Урок обучения грамоте в 1 классе "К.Д.Ушинский "Наше Отечество"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Радзявичене Анжелика Михайловна

В данном материале можно найти план-конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "К.Д.Ушинский "Наше Отечество", самоанализ, презентацию, дополнительный материал к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_samoanaliz_uroka.docx36.57 КБ
Файл dopolnitelnyy_material.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

1 КЛАСС, УМК «Школы России»

ТЕМА:Одна у человека родная мать – одна и Родина. К.Д.Ушинский «Наше Отечество».

Цель урока:создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», малая родина и большая Родина, осознания значимости родины для каждого человека через анализ и определение главной мысли текста К.Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.

Задачи урока:

1) актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах;познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине;формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей.

2) развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

учить учащихся навыкам правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого;

развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

3) способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать уважение и любовь к Родине;

пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине;

развивать самооценку учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные:ценностное отношение к Родине, к России, осознание значимости Родины для каждого человека и самого учащегося; учебно - познавательный интерес и мотивация к теме «Родина».

Метапредметные:

регулятивные–умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять границы знания и незнания по теме «Родина», принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять её решение под руководством учителя;

познавательные–добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста, строить ответы на вопросы учителя;

коммуникативные–слушать и слышать других, допускать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; чтение: работа с информацией: под руководством учителя

- работать с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;

- определять главную мысль текста и соотносить её с пословицей;

- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта.

Предметные: познакомиться с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», определить главную мысль произведения; подбирать слова близкие по смыслу к слову Отечество, повторить пословицы и поговорки о Родине.

Технология достижения цели: деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение:

- «Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М. : Просвещение. 2016.

- карточки со словами  для «кластера»;

- карточки с пословицами для работы в группах;

- презентация к уроку;

- компьютер, проектор.

- ребус,  фонограмма «Гимн России».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Касаясь трех великих океанов

Она лежит, раскинув берега,

Покрыта сеткою меридианов

Непокорима, широка, горда.

У нас великая страна,

Одна шестая света.

Еще на севере весна,

А уж на юге лето.

- О чем говорится в этом стихотворении?

Слайд №1 «С чего начинается Родина?»

«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - писал Константин Паустовский.

2.        Актуализация знаний

-Проверим свои рассуждения.

- Для этого  вам нужно выполнить задание. (ребус, слоги)

Р 1  а , ро-на-ди.  (доска)

                 Родина        родина

3. Формулировка темы урока, постановка учебной проблемы

-Что вы заметили? Почему одно слово написано с заглавной буквы, а другое с маленькой?

- Как вы это понимаете?(малая, большая)

-  Как называется наша Родина?

 (Слайд №2 – Россия – наша Родина)

-Что вы знаете о Родине? Что узнали на уроках в этом году?

Государственная символика:

1)Герб(Слайд №3)

2)Флаг(Слайд №4)

3)Гимн(Слайд №5)

4) Столица – Москва(достопримечательности)(Слайд №6)

4. Открытие и применение нового знания

С какой буквы будем писать слово «родина»? Почему? (страна)

- А можно ли ещё,  как - нибудь назвать Родину? Об этом мы узнаем позже.

-А что такое «малая родина»? Что мы можем так назвать?

1)Курск (достопримечательности) (Слайд № 7 )

2)Тим (достопримечательности)(Слайд № 8)

                                                    Игра «Угадай»

(Прочитайте отрывки из стихотворений и определите, о какой родине в нем говорится)

Курский край... Шум лесов и просторы полей;

И над Сеймом плывут облака в небесах.

И поет, заливается соловей -

Символ курской земли, притаившись в кустах.

(Курский край, автор: Анна Недрогайлова)

Мой Тим, земля березовых узоров,

Лирических напевов на заре…

Мой край - частица русского простора,

Запрятанная в дивной стороне.(Ольга Акульшина)

Ты, Россия моя, дорогие края,

Ты, Россия, родная безбрежная.

За твою красоту, за твою доброту

Я люблю тебя, Родина светлая.

5.Работа с учебником

– Как вы думаете, у человека одна родина или несколько?

-У вас разные мнения. Узнаем мнение мудрого писателя. Обратимся к учебнику стр. 86-87.

 – Вы уже много знаете о Родине, но у нас возникли вопросы. Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом великого русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского «Наше Отечество».

- Мы узнаем как,  по его мнению,  и почему,  называют нашу Родину, одна ли у человека Родина и, что значит Родина для каждого из нас.

- Я буду читать текст по частям, делая остановки. Вы отмечаете, где я остановилась, перечитываете отрывок самостоятельно,  делая пометки на полях :«?» -  непонятное, или хотели бы уточнить сведения.

(Учитель читает текст с остановками по смысловым частям.)

Первый отрывок.

- Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

- Какое название нашей Родины вы уже знаете?(Родина, Россия)

- Какое новое название России вы прочитали? (Отечество, матушка)

- Почему мы зовём Россию Отечеством?  Прочитайте в тексте.

- От какого слова произошло слово Отечество?(отец)

- Какое слово или выражение вам непонятно?  Ставим  ?   Где можно узнать значение? Показывает толковый  словарь. Зачитывает значение выражения из словаря Ожегова.  

- О чём говорилось в этой части текста?

Записывает справа на доске  первую строку опорных  слов для пересказа:

Отечество – отец.

Второй отрывок

-Родиной мы зовём её потому, что в ней мы  родились,  в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное,

- Почему Россию мы зовём Родиной?

- На каком языке вы говорите?

- Найдите в тексте похожие слова.

Записывает вторую строку опорных слов:

Родина -  родились, родной язык, родное.

Третий отрывок

А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

-  Почему автор называет Россию  матерью?(вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережёт.)

Записывает третью строку опорных слов:

Мать - вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережёт.

Четвёртый отрывок

Много есть на свете, и кроме России,  всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.

- Какое слово вам непонятно? Ставим  ?(Государство  -  страна. )

- Какие другие страны вы знаете?

- Если вы поедете жить в другую страну, вы тоже будете называть её Родиной?

- Так сколько у человека может быть Родин? Как об этом говорит автор?

 - Как сам автор относится к Родине? ( Да, он любит свою Родину, гордится ей, воспевает её в своих произведениях).

Групповая дискуссия.

(Беседа по прочитанному и анализ произведения.)

1 группа. – Почему автор называет Россию отечеством?

2 группа. – Почему автор называет Россию родиной?

3 группа. – Почему автор называет Россию матерью?

     6.Физминутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

- Возвратимся к нашей схеме. Какие дополнения вы можете сделать? Что нового вы узнали из текста? Помогут вам опорные слова.

- Какая же главная мысль передана автором в тексте? Подтвердите словами текста.

- Это пословица. Пословицы о родине прославляют землю русскую. В каждой пословице прослеживается огромная любовь к матушке России, нашему Отечеству.

Сейчас в группах вы будете собирать пословицы.

 (Обсудите, что означает  каждая из них)

- Проверим вашу работу.

- Можно ли сказать, что эти пословицы на одну тему? Выразите  её своими словами.

- Наш урок проходит в преддверии государственного праздника. (23 февраля) Назовите его. Почему он так назван? Кого  вы поздравите этот день?

 Рассмотрите, иллюстрации в учебнике на странице 86 -87. Назовите персонажей, если не знаете, поставьте ? . Будьте внимательными.

- Подумайте о ком или о чём вы хотели бы узнать поподробнее?

1)Летописец. Так в прошлом называли человека, который записывал всё происходящее, все исторические события.

2) Георгий Победоносец.

Давным - давно на землю одного царя нападал жестокий змей. Он уничтожал посевы, разрушал жилье. Жители страны, чтобы прекратить разбойные набеги змея, согласились отдавать ему на растерзание своих детей. Все жители поочередно отдали своих детей, пришла очередь царской дочери Елизаветы. Вывели дракону царскую дочь. В это время в стране оказался молодой воин – Георгий.

7. Рефлексия

-  Просмотрите записи на доске, подумайте, что нового узнали на уроке? Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?

- Назовите автора и название произведения,  с которым мы познакомились. Согласны ли вы с мнением автора?

- Прочитайте строки с опорными словами. (Запись на доске)

1.Отечество – отец.

2. Родина, родились, родной язык, родное.

3. Мать - вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережёт.

Одна мать – одна Родина.

- Перескажите текст  по - очереди в группах. Каждый использует слова одной строки.

«Синквейн»:

- А сейчас самая интересная и сложная работа. Работаем на листочке. Мы составим пятистишие, которое выразит  ваше отношение к тому, что вы узнали и прочувствовали на уроке. Будем действовать по памятке .

 1.Что? ( Родина).

2. Какая? (Большая, могучая, сильная, красивая, любимая).

 3. Что делает? (Кормит, учит, защищает, поит, охраняет).

 4. Пословица (Одна у человека мать – одна у него и Родина. ( Другая посл.)

 5. Родина – это (Отечество, Россия, матушка)

-  Кто хочет прочитать  своё пятистишие вслух?(по 1 человеку от группы)

8. Самооценка

-Оцените свою работу  на уроке:

Зеленый карандаш - было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно;

Желтый карандаш -  затруднялся при выполнении заданий;

Красный карандаш -  было трудно работать.

- Что больше всего понравилось, запомнилось? Что вызвало затруднение?

9. Объяснение домашнего задания(по желанию)

1)        Текст читать выразительно и пересказывать; сделать рисунок на тему «Моя Родина».

2) Подобрать о Родине или  стихотворение, или песню, или фотографии;

3) ( Повышенной сложности) составить пятистишие о нашем поселке

Итог. Любовь  к Родине рождается из любви к своему краю, улице, школе, семье. Когда вы вырастите, вы сможете сделать много доброго, полезного, чтобы Россия стала еще сильнее и краше. Родина – как мама, которая верит в ваше будущее, надеется на вас, что вы сможете ее в трудный момент защитить, как сделали в прошлом ваши деды, прадеды.

Ты, Россия моя, дорогие края,

Ты, Россия, родная безбрежная.

За твою красоту, за твою доброту

Я люблю тебя, Родина светлая.

Самоанализ урока обучение грамоте в 1-а классе.

Класс по уровню обучаемости и обученности в целом средний, но есть дети с низким и очень низким уровнем. Поэтому уроки приходится выстраивать, используя психологические особенности всех учеников. Необходимо, чтобы дети с высоким уровнем не потеряли интерес, а дети с более низким уровнем заинтересовались. В 1 классе дети еще не очень умеют говорить, боятся, теряются.

Этот урок чтения по произведению выдающегося представителя отечественной словесности К.Д. Ушинского «Наше Отечество», где художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит формировать духовное развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике – воспитательные результаты одного из направления, определённых Программой духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

К началу добукварного периода у первоклассников накоплен определённый багаж знаний по теме «Родина». В курсе «Окружающий мир» А.А.Плешакова в первой четверти учащиеся знакомились с темами: «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?». Выполняли проект «Моя малая родина».

Главная задача разработанного мной урока обучения грамоте - создать условия для осознания учащимися значения Родины для каждого человека и самих школьников.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

На изучение этой темы по программе отводится один урок.

На своем уроке использовала элементы интерактивных технологий ТРКМ («Теория развития критического мышления»). Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным.

Цель этой технологии: развитие мыслительных навыков школьников, необходимых не только в учёбе, но  и в обычной жизни, т.е. это и есть УУД: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Велика и коммуникативная роль данной технологии, которая заключается в умении вести диалог, дискутировать на уроке, работать в группах, парах. Основой является 3х фазовая структура:

1 стадия. Вызов. Я использую технологию «ТРКМ»- мозговой штурм и кластер (графическая систематизация материала). Цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Учащиеся тренируют умения кратко и чётко выражать свои мысли, слышать и слушать друг друга.

2стадия – осмысление (реализация смысла)

На этой стадии шла непосредственная работа с текстом, причем применяемые приёмы и методы позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным. Задания и вопросы к тексту формулируются таким образом, чтобы развивать у учащихся различные мыслительные навыки.

Понимая, что в современном уроке большая роль отводится коммуникативному подходу, я специально планирую коммуникативные задачи, а именно учу участвовать в диалоге, дискуссии, выстраивая аргументированные ответы. Это формирование коммуникативных УУД.

 Прогнозирование идёт на протяжении всего урока.

 Это также формирование личностных УУД.

На данном уроке прослеживается формирование личностных УУД таких как - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственные аспекты поведения.

На начальной стадии урока учащиеся по ребусу предполагали о чём пойдёт речь на уроке, предположения фиксировались на кластере. На протяжении чтения всего текста ученики возвращались к нему. Т.о. то, что не подтверждалось убирали, а дети находили новые предположения.

Это способствовало развитию мышления, формированию коммуникативных и творческих способностей. Применяя приёмы этой технологии, я убедилась, насколько она эффективна, насколько процесс обучения может быть увлекательным.

 Кроме этого обеспечивается формирование коммуникативных УУД.

Такая организация урока позволяет прививать ученикам уважительное отношение к мнению своих одноклассников, умение чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение.

 Построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение анализировать, сравнивать, делать выводы – это формирование познавательных УУД.

3 стадия  - Рефлексия, на которой информация анализировалась и творчески перерабатывалась.

Как подведение итогов еще раз проговорили: какие УУД развивали (работали в парах, группах, размышляли, думали).

 На уроке формировались регулятивные УУД:

Умение действовать по плану (инструкция)

Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Прогнозирование

Коррекция

На уроке я использовала элементы нескольких технологий:

Здоровьесберегательные: смена видов учебной деятельности, чередование видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа), правильная посадка ученика, смена видов деятельности требующая смены поз при работе, физкультминутка, способствующая снятию напряжения.

Личностно-ориентированные: умение самостоятельно добывать знания, индивидуальный подход.

Компьютерные технологии: презентация.

Технологии коллективного взаимодействия: работа в группе, технология сотрудничества

Игровые технологии: урок-игра.

 Я стараюсь использовать различные формы обучения. На этом уроке использовала коллективную, парную, групповую, фронтальную.

   Я считаю, что работоспособность была достаточно высокой для первого класса в течение всего урока. Это обеспечивалось благодаря смене форм и методов работы, которые представлены в технологиях, использованных на уроке

Время, отведенные на все этапы урока было рационально распределено. Урок был рассчитан не на 35 мин, а больше, так как этот урок с использованием новых методов и стратегий творческого характера. Учитель обязан выслушать высказывания многих ребят по одному вопросу, чтобы сложилась объективная правильность суждений. Выслушать мнения до конца, не прерывая его, так как этого требовали поставленные цели.

Психологическая атмосфера на уроке была комфортная, благоприятная, доверительная, эмоциональная, дружеская.

 В ходе урока цели и задачи реализованы.

Домашнее задание творческого характера (Продолжение этапа рефлексии) и для учителя (Проверить усвоение материала) и для ученика (Осмысление темы).

Все активно работали, и урок прошел в непринужденной обстановке. Ученики высказывали свое мнение, с желанием выполняли все предложенные задания.

Считаю, что урок соответствует требованиям ФГОС НОО. Доброжелательная обстановка, взаимопомощь, оборудование урока оказали положительный эффект на результат урока. Урок своей цели достиг. Поставленные задачи были реализованы.



Предварительный просмотр:

Прочитайте, наклейте рядом с вопросом ответ.

Что?  _______________________________

Какая?______________________________

Что делает?__________________________

Пословица_______________________________________________________________

Родина – это_________________________

РодинаРодинаРодина

любимая           могучая          сильная

большая        красивая        единственная

кормит        учит        защищает

охраняет        заботится        бережет

Одна у человека мать – одна у него и Родина.

Родина-мать – умей за неё постоять.

На чужой земле и весна не красна.

Отечество             Россия                матушка

Человек без Родины, что соловей без песни.

Если   дружба   велика,   будет   Родина   крепка.

Береги   землю   родимую,   как   мать любимую.

отец       родились     роднымязыком    родное вспоила    вскормила    выучила защищает бережёт

большая

малая

Р 1  а

Родина

МАТЬ

Отечество

ро-на-ди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

урок обучения грамоте Наше Отечество "Школа России"

Технология критического мышления...

Обучение грамоте. Внеклассное чтение. "День героев Отечества".

Внеклассное чтение для обучающихся 1 класса, посвящённое Дню героев Отечества. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности у обучающихся....

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...