Самоанализ урока литературного внеклассного чтения в 3-м классе, подготовленного и проведённого в рамках стажировочной площадки.УМК «Школа России»
материал по чтению (3 класс)

Ковалева Наталья Юрьевна

Тема  урока  Е.И.Носов «30 зерен»

Цель: познакомить с произведением Е.И. Носова «Тридцать зерен» ,используя приёмы смыслового чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Были определены задачи урока .

1.Образовательные: Отрабатывать навыки анализа  прозаического текста, выявлять главную тему произведения.

  • Уметь понимать авторскую позицию в рассказе; давать характеристику героям, оценку их поступкам , размышлять о качествах характера героев.

2. Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;
  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
  • развивать связную речь учащихся, словарный запас.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать чувство ответственности за всё живое, бережное отношение к природе; помочь учащимся понять, какими качествами должен обладать человек с «большой буквы.»
  • формировать толерантность в отношениях учащихся  в группе;
  •  умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании технологии критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературного чтения (внеклассного ) в 3-м классе, подготовленного и проведённого в рамках стажировочной площадки,

 учителем МБОУ «СОШ №4 г.Льгова » Курской области

Ковалевой Натальей Юрьевной.

УМК «Школа России»

Тема  урока  Е.И.Носов «30 зерен»

Цель: познакомить с произведением Е.И. Носова «Тридцать зерен» ,используя приёмы смыслового чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Были определены задачи урока .

1.Образовательные: Отрабатывать навыки анализа  прозаического текста, выявлять главную тему произведения.

∙        Уметь понимать авторскую позицию в рассказе; давать характеристику героям, оценку их поступкам , размышлять о качествах характера героев.

2. Развивающие: 

∙        Развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;

∙        учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;

∙        развивать связную речь учащихся, словарный запас.

3. Воспитательные: 

∙        Воспитывать чувство ответственности за всё живое, бережное отношение к природе; помочь учащимся понять, какими качествами должен обладать человек с «большой буквы.»

∙        формировать толерантность в отношениях учащихся  в группе;

∙         умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании технологии критического мышления.

Оборудование урока:

Ноутбук, мультимедиа проектор, раздаточный материал (карточки) маркеры,словари

 ватманы, для работы в группах, иллюстрации .

  При планировании занятия были учтены следующие факторы: возраст детей, учебные и психологические особенности школьников.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал, оценочные листы.

При подготовке к уроку мною были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся : визуалы, кинестетики, аудиалы.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.  На уроке прослеживалась межпредметная связь: с окружающим миром, музыкой.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Структура урока соответствовала требованиям ФГОС и технологии РКТМ:

I.Стадия Вызов

II.Стадия Осмысление

III.Стадия Рефлексия

Ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

1.        Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера. Формирование   эмпатии  как осознанного  понимания и сопереживания чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим.

2.        Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

 - регулятивных – умение определять и формулировать  цели на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, выявление и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (на стадии рефлексии).

-познавательных – осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

-коммуникативных – аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

-работа с информацией : анализ текстовой, изобразительной, звуковой информации в соответствии с учебной задачей; подбор иллюстративного материала(иллюстрации, фото, плакат) к тексту выступления, способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию и передаче информации, полученной в результате чтения.

-работа в группах: развитие умения групповой работы; определение функций участников группы и способов их взаимодействия; планирование и согласование общих способов работы в группе; соблюдение правил сотрудничества, создание благоприятной атмосферы поддержки, развития умения договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

3. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.

Технологии обучения, используемые на уроке: 

Базовая технология- Развитие критического мышления, ИКТ, технология здоровьесбережения -физминутка для глаз, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся; проблемного диалога –  работа в группах) 

На уроке использовались следующие методы обучения: словесные, наглядные.

1.Частично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности.

2.Метод генерации идей – обучающиеся высказывают свои идеи, своё мнение.

На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока подходы:

∙        Текстоориентированный: работа с текстом .

∙        Интегрированный-осуществлялась связь с музыкой, окружающим миром.

∙        Личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи других людей, обучению связной речи.

Формы работы

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа.

Приёмы развития критического мышления

-Дискуссия

-Обращение к личному опыту учащихся

-Прогнозирование по названию

-Тонкие и толстые вопросы

 -Синквейн

На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.

Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.

        В процессе урока я обращалась к уже имеющимся у детей знаниям и умениям, работала над созданием атмосферы взаимной заинтересованности учеников в работе друг друга, когда они работали в группах..

         Я старалась создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную атмосферу. Поддерживала доброжелательные отношения с учениками, использовала разнообразные задания. 

Домашнее задание творческого характера было выдано в конце урока .

    На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

1.       Название разработки -  уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....

Самоанализ урока литературного чтения в 1 Д классе Паршина Т. П. 2015 год

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный х...

Презентация к уроку литературного чтения в 4-ом классе Тема: Стихи о Родине, о природе. К.Д. Бальмонт «Россия». Оценка эмоционального состояния автора.

Презентация к уроку  литературного чтения в 4-ом классе Тема: Стихи о Родине, о природе. К.Д. Бальмонт «Россия». Оценка  эмоционального состояния автора. УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока литературного чтения Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой»...

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: умение находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы. Задачи ур...

технологическая карта урока литературного чтения «Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (УМК"Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательс...

Технологическая карта урока литературного чтения "Стихи Э.Успенского «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование  навыка осознанного и выразительного чтения, анализа стихотворения.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить с произведениями Э.Успенского: «Если был бы я девчонкой...