал, как пользоваться материалом. Сотрудничество с родителями.

3.Дана тема. Ребенок делает по частям, очень долго.

Вывод: Нужен план, где прописываются сроки выполнения заданий.

4.Дана тема. Ребенок работу выполнил. Принес  продукт «5», ребенок знает материал, а остальные дети нет.

Вывод: Обязательно найти время для представления проекта.

Учитель видит что ребенок знания получил. У ребенка повышается самооценка.    

Проект, который был сделан мной на уроке литературного чтения со своими учащимися – 

«Моя азбука».

Участники проекта – учащиеся 1класса. Все учащиеся очень активные, любопытные и эмоциональные ребята. Они с удовольствием берутся за любое дело, особенно, если это дело требует фантазии и творчества. В первом классе ребята учат алфавит, учатся писать буквы. Чтобы лучше запомнить алфавит мы решили сделать проект «Весёлый алфавит».

По времени проект – долговременный.

Цель проекта: Создание книги о буквах своими руками «Весёлый алфавит» коллективно.

Задачи:

1.Собрать материал о буквах от А до я: стихи, рисунки, картинки.

2.Изготовить рисунки с изображением букв.

3. Собранный материал творчески представить, как книгу «Наш весёлый алфавит».

План работы:

1.Распределить буквы на каждого ребенка.

2.Выбрать нужную литературу и материал по конкретной букве.

3.Спланировать дальнейшую работу по выполнению работы над проектом (рисовать рисунок, наклеивать картинки, писать стихи и загадки).

4.Представить свой проект на уроке.

5.Составить книжку «Весёлый алфавит».

Ход работы

В течение 1 месяца первоклассники собирали материал о буквах. Ребята учились находить в окружающем мире предметы, похожие на буквы (предметы быта) или предметы, начинающиеся с той или иной буквы. Свои наблюдения мои ученики воплотили в творческих работах.

Собранный материал ребята объединили в книжку.

Полученные результаты

Книжку своими руками создали. Получилась красочная иллюстрированная книга с большим количеством познавательного материала. Все книги ребята с удовольствием листают до сих пор, рассматривают иллюстрации.

Результативность

Проектная деятельность помогает в образовательном процессе. Мы видим, что у учащихся улучшается познавательная активность, появляются информационные умения, коммуникативные умения, повышается самостоятельность. Благодаря проектной деятельности повышается качество обучения учащихся. Дети становятся общительными, приобретают творческие навыки и умения.

Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.

Мне понравилась работа над проектной деятельностью и я с большим удовольствием порекомендовала бы своим коллегам обязательно использовать этот метод в своей работе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...