конспект урока по по теме Л.Н.Толстой "Акула", составлен учителем :Степановой Н.А.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Степанова Наталья Анатольевна

Крнспект урока для 3 класса , Школа России, по произведению Л.Н.Толстого "Акула"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_akula.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению в 3 классе по теме

                                           Л.Н.Толстой «Акула»

Цели урока: Развитие навыка вдумчивого чтения; развитие читательских умений, развитие речи, умения излагать свои мысли; развитие умения выбирать главное из общего, анализировать прочитанное.

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула»;

- работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.

- расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к героям и их поступкам;

Ход урока.

1.Организационный момент (1 мин)

У.Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть.  

 Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2.Речевая разминка(3 мин)

У. Начнём наш урок с речевой разминки. Прочитайте сначала медленно затем с ускорением:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

3.Актуализация знаний(4 мин)

У.С каким писателем мы работали на прошлом уроке?

- Что интересного о его жизни вы запомнили? (ответы детей)

- Мы сегодня будем работать с новым произведением.

-А для того, чтобы узнать, как называется рассказ отгадайте мою загадку:

Гроза всех рыб из всех морей.
Никто не точит зуб острей.
Вся челюсть – острые ножи.
Ты не боишься? Зря… дрожи!!!
Её боится даже кит,
А безопасна, если спит.
Потрогать можно, раз заснула.
Кто эта рыбина?(акула)

У. Верно, это акула. (картинка акулы вывешивается на доску)

- Серёжа нам подготовил небольшой рассказ об акуле.

Рассказ ученика: Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.

У. Мы с вами узнали тему урока, а какая у нас будет цель?

  - познакомимся с содержанием рассказа,

- будем говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать,

-анализировать и делать выводы.

4.Изучение нового (30 мин)

Словарная работа (5 мин)

У.В этом произведении вам встретятся незнакомые слова. (слова записаны на доске).

Прочитайте эти слова и скажите, где мы можем узнать значение этих слов? (Толковый словарь С.И. Ожегова).

Артиллерист- это военнослужащий, организационно относящийся к артиллерии.

фитиль.- промасленный шнурок зарядного устройства 

ропот - недовольство, протест, выражаемый негромко, не вполне открыто.

палуба.- горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

полотно,- гладкая и плотная ткань

пустыня.- природная зона, характеризующаяся преимущественно или полностью равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной

повернул хобот задняя часть, на которую опирается пушка.

Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками(5 мин)

Проверка первичного чтения

У. - Понравился ли вам рассказ? Кто главные герои?

Что особенно запомнилось?

Повторное чтение рассказа детьми по частям.

Чтение первой части до слов «пустыни Сахара» (5 мин)

Вопросы по тексту:

  - Где стоял корабль? (Корабль стоял у берегов Африки.)

 -Как Толстой описывает погоду в этот день?   (День был прекрасным …)

 -С чем автор сравнивает погоду? (с истопленной печкой)

   -Как бы вы озаглавили эту первую часть? (У берегов Африки)

Чтение второй части до слов –«Не выдавай! Понатужься!» (5 мин)

Вопросы по тексту:

-Где матросы устроили купальню? (Матросы, в парусе устроили купальню.)

- Кто же был с матросами на корабле? (мальчики)

 -  Почему дети решили сплавать в открытое море? (им было тесно в парусе)

  -  Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!».)

  - Что значит «Не выдавай! Понатужься! (не сдаваться, постараться победить.)

- Как бы мы озаглавили эту часть? (Плавание наперегонки)

Чтение третьей части до слов «поплыли в разные стороны» (5 мин)

Вопросы по тексту:

- С какого слова автор начинает эту часть? (Со слов «Вдруг..»,)

  - Что увидели матросы с палубы? (акулу)

  - Какими словами автор называет акулу? (морское чудовище)

- Почему? (акула – хищное животное)

   - Да, автор называет так акулу, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков, ведь над ними нависла беда.

Найдите в тексте, как автор описывает состояние отца. Как вы думаете, что он чувствовал?  (Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.)

- Он очень испугался за мальчиков. Ведь он понимал, чем всё это может кончится.

 - Как отреагировали дети на его слова?(они сначала не слыхали слов. А потом поплыли в разные стороны)

  - Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?( Спустили, бросились, понеслись)

   -Как мы будем читать эти строки? (с чувством переживания, волнения, в ускоренном темпе)

   -На каком расстоянии от мальчика акула? Успеют ли матросы спасти ребят?   (Акула была не дальше 20-ти шагов от мальчиков, матросы не успеют их спасти0.

-  Как озаглавим эту часть? («Мальчики в беде» или «Морское чудовище»)

Физминутка (1 мин)

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3461367106667852866&text=физминутка%20с%20музыкой%20и%20движениями%20для%20детей&path=wizard&parent-reqid=1590063576186984-439682214144507591300288-production-app-host-man-web-yp-9&redircnt=1590063582.1 

   Чтение четвертой части до слов «на минуту дым застлал нам глаза» (6 мин)

Вопросы по тексту:

- Что означает фраза «пронзительный визг»? (резкий крик)

-  Почему автор употребил именно это сочетание слов? (он тронул глубину души)

- В чем разница между словами визг и крик? (Визг – это пронзительный, резкий крик)

- Как подействовал визг мальчика на отца? Что он все делал? Какое решение принимает артиллерист? Найдите в тексте эти строки.

Чтение эпизода о действиях отца

- Как действует команда? Почему все замерли от страха? (все ждали, что же будет дальше)

- Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему, чего он боялся? (Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына).

- Давайте посмотрим на иллюстрацию к рассказу. Подходит ли она к этой части, почему? Докажите.

 -Что художник на ней изобразил?

- Как бы мы озаглавили эту часть? («Выстрел»)

Чтение рассказа до конца. (4 мин)

-Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал? (Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.)

-  Какое он сейчас испытывает чувство?   (Чувство счастья)

   Как бы мы озаглавили эту часть? «Мальчики спасены»

 Рефлексия (1 мин)

– Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кораблик с нераскрашенным парусом. Раскрасьте парус

Зелёным цветом, если вы работали на 5;

Жёлтым – 4; Красным – 3.

Дом. задание: пересказать рассказ по плану;

 Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Таблица сложения"1 класс УМК Школа России по учебнику М.И.Моро,С.И.Волковой,С.В.Степановой

Конспект урока математики в соответствии с требованиями ФГОС.Тема урока "Таблица сложения" 1 класс, УМК Школа России,учебник М.И.Моро....

Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Цели деятельности учителя: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; воспитание чувства гордости за свой край....

Конспект урока математики по теме: «Что узнали. Чему научились». 1 класс. Программа «Школа России» «Математика» М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова

ТЕМА: ЧТО УЗНАЛИ. ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ.ТИП УРОКА: закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ: повторить и систематизировать изученный материал.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (предметные): знать название и последо...

Конспект урока математики на тему: «Составление примеров на деление с остатком. Углы», 3 класс

Цель деятельности учителя:формирование умения работать с вычислительным навыком делением с остатком.Планируемые  результаты      Предметные:знать приемы составления приме...

Конспект урока русского языка. Тема: «Составление текста по сюжетным картинкам»

Цели деятельности учителя:  формирование умения составлять текст-рассказ по серии сюжетных картинок.Планируемые результаты:Предметные:-знать типы текста;- уметь определять тему текста и составлят...

Конспект урока русского языка. Тема: Составление текста по сюжетным картинкам

Цели деятельности учителя: Формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок; развивать объём слухо-речевой памяти, внимания, лексический анализ слов. Планируемые результа...

Конспект урока русского языка. Тема: "Составление текста по сюжетным картинкам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Планируемые результаты:Предметные: Знать типы текстаУметь определять тему текста и составлять связные вы...