Урок литературного чтения 3 класс "Школа России" Л.Н.Толстой "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Школа России"  Л.Н.Толстой "Прыжок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

                                                                                                     

                                                                                                                      3 класс «Школа России»

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Цели: познакомить обучающихся с творчеством  Л.Н.Толстого, его рассказом «Прыжок», учить понимать текст, определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям.

Задачи:

образовательные: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении; задавать вопросы, находить ответы на них в тексте;

развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы,  совершенствовать речевые умения; развивать творческие способности;

воспитательные:  воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,  культуру делового общения; уважительное отношение  к мнению, отличному от своего.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.

 Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование умения прогнозировать содержание текста, использовать разные виды чтения, воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении;

личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности;

метапредметные УУД: волевая  саморегуляция; целеполагание;  формирование умения находить и использовать необходимую информацию,  контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.

Формы работы: фронтальная работа,  индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: учебник, доска, мел, портреты, фотографии, карточки

Этапы урока,цель этапа

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

Организационный Создать благоприятный психологический климат. Настроить на продуктивную работу.

Мотивационная подготовка обучающихся

Вспомните правила вежливости на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …( внимательным).

Говорите чётко, внятно, чтобы всё было …(понятно).

Если хочешь отвечать, нужно руку…(поднимать)

Слушают учителя, продолжают предложения

Настраиваются на урок Саморегуляция.

Подготовка к основному этапу

Проверка домашнего задания.

Предлагает вопросы по тексту статьи данные в учебнике. Корректирует и оценивает ответы.

Отвечают на вопросы

Учатся оценивать процесс и результат своей деятельности. Формирование умения слушать собеседника.

Постановка учебной задачи

Актуализация знаний. 

Сообщение фактов из жизни Л.Н.Толстого

Выставка книг Л.Н.Толстого.

Откройте учебник на стр.109 Назовите автора, чьё  произведения мы будем читать сегодня. Как называется произведение,которое будем изучать?Что написано под названием? Что означает это слово?

Сформулируем тему, цель  и задачи урока

- Выберите портрет Л.Н.Толстого (предлагается несколько портретов писателей и поэтов)

- Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

Рассказывает краткую биографию Л.Н. Толстого ,демонстрирует фотографии

- Ребята, обратите внимание на выставку книг. Здесь собраны некоторые экземпляры, только малая часть книг Толстого. Многие из этих книг есть у вас дома.

Называют автора, название. Осознают, что слово быль не понятно до конца.

Тема произведение Л.Н. толстого «Прыжок»

Цель: изучить это произведение.

Задачи: вспомнить о том кто такой Л.н. Толстой, понять о чём его произведение, понять, что означает слово быль.

Выбирают портрет.

Приводят  известные факты о Л.Н. Толстом.

Слушают.

Смотрят на книги, узнают знакомых героев.

Ориентируются в учебнике.

Формулируют учебную задачу.

Актуализируют жизненный опыт.

Актуализируют жизненный опыт.

Умение слушать учителя

Умение анализировать.

Усвоение новых знаний и способов действий

Словарная разминка

Чтение произведения.

Обсуждение первых впечатлений

Выявление жанра

Работа по учебнику.(работа с текстом)

Предлагает работу по объяснению словосочетаний: перенести вещи, перенести болезнь, перенести обиду, перенести страх. -Где прямое и где переносное значение слова?

Послушаем ребят, которые готовили чтение этого произведения.

С 1 по 5 абзац — читают ученики.

Далее учитель. Чтение с правилом «СТОП»(при встрече незнакомого слова, ученик которому слово не понятно произносит слово «стоп» , значение этого слова разбирается наместе)

Понравилось ли прочитанное произведение?

- К какому литературному жанру оно относится? Почему?

-Рассказ — это небольшое по объёму произведение в котором о чём либо повествуется.

-Вспомните слово под названием рассказа.

-Быль — (бывальщина) - жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.

- Назовите героев рассказа.

-Подумайте, к каким строчкам нарисованы иллюстрации в учебнике?

Поработаем над вопросами после произведения в учебнике. (с.112)

-что чувствовал мальчик, когда вместе со всеми смотрел на обезьяну? Прочитайте, что об этом написал Л.Н. Толстой.

Почему мальчик полез за обезьянкой? (обсудите это с товарищем по парте)

-Какие чувства испытывал мальчик, когда лез на мачту и какие, когда очутился наверху? Что рассказал об этом автор?

Выбирают соответствующие поступкам качества характера.

На доске: геройство обидчивость*                                           смелость * самолюбие*                                                         хвастовство самоуверенность*                                                   желание испытать себя

Делаем вывод: мальчик попал в беду из-за своего характера.

-переживания и мысли отца мальчика (капитана) Л.Н. Толстой не описал подробно, но он написал о его поведении. Прочитай, как вел себя капитан.

-Какое качество характера отца мальчика помогло ему принять верное решение?

-Почему он закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасён?

Вывод: капитан: решительный, отважный.

Предлагает сравнить двух мальчиков: героя рассказа Л.Н. Толстого и Тёму из произведения Н.Г.Гарина-Михайловского в группах. Заполнить таблицу.(см. приложение)

Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?

- Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает нам эту историю?

Высказывают мнения

Читают, слушают.

Делятся впечатлениями.

Отвечают на вопрос. Аргументируют.

смелость, обидчивость, самолюбие, самоуверенность

Мальчик, обезьяна, капитан-отец, матросы.

Находят цитаты из текста.

Подбирают подходящие слова. Убирают лишние.

Делают вывод.

Находят цитаты в тексте

Решительность, отвага,

Делятся на группы, объединяясь по 4 человека. Заполняют таблицу.

Отвечают (прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти).

Умение выражать мысль, слушать одноклассников. Обогащение словарного запаса.

Умение слушать

Учатся выражать своё отношение

Учатся  анализировать характеры и чувства героев, делиться своими размышлениями, проявлять симпатию по отношению к героям

Физкультминутка

Выбирает желающих провести физминутку. «Море волнуется раз…»

Выполняют физминутку.

Осуществляют профилактику утомления.

Применение нового знания, первичное закрепление

Повторное чтение и деление текста на части.

- Сейчас мы будем перечитывать рассказ, делить его на части и составлять план рассказа для пересказа.

- Прочитайте про себя начало рассказа, подумайте, где заканчивается I часть.

О чем в ней рассказывается?

- Как назовем I часть?

(И так далее, по каждой части)

На доске: План

1. Шалунья — обезьяна

2. Опасная погоня.

3. Спасение мальчика

Анализируют текст. Делят на части. Дают названия частям текста.

Участие в коллективной беседе.

Самостоятельная работа.

Создание ситуации успеха, рефлексия достижения цели  

- А теперь я хочу проверить: внимательно ли вы читали рассказ. Предлагаю вам еще один вариант плана — цитатный план.

Работа по карточкам с проверкой в парах.

- Прочитайте цитаты, расставьте верный порядок событий, происходящих в рассказе.

«Прыгай, или застрелю!»

«... а мальчик остался без шляпы»

«... бросился за обезьяной на мачту»

Проверка.

- Молодцы, вы были очень внимательны при чтении. Нарисуйте соседу цветок, если он постарался. Если немного ошибся, помогите исправить ошибку и напишите - «хорошо»

Выполняют задание на карточках. Обмениваются ими после выполнения задания, проверяют.

Учатся действовать по выбранному плану, способам самопроверки, взаимопроверки

Включение нового знания в систему знаний и закрепление.

Применение открытого знания в практической деятельности

Работа с карточками.

Давайте подведем итоги. Определим основную мысль рассказа «Прыжок».

- Зачем Л.Н.Толстой написал этот рассказ? Чему он нас хотел научить?

- Сейчас будете работать по карточкам.

- Прочитайте пословицы на карточках. Выберите те, которые можно отнести к прочитанному рассказу.

«Гордится отец, что у него сын храбрец»

«Где смекнёт боец, там врагу конец»*

«Отвага — половина спасенья»*

«Не зная броду, не суйся в воду»*

этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказы «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он упал на палубу и разбился).

Обсуждают смысл пословиц, соответствие их идее произведения.

Учатся выделять главную мысль,обобщать, строить монологическое высказывание, работать в группе

Поиск необходимой информации. Умение извлекать фактуальную и подтекстовую информацию.

Формирование навыков смыслового чтения.

Аргументированное изложение своей точки зрения.

Подведение итогов

Домашнее задание

Выполнить задания в рабочей тетради.

Находят задания.

Удерживают учебную задачу

Рефлексия

- Надеюсь, сегодня на уроке вы поняли, что многое в жизни зависит от нас и наших поступков.

- Назовите те качества характера, которые необходимо в себе вырабатывать.

- А с какими нужно бороться?

- А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлики.

- Поднимите руки те из вас, кто нарисовал улыбку.

Молодцы! Спасибо за урок.

Делают выводы о возможности применения знаний в реальной жизни

Построение правильного речевого высказывания.

Оценка своей деятельности, осознание качества усвоения материала, трудностей и путей их преодоления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...