Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1 классов
рабочая программа (1 класс)

Желтикова Лидия Петровна

Рабочие программы по В.Д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения, протокол № 1

от  «____» августа  2018г.

руководитель  МО ____________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы

протокол № 1

от «     » августа 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ №

 от «     » августа 2018г.

Составитель:

Желтикова Лидия Петровна

первая квалификационная категория

Нижневартовск, 2017

Пояснительная записка

Программы  курса внеурочной деятельности «Истоки»  предназначена для обучающихся 1 классов  МБОУ «СШ №21». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС  основного общего образования  с  учетом формирования  философских и духовных поисков нашего времени.

В основу  Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают  культурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалога «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий  культурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской

Курс «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности,  независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Методологическую основу данной программы составляет социокультурный  системный подход в образовании. Он позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первых лет обучения в  начальной школе;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Цель курса внеурочной деятельности:

  • освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
  • развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.

Задачи курса внеурочной деятельности:

  • Подвести учащихся к пониманию сути  Истоков ;
  • Развивать целостное восприятие мира внешнего (социоультурная среда развития)  и  мира внутреннего (духовно-нравственного);
  • Развивать образное  и  логическое мышление;
  • Формировать навыки продуктивного диалога  и  сотрудничества.
  • Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа  и  великой литературы.


Результаты освоения  курса внеурочной программы

Личностные результаты:

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Метапредметные результаты:

  • Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
  • Развитие системы духовно – нравственных ценностей жизни.
  • Развитие целостного восприятия мира внешнего и мира внутреннего, способности слышать Слово, видеть Образ, создавать Книгу.

Предметные результаты:

Содержание первого класса, в основном, сосредоточено на понимание сути Истоков. Система духовно – нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий «Слово», «Образ», «Книга», которые дают представление о «Мире»: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно – нравственном).Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Тема «Мир», помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры, как мир людей ее созидающих. Тема «Слово» раскрывается посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным. Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Тема «Образ» наполнена содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». Тема «Книга» позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.

Воспитательные  результаты:

Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания - истоки, и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.

  Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире. Осуществить присоединение от семьи к начальной школе  и  от начальной школы к средней школе.  Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности  и  завершенности курса « ИСТОКИ » в рамках начальной школы.

Содержание курса внеурочной деятельности

 с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

МИР. (11 часов)

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ.

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность. (Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы).

МИР И ЛАД. (Поле, школа и семья) Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Смысл и значение слова. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв?

ДАР (РОЖДЕСТВО) Дар. Божий дар. Благодарение. Поздравление. Праздник. Праздничное слово. Слово-поздравление.Слово-приветствие.Слово-прославление.

ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Что обозначает слово? (Имена существительные – без терминологии.) Общее и конкретное значение слов. Слово-образ. Слово-символ. Слово-имя. Имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга — образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Откуда берутся слова? Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.)

СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть. Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной?

РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Имя края. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Происхождение названий.

СВЯТЫНИ РОССИИ. ЩИТ И ГЕРБ (СВ. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ) Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Героические слова. Слова верности. Слово-действие. (Глаголы – без терминологии.) Что значит «Ищи мира»?

Как это делать?

СВЯТЫНИ РОССИИ. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем?

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК (ПАМЯТЬ) Что более всего запомнилось из пройденного содержания? Добрая память. Долгая память. Память сердца.

СЛОВО (10 часов)

СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом. Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение

с различной интонацией.

ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова. Слово – сравнение, описание. (Прилагательные – без терминологии.) Метафоры.

С чем можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, ищем сравнения.

ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг Святое Слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе Слово Доброе дело. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг. Слово – наука. Чему мы научились?Слушать и слышать.

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь. Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. (Предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте – зрительно и на слух.

ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь Добрые дела. Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК (ВНИМАНИЕ) Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир. Внимание. Умение слушать и слышать. Любознательность. Усердие в учебе. Заботливость. Сердечное внимание.

ЭКСКУРСИОННО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ УРОК.

ОБРАЗ (6 часов)

РОДНИК. Род. Родник. Родное слово. Родная земля. Родина. Родник — начало жизни. Живая вода Святой источник. Святая вода. Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы – без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли.

ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова.  Примеры из предыдущих текстов.

ОБРАЗ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. Святой благоверный князь Александр Невский — солнце земли Русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии).

Упражнения на подбор слова в правильной форме.

ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. ДЕНЬ ПОБЕДЫ День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Передача мудрого и доброго слова через книги. Устная передача – предания, сказки, песни. Почему говорят, что «слово из песни не выкинешь»? Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева.) Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания: почему они так называются? Примеры.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК (МЫШЛЕНИЕ) Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы? Что значит «чистые мысли»? Мысль и слово.Мысль и образ.Образная мысль.Образ мыслей. Чистые мысли.

ЭКСКУРСИОННО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ УРОК.

КНИГА (6 часов)

КНИГА. Книга — живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец. Разнообразие книг. О чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.

КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки — добрая традиция нашего народа. Книга книг — Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Жизнь книги. Вечные книги человечества.

Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение — сердечный дар Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя. Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги. Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.

ГОДОВОЙ ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК (РЕЧЬ) Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка. Что значит «говорить от чистого сердца»? Чистое сердце. Чистая речь. Доброе слово. 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭКСКУРСИОННО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  УРОК.

Формы работы можно разделить на теоретические: беседа, анализ ситуации. Работа с  литературным материалом: рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал   и  практическая работа в тетрадях. Рисунки на заданную тему, посещение библиотеки. Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

Методика отвечает современным достижениям в области психологии  и  психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память  и  внимание детей. В качестве  методических принципов оптимизации  и  интенсификации обучения предлагаются:

• использование эмоционально положительных  и  значимых образов;

• опора на непроизвольное запоминание;

• вовлечение различных видов восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);

• использование эвристических методов обучения;

• организация занятия по правилу смены деятельности;

• диагностика  и  своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения;

• организация самостоятельной работы в парах  и  группах;

• тематическая связь с другими предметами.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

ЧАСЫ

По плану

По факту

Мир (11 ч)

06.09

06.09

Введение в предмет.

Солнышко, мама и папа

1

13.09

13.09

Мир и лад

(Поле, школа и семья)

1

20.09

20.09

Истоки и школа

1

27.09

27.09

Дар

(Рождество)

1

04.10

04.10

Истоки и радуга

1

11.10

11.10

Сказки

А.С. Пушкина

1

18.10

18.10

Родной край

1

25.10

25.10

Святыни России.

Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

1

01.11

01.11

Святыни России.

Илья Муромец

1

15.11

Обобщающий урок (Память)

1

22.11

Экскурсионно-тематический урок.

Слово (10 ч)

  1. .

29.11

Слово

1

06.12

Весна и слово

1

13.12

Золотое сердечко

1

20.12

Серебряное копытце

1

27.12

Честное слово. Добрыня Никитич

1

17.01

Слово о родителях

1

24.01

Святое слово. Алеша Попович

1

31.01

Чаша жизни

1

07.02

Обобщающий урок (Внимание)

1

14.02

Экскурсионно-тематический урок.

1

Образ (6 ч)

28.02

Родник

1

07.03

Образ Родины

1

14.03

Образ защитника Отечества

1

21.03

Образ праздника

(День Победы)

1

04.04

Обобщающий урок (Мышление)

1

11.04

Экскурсионно-тематический урок.

1

Книга (6 ч)

18.04

Книга

1

25.04

Книга книг

1

02.05

Живое слово книги

1

09.05

Первая книга. Мир книги

1

16.05

Экскурсионно-тематический урок.

1

33.

23.05

Годовой обобщающий урок (Речь)

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения, протокол № 1

от  «____» августа  2018г.

руководитель  МО ____________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы

протокол № 1

от «     » августа 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ №

 от «     » августа 2018г.

Составитель:

Желтикова Лидия Петровна

первая квалификационная категория

Нижневартовск, 2018


Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность» предназначена для обучающихся 1В класса МБОУ «СШ №21». Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя безопасность»  разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г)

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Моя безопасность» на этапе начального общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;        
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Актуальность проблемы 

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Моя безопасность».

Цель курса внеурочной деятельности:

  • создание и функционирование системы безопасности образовательного учреждения, направленной на сохранение жизни и здоровья обучающихся;
  • формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи курса внеурочной деятельности:

  • организация правового всеобуча на всех стадиях образования в школе, направленного на формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;  
  • формирование у детей ценностно-смыслового подхода к организации безопасности жизнедеятельности.

   


Результаты освоения  курса внеурочной программы

Личностные результаты:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты  

Регулятивные УУД : обеспечивают организацию учащимися своей деятельности:целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты:

  1. В познавательной сфере:
  • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • о здоровом образе жизни;
  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.


Содержание курса внеурочной деятельности

 с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Форма

организации

Виды

деятельности

Защита человека в чрезвычайных ситуациях ( 7ч)

Викторина,

проблемно-ценностная дискуссия, познавательные беседы

Игровая деятельность,

познавательная деятельность

Основы здорового образа жизни (6ч)

Викторина,

дискуссии, социальная реклама, документальное видео.

Игровая деятельность,

познавательная деятельность

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (6ч)

Диагностическая игра,

викторина,

дискуссии, социальная реклама, документальное видео.

Игровая деятельность,

познавательная деятельность

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (14ч)

Сообщение,

мастерская,

викторина,

дискуссии, социальная реклама, документальное видео, интеллектуальные игры, познавательные беседы

Игровая деятельность,

познавательная деятельность

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Моя безопасность»

п/п

Дата

Тема урока

ЧАСЫ

По плану

По факту

Защита человека в чрезвычайных ситуациях – 7ч

04.09

04.09

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Общие понятия

1

11.09

11.09

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Общие понятия

1

18.09

18.09

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

1

25.09

25.09

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

1

02.10

02.10

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

1

09.10

09.10

Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия по плану школы)

1

16.10

16.10

Подготовка обучаемых к проведению Дня защиты детей (практические занятия по плану школы)

1

Основы здорового образа жизни - 6ч

23.10

23.10

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

1

30.10

30.10

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

1

13.11

13.11

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

1

20.11

20.11

Основы личной гигиены. Режим дня первоклассника.

1

27.11

27.11

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

1

04.12

04.12

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

1

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 6ч

11.12

11.12

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

1

18.12

18.12

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

1

25.12

25.12

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

1

15.01

15.01

Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых

1

22.01

22.01

Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых

1

29.01

29.01

Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых

1

 Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся -14ч

  1. .

05.02

Безопасное поведение дома

1

12.02

Безопасное поведение дома

1

26.02

Безопасное поведение дома

1

05.03

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

1

12.03

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

1

19.03

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

1

02.04

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

1

09.04

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

1

16.04

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

1

23.04

Безопасное поведение на улицах и дорогах

1

30.04

Безопасное поведение на улицах и дорогах

1

07.05

Безопасное поведение на улицах и дорогах

1

14.05

Безопасное поведение на природе

1

21.05

Безопасное поведение на природе

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от __________ 2018г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТА

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «       » августа  2017г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А.Левицкая

приказ № _____от    августа 2018г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Школа Этикета»

1 Б класс

на 2018 – 2019 учебный год

Составитель:

Желтикова Лидия Петровна

первая квалификационная категория

Нижневартовск, 2018г.

Пояснительная записка

            Программа курса внеурочной деятельности «Школа Этикета» предназначена для обучающихся 1 В класса МБОУ «СШ№21».  

Программа «Школа этикета» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учетом развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Цель курса внеурочной деятельности

Формирование навыков общения и культуры поведения школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Задачи курса внеурочной деятельности

  • познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
  • сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
  • формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • формирование умения школьников  ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а так же детей между собой)
  • формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя)
  • формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: 

  • работа с правилами;
  • поиск информации в словарях;
  • работа с таблицами и иллюстрациями;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную из разных источников.

Коммуникативные УУД:

  • инициативное сотрудничество: задания, требующие распределения работы с соседом по парте или выполнение заданий по цепочке;
  • коммуникация как взаимодействие: видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
  • уметь выражать свои мысли;
  • объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Регулятивные УУД:

  • Каждое высказанное учеником этическое суждение имеет право на существование и поэтому не предполагает жёсткой и однозначной оценки в терминах «правильно» или «неправильно»;
  • развивать умение высказывать своё предположение;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Предметные результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
  • проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности;
  • умение делать всё красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение у окружающих;
  • соблюдение национальных обычаев и традиций.

Воспитательные  результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Содержание курса внеурочной деятельности с

указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Форма

организации

Виды деятельности

Я среди людей (7 ч)

Понятия «я», «внешний вид», «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище», «верность слову», «честь».   Речь – важнейшее средство общения. Правила общения.

Игра «Помоги понять себя» познавательная беседа.

Беседа «Вглядись в себя, сравни с другим» Игра. Познавательная беседа. Просмотр мультфильма. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

Регулятивные:

•        определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

•        составлять план действий при отработке способа;

•        сверять свои действия с  целью и, при необходимости исправлять свои ошибки.

Познавательные:

•        выполнять анализ;

•        устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

•        выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

•        оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

•        учиться подтверждать аргументы фактами;

•        прогнозировать последствия коллективных решений;

•        организовывать учебное взаимодействие  в группе.

Личностные:

проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.

Речевой этикет (7 час.) Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Правила знакомства, представления, обращения, приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. Мимика и жесты.

Игры. Знакомство с правилами знакомства, представления и общения в гостях. Разыгрывание ситуаций. Игра «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».

Культура поведения (14 час.) Отношение к семье, родителям, старшим по возрасту людям, учителям, сверстникам, младшим. Правила поведения в общественных местах, гостях, дома.

Правила общения с товарищами и друзьям Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Разыгрывание ситуаций.и. Знакомство с правилами поведения в гардеробе. Решение задач по культуре поведения. Знакомство с правилами поведения за столом. Игра «Любимые блюда» и чем их есть.

В мире сказок (3 час.)

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

Познавательная беседа.

Ролевые игры. Практическое занятие на улицах  города.

Итоговое занятие (2 часа) 

Путешествие в сказку. Конкурсы.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

ЧАСЫ

По плану

По факту

Я среди людей  (7 ч)

03.09

03.09

Кто я и как выгляжу?

1

10.09

10.09

Что в нашем имени?

1

17.09

17.09

Плохо одному

1

24.09

24.09

Товарищи и друзья

1

01.10

01.10

Как завоевывать друзей

1

08.10

08.10

Бескорыстие в дружбе

1

15.10

15.10

Верность слову

1

Речевой этикет (7ч)

22.10

22.10

Что такое этика и этикет

1

29.10

29.10

Роль мимики, жестов и позы в общении

1

12.11

12.11

О вежливых словах и их применении.

  1. .

19.11

19.11

Правила знакомства, представления и обращения

1

26.11

26.11

Правила приветствия и прощания

1

03.12

03.12

Правила извинения и просьбы

1

10.12

10.12

Правила благодарности и отказа

1

Культура поведения (14 ч)

17.12

Отношение к старшим

1

24.12

Отношение к учителю

1

14.01

Отношение к малышам

1

21.01


Как вести себя в школе, на переменах

1

28.01

Правила поведения в столовой, за столом

1

04.02

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

1

11.02

Искусство делать подарки

1

25.02

Как правильно разговаривать по телефону

1

04.03

Правила поведения в общественном транспорте

1

11.03

Как вести себя в общественных местах

1

18.03

Правила поведения в театре и кино

1

01.04

Поведение в библиотеке и музее

1

08.04

Как вести себя в кафе

1

15.04

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

1

В мире сказок (3ч)

22.04

Добро и зло в сказках

1

30.

29.04

Сказки – волшебство, чудо и правда

1

31.

06.05

Сказка – ложь, да в ней намек

1

Итоговые занятия (1ч)

32-33

13.05

20.05

Что мы узнали и чему научились за год

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения, протокол № 1

от  «____» августа  2018г.

руководитель  МО ____________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы

протокол № 1

от «      » августа 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А.Левицкая

Приказ №______

 от «     » августа 2018г.

Составитель:

Желтикова Лидия Петровна

первая квалификационная категория

Нижневартовск, 2018

Пояснительная записка

        Программа курса внеурочной деятельности «Веселая грамматика» предназначена для обучающихся 1В класса МБОУ «СШ№21».  

        Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе авторской программы Л.В.Мищенковой «Занимательный русский язык» и направлена на расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку.

Цель курса внеурочной деятельности: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.

         Задачи:

  • Развитие лингвистических компетенций учащихся.
  • Формирование любви и уважения к русскому языку.
  • Развитие познавательных способностей младших школьников.
  • Развитие творческих способностей младших школьников.
  • Расширение кругозора учащихся.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность  самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  •  умение использовать русский язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться  целях, задачах, средствах  условиях общения;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.


Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Речь устная и письменная

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, раскрашивание, говорение,иллюстрирование,  чтение, печатание

Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом.

Практическое занятие с элементами игры и ребусов

Разгадывание ребусов, загадок, говорение, инсценировка, составление загадок, чтение.

В мире звуков

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, звуковой анализ, рисование.

Игротека

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»

Урок-игра

Игры «Загадай слово», «Угадай по описанию», «Поиграй в рифмы», «Потопаем-похлопаем», рисование, раскрашивание.

Звуки и буквы – не одно и то же

В чем заключается различие между звуками и буквами

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, отгадывание загадок, печатание, звуковой анализ, чтение, игры «Музыканты», «Лабиринт», раскрашивание

Что такое метаграммы?

Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, печатание, разгадывание метаграмм,  конструирование

Жили были гласные и согласные.

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, говорение, отгадывание загадок, звуковой анализ, игра «Найди лишнее»

Игротека

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.

Урок-игра

Участие в обсуждении мультфильма «Уроки тетушки совы».

Участие в празднике «Я узнал русский язык».

Волшебник Ударение.

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, упражнение «найди пару», конструирование,  игра «Найди отличия», раскрашивание,  расшифровка ребусов.

Такие разные согласные

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, говорение, звуковой анализ, письмо, игра «Артист», упражнение «найди лишнее».

Такие разные, разные согласные

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, чтение, говорение, расшифровка ребусов, звуковой анализ, рисование по клеточкам, раскрашивание, упражнение «найди отличия», решение кроссворда

Игротека

Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости-мягкости. Решение метаграмм.  Рифмование слов.

Урок-игра

Разгадывание ребусов, метаграмм, игра «Слова играют с нами в прятки», рифмование.

Русские народные загадки

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, беседа, наблюдение, отгадывание загадок, игра «Поиграй с загадкой в прятки», разгадывание слов по коду.

Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

Практическое занятие с игровыми элементами

Беседа, письмо, разгадывание по коду, игра «Угадай по трём словам», пантомима, отгадывание загадок, письмо,

Познакомьтесь: алфавит!

Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном  назывании букв и звуков.

Практическое занятие с игровыми элементами

Беседа, отгадывание загадок, звуковой анализ, печатание, конструирование слов, изображений, разгадывание ребусов,

Игротека

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.

Урок-игра

Расшифровка, запись, чтение, разгадывание кроссворда, рисование.

Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

Практическое занятие с игровыми элементами

Беседа, игра «Нарисуй-вспомни-повтори», угадывание пословицы по картинкам, раскрашивание по алгоритму, конструирование, слушание.

Поговорим о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

Практическое занятие с игровыми элементами

Беседа, чтение, подчёркивание, расшифровка.

Еще немного о предложении

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.

Практическое занятие с игровыми элементами

Рассматривание , порядок, расшифровка, чтение.

Игротека

Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

Урок-игра

Разгадывание шарад, игра «Нарисуй-вспомни-повтори», выразительное чтение, раскрашивание.

Знакомимся с анаграммами

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

Практическое занятие с игровыми элементами

Разгадывание анаграмм, расшифровка, лабиринт.

Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, чтение, беседа, определение темы, основной мысли текста, раскрашивание.

Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, письмо, рисование, конструирование, чтение.

Игротека

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.

Урок-игра

Разгадывание, придумывание анаграмм, определение темы и основной мысли текста, рисование, слушание.

О безударных гласных

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

Практическое занятие с игровыми элементами

Беседа, слушание, инсценировка, разгадывание загадок.

О парных звонких и глухих согласных

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, упражнение, звуко-буквенный анализ, рисование, раскрашивание, отгадывание загадок.

Слова  - приятели

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы  к данным словам, находить среди слов синонимичные пары

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, беседа, упражнение, расшифровка, рисование, раскрашивание, рифмование.

Игротека

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

Урок-игра

Звуко-буквенный анализ, чтение, отгадывание загадок,  конструирование, раскрашивание, расшифровка, слушание.

Слова – неприятели

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

Практическое занятие с игровыми элементами

Упражнение в подборе антонимов, отгадывание загадок, продолжение узора, раскрашивание.

Волшебное слово предлог

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

Практическое занятие с игровыми элементами

Беседа , работа по рисунку, чтение, слушание, составление предложений, разгадывание кроссворда.

Что за зверь такой  - фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами  и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

Практическое занятие с игровыми элементами

Слушание, подбор фразеологизмов, инсценирование, раскрашивание.

Игротека.

Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

Урок-игра

Работа по картинке. Придумывание предложений с омонимами, игра «Почтальон», работа с текстом, чтение, расшифровка.

Учимся различать слова разных частей речи

Упражнение в умении различать слова разных частей речи

Практическое занятие с игровыми элементами

Беседа, отгадывание загадок, расшифровка, слушание, инсценировка, конструирование


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Количество учебных часов

По плану

Факти-

чески

05.09

05.09

Речь устная и письменная

1

12.09

12.09

Что такое слово?

1

19.09

19.09

В мире звуков

1

26.09

26.09

Игротека

1

03.10

03.10

Звуки и буквы – не одно и то же

1

10.10

10.10

Что такое метаграммы?

1

17.10

17.10

Жили - были гласные и согласные

1

24.10

24.10

Игротека

1

31.10

31.10

Волшебник Ударение.

1

14.11

14.11

Такие разные согласные

1

21.11

21.11

Такие разные, разные согласные

1

28.11

28.11

Игротека

1

05.12

05.12

Русские народные загадки

1

12.12

12.12

Зачем шипят шипящие?

1

19.12

19.12

Познакомьтесь: алфавит!

1

26.12

26.12

Игротека

1

16.01

Привет, пословица!

1

23.01

Поговорим о предложении

1

30.01

Еще немного о предложении

1

06.02

Игротека

1

12.02

Знакомимся с анаграммами

1

26.02

Что такое текст?

1

06.03

Что мы пишем с большой буквы?

1

13.03

Игротека

1

20.03

О безударных гласных

1

03.04

О парных звонких и глухих согласных

1

10.04

Слова  - приятели

1

17.04

Игротека

1

24.04

Слова – неприятели

1

01.05

Волшебное слово предлог

1

08.05

Что за зверь такой   фразеологизм?

1

15.05

Игротека.

1

22.05

Учимся различать слова разных частей речи

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения, протокол № 1

от  «____» августа  2018г.

руководитель  МО ____________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы

протокол № 1

от «     » августа 2018г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А.Левицкая

Приказ №_____

 от «     » августа 2018г.

 Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности

«  Занимательная  математика»

 1 Б класс

на 2018 – 2019 учебный год

                                                                                                                             Составитель:

Желтикова Лидия Петровна

первая квалификационная категория

Нижневартовск, 2017

Пояснительная записка.

Программа  курса внеурочной деятельности  «Занимательная математика» предназначена  для обучающихся 1 В  класса МБОУ  «СШ № 21». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам» и с учетом  развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности -  позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

 Она  направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание так же использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

 

Цель курса внеурочной деятельности:  развивать математический образ мышления.

 

Основные задачи курса:

  • Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать  свою точку зрения;
  • Формирование навыков творческого мышления и развитие  умения решать нестандартные задачи;
  • Развитие познавательной активности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, в парах, в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;
  • Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Результаты   освоения  курса  внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты  

Регулятивные УУД :

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учится отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками  давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
  •  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как  числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе  простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других;
  • слушать и понимать речь других;
  • Читать и пересказывать текст;
  • Учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • сравнивать между собой предметы и явления;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления и предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения  тем или иным понятиям

Воспитательные результаты

  • Воспитание любознательного, активно  заинтересованно, познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой;
  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;  освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения   анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности.

.


Содержание  курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Арифметический блок

Признаки предметов (цвет, форма, размер и так далее). Отношения.

Названия и последовательность чисел от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны (миллион и другие).

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами.

Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объёма.

 Блок логических и занимательных задач

   Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.                                                                                                                                          Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.                                                                                                                    Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

     Старинные задачи.                                                                                                                                                                                                                 Логические задачи.                                                                                                                                                                                                     Комбинаторные задачи.

     Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание.                                            Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.                                                            Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.                                                                                                                               Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: КОКА + KOJ1A = ВОДА и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.                                                                                                                                                                          Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».                                                                                                               Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрический блок

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; стрелка 1 > lv, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

Распознавание (нахождение) окружности в орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Геометрические фигуры и тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Уникурсальные фигуры. Пересчёт фигур.

Танграм. Паркеты и мозаики. Задачи со спичками.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • тематические конкурсы,
  • выпуск тематических газет.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённой темы);
  • индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей);
  • групповая (разделение на мини-группы для выполнения определённой работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:

  • беседа;
  • интеллектуальная игра;
  • викторина;
  • интегрированные занятия;
  • практикум по решению задач повышенной сложности;
  • турниры, олимпиада.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры как современного и признанного метода обучения и воспитания.

 Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

      Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.                                               Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.                                                                                                  Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.                                       Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.     Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.                                                                        Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).                                             Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.       Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 > lv и другие, указывающие направление движений

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на ложном чертеже.

Анализировать расположение деталей «танов. треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять места заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; "оставлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции-

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из разы

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


 Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Часы

По плану

По факту

1.

03.09

03.09

Удивительная страна

1

Тема 1. ГОРОД ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

2

10.09

10.09

Аллея Признаков

1

  1. 3

17.09

17.09

Порядковый проспект

1

  1. 4

24.09

24.09

Порядковый проспект

1

5

01.10

01.10

Улица Волшебного квадрата

1

6

08.10

08.10

В космической лаборатории

1

7

15.10

15.10

Художественная площадь

1

8

22.10

22.10

Испытание в городе Закономерностей

1

Тема 2. ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧИСЕЛ

29.10

29.10

Улица Загадальная

1

12.11

12.11

Цифровой проезд

1

19.11

19.11

Числовая улица

1

26.11

26.11

Заколдованный переулок

1

03.12

03.12

Улица Магическая

1

10.12

10.12

Вычислительный проезд

1

17.12

17.12

Переулок Доминошек

1

24.12

24.12

Испытание в городе Загадочных чисел

1

Тема 3. ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ

14.01

Улица Высказываний

1

21.01

Улица Правдолюбов и Лжецов

1

28.01

Отрицательный переулок

1

04.02

Проспект Логических задач

1

11.02

Проспект Логических задач

1

25.02

Проспект Логических задач

1

04.03

Испытание в городе Логических рассуждений

1

Тема 4. ГОРОД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

11.03

Улица Величинская

1

18.03

Временой переулок

1

01.04

Улица Сказочная

1

08.04

Хитровский переулок

1

15.04

Смекалистая улица

1

22.04

Испытание в городе Занимательных задач

1

Тема 5.  ГОРОД   ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ   ПРЕВРАЩЕНИЙ

29.04

Фигурный проспект

1

06.05

Зеркальный переулок

1

13.05

Художественная улица

1

20.05

Математический конкурс «Умники и умницы»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...