Методическая разработка урока по чтению и развитию речи на тему "Обобщающий урок. О труде и трудолюбии".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний с использованием здоровьесберегающих и информационно - коммуникативных технологий.На уроке используются индивидуальные и коллективные способы организации познавательной деятельности. Они позволяют  повторить большой по объему изученный материал, проверить умения и применять полученные знания на практике;

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Меленки»

Урок чтения и развития речи в 4 классе. «Обобщающий урок по теме

«О труде и трудолюбии».

Разработала и провела:

учитель начальных классов

Некрасова М.Н.

Декабрь, 2017 г.

Тема: Обобщающий урок по теме  «О труде и трудолюбии».

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме «О труде и трудолюбии».

Задачи:

  1. Совершенствование навыков осознанного чтения, умения анализировать поступки героев, связно излагать свои мысли;
  2. Способствовать коррекции и развитию связной устной речи посредством ответов на вопросы; развитию  зрительного и слухового восприятия, ВПФ.
  3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к труду и людям труда.

Оборудование: карточки с отрывками произведений, с пословицами,карточки для рефлексии, ключики, сундучок, ТСО.

Предварительная работа: написание учащимися мини-сочинения о том, где работают их родители.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  • Рапорт дежурного.
  • Психологический настрой на урок.  

Прозвенел урок,

Начинается урок. 
Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей.

    Сядьте красиво, постарайтесь на уроке работать быстро, отвечать полно.

С гостями мы поздоровались, теперь поздоровайтесь вы друг с другом. Вспомним пальчиковую гимнастику «Здравствуйте» и разомнем пальчики.

Желаю успеха большого во всём и всегда.

II. Проверка домашнего задания

Речевая разминка

-Чтобы правильно и чётко говорить на уроке, проведём речевую разминку.

Ту-ту-ту –дети любят чистоту

Ол-ол-ол-подмели мы пол

Ру-ру-ру-парту протру

Лью-лью-лью- цветы полью

Ту-ту-ту- наводим сами красоту.

-Расскажите, а как вы трудитесь в своем классе?

- Как вы думаете, наших детей в классе можно назвать трудолюбивыми?

-Что значит быть трудолюбивыми?

-А кто у вас следит за чистотой? (Дежурные.)

-Какой труд главный для вас сейчас? (учиться и получать знания)

- А вот как вы относитесь к своему труду узнаем, проверив домашнее задание.

Ребятам нашего класса, нужно было подготовить небольшой рассказ о работе и труде своих родителей.  Они расскажут о том, какие их родители трудолюбивые. Послушаем Ксюшу.

Я с вами согласна, всех ребят нашего класса и их родителей можно назвать трудолюбивыми.

III. Сообщение темы и цели урока.

  1. Вводная беседа

-Ребята, на прошлом уроке мы закончили изучение произведений по теме  «О труде и трудолюбии».

И сегодня у нас необычный урок.

Мы всё обобщим, и пойдёт это впрок!

Мы будем по ролям читать,

Пословицы подбирать,

В игры играть.

Попробуем вместе секрет разгадать:

Что автор  произведение стремился сказать!

-Посмотрите, на моём столе стоит сундучок. Он не простой. Он волшебный. В нем лежат сокровища. Для того чтобы его открыть необходимо узнать кодовое слово. Узнать его нам помогут ключики, которые вы получите, если правильно выполните ряд заданий по изученной нами теме.

-Напомните, какая тема у нас сегодня на уроке?

-Верно. Помните, что только самые внимательные и дружные ребята смогут открыть сундук.

2. Работа по теме урока

Итак, первое задание называется «Литературное лото»

- Посмотрите на слайд. Слева даны  фамилии авторов прочитанных нами произведений, справа названия произведения. Вам нужно соотнести автора с его произведением.

Е. Пермяк                               «Трудолюбивый Медведь»

К. Ушинский                          «Айога»

И. Крылов                               «Лодыри и кот»

Народная сказка                      «Два плуга»

С.Маршак                               «Для чего руки нужны»?

Русская сказка        «Самое дорогое»

-Молодцы. Вот первый ключик.

(Ключ прикрепляется к доске)

3. Гимнастика для глаз: Пройдитесь глазками по линиям, которые ведут от произведений к их авторам.

4.Игра «Узнай произведение по опорным картинкам»

- Переходим к следующему заданию. Рассмотрите  ряд предметов. Вспомните, в каком произведении мы встречались с ними? Назовите произведение.

        девочка       железо               мужик          руки                    коньки

лепёшка       плуг                    дуги              дедушка            кот

гусь             земледелец         медведь         внук                  дети

-Молодцы. Вот второй ключик.

(Ключ прикрепляется к доске)

5.Угадайте из каких произведений эти отрывки? 

Теперь нас ждет выполнение задания, которое потребует от вас вашей совместной, слаженной работы.

- Это карточки с отрывками изученных произведений. Выберите, карточку. Прочитайте её и подумайте, из какого произведения взят отрывок.

(Дети читают отрывки из произведений с карточек, приготовленных учителем).

- Молодцы, вы очень дружно поработали и хорошо почитали. Получайте третий ключик.

6. Работа с пословицами.

-  Народом сложено много пословиц. Есть пословицы о труде. Поиграем в игру: «Собери пословицы”. Из правого столбика подберите нужное окончание пословицы.

На доске карточки с частями пословиц. Дети их собирают и объясняют смысл одной из пословиц.

  1. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).
  2. Труд человека кормит, (а лень – портит).
  3. Кто любит труд, того люди чтут.
  4. Терпение и труд – всё перетрут.

-А вот и 4 ключик.

7. Игра «4 лишний»

-  А сейчас поиграем в игру «Четвёртый лишний»

- Посмотрите на слайд и подумайте, какая картинка лишняя. Назовите её и объясните свой выбор. Помните, о теме нашего урока.

Лебедь, рак, щука, гусь.

-Почему лишний гусь? (Этот персонаж из сказки «Айога», а остальные из басни «Лебедь, щука и рак»)

- Прочитайте по ролям разговор матери и дочери.

-Чем Айога не хотела заниматься? (Трудом)

-Кому она не хотела помогать? (Матери)

-Правильно ли она поступала по отношению к маме?

-Как мы должны относиться к родителям? Как должны относится к труду?

- За дружную работу вы получаете свой 5 ключик.

  1. Игра «Оживите картинку»

- Сейчас вас ждёт последнее задание, и вы должны получить последний ключик. Вспомним выученные наизусть стихи и поиграем в игру «Оживите картинку».

-Персонажей,  из какого произведения вы видите на рисунке? («Лодыри и кот»).

- К картинке подберите строчки из изученного стихотворения.

«…Замяукал жалобно серый кот….)

-О чем сожалеет кот? (о том, что не ходит в школу)

-Что он хочет сказать своими словами? (что всем ребятам необходимо учиться в школе и получать знания, которые им пригодятся для жизни).

9. Заключительная часть.

-Ребята, вы получаете последний ключик, и теперь можем узнать кодовое слово. Перевернем ключики и прочитаем. Какое же оно?

ЗНАНИЯ

-Что же помогло вам открыть сундук? (знания, труд и работа в коллективе). Конечно, знания, а чтобы были знания нужно трудиться.

  1. Домашнее задание.

Детям предлагается выставка книг о труде и трудолюбии, для дальнейшего их прочтения.

Мы прочитали много произведений, в которых раскрывается тема труда и трудолюбия. Это, конечно же, не все рассказы, стихи, поэтому предлагаю вам другие, которые вы почитаете во внеурочное время.

IV. Итог урока:

- Итак, подводя итог урока, давайте еще раз вспомним, над какой темой работали?

-Чему учат все изученные нами произведения? (Трудолюбию, настойчивости, выработке силы воли, уважению к старшим.)

-Что было интересно на уроке?    

-Что вам понравилось больше всего?

Рефлексия.

-Оцените свою деятельность на уроке.

Если вам было интересно на уроке и вы довольны результатами работы, то поднимите карточку с изображением весёлого смайла.

-Если не понравилось на уроке, и вы остались недовольны своей работой, то поднимите карточку с изображением грустного смайла.

-И мне понравилась работа с вами. Я думаю, что вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, и сумели применить свои знания. Сегодня все, кто работал на уроке, получит положительные оценки. Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей" в 4 классе VIIIвида

Цели.1.  Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен;     учить беглому, осознанному, выразительному чтению2. Коррекция  слухового и зрительного внима...

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Дифференциация букв З-С"

Урок чтения в 1 классе.Тема: «Дифференциация букв с-з»....

Методическая разработка урока по чтению и развитию речи 1 класс Звук и буква З.з

Урок по обучению грамоте для кчащихся коррекционных школ VIII вида...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Конспект обобщающего урока по чтению и развитию речи с использованием технологии разно уровневого обучения по теме: «Весна в окно стучится» 3 класс

Пояснительная записка             Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с пр...

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: «Осень» Е.Трутнева

Пояснительная записка            Конспект урока чтения и презентация предназначены для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программ...