Рабочая программ по литературному чтению для 1 класса (УМК "Перспектива" ФГОС)
рабочая программа по чтению (1 класс)

Госпадинова Светлана Ивановна

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (УМК "Перспектива" ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Жердевская средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрена и рекомендована                                              Утверждена приказом

к утверждению методическим        МБОУ «Жердевская СОШ №2» Советом школы        Приказ №79

Протокол №1         от «30» августа 2020г.

от «30» августа 2020г.        Директор: _________ / _______ /

Рабочая программа учебного предмета

«Литературное чтение»

для 1 класса

на 2020-2021 уч. год

срок реализации 1 год

Составитель:

учитель  начальных классов МБОУ «Жердевская СОШ №2»    

Госпадинова Светлана Ивановна

Туголуково, 2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ;
  • Примерная начальная образовательная программа общего образования;
  • Федеральный перечень учебников на данный учебный год;
  • Учебный план МБОУ «Жердевская СОШ №2»;
  • Авторская программа Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.  «Литературное чтение», утвержденный МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования;

Программа рассчитана на 33 часа/год (4 часа в неделю) в соответствии с Годовым календарным учебным графиком работы школы на данный учебный год и соответствует учебному плану школы.

В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений в виде проверочных работ, тестовых заданий.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты:

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающиеся научатся:

 наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;

​ автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;

​ имена и фамилии 3—4 писателей, произведения кото​рых читали в классе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

​ читать небольшой текст плавно целыми словами с эле​ментами послогового чтения;

​ читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблю​дать паузы, отделяющие одно предложение от другого;

​ отвечать на вопросы к прочитанному тексту;

​ воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему.

Содержание программы

Книги - мои друзья (2ч)

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель. Книги- мои друзья. С.Маршак. Новому читателю. Кто говорит молча? Загадки о книге. Пословицы о книге. Возникновение  письменности. Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков.

С.Михалков. Как бы жили мы без книг? Выставка книг. Герои детских книг. Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Тематические указатели. Мои любимые писатели. А.С.Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению к поэме «Руслан и Людмила».Самостоятельное чтение. В. Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Из книг К.Д. Ушинского. Нравственный смысл произведений К.Д. Ушинского.

Наш театр. К.Чуковский. Айболит. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Требования к уровню подготовки:

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника.  Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать  конкретный смысл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова  с противоположным значением: трудолюбие- леность, честность – ложь, доброта – злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека. Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть  элементы книги ( обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.  Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события).  Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведениях А.С.Пушкина.Читать, представляя себя в роли разных героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение

Радуга – дуга (5ч) 

Вводный урок. Основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Песенки разных народов. Сравнение песенок разных народов. Выразительное чтение песенок. Самостоятельное чтение. Рифмы матушки-гусыни. Загадки. Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки разных народов. Нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения. Мудрые мысли разных народов. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Выставка книг. Наш театр. Перчатки. Английская народная песенка. Подготовка спектакля по произведению.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Требования к уровню подготовки:

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о жанровом  разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки ( какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов). Изменять ( убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать одну из прочитанных пословиц. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение.

Здравствуй,  сказка! (6ч)

Вводный урок. Основные  понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой.

Жили - были буквы. Г.Юдин. Почему «А» первая? Т. Коти. Катя и буквы. Буквы- сказочные герои. По следам самостоятельного чтения. И. Гамазкова. Живая азбука. Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят.

Русская народная сказка. Кот, лиса и петух. Главные герои сказки.Л.Пантелеев. Две лягушки. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России.

Наш театр. С.Михалков. Сами виноваты. Инсценирование сказки.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.Семейное чтение. Три дочери. Два лентяя. Заяц и черепаха.

Требования к уровню подготовки:

Рассказывать о своём отношении к сказкам. Высказывать своё мнение о прочитанной сказке. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?» Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия. Называть 1- 2 сказки народов России. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить нужную сказку в книге. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.  Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказках. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять героев произведения. Определять характеры героев произведения, называть их качества.   Инсценировать произведение.

Люблю всё живое (6ч)

Вводный урок. Основные понятия раздела: общение, диалог. В.Лунин. Никого не обижай. Е.Благинина. Котёнок. Нравственный смысл произведений.Семейное чтение. Л. Толстой. Пожарные собаки. Б. Житков. Вечер.

Приём звукозаписи как средство создания образа. И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла. В. Бианки. Разговор птиц в конце лета.

Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. Всех угостила. С. Михалков. Зяблик. Герой стихотворения. По следам самостоятельного чтения. С. Маршак. В зоопарке. Общение с миром природы. Н. Сладков. Без слов. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу».

Мы идём в библиотеку. Книги о природе и животных. Л.Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных.

Наш театр. С. Маршак. Волк и лиса.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Требования к уровню подготовки:

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое». Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Соблюдать нормы общения со старшими друг с другом. Выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл. Участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом. Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Представлять собственный творческий продукт.  Классифицировать книги на выставке по подтемам. Сравнивать научный и художественный тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.  Читать выразительно стихотворение, передавая особенности разговора различных птиц, своё собственное отношение. Различать научный и художественный тексты. Освоить приём звукозаписи как средство создания образа. Находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Находить слова в прозаическом и стихотворном текстах, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков. Определять тему выставки книг, находить нужную книгу.

Хорошие соседи, счастливые друзья (7ч)

Вводный урок. Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа. С.Михалков. Песенка друзей. М. Танич. Когда мои друзья со мной. А. Барто. Сонечка. Выразительное чтение стихотворений.

Характеристика героя произведения. Сравнение произведений по теме, содержанию и главной мысли. Е.Пермяк. самое страшное. В. Осеева. Хорошее. Э. Шим. Брат и младшая сестра.

Мы идём в библиотеку. Книги о детях.

Самостоятельное чтение. Е. Благинина. Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз… В. Лунин. Мне туфельки мама вчера подарила… тема стихотворений.

Наш театр. М. Пляцковский. Солнышко на память. Ю. Мориц. Это - да! Это - нет! Чтение по ролям.

Семейное чтение. Л. Толстой. Не лениться. Косточка. Нравственно - этический смысл произведений. Главная мысль произведения

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Требования к уровню подготовки:

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассуждать о  том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам.

Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов.

Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу. Сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли.  Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам.

  Классифицировать книгу  по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный  смысл основных понятий раздела: рассказ, герой рассказа.

Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать по ролям произведение.

Определять общую тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения, соотносить содержание произведения с пословицей. Распределять роли. Определять тему выставки книг.

Край родной, навек любимый (10ч)

Вводный урок. Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. П. Воронько. Лучше нет родного края.

Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. А. Плещеев. Весна. С. Есенин. Черёмуха. С. Дрожжин. Пройдёт зима холодная…

Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. И. Суриков. Лето. Н. Греков. Летом. А. Пушкин. За весной, красой природы… А. Плещеев. Миновало лето… И. Суриков. Зима.

Репродукции картин И. Грабаря, И. Шишкина, И. Левитана, И Репина, В. Поленова, П. Кончаловского. Выразительное чтение. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведений литературы и живописи.

Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский. Четыре сестры. Сочинение сказки. В. Берестов. Любили без особых причин… Г. Виеру. Сколько звёзд на ясном небе! Н. Бромлей. Какое самое первое слово? А. Митяев. За что люблю маму.

Стихи для папы. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о своей семье. Мы идём в библиотеку. Книги о Родине. Выставка книг. Самостоятельное чтение.Е. Пермяк. Первая рыбка. Рассказ о своей семье.

Семейное чтение. И. Косяков. Всё она. Л. Толстой. Мальчик и отец. К. Ушинский. Лекарство. Объяснение смысла произведений

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

Требования к уровню подготовки:

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сёстрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей6 выразить радость, печаль. Объяснять значения слов «Родина», «Отечество».

Знать названия страны и города, в котором живёшь. Выразительно читать стихи, посвящённые столице. Объяснять смысл выражения «Родина –мать»

Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним.

Работать в паре, выслушивая мнения друг друга, договариваться друг с другом.  Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю. Классифицировать книгу  по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный  смысл основных понятий раздела: стихи, рифма.

Читать выразительно, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений.  Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. Придумывать сравнения. Определять ритм стихотворения; читать на основе ритма. Чувствовать отношение автора к изображаемому в произведении. Сочинять сказки самостоятельно. Определять тему выставки книг.

Сто фантазий ( 2ч)

Основные понятия раздела: творчество. Р.Сеф. Совершенно непонятно. В. Маяковский. Тучкины штучки. В. Викторов. Поэт нашёл в себе слова…Ю. Мориц. Сто фантазий. И. Пивоварова. Я палочкой волшебной…Г.Цыферов. Про меня и про цыплёнка. Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов.

Требования к уровню подготовки:

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории. Объяснять значение понятия « творчество».Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений.

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Книги – мои друзья

2

2

Радуга-дуга

5

3

Здравствуй, сказка!

6

4

Люблю все живое

6

5

Хорошие соседи, счастливые друзья

7

6

Край родной, наве любимый

10

7

Сто фантазий

2

Итого:

39

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Для обучающихся:

  1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2-х частях  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.
  2. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. 

Для учителя:

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

2.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы основного общего образования.

3. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс.  Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.

4.Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. 

5. Никифорова В.В., Короткова А.А. Поурочные разработки по обучению грамоте.

1 класс. К УМК Л.Ф. Климановой ("Перспектива"). ФГОС. Вако, 2020

Информационно-коммуникативные средства:

1.Электронные приложения к учебникам и тетрадям на сайте «Просвещение».

2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):  http://school-collection.edu.ru

3.Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru

4.Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

5. http://www.nachalka.com/

6. http://www.zavuch.info/

7.Методический центр: http://numi.ru/

8. http://metodsovet.su/load/nach_lit_chtenie/15

9.Методическая помощь http://www.prosv.ru//info.aspx?ob_no=7036

10.ФГОС: Начальное общее образование http://standart.edu.ru

11.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru

12.Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». http://www.gramota.ru

13.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).  http://nsc.1september.ru/urok

14.Презентации уроков «Начальная школа». http://nachalka.info/about/193

Материально-технические средства:

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.

2.Компьютерная техника

3.Интерактивная доска

4.Видеопроектор

5.Экспозиционный экран