Технологическая карта урока Литературного чтения Чудеса случаются 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Балакина Ольга Александровна

Технологическая карта урока Литературного чтения Чудеса случаются 2 класс УМК Перспектива Первый вводный урок раздела Чудеса случаются с Презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ. Мои любимые писатели.

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со вступлением во 2-й части учебника, ввести новый раздел, добавить понимания его содержания; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; напомнить учащимся сказки А.С.Пушкина; совершенствовать навыки выразительного правильного и беглого чтения; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела;
  • Выделять и называть волшебные события и предметы в сказках

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  • Учебник  ПЕРСПЕКТИВА, Литературное чтение, 2 класс, 2-я часть;
  • Презентация;
  • Портрет А.С.Пушкина;
  • Книги писателя.                


Этап урока

Метод и приемы

Хро-номет-раж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

≈ 3

- Здравствуйте ребята!

-Итак, давайте начнём урок.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.

Мотивационный

Практич.: знакомство со 2-й частью учебника, слово учителя, ответы на вопросы.

Словес.: чтение, ответы на вопросы, слово учителя.

≈ 5

- сегодня на урок вы принесли 2ю часть учебника чтения. Давайте  рассмотрим обложку и условные обозначения. Отличаются ли они от тех, что были в 1-й части? (Условные обозначения те же самые)

- Откройте содержание учебника (стр.156-159). Посмотрите, сколько разделов в этой части учебника. (6)

- Как вы думаете, какие темы мы будем изучать?

- Сегодня мы открываем первый раздел учебника. Откройте учебник на стр.4 и прочитайте, как он называется. (Чудеса случаются)

- Как вы думаете, какие произведения помещены в этом разделе? (… )

- Прочитайте на стр.4, с каким понятием мы будем работать в этом разделе. (Литературная сказка)

- Значит какая тема урока? (Литературная сказка)

-Что значит народная сказка?

- Как вы думаете, какие сказки называются литературными?

Сравнивать и отмечать, что условные обозначения те же самые.

Предполагать тему урока.

К: участвуют в учебном диалоге; осуществляют поиск по учебнику необходимой информации; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

3.

Постановка учебной задачи и её решение

Словес.: слово учителя; ответы на вопросы.

≈ 7

- Для того что бы правильно ответить на этот вопрос, давайте прочитаем диалог Вани и Ани по ролям.

- О чем говорят дети? Как вы поняли их диалог? Какие бывают сказки?

-…, прочитай, как нам объясняет этот диалог профессор Самоваров.

- Так какие сказки называют литературными? (Которые, написал автор, а не народ)

- Приведите, пожалуйста, примеры литературной сказки.

Слушать учителя, читать учебник, отвечать на вопросы и говорить свои предположения.

П:; дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

4.

Решение частных задач

Практич.: занимательная игра «Сыщик», кроссворд.

Словес.: чтение, ответы на вопросы, слово учителя.

Физ.минутка

≈ 20

- Ребята, давайте мы с вами поиграем в сыщиков. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Когда я шла к вам на урок, то нашла записку, на которой, что-то зашифровано. А что тут  зашифровано я не могу понять, вы мне поможете? (сопоставить букву с числом.)

1 8 5 7 12 1 9 4 11
12 5 11 3 5 5 2 6 14
10 13 15 7 6 9

А – 1              И – 6                    Р – 11

В – 2              К – 7                    С – 12

Г – 3              Л – 8                    У – 13

Д – 4              Н – 9                    Ч – 14

Е – 5              П – 10                  Ш – 15

Кто готов, поднимает руку. И так давайте проверим, правильно ли вы разгадали шифровку.

(Александр Сергеевич Пушкин)

- Молодцы! Какие сказки Александра Сергеевича читали вы сами или читали вам?

- Сказки Пушкина народные или литературные? Почему? (Литературные, потому что эти сказки писал сам Пушкин)

- Рассмотрите иллюстрации книг, какие сказки мы не назвали?

- Молодцы, хорошо, знаете сказки. Сколько их?

- Сейчас давайте продолжим играть в сыщиков. На обратной стороне есть кроссворд с вопросами, давайте мы его тоже разгадаем.

1.

п

о

п

2.

д

у

б

3.

п

е

т

у

ш

о

к

4.

б

е

л

к

а

5.

ц

а

р

и

ц

а

6.

Ч

е

р

н

о

м

о

р

  1. Тот, кого проучил Балда.
  2. Дерево, где висит златая цепь, по которой ходит кот учёный.
  3. Тот, кто предупреждал Додона об опасности.
  4. Персонаж, который грызёт непростые орешки.
  5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце.
  6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско.

Если мы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали получится фамилия того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»

- А теперь слушайте меня внимательно, так как потом я буду задавать вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин – родился в июне 1799года в Москве. Ещё мальчиком писал стихи, которые очаровывали даже знаменитых поэтов. Пушкин владел не только русским языком, но и французским. В его семье было принято говорить по-французски.

У Александра Сергеевича было много друзей. Самым близким и самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Радионовна. У неё он с малых лет учился живому народному языку, от неё он впервые услышал замечательные русские сказки.

Пушкин принёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбка, Царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом он высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Пушкин женился на одной из красавиц Москвы, на Наталье Николаевны Гончаровой, тем самым вызывала зависть недругов.

На дуэли Пушкин был тяжело ранен. Жизнь великого поэта оборвалась, а книги его остались. Благодаря Александру Сергеевичу Пушкину русская литература стала одной из величайших в мире.

- А теперь я проверю, как вы меня внимательно слушали.

Где родился А.С.Пушкин? (в Москве)

  • В каком году родился Пушкин? (в 1799г.)
  • Почему в детстве Пушкин писал стихи по-французски? (в его семье говорили по-французски)
  • Сколько всего сказок написал Пушкин? (Пять)
  • Перечислите эти сказки.

Молодцы ребята, я очень рада, что вы хорошо знаете сказки Пушкина.
- А какая сказка у вас любимая и любимый фрагмент из этой сказке? Кто хочет прочитать?
- Какие вы молодцы! И перейдём к следующему заданию: вам будет необходимо продолжить следующую строчку из сказки. Внимание на экран.

1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица,−

Говорит одна девица,−

«То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, −

Говорит её сестрица, −

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, −

Третья молвила сестрица, −

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

2. Жил старик со своей старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»


Очень хорошо, ребята! А теперь давайте подведём итоги.

Выполнять поставленное задание.

Участвовать в игре – «Сыщик» - разгадывать шифр.

Участвовать в игре – «Сыщик» - разгадывать кроссворд; отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять задание – «Дополни строчку»

П.: Ориентироваться в своей системе новых знаний; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; обмениваются мнениями, строят речевые высказывания.

Р: осмысляют учебный материал.

5.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словес.: слово учителя: инструктаж

 

≈10

-Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что он узнал что-то новое на уроке?

- Что вы узнали на уроке? Какие бывают сказки? Какие сказки называются литературными?

- И так, я положила на первую парту листочки 3х цветов: зелёный, жёлтый и красный. Зелёный означает, что вам понравился урок; Жёлтый – не совсем всё понял; и Красный – я ни чего не понял и урок мне не понравился. А сейчас я вас попрошу, по очереди каждый рад, подойти к первой парте, взять листочек и наклеить его на дерево. Первый ряд. Второй. И третий ряд.

- Всем спасибо за урок!

Обобщение , подведение итогов; рефлексия.

П.: делать выводы в результате  работы всего класса.

Р.: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Балакина Ольга Александровна Учитель начальных классов МОУ СШ №40 г. Волгоград

Слайд 3

Чудеса случаются

Слайд 4

1 8 5 7 12 1 9 4 11 12 5 11 3 5 5 2 6 14 10 13 15 7 6 9 А – 1 И – 6 Р – 11 В – 2 К – 7 С – 12 Г – 3 Л – 8 У – 13 Д – 4 Н – 9 Ч – 14 Е – 5 П – 10 Ш – 15

Слайд 5

1 8 5 7 12 1 9 4 11 – АЛЕКСАНДР 12 5 11 3 5 5 2 6 14 – СЕРГЕЕВИЧ 10 13 15 7 6 9 – ПУШКИН А – 1 И – 6 Р – 11 В – 2 К – 7 С – 12 Г – 3 Л – 8 У – 13 Д – 4 Н – 9 Ч – 14 Е – 5 П – 10 Ш – 15

Слайд 7

1. 2. 3. 4. 5. 6.

Слайд 8

1. п о п 2. 3. 4. 5. 6.

Слайд 9

1. п о п 2. д у б 3. 4. 5. 6.

Слайд 10

1. п о п 2. д у б 3. п е т у ш о к 4. 5. 6.

Слайд 11

1. п о п 2. д у б 3. п е т у ш о к 4. б е л к а 5. 6.

Слайд 12

1. п о п 2. д у б 3. п е т у ш о к 4. б е л к а 5. ц а р и ц а 6.

Слайд 13

1. п о п 2. д у б 3. п е т у ш о к 4. б е л к а 5. ц а р и ц а 6. Ч е р н о м о р

Слайд 14

1. п о п 2. д у б 3. п е т у ш о к 4. б е л к а 5. ц а р и ц а 6. Ч е р н о м о р

Слайд 15

Родился в Москве в 1799 году.

Слайд 16

Арина Родионовна – няня Пушкина

Слайд 17

Наталья Гончарова – красавица-жена Пушкина

Слайд 18

1. Где родился А.С.Пушкин? В Москве 2. В каком году он родился? 1799г. 3. Почему в детстве Пушкин писал стихи по-французски? в его семье говорили по-французски 4. Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин? (5) 5. Перечислите эти сказки?

Слайд 19

1. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица,− Говорит одна девица,− То на весь крещёный мир Приготовила б я пир».

Слайд 20

«Кабы я была царица, − Говорит её сестрица, − То на весь бы мир одна Наткала я полотна».

Слайд 21

«Кабы я была царица, − Третья молвила сестрица, − Я б для батюшки-царя Родила богатыря».

Слайд 22

2. Жил старик со своей старухой Ровно тридцать лет и три года. У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке

Слайд 23

3. «Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме "Поэзия Есенина" с презентацией к уроку

ФГОС.       Разработка обобщающего урока по поэзии С.Есенина . Презентация к уроку в соответствии с планом урока....

Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.

1.      Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...