урок литературного чтения (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Д"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Почекаева Наталья Владимировна

На уроке дети знакомятся с буквой Д и ее звуками, учатся производить фонетический анализ слова, читают с этой буквой слоги, слова и предложения. На уроке использовала решение  кроссвордов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конпект урока в 1 классе "Буква Д"26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения «Знакомство с буквой Д, д».

Цели:

- познакомить с буквой Д, д;

- учить давать характеристику звукам;

- формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;

- развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Планируемый результат:

- повышение активности на уроке;

- научить проводить звуковой анализ слов.

Инновационные технологии:

- личностно-ориентированное обучение;

- объяснительно-иллюстрированное обучение.

Оборудование урока:

презентация в Power Point «Знакомство с буквой Д, д»;

карточки с текстом;

фишки;

конверты с фишками для индивидуальной работы;

картинки-раскраски.

Литература:

«Букварь I ч.» Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова. Москва: Вентана-Граф, 2011

Ход урока:

I. Создание атмосферы психологического комфорта.

 (Слайд 1).

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- А девиз у нас такой: «То, что знаешь – не скрывай, на вопросы отвечай!»

- И начнем наш урок с хорошего настроения и улыбки.

II. Введение в тему урока.

(Слайд 2-4).

- Посмотрите в деревне дом, двор, во дворе – девочка Аня и ее брат Даня.

У Ани – удочка, у Дани – дудочка.

В доме резная дверь.

Аня называет ее:   верь.

Брата Даню зовет:   Аня.

Про двор говорит:   вор,

Про дудочку:   уочка.

- Какой звук не умеет произносить Аня?

- Правильно, звук д. Давайте поможем Ане. Я вам прочитаю стихи, а вы закончите предложения словами со звуком д.

                 В этом доме ты мне верь,

                 Заперта надежно… (дверь).

             Если влезть захочет вор,

             Он не попадет во… (двор).

                  Здесь живет малышка Аня

                  И ее братишка… (Даня).

              В руках у Ани удочка,

              В руках у Дани… (дудочка).

- С какого звука начинаются вставленные нами слова? (Со звука д).

- Можем мы его петь? (Нет).

- Значит, какой это звук? (Согласный).

- Как он звучал – твердо или мягко? (Твердо).

- Как можно одним словом назвать Аню и Даню? (Дети).

- Какой здесь слышим первый звук? (Звук д – мягкий).

Вывод: Звук [д] может быть твердым и мягким [д’].

- Определим – звонкий или глухой звук [д]. Для этого кладем пальчики на горлышко и, если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.

(Дети определяют, что этот звук звонкий).

- Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д] и [д’]. (Буква д).

                     

III. Сообщение темы урока.

(Слайд 5).

- Тема нашего урока «Знакомство с буквой Д, д».

(Слайд 6).

- На что похожа буква д?

IV. Работа по теме урока.

  1. Звуковой анализ слова «душ».

- А теперь Аня хочет загадать вам загадку.

                  Вот какой забавный случай!

                  Поселилась в ванной туча.

                  Дождик льется с потолка

                  Мне на спину и бока.

                           До чего ж приятно это!

                           Дождик теплый, подогретый.

                           На полу не видно луж,

                           Все ребята любят …  (душ).

(Слайд 7).

     (Работа у доски с фишками).

  1. Звуковой анализ слова «дятел».

(Слайд 8).

     (Чтение загадки, отгадывание,

      самостоятельное составление звукового анализа слова «дятел»).

- Разделите слово «дятел» на слоги.

- Определите, какой слог ударный.

3.   Игра «Закончите предложения».

(Слайд 9).

4.   Работа в парах.

(Слайд 10).

Правила работы в парах:

- думаю сам

- высказываю свое мнение;

- выслушиваю соседа;

- приходим к общему мнению.

- Посчитайте, сколько слов с буквой д в этом стихотворении.

(Слайд 11)

                  Дятел жил в дупле пустом,

                  Дуб долбил, как долотом.

                  День долбил, два долбил –

                  Дырку в дубе он пробил.   (11 слов).

5.  Чтение слогов, слов, предложений.

- Назовите слоги с буквой д.

(Слайд 12).

                  Прибежал веселый а,  прочитали дети -  да!

                  Прибежал зазнайка я, прочитали дети – дя!

                  Прибежал задорный о, прочитали дети -  до!

                  Прибежал задира е, прочитали дети – де!

                  Прибежал пузатый ы, прочитали дети – ды!

                  Прибежал игривый и,  прочитали дети – ди!

                  Прибежал угрюмый у, прочитали дети -  ду!

                  Прибежал тихоня ю, прочитали дети – дю!

                  Прибежал обжора э, прочитали дети – дэ!

                  Прибежал звонкий е, прочитали дети – де!

(Чтение слогов в учебнике)

- Прочитайте слоги по строкам.

- Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает мягкий согласный звук [д’].

- Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает твердый согласный звук [д ].

(Чтение слогов по тренажерам)

- Прочитаем все слоги с буквой д по тренажерам сначала медленно, затем быстро – на одном дыхании.

                  Буква Д – наш дружный дом,

                  В нем мы весело живем.

                 Каждый день по вечерам,

                 В дом друзья приходят к нам.

(Чтение строчки слов в учебнике)

Дом      дома     дома

- Придумайте предложения, включив в них эти слова.

(Прослушивание предложений детей)

Физкультминутка.

                      У оленя дом большой.

                      Он глядит в свое окошко.

                      Зайка по полю бежит

                      В дверь к нему стучит.

                      - Тук, тук,- открой скорей!

                      - Там бежит охотник злой!

                      - Зайка, зайка, забегай,

                      - Лапу мне давай!

                     

- Ребята, а к вам часто приходят в гости друзья?

- Давайте узнаем, кто пришел к нам в гости сегодня. А для этого прочитаем столбики слов

в учебнике.

(Чтение столбиков слов)

- Кто же пришел в гости? Как эти слова назвать одним словом? (Имена).

- А как мы называем имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия? (Имена собственные).

- Но в гости приходят с подарками. Давайте узнаем, какие подарки принесли нам.

(Чтение предложений с. 99)

(Слайд 13).

5.  Отгадывание ребусов.

- Девочки не только принесли подарки, но и захотели узнать, умеете ли вы отгадывать ребусы.

- А что такое ребусы? (Загадки в картинках).

(Ребус 1)

 (Слайд 14).

                                                                                     Букву «Д» на дне пруда     

              д + раки = драки                  Отыскали раки.

                                                                                     С той поры у них беда:

                                                                                     То и дело драки.

 (Ребус 2)

(Слайд 15).

1

2

3

4

5

 с

р

е

д

а

5

4

3

2

1

                                                                    

- Что обозначает слово «среда»?

- Составьте новое слово, поставив буквы в том порядке, который задают числа справа.

(Дети составляют слово - адрес).

- А вы знаете свой домашний адрес? А для чего его надо знать?

V. Обобщение.

- А теперь проведем тест. Вы должны выбрать один из трех вариантов ответа. Если выбрали правильно, то вам откроется буква, и в конце вы прочитаете слово.

(к) – красный, (ж) – желтый, (з) – зеленый.

(Слайд 16).

1. Укажите букву, которая обозначает гласный звук:

(к) д            (ж) а              (з) л

2. Укажите букву, которая обозначает звонкий согласный звук:

(к) к             (ж) с             (з) д

3. Назовите букву, которая обозначает два звука:

(к) ю            (ж) ы            (з) у

4. Найдите лишнее слово и обоснуйте свой выбор:

(к) дом        (ж) ягода       (з) Дима

5. Назовите слог с мягким согласным:

(к) да           (ж) дя           (з) до

6. Найдите слово, которое правильно разделено на слоги:

(к) ды – мок       (ж) дымо – к       (з) дым – ок

- Вы умницы! И я хочу вам подарить картинки с кроссвордом, которые вы можете раскрасить.

VI.Рефлексия.

(Слайд 17).

- А теперь сами оцените свою работу.

       Я доволен собою, я все запомнил – зеленый цвет.

      Не все получилось, как хотелось бы – желтый цвет.

      Получилась только часть задания, не все понял – красный цвет.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Открытый урок по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство со звуками б и бь, Буквами Бб "

На уроке организовано знакомство в новыми звуками б и бь, обозначение звуков буквами....

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Б б"

Звуко-буквенный анализ слов со звуками [б], [б\']. Чтение слогов и слов с буквой Б б....

Урок: Литературное чтение (обучение грамоте) Тема: «Большая буква в именах людей и кличках животных»

Конспект урока  литературного чтения в 1 классе. Тема: Большая буква в именах людей и кличках животных. ...

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) "Звук [а]. Буквы А, а."

Этот  первый урок основного (букварного) периода по учебнику "Букварь" Т. М. Андриановой УМК "Планета знаний"....

литературное чтение (обучение грамоте). Знакомство с буквой Б, б.

Цель урока: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [б], [б`], обозначать их буквой «бэ»/ Бб).Задачи: Образовательные: формируем умения- различать звуки и бу...

Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г  и  букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию  буквы  г, строчных и письменных соединений, слов, ...