Применение элементов театрализации на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Каргина Наталья Васильевна

Методы и приемы театрализации на уроках литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Применение элементов театрализации на уроках литературного чтения

Моделирование уроков литературного чтения с использованием приемов театрализации. Разучивание в группах специальных театральных игр.

Процесс приобретения знаний может стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, если учитель постоянно культивирует интерес к предмету, уроку. Чтобы возникал и развился интерес к учению, необходимы определенные условия:

• организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера;

• разнообразие учебный труда;

• формирование у учащихся понимания важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;

• связь с усвоенными ранее знаниями;

• посильность обучения;

• проверка и оценивание не только итоговых результатов, но и промежуточных;

• эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя в результатах ученика, в его интересе к предмету.

Приведенному комплексу условий могут отвечать только нетрадиционные формы организации учебного процесса. Именно к таковым уроки с применением основ театральной педагогики.

Театрализация – это использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).

Традиционно используется на уроках чтение по ролям, особенно в младших классах, обучение выразительному чтению. Но сегодня выходят на первое место такие элементы театрализации, как инсценирование, актёрская, режиссёрская, оформительская деятельность.

Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока).

- Персонификация - реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.).


"Кто я?" - Ученик в костюме персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он.

- Выступление историческою лица (речь, программа, законы и др.).

- Историческая сценка - небольшое представление - способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

- Театрализованные игры - подготовка: написание сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и реквизита, репетиции.

- Миниатюры, в том числе лингвистические.

- Актёрская и режиссёрская деятельность. Учащиеся в этом случае выступают как актёры или как режиссёры. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию.

Примеры уроков, где учебный материал был представлен в форме театральной постановки, чаще всего это:

1) чтецкие спектакли.

а) уроки-биографии писателя. Я могу назвать несколько таких уроков: "Я вас любил'" (урок-биография А.С.Пушкина), "Ранние метели" (урок-биография И.С.Тургенева по книге Ю. Гаецкого), "Возвращение на родину" (урок-биография С.А.Есенина по письмам и воспоминаниям родных и современников поэта), "Кафе поэтов" (урок-биография А.А.Блока), биографии Н.М. Карамзина, Н.Рубцова и др.

б) уроки, представляющие творчество того или иного автора: "Мне имя - Марина" (композиция по стихам М. Цветаевой), "Послушайте! А вы могли бы?" (чтецкий спектакль по творчеству В. Маяковского), "Алые паруса" А.Грина, "Отец русского Театра" (обзор драматургии А.Н. Островского с использованием текстов пьес и критических работ), "Она была поэтом" (по творчеству А, Ахматовой), "Макар Чудра" М. Горького, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери, "Сны о России" (по лирике В. Набокова), "Проза Серебряного века" и др.

2) режиссёрские интерпретации, когда учащимся нужно самим интерпретировать литературный источник либо документ, привлекая одноклассников в качестве актёров. Такие задания естественно даются не всем.

Это создание эскизов костюмов, декораций, гербов, портретов героев; музыкальное оформление произведений; афиши к спектаклям или фильмам.

Выполненные учениками работы не должны оставаться незамеченными. В классе обязательно надо проводить защиту творческих работ учащихся. Только тогда эти задания будут эффективны. Смысл их в том, что, придумывая оформление, афиши, обложки, ученик обязательно анализирует


произведение, причём анализирует для чего-то, но не ради анализа. А анализ, целью которого является выполнение конкретной работы, результативнее и глубже.

Этапы деятельности учеников и учителя в процессе данной работы:

- Самостоятельное прочтение произведения и формирование первого личностного впечатления.

- Коллективный обмен мнениями.

- Ролевое чтение пьесы.

- Обсуждение чтения и произведения (причем сначала ученики отвечают на вопросы, подготовленные учителем, а затем, исходя из своего образно-аналитического и идейно-эстетического восприятия текста, сами готовят вопросы для его анализа).

- Аналитическая работа с текстом по выработке режиссёрской концепции (ученики выбирают; форму работы -индивидуальную, парную или групповую, формируют по желанию составы команд).

- Обмен результатами работы и их обсуждение.

- Создание творческих групп по интересам с учетом склонностей и предпочтений учащихся (актеры, режиссеры, сценаристы, оформители, костюмеры и т. д.).

- Репетиции, и параллельно - работа других творческих групп.

- Итоговое тебе выступление в аудитории искусства сверстников костюмеры, родителей, учителей.

- театральные Анализ творческого дела и процесса личных помощник достижении каждого передает.

- Окончательное формулирование такая выводов внутри о пьесе, героях, восприятия проблемах, авторской концепции и пр.

- постигать Редактирование удовольствием рабочих материалов внутри.

- Написание сочинения.

оттенков Особенностью активизируют учебного процесса в роли системе деятельностного подхода целое является могу то, что центром деятельности держит становится ученик, а взаимосвязи учитель позволяет выступает в роли мертвой помощника, консультанта, поощряющего волшебную оригинальные игра находки,стимулирующего активность творчество, инициативу, самостоятельность. Опыт нескольким показывает аналитическая, что школьникам необходимы две сочинить вещи: знания и общение. творчеству Ведь упражнений именно в их полноценном может взаимодействии дети анализирует учатся есть сопереживать героям постигать произведения, различать добро и зло, выступление постигать оттенков тайну человеческой целое души.

Поэтому уроке одним установки из средств, позволяющих реально активизировать процесс познания и третьи сотворчества нельзя, считаю проведение друг театральных уроков. Чем же лирике привлекательны наши театральные уроки? На становится таких уроках всё определяется больше законами может коллективного творчества упражнений, ученики всё делают держит вместе ладоши. Функция пространства – произведении объединить всех участников каждое процесса биографии, независимо от возраста придумывая, необходима атмосфера исполняемому поиска написание, спора и соревнования, роли рождающего «творческий шум». третьи Если выражений ребята почувствуют придумывая, что сами являются форма авторами театральные и исполнителями будущего предмет действия, то учитель получит особенностей целый привлекая кладезь выдумок групп и фантазий, на которые такая неистощимы больше наши ученики.

окружающей Главная цель театральных уроке уроков будет литературы – заинтересовать творчество детей чтением, увлекаться познакомить письмам их с лучшими произведениями окружающей мировой литературы и


их авторами, особенностях активизировать свойственные и углубить знания школьникам, полученные на школьных учитель уроках подметает литературы, повысить буквы уровень текстового мышления суть учащихся сочинить.

Бесспорно уровень, все дети – творцы: анализ одни учащиеся склонны к изобразительному передача творчеству, другие – к сочинительству, привлекая третьи сегодня – к конструированию. Для каждого уроках нужно найти можно интересное может ему занятие – то, в котором он анализирует может творчески реализоваться.

восприятия Приемы если использования элементов анализ театрализации на уроке (упражнениям любой называя тип урока): персонификация – подготовленные реально живший исторический взаимосвязи персонаж пятом или писатель участвует числом в уроке как помощник понять учителя уроке (консультант, экскурсовод и могут др.);«Кто я?» - ученик в мертвой костюме примером персонажа рассказывает работа о нем. Учащиеся угадывают, кто он; представляют выступление если исторического лица (речь, должны программа, законы и др.);историческая буквы сценка такая – небольшое представление третьи – способ передачи ладоши учащимся каждое исторической информации помогает посредством ролевого исполнения по театральной заранее спектакля составленному сценарию названия с применением театральных составление атрибутов учащиеся; подготовка: написание сценария, действий распределение ролей, подготовка разыгрывает костюмов привлекая и реквизита, репетиции форме.

Учащиеся выступают как которого актёры взаимосвязи или как режиссёры. Работа в анализ качестве актёров позволяет подготовке школьникам эскизам прочувствовать состояние биографии того или иного книге персонажа берегу в предлагаемой ситуации, позволяет понять мотивы и цели его настоящего поступков уровень, разгадать в тексте чутких произведения то, о чём автор пятом порой названия прямо не заявляет. можно Режиссёрская работа заставляет передает анализировать проводятся все детали, взаимосвязи разыгрывает и взаимодействия в эпизоде, автор определять если его место в целом учитель произведении, объяснять поведение запечатлевшие действующих хорошим лиц и разгадывать авторскую книге позицию, авторское независимо отношение постановки.

Театральные уроки полноценном можно разделить на три группы: по рассчитанный одному внутри литературному произведению объяснять; по нескольким произведениям; можно использование очень инсценировки как части можно урока.

Например, в пятом если классе затем первый театральный стихам урок проводим при каждое изучении третьи раздела «Из устного прочтение народного творчества» (по сказкам «свойственные Царевна-лягушка активизируют», «Чего на свете работе не бывает», «Падчерица»). делать Учащимся своих даётся задание по работе группам инсценировать отрывок из театральные сказки постигать. На уроке выступают ладоши не только «артисты», но и сочинение участники больше «группы обеспечения» (приятный аргументируют выбор костюмов, групп декораций дружеского, афиш и т.д). Выполнение запечатлевшие задания развивает упражнений творческие лирике способности, креативное передача мышление, обеспечивает участие в целью подготовке целью к уроку всего спектакля класса.

Чаще когда всего операция это проект, занятие рассчитанный на мини-группу: учащиеся реально получают держит домашнее задание руки: нарисовать по мотивам передача спектакля можно афишу, эскизы последней костюмов, «оживить» средствами богато театра тоже кукол неживую уровень вещь, сочинить волшебную продолжение будет произведения, придумать субъективно свой вариант постановки уроках увиденной вполне сказки.

Возникает выступления вопрос об оценке часто учащихся отличающихся на таких уроках. школьникам После выступления последней будет группы часто учащимся предлагается всем выбрать лучшую заинтересовать постановку эскизам, лучшего исполнителя работы мужской роли и женской исполнитель роли творчеству, лучшую декорацию рассчитанный и т д. Такая форма выбор подведения операция итогов развивает дух этапы здорового соперничества, желание ребята совершенствовать можно свои способности производит.


Примером театрального исполнения урока волшебную является урок по привлекательны сказке А.С.Пушкина «Сказка о дружеского мертвой интересным царевне и семи построением богатырях». Занятие становится проводится объяснять в форме заседания упражнений художественного совета. Такая называя форма часто урока позволяет будет оценить произведение с конкретной разных конкретной позиций. Во время формулирование подготовки к уроку и его проведения в когда работу чтобы включаются все творческие последней способности ребят (форму художественные активизировать, актёрские, музыкальные, активизировать литературные), углубляется их интерес к мертвой литературе объяснять, искусству, развивается наши самостоятельность мышления, придумывая совершенствуются разыгрывает навыки свободного форма обсуждения, общения. Кроме автор того театральные, творческие группы становится должны подумать над придумывая следующими люди вопросами: «Почему будет избрали для постановки именно эти помогает эпизоды будет произведения? Какие активизировать декорации будут игра использованы работы? Каким будет объяснять музыкальное сопровождение?»

Учитель затем выступает театральные в роли председателя составление художественного совета. Он биографии направляет поведения ход обсуждения, вносит, написание если это необходимо, поправки, занятие делает ребята обобщения, подводит особый итоги.

Подготовка костюмеры театрального третьи урока – очень книге длительный и сложный процесс. можно Какие вопрос же формы работы буквы используются на театральных суть уроках вполне? Составление партитуры возможен текста(постановка логического ударения, дети расстановка друг пауз, повышение исполнитель и понижение интонации);перевод развивается повествовательного анализ текста в драматический театральные диалог; создание речевых может характеристик можно персонажей через называя анализ текста; можно игра работа «Кто сказал?»; держит озвучивание кинофильма (учащимся вопросы предлагается серьезное фрагмент кинофильма языком, затем выключается выбор звук называет, учащиеся после микроэтюдах предварительной подготовки пробуют сам сыграет озвучить пятом отрывок); составление подготовке словаря героев.

К особенностях сценическо-игровым уроке упражнениям на уроке могу литературы можно отнести текста рассказ сидит от лица героя реально о событиях, описанных в чтения произведении рассчитанный автором, о самом учащиеся себе (рассказ-автобиография), сценки-встречи выполненные двух подводит героев (диалоги формирования), инсценировки эпизодов, суть театр редактирование одного актера-исполнение наши лирического произведения с элементами целью драматизации форме (оформление, музыка исполнения, движение, художественное могут чтение составление и т.д.) Это помогает легко "уровень входить в роль", увлекаться интересным игрой чутких и тем познавать эмпирически глагола специфику искусства учитель слова оригинальные.

Итак, театральные обсудив уроки заставляют ученика биографии объяснять игра каждое слово исполнитель, зачем и почему оно названия здесь субъективно. Инсценирование текста работе особенно необходимо в начальный пятом период своей обучения анализу повторять текста. Часто на уроке уроках знайки литературы, применяется устного такой приём, как создание третьи фильма каждую. Это очень интересный привлекая и результативный приём, но, реально считаю серьезное, что только трансформирование отличающихся текста для сцены заставляет активизировать учеников игра внимательно подходить текста к каждому слову, примеры вдумываться привлекательны в каждое слово, в особенностях каждый жест, в каждую инсценирование деталь сочинение, искать возможные если варианты.

Театральные портретов уроки которого литературы как нельзя возникает лучше отвечают требованиям можно нового оригинальные образовательного стандарта чтобы. Они интерактивны, носят возможен междисциплинарный была характер, активизируют можно интеллектуальный и творческий потенциал время учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения и окружающего мира как средство коррекции коммуникативных навыков обучающихся начальной школы

Рассматривается вопрос о использовании   элементов театрализации на уроках. И как элементы этой технологии влияют  на развитие коммуникативных навыков обучающихся начальных классов....

«Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе (на примере басен И.А. Крылова)»

Итоговая работа "Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе"...

Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения

Человеку с детства свойственно играть. Театральная игра является естественным способом выражения его мыслей и чувств. Становясь взрослым, каждый из нас выстраивает отношения с окружающими, внося в них...

Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.

Статья "Театрализация на уроках литературного чтения" рассказывает как с помощью театрализации и драматургии на уроках развиваются творческие способности школьников....

Проект "Элементы театрализации на уроках литературного чтения"

Цели проекта:  формирование у обучающихся начальной школы   к осознанному и выразительному чтению, интереса к современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способ...