Урок литературы 2 класс "ПНШ"по теме Л.Толстой "Прыжок"
методическая разработка по чтению (2 класс)

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shapkina_tehnologicheskaya_karta.docx54.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«СОШ №1 имени А. П. Максименко г. Юрги»

                                                                     Технологическая карта

                                                                     Литературное чтение                                                                                                                    

                                                                                                         УМК «Перспективная начальная школа»

                                                                         Л.Н. Толстой  «Прыжок»

                     

                                                                                                                                                     Автор: Шапкина Лариса Ивановна

                                                                                                          учитель начальных классов

                                                                                                      МБОУ СОШ№ 1 г. Юрги

                                                 

Содержание

1.Краткая аннотация к уроку                                                                                

2.Технологическая карта урока

3.Приложение

Аннотация: Урок  литературного  чтения по теме «Л.Н.Толстой  «Прыжок» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по литературному  чтению  во 2 классе «УМК «Перспективная начальная школа». Литературное  чтение 2 класс Л.Ф. Климанова. Урок литературного  чтения   организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок используется при изучении нового материала. Технологическая карта содержит подробное изложение хода урока. В ней отражены цели и задачи урока, формируемые УУД, метапредметные . В технологической карте         отражено детальное описание организации деятельности учителя и учащихся при работе с современным интерактивным оборудованием. Методической особенностью урока является использование приёмов  технологии  критического  мышления. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Для формирования коммуникативных УУД широко используется  работа в паре. В конце каждого этапа урока, во время этапа рефлексии, дети учатся самостоятельно подводить итоги проделанной работы, оценивать результаты своих действий, делать вывод выполнена или не выполнена задача урока. Такой  подход способствует развитию регулятивных УУД: контроль, коррекцию, оценку и саморегуляцию. Дети приобретают  мыслительные и исследовательские умения .Применяемые приёмы, методы, средства позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться..

                                                                                  Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): УМК «Перспективная начальная школа». Литературное  чтение  2кл.

Н. А. Чуракова

Тема урока: Конспект урока «Л.Н. Толстой Прыжок» 

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Место урока в системе уроков55-й урок

Цель:

Познакомить с произведением  Л.Н. Толстой Прыжок .

Формирование умения определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям;

Задачи:

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

-развивать умение вдумчиво читать;

-развивать умение оценивать поступки в сравнении;

-совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы,

-развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать;

-развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость,

 -обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.

УУД:

 Личностные УУД

Регулятивные УУД: 

 Коммуникативные УУД:

 

Познавательные УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные  УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия:

Рассказ-быль.

Межпредметные связи:

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с окружающим миром.

Ресурсы:

учебник: Литературное  чтение 2 класс 1 часть Н.А. Чуракова .Просвещение 2017г.

Рабочее место учителя (компьютер + мультимедийный проектор+ интерактивная доска)

Рабочее место ученика :учебник

Интернет  -ресурсы:

1. портрет 

2.http://buklit.ru/covers/72408.jpg

3.http://rech-deti.ru/upload/iblock/38e/38e86b21e4c62e393c486f97b50354b3.jpg 

4.http://rech-deti.ru/upload/iblock/4b1/4b132e1564da2a18fd3be8efdde799d5.jpg

5. https://www.youtube.com/watch?v=mYZMgg0USV4 

6.http://img.espicture.ru/18/pryijok-tolstogo-kartinki-1.jpg 

7. http://www.dagorlenok.ru/upload/iblock/2fa/2fae43e0a550eaecd1b883d0bcf06d12.jpg 

8. http://img.crazys.info/files/pics/2016.08/1471020951_017.jpg

9 https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0107/000187a6-cd9c6171/img30.jpg 

Структура и содержание проекта урока

ЭТАПЫ  УРОКА

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Формирование  УУД

1.ВЫЗОВ

Организационный момент

Цель: создание условий для включения в учебную деятельность на личностно  значимом уровне

Приветствие “Здравствуйте!”

-Сейчас у нас с вами начинается урок литературного чтения.

- -Мы с вами должны нацелиться на серьёзную работу.

Пусть у нас сегодня всё получится.

Дети приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- включение в учебную деятельность на личностно  значимом уровне

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать свою деятельность;

Коммуникативные:- слушать и понимать речь других

Постановка цели  и  задач  урока

Каждый урок  литературного  чтения-это новая встреча с кем или чем?

-Ребята, сегодняшний урок – е исключение.

В каком разделе мы сейчас изучаем произведения? (слайд 1)

О чём они?

-Что вы хотите получить с сегодняшнего урока литературного чтения?

Начните свой ответ вот с этих слов:

Сегодня на уроке мне хотелось бы…(слайд 2)

-А чтобы у нас всё получилось, что нам необходимо?

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях -

Мудрейший человек и мастер слова.

-Узнаёте, кто это? (слайд 3) портрет Л.Н. Толстого

-Кто ещё так думает?

-Действительно, это Лев Николаевич Толстой.

Послушаем факты из  его биографии.

Он много писал произведений для взрослых и  для вас детей   ( слайд 4)

     

С писателями, героями новых произведений, с чем-то новым.

В разделе  « В гостях у ёжика и медвежонка»

Есть произведения  о животных, есть о людях, а главное все они о любви.

Ответы детей

(получить новые знания, познакомиться с интересным произведением и др.)

Ответы детей:

(слушать учителя, не отвлекаться, стараться, не перебивать друг друга и др.)

Лев Николаевич Толстой

Сообщение делает ученица

Выставка книг Л. Н. Толстого

Регулятивные:

-Уметь  слушать  в  соответствии с целевой  установкой, дополнять,  уточнять  высказанные  мнения по  существу  поставленного  задания.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Познавательные:

  Выделение  формулирование  познавательной  цели,  темы

Актуализация  знаний.

С одним из произведений этого замечательного писателя мы сегодня с вами познакомимся.

Мы сейчас прочитаем название этого произведения(слайд5)

Прыжок

Как вы понимаете значение этого слова?

Где мы можем найти толкование незнакомых слов?

Толкование слова прыжок можно найти в словаре  С.И. Ожегова (слайд 6)

- Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом. 

А теперь ,зная точно, что такое прыжок.

Можно ли по названию сделать предположение, о чём это произведение?

 Прыжки могут совершать и люди. и животные. Возможно.-это был необычный прыжок.

Но мы пока не знаем, куда был совершён прыжок и не знаем причину.

 Мы проверим ваши предположения после чтения рассказа. Откройте учебник на странице 161

Нашли название нашего произведения.

Прочитайте слово под названием. (Быль)

-Где мы найдём значение этого слова  ?

Быль-это рассказ о действительном происшествии ( слайд7)

-Значит , какой жанр произведения мы будем с вами читать?

Но перед чтением рассказа разберём  непонятные для нас слова.

Словарная работа

.А теперь найдём слова в тексте (слайды7,8,9)

Палуба -  открытое или закрытое место на корабле, куда пассажиры и члены команды могут выходить из своих кают.

Расходилась-дошла до крайней степени в проявлении

Мачта - конструкция на палубе, которая служит основой для крепления парусов

Аршин -  старая русская мера длины

Каюта - небольшая жилая комната на корабле

Молодец-храбрец; сильный молодой человек

Узнать, о  чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора.  

Дети предполагают, что об обезьянках, т.к. на иллюстрации обезьяна, или о цирке, где гимнасты исполняют прыжки, или о прыжках в воду.

В Толковом словаре, в словаре

С. И. Ожегова

Объяснить  значение непонятных слов, находить изобразительно-выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль

Дети читают быль.

Рассказ

В толковом словаре

Находят значение этого слова

Находят слова и  читают находят объяснение в толковом словаре

Познавательные:

Выделение  формулирование  познавательной  цели,  темы

Регулятивные :

- определять  цель  деятельности  на  уроке и планировать  свою  работу,  составлять  план  и  последовательность  действий

Коммуникативные: формировать   умения  оформлять  свои мысли  в  устной  форме.

Личностные:

-формировать  учебно-познавательный  интерес  к  учебному  предмету.

2. Стадия  осмысления

Первичное  усвоение  знаний 

Теперь внимательно слушаем рассказ и ответим на вопрос в рассказе -это просто действие или какой-то смысл вложил Л. Н. Толстой.(слайд 10)

Чтение до слов…все замерли от страха…

Приём «Корзина предположений»

Попробуем предположить, что может случиться дальше?

Чтение до конца

Совпали ваши предположения с дальнейшими событиями в рассказе?

Так какой смысл вложил Толстой в свой рассказ?

( слайд 11)

До чтения рассказа мы не совсем точно сделали предположение. Это был опасный прыжок.

.Он учит нас тому. что страх преодолеть нелегко, иногда надо очень быстро принимать решение. ведь от этого может зависеть жизнь, учит не совершать необдуманные поступки учит управлять собой .своими эмоциями

Физминутка (слайд 12) звук чаек и моря

Над волнами  чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

Прием  «Чтение  с  остановками»

1 часть 1  абзац «Один  корабль…..»

(Вопросы после чтения  открываются на интерактивной доске)

- Где происходило действие?        Действие происходило на палубе корабля.

- Кто ещё был среди людей?   Среди людей была большая обезьяна.

- Как вела себя обезьяна?   -Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные

2 часть «- Она  подпрыгнула…….»

Что сделала обезьяна? : обезьяна «подпрыгнула», «сорвала шляпу», «надела», «живо забралась на мачту»;

Как вели себя люди? люди (смеялись»)

 Каковы действия мальчика? (мальчик «не знал, смеяться… или плакать»;)

- Как отреагировал мальчик на выходку обезьянки и смех людей? (он растерялся , обиделся на смех матросов)

- Как вы думаете, для чего автор указал, что мальчик - сын капитана корабля? ( его отец был главным на корабле и мальчик гордился этим)

Часть 3.Читаем текст дальше с. 161-162. до слов «…»

(Вопросы после чтения  открываются на интерактивной доске)

Почему мальчик полез вслед за обезьяной?

Обезьяна  его  подзадоривала, дразнила мальчика. Взрослые смеялись  и мальчику было неприятно, не хотелось уступать обезьяне

- Думал ли мальчик об опасности? 

- Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)

Мальчик  не  думал об опасности.  Обида сменилась азартом, задором. Для мальчика это была игра, настойчивость, упрямство. Сдерживать  эмоции

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? 

Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему

Часть4.

Чтение с. 162- 164 до слов «Когда капитан…»

-Зачем  вышел  капитан  из  каюты?

 Что  он увидел, когда вышел на палубу?

Подумайте :-Надо ли было целиться в мальчика или  можно  было  просто  сказать  ему  прыгай 

-Видно ли по поведению этого человека , что это капитан, а не матрос, и не пассажир.

Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?

-Кто  вытащил  мальчика  из  воды?

-Что чувствовал  капитан ,  пока сын был под водой?

-Почему капитан убежал к себе в каюту?

Вспомните  наши  предположения. Все ли  они  подтвердились?

Дети  смотрят  фильм  

Дети высказывают свои предположения

Ответы детей

Это поступок, который  совершил  мальчик. услышав приказ отца, Он спас свою жизнь и избавил от горя отца.

.- (Дети зачитывают «ключевые» слова: обезьяна «вертелась», «забавлялась», «корчилась», «передразнивала», «еще больше расходилась»; люди «забавляются»).

И  отвечают  на  вопросы  по  художественному  тексту.

Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто

разбиться

Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха"

подтверждают  словами текста тему и основную мысль

-наблюдают за жизнью слов в художественном  тексте.

-определяют в тексте   художественный  прием  сравнение.

(Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")

Характеризуют героев рассказа  с опорой на текст.

Мальчик мог разбиться об палубу

- Да, видно он решительный, смелый

Капитан убежал в каюту, чтобы никто не видел, что он плачет. Он очень переживал за своего сына.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

-формировать  способность и  умения производить  простые  логические  действия и  на  анализе  объектов  делать  выводы.

Коммуникативные:

-объяснять  свой  выбор.  отвечать  на  поставленный  вопрос.

Регулятивные: -оценивать  учебные  действия  с  поставленной  задачей.

Познавательные: понимание прочитанного текста, его смысла().

Формирование  логических  действий  анализа.  сравнения.  Установления  причин-следственных  связей.

Личностные: учить оценивать и объяснять простые ситуации с позиции общепринятых нравственных правил.

действий  анализа.  сравнения.  Установления  причин-следственных  связей.

Первичное закрепление

Работа в парах

Напомните,  какие правила работы в парах вы знаете?

Перед  работой  повернитесь  друг  к  другу, улыбнитесь, прикоснитесь  ладошками. Передайте  тепло  своих  ладошек  друг  другу.

(слайд13)

У вас на столе карточки. Найдите карточку №1

- Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Используя материал карточки  выберите те, которые считаете главными

смелость

безрассудство

геройство

необдуманность

           хвастовство

решительность

самолюбие

- Какой вопрос я задала вам перед чтением?

- Так, какой же смысл, вкладывает автор в слово   прыжок?  Прыжок  мальчика – это поступок,

             который спасает его от гибели.

.

(слайд 14)

А сейчас поработаем с пословицами. Посмотрите   на карточку № 2

 Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее соответствует главной мысли рассказа.

Свой выбор необходимо доказать.

«Одна голова хорошо, а две лучше»

«Всё хорошо, что хорошо кончается»

«Гордится отец, что у него сын храбрец»

Надо подобрать из текста предложения к иллюстрациям

( слайды 15,16.17)

(слайд 18)

Так почему автор назвал свой рассказ прыжок?

Почему мальчик совершил прыжок?

Так кто же виноват в том, что чуть не случилась трагедия?

.

Работа в парах

1.  Смелость – трусливый человек не смог бы забраться на такую высоту и подвергнуть себя опасности.

2.  Безрассудство – его чувства взяли верх над разумом, над рассудком, и он не контролировал свои действия, им управлял один только задор.

4.  Необдуманность – он не стал думать о последствиях.

5.  Решительность – мальчик не стал медлить, его движения были быстрыми: он добрался до верха мачты за одну минуту.

6.  Самолюбие -  ведь насмешки матросов раззадорили его, мальчик обиделся, ему

стало стыдно за себя, что он, сын капитана, не уследил за шляпой, позволил обезьяне над ним насмехаться и дразнить.

-подбирают  из  текста  слова  к  иллюстрациям.

доказывают

Рассказ  учит нас преодолеть страх, уметь  быстро принимать решении е в сложной ситуации, ведь от этого может зависеть жизнь, учит не совершать необдуманных поступков, учит управлять собой, своими эмоциями.

.

подбирают  из  текста  слова  к  иллюстрациям.

Это поступок, который  совершил  мальчик. услышав приказ отца, Он спас свою жизнь и избавил от горя отца.

Он учит нас тому. что страх преодолеть нелегко, иногда надо очень быстро принимать решение. ведь от этого может зависеть жизнь, учит не совершать необдуманные поступки учит управлять собой .своими эмоциями

Познавательные: 

-понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач.

Коммуникативные:

-работать  в  группах,  учитывать  позицию  собеседника,  слушать  и  понимать  других.

Объяснять  свой  выбор,  отвечать  на  поставленный  вопрос,  аргументировать.

Познавательные: понимание прочитанного текста, его смысла().

Формирование  логических  действий  анализа.  сравнения.  Установления  причин-следственных  связей.

Личностные: учить оценивать и объяснять простые ситуации с позиции общепринятых нравственных правил.

действий  анализа.  сравнения.  Установления  причин-следственных  связей.

3РЕФЛЕКСИЯ

-Сейчас вы сами оцените свою работу на уроке .

 (слайд 19

Что получилось?  Что не получилось?

-Где происходит главное  событие рассказа? (НА КОРАБЛЕ) 

 Мы сделаем сейчас тоже  кораблики

- У вас на столах лежат листы цветной бумаги

-Подумайте кораблик , какого цвета у вас будет?

Отлично работал и все  понял – зеленый кораблик

 Хорошо работал, но остались вопросы – жёлтый   кораблик.

 Ничего не понял и не узнал новое  - красный кораблик.

-Кто  сделает , поднимает свой кораблик и мысленно загадывает своё самое заветное желание.

Ведь скоро НОВЫЙ ГОД!

 Мы сейчас запустим ваши кораблики в море.

 Пусть все ваши желания сбудутся.

Оценивают  свою  работу

Делают кораблики своими руками

  Личностные:  

Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Регулятивные:

Формирование умения удерживать цель деятельности до получения её результата  Выделять    и  осознавать то, что  уже  усвоено  и  то  что еще  подлежит  усвоению

рефлексия способов и условий  действий

Домашнее   задание

По  выбору

  1. Перечитать текст.
  2. Подготовить пересказ от имени мальчика.
  3. Нарисовать рисунок к эпизоду, который тебе понравился.

(слайд20)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс

Конспект урока по математике в 3 классе на тему  «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...