Главные вкладки

    литературное чтение (обучение грамоте). Знакомство с буквой Б, б.
    план-конспект урока по чтению (1 класс)

    Нижельская Елена Сергеевна

    Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [б], [б`], обозначать их буквой «бэ»/ Бб).

    Задачи:

    Образовательные: формируем умения

    - различать звуки и буквы (буква как знак звука);

    - находить слова с заданным звуком;

    - моделировать звуковой состав слова, используя фишки разного цвета;

    - выделять в словах звуки [б] и [б`] и обозначать их буквой;

    - анализировать поэлементный состав печатных заглавных и строчных букв Бб, моделирование буквы;

    - читать слова, предложения.

    Воспитательные:

    - развивать навыки сотрудничества: слушать собеседника, вести диалог;

    - использовать в общении формулы речевого этикета; 

    - развивать умение общаться, находить выход из спорных ситуаций, если таковые возникнут;

    - работать в парах.

    Развивающие: способствовать формированию навыков и умений

    - наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;

    - самостоятельно ставить цель и находить пути решения;

    - осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_znakomstvo_s_bukvoy_bb_1.doc82.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Знакомство с буквой Б, б.

    Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

    Учебник: В.Г. Горецкий «Азбука» в 2-х частях, 1 часть

    Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [б], [б`], обозначать их буквой «бэ»/ Бб).

    Задачи:

    Образовательные: формируем умения

    - различать звуки и буквы (буква как знак звука);

    - находить слова с заданным звуком;

    - моделировать звуковой состав слова, используя фишки разного цвета;

    - выделять в словах звуки [б] и [б`] и обозначать их буквой;

    - анализировать поэлементный состав печатных заглавных и строчных букв Бб, моделирование буквы;

    - читать слова, предложения.

    Воспитательные:

    - развивать навыки сотрудничества: слушать собеседника, вести диалог;

    - использовать в общении формулы речевого этикета; 

    - развивать умение общаться, находить выход из спорных ситуаций, если таковые возникнут;

    работать в парах.

    Развивающие: способствовать формированию навыков и умений

    - наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать;

    - самостоятельно ставить цель и находить пути решения;

    - осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

    Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная.

    Этап урока

    Название ЭОР

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    УУД

    1.

    Самоопределение к учебной деятельности.

    Картинка с изображением Буратино, Мальвины и Артемона.

    Проверь, дружок,

     Готов ли ты начать урок?

     Всё ль в порядке

     Книжка, ручка и тетрадка?

     Проверили? Садитесь!

     С усердием трудитесь!

    - Все подготовились к уроку?

    -А правильно ли подготовилась к уроку я?

    - Посмотрите на экран и скажите, кто изображён на этой картинке?

    - Умеют ли они читать?

    - А что нужно сделать, чтобы научиться читать?

    Слушают стихотворение

    Ответы детей:

    - Буратино,  Мальвина, Артемон.

    - Буратино не умеет читать.

    - Нужно правильно произносить звуки, знать, как они обозначаются буквами.

    Коммуникативные:

    Строить монологические высказывание, умение воспринимать информацию.

    Познавательные: умение рассуждать, выделять необходимую информацию.

    Личностные:

    Умение находить ответ на вопрос, основываясь на предложенном изображении

    2.

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

    Анимация (два домика красного и синего цвета, изученные буквы)

    - Ребята, давайте вспомним буквы, которые мы уже изучили.

    Нам нужно расселить эти буквы в два домика. Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?

    -Молодцы. Вы справились с заданием.

    -А сейчас откроем учебник на стр. 95, прочитаем текст и вспомним, какие сказки знает девочка Лиза.

    -А, О,У, Ы, Н, М, Л, Р, В, З, И, Е, П, К, Т,С).

    -Нужно разделить буквы на гласные и согласные. Гласные заселить в красный домик, а согласные в синий.

    Читают текст.

    Называют сказки, которые встречаются в тексте.

    Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

    Коммуникативные:

    Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

    Поработаем в парах:  нам необходимо отгадать слова и выложить их звуковые модели. Договоритесь с соседом, кто будет отгадывать загадку первым, а кто вторым.

    Первая загадка:

    Розовая бабочка

    С крылышками в складочку

    Никуда не улетает

    На косичках обитает.

    Ответ: Бант

    -Кто догадался, скажите ответ соседу. Только шепотом, чтобы другие ребята не слышали. Выложите вместе ответ с помощью звуковой схемы.

    Вторая загадка:

    Закрепляют им повязки.

    Ты ответишь без подсказки?

    Во всем мире знаменит

    Это медицинский... Ответ: Бинт

    - Замените некоторые фишки известными вам буквами.

    -Что общего у звуков, обозначенных красными фишками? (а, и)

    - В чём различие?

    - А теперь обозначьте первый звук в словах буквой.

    Договариваются.

    В парах называют шепотом слово «БАНТ» и выкладывают схему.

    В парах называют шепотом слово «БИНТ» и выкладывают схему.

    Заменяют фишки красного цвета буквами а, и.

    Этими буквами обозначаются гласные звуки.

    Это разные звуки [а], [и], кроме того звук [и] обозначает мягкость согласного, а звук [а] стоит после твёрдого согласного.

    Испытывают затруднение.

    Коммуникативные:

    умение работать в паре, договариваться, высказывать своё мнение.

    Познавательные:

    Умение выполнять знаково-символические действия (моделирование).

    3.

    Постановка учебной задачи.

    - Справились с заданием?

    -Почему нет?

    - А как вы думаете, слова БАНТ и БИНТ начинаются с одинаковой буквы?

    - Посмотрите вопрос один, а мнений много. Кто же из нас прав?

    - Что же нам нужно узнать на уроке?

    Что ещё мы будем делать?

    -Нет.

    Не все ребята знают буквы.

    -Нет, буквы будут разные. Ведь в первом слове БАНТ звук [б] (синяя фишка), а в слове БИНТ звук [б`] (зелёная фишка)

    -А я знаю, что первая в этих словах буква «Б»

    Испытывают затруднение.

    Узнаем новые буквы, которыми обозначаются твёрдые и мягкие согласные звуки. Будем учиться читать слоги и слова с новыми буквами.

    Регулятивные:

    Умение определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, строить предложения.

    Познавательные:

    Осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.

    4.

    Построение проекта выхода из затруднения («открытие»)

    Анимация с моделями слов «Бант» «Бинт».

    Волина«Заниматель-ное Азбуковедение» стр.21

    Волина«Заниматель-ное Азбуковедение» стр.31

    Волина«Заниматель-ное Азбуковедение» стр.20

    Наблюдение над звуками в словах. Характеристика звуков.

    -Что мы уже успели сделать?

    -Давайте посмотрим на модели, которые появились на экране.

    - Какие это слова?

    -Какой первый звук в слове «Бант»?

    -Произнесём его вместе.

    -Какой это звук (гласный или согласный; твёрдый или мягкий; звонкий или глухой)

    Докажите.

    - Назовите слова, которые начинаются с этого звука?

    -Какой первый звук в слове «Бинт»?

    -Произнесём его вместе.

    -Какой это звук (гласный или согласный; твёрдый или мягкий; звонкий или глухой)

    Докажите.

    - Назовите слова, которые начинаются с этого звука?

    Выделение и нахождение звуков в словах.

    1.- Ребята, сейчас я буду читать рассказ «Лесные музыканты», а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите звук  [б] и [б`].

    2. - Теперь я буду называть слова из текста ,а вы показывать фишку, соответствующую звуку: БАРАН, БАЗАР, БЕЛКА, БЕРЁЗА, БЕГЕМОТ.

    - В этих словах [б] и [б`] стоят в начале слова, а теперь в середине слова: КУБИК, ОБЕД, РЫБА, ВОРОБЕЙ, АРБУЗ.

    Физминутка.

    Буратино потянулся,

    Раз — нагнулся,

    Два — нагнулся,

    Три — нагнулся.

    Руки в стороны развел,

    Ключик, видно, не нашел.

    Чтобы ключик нам достать,

    Нужно на носочки встать.

    Логопедическое упражнение.

    Ба-Бо-Бы- На дворе стоят столбы.

    Бу-Бы-Ба- Из окна торчит труба.

    Обозначение звуков буквой.

    Посмотрите на экран. Модели каких слов мы составили сегодня?

    -Кто может на моём столе найти букву, с которой начинается слово БАНТ?

    - Кто может на моём столе найти букву, с которой начинается слово БИНТ?

    - Покажите свои буквы классу.

    - А вы согласны, что ребята правильно выбрали нужную букву?

    - Давайте проверим. Откроем учебник на стр. 97.

    -Найдите новую букву.

    - Правильно ребята выполнили задание.

    - Сколько звуков на письме обозначает буква «бэ»

    Размещение буквы на Ленте букв (характеристика звуков и буквы)

    -Ребята, найдите место этой буквы в кассе.

    -Расскажите всё о букве «бэ» и звуках, которые она обозначает.

    -Верно ли мы предполагали, что звуки [б] и [б`] обозначаются разными буквами.

    Физминутка

    Мы березку посадили

    Мы водой ее полили,

    И березка подросла,

    К солнцу ветки подняла

    А потом их наклонила,

    И ребят благодарила.

    Задание «На что похожа буква»

    -На какие предметы похожа буква Б?

    «Буква Б с большим брюшком,

    В кепке с длинным козырьком.»

    Моделирование буквы.

    -Из чего можно сделать букву?

    -Сколько палочек понадобиться, как расположите их?

    Чтение слогов и слов.

    Работа по подгруппам:

    1.        Читающие дети работают с текстом стр. 97. Рассматривают иллюстрацию к тексту. Озаглавливают его.

    2.        Слабо читающие дети: читают слова на стр. 97

    3.        Не умеющие читать: читают слоги по доске.

    Весь класс: 

    Задание: Рассмотрите рисунки на стр. 98. Назовите каждый предмет. Прочитайте слова над рисунками.

    - Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить?

    - Обсудите в парах и дайте ответы. (Соотнести рисунки и слова).

    Рассматривают модели.

    Бант, бинт.

    звук [б]

    [б-б-б-б]

    Дают характеристику звука.

    Приводят примеры

    [б`]

    [б`]

    Дают характеристику звука.

    Приводят примеры

    Слушают текст и хлопают в ладоши при звуке [б] и [б`].

    Показывают фишку, соответствую-щую звуку [б] и [б`].

    Выполняют движения.

    Повторяют чистоговорку вместе и по-отдельности.

    Бант, бинт

    Один из читающих детей выбирает букву «бэ»

    Один из читающих детей выбирает букву «бэ»

    Показывают выбранные буквы.

    Да.

    Открывают учебник.

    Показывают букву.

    Одна буква «бэ» может обозначать два звука [б] и [б`].

    Выполняют задание.

    Эта буква может обозначать как твёрдый, так и мягкий согласный. Этот согласный звук звонкий, поэтому в ленте букв «бэ» стоит в верхнем ряду.

    -Нет. Буква одна. Это буква «бэ».

    Выпрямиться.

    Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.

    Встать.

    Руки вверх.

    Руки вниз, спина прямая.

    Поклоны головой.

    Высказывают мнения.

    Предлагают варианты (из палочки, ленточки)

    Отвечают на вопросы, моделируют букву.

    Читают текст, рассматривают иллюстрацию к нему и озаглавливают.

    Читают слова по слогам.

    Читают слоги по доске.

    Читают слова, соотносят их с картинками.

    Регулятивные:

    Умение высказывать предложение и соотносить его с информацией в учебнике.

    Коммуникатив-ные:

    аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.

    Познавательные:

    Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

    Умение представлять информацию в виде схемы.

    Познавательные:

    Умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию, делать выводы.

    Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    5.

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    -А теперь расскажите своему соседу всё о букве «бэ» и звуках, которые она обозначает.

    - Разукрасьте человечка.

    Работают в парах.

    Разукрашивают человечка.

    Регулятивные: определение последовательности своих действий.

    Коммуникативные: умение договариваться.

    6.

    Самостоятельная работа с проверкой.

    Задание 1.

    Вставьте букву:

    Б_нт, б_нт, б_к, б_лка, б_лка.

    Задание 2.

    Составьте звуковую модель слова БУСЫ. Замените фишки известными вам буквами. Где в слове «Бусы» стоит буква «Б»?

    Заполняют карточки, вставляют пропущенные буквы.

    Составляют звуковую модель, заменяют фишки буквами.

    Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные:

    Умение объяснять свои действия, доказывать правильность своей точки зрения.

    7.

    Включение в систему знаний и повторение

    - Какие вывески с буквой «Б» вам встретились по дороге в школу?

    Ответы детей (библиотека, булочная и.т.д.)

    Регулятивные:

    умение использовать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Коммуникативные:

    умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

    8.

    Рефлексия деятельности.

    - Что нового сегодня узнали?

    - Чем вас удивила эта буква?

    -Что вам помогало справиться с заданием?

    - Кто доволен сегодня своей работой?

    Отвечают на вопросы.

    Одна буква «бэ» может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный звуки.

    Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок литературного чтения в 1 классе (период обучения грамоте) "Знакомство с буквой К"

    Урок литературного чтения (период обучения грамоте) в 1 классе, УМК "Начальная школа XXI век", разработан в соответствии с требованиями ФГС НОО. На уроке используется технология проблемно-диалогическо...

    урок литературного чтения (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Д"

    На уроке дети знакомятся с буквой Д и ее звуками, учатся производить фонетический анализ слова, читают с этой буквой слоги, слова и предложения. На уроке использовала решение  кроссвордов....

    Обобщение опыта по литературному чтению(обучению грамоте) -приём печатания букв.

    В данной работе учитель делится своим опытом по печатанию букв....

    Открытый урок по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство со звуками б и бь, Буквами Бб "

    На уроке организовано знакомство в новыми звуками б и бь, обозначение звуков буквами....

    Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Б б"

    Звуко-буквенный анализ слов со звуками [б], [б\']. Чтение слогов и слов с буквой Б б....

    Урок: Литературное чтение (обучение грамоте) Тема: «Большая буква в именах людей и кличках животных»

    Конспект урока  литературного чтения в 1 классе. Тема: Большая буква в именах людей и кличках животных. ...

    Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."

    Этот  первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....