Урок внеклассного чтения в 1 классе по теме " Творчество Агнии Львовны Барто"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Гридина Валентина Алексеевна

Урок внеклассного  чтения   я  проводила  в  1 классе. Урок  содержит  презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.docx57.35 КБ

Предварительный просмотр:

Гридина Валентина Алексеевна,

учитель  начальных  классов МБОУ

 « Средняя  общеобразовательная  школа №48

 им.Р.М.Каменева» города Курска

Урок внеклассного  чтения  в 1  классе  по теме

«Творчество  Агнии  Львовны   Барто»

ПРОЕКТ УРОКА

Структура

 Учебный предмет: Внеклассное чтение

 УМК «Школа России»

 Тема урока:  Творчество А.Л.Барто

 Тип урока:  урок  закрепления изученного материала

 Задачи урока: продолжить  ознакомление учащихся с жизнью и творчеством А.Л. Барто; формирование  навыков выразительного чтения; обучение анализу стихотворения, раскрывать его смысл, чувствовать интонацию,  ритм;  воспитание трудолюбия бережного отношение к игрушкам.

Ожидаемые результаты:        

  • свободно высказывать собственные суждения;
  • читать стихотворения выразительно
  • повышение познавательной активности на уроках
  • выстраивать ответ на поставленный вопрос

Предметные: 

  • Развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • Обучать овладению умениями правильно читать, объяснять значение новых слов, участвовать в диалоге, составлять несложные  высказывания;
  • Воспитывать позитивное отношения к творчеству А.Л.Барто, пробуждать познавательный интерес к произведениям, стремление совершенствовать свою речь;
  • Анализировать текст, выделять главную мысль.

  Метапредметные:  

  • Развивать умения работать с информацией;
  • Развивать умение использовать различные способы поиска информации;
  • Развивать  умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Познавательные:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • Находить ответы на вопросы в тексте.
  • Формировать умение извлекать из художественных текстов необходимую информацию.

Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать речь других.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Развивать умение работать в паре,группе.
  • Развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные: 

  • Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: Компьютер,  проектор,  экран, доска.

Наглядные пособия: Учебник Азбука, портрет А.Л. Барто. Книги А.Барто из школьной библиотеки.

 Индивидуальные пособия: карточки для работы в парах и  группах, смайлики (средства обратной связи).

Компьютерная презентация: «Агния Львовна Барто». 

                                        Этапы урока и хронометраж

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

1.

Организационный момент

30 секунд

2.

Актуализация  знаний

3 минуты

3.

Основная  часть

30 минут

4.

Закрепление  пройденного

3,5 минуты

5

Рефлексия.

3 минуты

Содержание урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

–Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок –

Начинается  урок.

Вот  книжки  на  столе, тетрадки

Не  хочется  играть  сегодня  в  прятки.

И  недосуг  дуть на  корабль   бумажный

Сегодня  в  классе  у  ребят  

Урок  уж  больно  важный.

-Посмотрите на свои парты всё ли у вас готово  к уроку.

 А сейчас тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке внеклассного чтения.

Дети приветствуют учителя, проверяют  свою готовность к  уроку.

Регулятивные:

организация рабочего места, нацеливание на успешную деятельность.

Личностные: принятие образа хорошего ученика

2.

Актуализация  знаний.

- Ребята. давайте с вами совершим небольшую прогулку по страницам книг (презентация). Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы разучивали с вами стихи.

-Вспомните стихотворение по нескольким словам: плачет, уронила, не утонет (слайд 1).

-А кто вспомнит это стихотворение целиком?

 «Наша Таня громко плачет….»

-Как же нам помочь Тане?

  • Давайте вспомним следующее стихотворение: «идёт, вздыхает, упаду»

-Кто это? (слайд, 2)

  • Ещё одно стихотворение вы вспомните без труда (слайд 3): «уронили, оторвали, не брошу)

-Почему Мишка грустный?

-Как нам помочь Мишке?

  • Игра  « Собери  картинку и узнай героя» .

Дети вспоминают, воспроизводят стихотворение.

Помогают персонажу преодолеть трудности. (Мяч достать можно разными предметами: палкой, или попросить взрослого.)

 

Бычок! Чтение стихотворения со слайда.

Дети вспоминают и читают стихотворение о Мишке.

Дети предлагают пришить лапу.

Дети  работают  группой: собирают  пазлы, называют   герою, читают соответствующие  стихи.

 Познавательные:- строят устные речевые высказывания.

Коммуникативные:

слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении; высказывают свою  точку  зрения, сотрудничают  в  рамках  учебного  диалога.

3.

Основная  часть

1. Постановка проблемы. Открытие нового:

-Чему учат эти стихи?

-Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов?

Автор строк, знакомых вам с раннего детства Агния Львовна Барто.

-Кто может сформулировать тему нашего урока? Что мы должны узнать нового на уроке?

2. Объявление темы, целей урока. 

-Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л.Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто.

3.Знакомство с поэтессой А.Л.Барто и её творчеством.

Может кто-то может рассказать о А.Л. Барто?

-Тогда слушайте и запоминайте.

(слайд 4)  

(слайд 5)

(слайд  6)

-Как вы думаете, кому были посвящены её стихи?

  Большая часть стихов А.  Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Она

встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас.

В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.

 
4. Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.  

5. Работа над стихотворением «Помощница»

У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Сегодня мы узнаем о ней ещё одну историю. Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся. Оно зашифровано в таблице. Поработайте в парах и расшифруйте слово с помощью ключа. Возьмите карточку №1.

А

Н

М

О

И

Ц

О

П

Щ

9

6

3

2

7

8

4

1

5

- Скажите, как называется стихотворение?

Даша  знает это  стихотворение наизусть. Давайте послушаем  стихотворение в её исполнении..

-Вам понравилось это стихотворение? Чем? С каким настроение нужно читать?

-Теперь прочитайте стихотворение про себя.

-Читаем по цепочке.

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

Столярный клей- клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия.

 Беседа по содержанию прочитанного:

1.Какие дела успела Таня выполнить за день? Найдите в тексте.

2. Как вы думаете, почему стих назван именно так: "Помощница"?

3. Правда ли, что Таня "Помощница"?

4. А, кого можно назвать помощником или помощницей?

- Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

6. Физминутка.  Игра « Полезно – легко»    

- Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – топаете. Встаньте, пожалуйста, и приготовьтесь.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, играть в игры в телефоне или компьютере, обедать, поливать огород, болтать по телефону, мыть посуду, гулять с другом, пылесосить, выносить мусор, грызть семечки.

7. Работа над стихотворением «Зайка»

Вначале урока мы вспомнили стихи о Мишке, Бычке. У А. Барто есть целый цикл, который называется «Игрушки». У вас есть любимые игрушки? Как вы с этими игрушками обращаетесь?

-Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке.( стр 104, «Зайка»)

 Прочитайте про себя.

Чтение вслух 1 уч-ся.

-С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему?

-Почему зайка остался на скамейке?

-Как относится девочка к своей игрушке? Можно ли её назвать хозяйкой? В чём состоит основная мысль произведения!

 -Как вы понимаете выражение "до ниточки промок"?

8.  У  А. Л. Барто есть стихотворение

 « В театре». Это  моё  любимое  стихотворение, которое  я хочу  вам  прочитать.

Чтение учителем стихотворения.

  • - Понравилось  вам  стихотворение?

А сейчас вы  поработаете в  группах. Каждая  группа  получает  своё  задание.

Давайте  вспомним  правила  работы  в  группах. (Карточка №2)

 ГРУППА- 1

  • Прочитайте стихотворение.
  • Какие строки стихотворения говорят о большом желании девочки попасть в театр?
  • Прочитайте о том, что девочки увидели в театре.
  • Это стихотворение весёлое, насмешливое или грустное? Почему?

ГРУППА- 2

  • Прочитайте стихотворение.
  • Что случилось с одной из девочек?
  • Прочитайте о том, как они искали номерок?
  • Определите главную мысль.

ГРУППА- 3

  • Прочитайте стихотворение.
  • Прочитайте, где девочки  искали  номерок?
  • Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?
  • Что показалось вам смешным, а что грустным?

ГРУППА- 4

  • Прочитайте стихотворение.
  • Прочитайте, что случилось с одной из девочек?
  • Прочитайте, как они искали номерок.
  • Как вы думаете, почему девочка сказала ребятам о том, что ей очень нравится балет? Что вы ей посоветуете? 

-Чему нас учит  это стихотворение

В своих  стихотворениях  А.Л.Барто  не  обсуждает детей, а с  доброй  улыбкой  что-то подсказывает, помогает  исправиться.

9. Давайте отдохнём  и  поиграем.

 Игра « Что    надо  исправить  здесь?»

«Любочка»  - грубость,  «Катя» - лень, «Подари мне, подари!»  - жадность.

-Какое слово осталось без  пары?

-  К какому  стихотворению А.Барто отнести этот порок?

Дети предлагают свои варианты.

Формулируют тему и задачу урока.

Дети делятся известной им информацией.

1уч.

Агния Львовна Барто – это замечательная  детская  писательница. Она  родилась в 1906 г. в Москве в семье ветеринарного врача.

2уч. А. Л. Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские стихи оказалось сильнее. Стихи А.Л.Барто  начала  писать  ещё  в  начальных  классах  гимназии.

3уч. Её  стихи  знают  не  только  наши  мамы  и  папы, но  их  знают  и бабушки,и дедушки.

 В  стихах А.Л.Барто  есть  маленький  секрет: они  запоминаются сразу и  на  всю жизнь. Не зря  Ю.А.Гагарин брал  их  с  собой  в космос.

Знакомятся с биографией и творчеством А.Л. Барто.

Дети высказывают свои предположения.

Дети знакомятся с выставкой книг из школьной библиотеки.

Дети работают в парах и выполняют задание.

«Помощница»

Дети  слушают  стихотворение.

Выполняют задание.

«Столярный клей»

Дети объясняют.

Ответы детей с опорой на текст.

Людей, которые помогают другим.

Выполняют движения.

Отвечают на вопросы

Дети объясняют выражение.

Дети  слушают и следят  за  учителем, делятся  своими  впечатлениями.

Выборочное чтение детьми.

Дети высказывают своё мнение,везде по-разному используя мимику, интонацию.

Защищают  свои  работы.

Дети  читают  наизусть  стихи «Любочка», «Катя», «Подари мне, подари!». Дети   анализируют и оценивают  поступки  детей, подбирают нужные слова.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи

Познавательные:

 - постановка и решение проблемы;

Познавательные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:- строят  устные речевые высказывания, перерабатывают  информацию

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные:

-умение работать с учебником, с текстом; осознавать  поставленную задачу, читать  и  слушать, извлекать  нужную  информацию, самостоятельно  находить её в представленных  материалах.

Регулятивные:  - оценивать  результаты своей и чужой  деятельности.

Коммуникативны:  -умение  слушать  и  вступать  в  диалог.

Познавательные:

-умение работать с учебником, с текстом.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

Познавательные: умение  извлекать  информацию.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные: - умение работать с учебником, с текстом.

Регулятивные:  -выполнять  учебное  задание  в  соответствии с целью.

Коммуникативные: - построение  монологических  высказываний, сотрудничество  в  рамках  учебного  диалога.

4.

Закрепление пройденного

Тест. Учитель раздаёт детям карточки.

Из какого произведения эти строки? Соедини линией. (Карточка №3)

Весь до ниточки промок...        

«Я выросла»

Я устала, не могу

Я вам завтра помогу!

«Игра в  слова»

Скажи потише:

« Шесть мышат...»

«Зайка»

Куклу жалко отдавать...

«Помощница»

-Возникли ли проблемы при выполнении задания?

-У вас есть возможность взять книгу в библиотеке и прочитать.

Ребята работают с тестами самостоятельно, после выполнения меняются работами выполняют взаимопроверку работ.

Осталось: «Куклу жалко отдавать»- «Я выросла»

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

5

Рефлексия

-С каким автором познакомились?

-Какие стихотворения читали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

– Что нового и интересного вы сегодня узнали? Чему нас учит А. Барто в своих произведениях?

– Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах лежат солнышки и тучки, если у вас хорошее настроение, отсутствие усталости поднимите  солнышко, а если вы устали и вы считаете, что сегодня на уроке зря потратили время и вы сердитые и грустные как тучки, поднимите рисунки с тучками.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои впечатления от урока.

Получают позитивный настрой от урока

Познавательные: -строят устные речевые высказывания.

Личностные: - положительное  отношение  к  учению.

Приложение

Карточка №1

Задание

Расшифровать  слово с  помощью  ключа. Назвать  стихотворение.

А

Н

М

О

И

Ц

О

П

Щ

9

6

3

2

7

8

4

1

5

        Карточка  №2

Карточка  для  групповой  работы. .

ГРУППА- 1

  • Прочитайте стихотворение.
  • Какие строки стихотворения говорят о большом желании девочки попасть в театр?
  • Прочитайте о том, что девочки увидели в театре.
  • Это стихотворение весёлое, насмешливое или грустное? Почему?

ГРУППА- 2

  • Прочитайте стихотворение.
  • Что случилось с одной из девочек?
  • Прочитайте о том, как они искали номерок?
  • Определите главную мысль.

ГРУППА- 3

  • Прочитайте стихотворение.
  • Прочитайте, где девочки  искали  номерок?
  • Какие чувства вы испытали при чтении этого стихотворения?
  • Что показалось вам смешным, а что грустным?

ГРУППА- 4

  • Прочитайте стихотворение.
  • Прочитайте, что случилось с одной из девочек?
  • Прочитайте, как они искали номерок.
  •  Что вы посоветуете девочке? 

Карточка №3

Из какого произведения эти строки? Соедини линией.

Весь до ниточки промок...        

«Я выросла»

Я устала, не могу

Я вам завтра помогу!

«Игра в  слова»

Скажи потише:

« Шесть мышат...»

«Зайка»

Куклу жалко отдавать...

«Помощница»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "От благодарных читателей"

При подготовке к этому уроку учащимся было дано задание провести исследовательскую работу «Мой любимый литературный герой» по следующему плану: 1.Кто твой любимый герой? 2.Из какой он книги? 3.Что...

Урок внеклассного чтения «Животные в нашем доме».

Урок внеклассного чтения для 4-ого класса. Цель урока воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей. Учить сопереживать, сочувствовать через произвед...

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"

Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником  9 мая.На уроке  реализовывались  следу...