Главные вкладки

    урок литературного чтения (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Д"
    план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

    Почекаева Наталья Владимировна

    На уроке дети знакомятся с буквой Д и ее звуками, учатся производить фонетический анализ слова, читают с этой буквой слоги, слова и предложения. На уроке использовала решение  кроссвордов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конпект урока в 1 классе "Буква Д"26.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения «Знакомство с буквой Д, д».

    Цели:

    - познакомить с буквой Д, д;

    - учить давать характеристику звукам;

    - формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;

    - развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

    Планируемый результат:

    - повышение активности на уроке;

    - научить проводить звуковой анализ слов.

    Инновационные технологии:

    - личностно-ориентированное обучение;

    - объяснительно-иллюстрированное обучение.

    Оборудование урока:

    презентация в Power Point «Знакомство с буквой Д, д»;

    карточки с текстом;

    фишки;

    конверты с фишками для индивидуальной работы;

    картинки-раскраски.

    Литература:

    «Букварь I ч.» Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова. Москва: Вентана-Граф, 2011

    Ход урока:

    I. Создание атмосферы психологического комфорта.

     (Слайд 1).

    Мы сюда пришли учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Работаем старательно,

    Слушаем внимательно.

    - А девиз у нас такой: «То, что знаешь – не скрывай, на вопросы отвечай!»

    - И начнем наш урок с хорошего настроения и улыбки.

    II. Введение в тему урока.

    (Слайд 2-4).

    - Посмотрите в деревне дом, двор, во дворе – девочка Аня и ее брат Даня.

    У Ани – удочка, у Дани – дудочка.

    В доме резная дверь.

    Аня называет ее:   верь.

    Брата Даню зовет:   Аня.

    Про двор говорит:   вор,

    Про дудочку:   уочка.

    - Какой звук не умеет произносить Аня?

    - Правильно, звук д. Давайте поможем Ане. Я вам прочитаю стихи, а вы закончите предложения словами со звуком д.

                     В этом доме ты мне верь,

                     Заперта надежно… (дверь).

                 Если влезть захочет вор,

                 Он не попадет во… (двор).

                      Здесь живет малышка Аня

                      И ее братишка… (Даня).

                  В руках у Ани удочка,

                  В руках у Дани… (дудочка).

    - С какого звука начинаются вставленные нами слова? (Со звука д).

    - Можем мы его петь? (Нет).

    - Значит, какой это звук? (Согласный).

    - Как он звучал – твердо или мягко? (Твердо).

    - Как можно одним словом назвать Аню и Даню? (Дети).

    - Какой здесь слышим первый звук? (Звук д – мягкий).

    Вывод: Звук [д] может быть твердым и мягким [д’].

    - Определим – звонкий или глухой звук [д]. Для этого кладем пальчики на горлышко и, если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.

    (Дети определяют, что этот звук звонкий).

    - Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д] и [д’]. (Буква д).

                         

    III. Сообщение темы урока.

    (Слайд 5).

    - Тема нашего урока «Знакомство с буквой Д, д».

    (Слайд 6).

    - На что похожа буква д?

    IV. Работа по теме урока.

    1. Звуковой анализ слова «душ».

    - А теперь Аня хочет загадать вам загадку.

                      Вот какой забавный случай!

                      Поселилась в ванной туча.

                      Дождик льется с потолка

                      Мне на спину и бока.

                               До чего ж приятно это!

                               Дождик теплый, подогретый.

                               На полу не видно луж,

                               Все ребята любят …  (душ).

    (Слайд 7).

         (Работа у доски с фишками).

    1. Звуковой анализ слова «дятел».

    (Слайд 8).

         (Чтение загадки, отгадывание,

          самостоятельное составление звукового анализа слова «дятел»).

    - Разделите слово «дятел» на слоги.

    - Определите, какой слог ударный.

    3.   Игра «Закончите предложения».

    (Слайд 9).

    4.   Работа в парах.

    (Слайд 10).

    Правила работы в парах:

    - думаю сам

    - высказываю свое мнение;

    - выслушиваю соседа;

    - приходим к общему мнению.

    - Посчитайте, сколько слов с буквой д в этом стихотворении.

    (Слайд 11)

                      Дятел жил в дупле пустом,

                      Дуб долбил, как долотом.

                      День долбил, два долбил –

                      Дырку в дубе он пробил.   (11 слов).

    5.  Чтение слогов, слов, предложений.

    - Назовите слоги с буквой д.

    (Слайд 12).

                      Прибежал веселый а,  прочитали дети -  да!

                      Прибежал зазнайка я, прочитали дети – дя!

                      Прибежал задорный о, прочитали дети -  до!

                      Прибежал задира е, прочитали дети – де!

                      Прибежал пузатый ы, прочитали дети – ды!

                      Прибежал игривый и,  прочитали дети – ди!

                      Прибежал угрюмый у, прочитали дети -  ду!

                      Прибежал тихоня ю, прочитали дети – дю!

                      Прибежал обжора э, прочитали дети – дэ!

                      Прибежал звонкий е, прочитали дети – де!

    (Чтение слогов в учебнике)

    - Прочитайте слоги по строкам.

    - Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает мягкий согласный звук [д’].

    - Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает твердый согласный звук [д ].

    (Чтение слогов по тренажерам)

    - Прочитаем все слоги с буквой д по тренажерам сначала медленно, затем быстро – на одном дыхании.

                      Буква Д – наш дружный дом,

                      В нем мы весело живем.

                     Каждый день по вечерам,

                     В дом друзья приходят к нам.

    (Чтение строчки слов в учебнике)

    Дом      дома     дома

    - Придумайте предложения, включив в них эти слова.

    (Прослушивание предложений детей)

    Физкультминутка.

                          У оленя дом большой.

                          Он глядит в свое окошко.

                          Зайка по полю бежит

                          В дверь к нему стучит.

                          - Тук, тук,- открой скорей!

                          - Там бежит охотник злой!

                          - Зайка, зайка, забегай,

                          - Лапу мне давай!

                         

    - Ребята, а к вам часто приходят в гости друзья?

    - Давайте узнаем, кто пришел к нам в гости сегодня. А для этого прочитаем столбики слов

    в учебнике.

    (Чтение столбиков слов)

    - Кто же пришел в гости? Как эти слова назвать одним словом? (Имена).

    - А как мы называем имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия? (Имена собственные).

    - Но в гости приходят с подарками. Давайте узнаем, какие подарки принесли нам.

    (Чтение предложений с. 99)

    (Слайд 13).

    5.  Отгадывание ребусов.

    - Девочки не только принесли подарки, но и захотели узнать, умеете ли вы отгадывать ребусы.

    - А что такое ребусы? (Загадки в картинках).

    (Ребус 1)

     (Слайд 14).

                                                                                         Букву «Д» на дне пруда     

                  д + раки = драки                  Отыскали раки.

                                                                                         С той поры у них беда:

                                                                                         То и дело драки.

     (Ребус 2)

    (Слайд 15).

    1

    2

    3

    4

    5

     с

    р

    е

    д

    а

    5

    4

    3

    2

    1

                                                                        

    - Что обозначает слово «среда»?

    - Составьте новое слово, поставив буквы в том порядке, который задают числа справа.

    (Дети составляют слово - адрес).

    - А вы знаете свой домашний адрес? А для чего его надо знать?

    V. Обобщение.

    - А теперь проведем тест. Вы должны выбрать один из трех вариантов ответа. Если выбрали правильно, то вам откроется буква, и в конце вы прочитаете слово.

    (к) – красный, (ж) – желтый, (з) – зеленый.

    (Слайд 16).

    1. Укажите букву, которая обозначает гласный звук:

    (к) д            (ж) а              (з) л

    2. Укажите букву, которая обозначает звонкий согласный звук:

    (к) к             (ж) с             (з) д

    3. Назовите букву, которая обозначает два звука:

    (к) ю            (ж) ы            (з) у

    4. Найдите лишнее слово и обоснуйте свой выбор:

    (к) дом        (ж) ягода       (з) Дима

    5. Назовите слог с мягким согласным:

    (к) да           (ж) дя           (з) до

    6. Найдите слово, которое правильно разделено на слоги:

    (к) ды – мок       (ж) дымо – к       (з) дым – ок

    - Вы умницы! И я хочу вам подарить картинки с кроссвордом, которые вы можете раскрасить.

    VI.Рефлексия.

    (Слайд 17).

    - А теперь сами оцените свою работу.

           Я доволен собою, я все запомнил – зеленый цвет.

          Не все получилось, как хотелось бы – желтый цвет.

          Получилась только часть задания, не все понял – красный цвет.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

    Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

    Открытый урок по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство со звуками б и бь, Буквами Бб "

    На уроке организовано знакомство в новыми звуками б и бь, обозначение звуков буквами....

    Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Б б"

    Звуко-буквенный анализ слов со звуками [б], [б\']. Чтение слогов и слов с буквой Б б....

    Урок: Литературное чтение (обучение грамоте) Тема: «Большая буква в именах людей и кличках животных»

    Конспект урока  литературного чтения в 1 классе. Тема: Большая буква в именах людей и кличках животных. ...

    Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."

    Этот  первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....

    литературное чтение (обучение грамоте). Знакомство с буквой Б, б.

    Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [б], [б`], обозначать их буквой «бэ»/ Бб).Задачи: Образовательные: формируем умения- различать звуки и бу...