Конспект урока по литературному чтению "Творчество К.Г.Паустовского."Корзина с еловыми шишками""
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс)

Оксана Леонидовна Морозова

Данный урок разработан для учащихся 3-4 классов при расширении представления о творчестве К.Г.Паустовского. Может использоваться в урочной и внеурочной деятельности. Подходит как к дистанционной, так и к очной форме обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korzina_s_elovymi_shishkami.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Данный урок разработан для учащихся 3-4 классов при расширении представления о творчестве К.Г.Паустовского. Может использоваться в урочной и внеурочной деятельности. Подходит как к дистанционной, так и к очной форме обучения.

Цель урока:

- формирование интереса учащихся к личности и творчеству К.Г.Паустовского

Задачи урока:

- расширить представления о творчестве К.Г.Паустовского;

- развивать навыки осознанного чтения;

- развивать умение пользоваться выразительными средствами языка;

- формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы;

- развивать умение выражать своё отношение к героям, оценивать их поступки и мотивы;

- воспитывать культуру речи;

- воспитывать любовь к природе, искусству.

Для достижения цели урока применяются следующие технологии:

- информационные технологии (предоставление учебников и другого печатного материала, пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, беседа через онлайн-конференцию, использование электронных образовательных ресурсов);

- личностно-ориентированные;

- обучение в сотрудничестве;

- технология проблемного диалога;

- технология дистанционного обучения.

Методы и приемы, используемые на уроке:

Методы:

- исследовательский;

- лекционный;

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемный;

- беседа.

Приемы: анализ текста, словесное иллюстрирование, дискуссия, инсценирование, анализ конкретных ситуаций, анализ образа конкретного героя, выполнение творческих заданий.

1) Организационный момент

Сегодня вы познакомитесь с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Вы уже не в первый раз слышите эту фамилию. Мы уже с вами изучали произведения этого автора, некоторые вы, возможно, читали дома сами.

2) Повторение пройденного

Попробуем узнать насколько хорошо вы помните творчество К.Г.Паустовского. Постарайтесь по отрывку определить название произведения.

А) «… мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь…»

(«Барсучий нос»)

Б) «…Весь день Варюша носила колечко на среднем пальце, чтобы накрепко прогнать дедовскую болезнь…»

(«Стальное колечко»)

В) «…Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем берёзку…»

(«Подарок»)

Г) «Смерть настигала деда, хватала его за плечи, ив это время из-под ног у деда выскочил заяц.»

(«Заячьи лапы»)

Д) «Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй. Мы впервые его рассмотрели, как следует.»

(«Кот-ворюга»)

Е) «…Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах зелени земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы…»

(«Какие бывают дожди»)

3) Молодцы, вы все хорошо помните произведения К.Г.Паустовского. А кто-нибудь из вас знает о жизни самого писателя?

К.Г.Паустовский родился в 1892 году в Москве, в семье дорожного служащего. С детских лет маленького Костю привлекали легенды и сказки, которые ему рассказывал его дед. Они разбудили в мальчике фантазию и творческое воображение. До конца своих дней Паустовский много путешествовал, узнавал новых людей, очень много общался, часто отдыхал на природе, бродил по лесам, рыбачил. Все свои жизненные наблюдения он отражал в книгах.

В его произведениях всегда есть «тайна». И вы, юные читатели, должны быть очень внимательны и наблюдательны, читая произведения Константина Георгиевича, чтобы через эту «тайну» увидеть, понять, обрести что-то важное, новое, без чего жизнь тускла и однообразна.

- О чём писал К.Г.Паустовский?

Все книги Константина Георгиевича для души. Они учат нас любить и бережно относится к природе, учат думать. Если вы будете внимательно, вдумчиво читать произведения Паустовского, то почувствуете, как умело, тонко, он помогает понять нам в чем смысл жизни, учит быть добрым, душевно щедрым.

Константин Георгиевич Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий, наиболее интересных знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни.

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Корзина с еловыми шишками», который расскажет нам об одном из таких знаменитых людей – норвежском композиторе Эдварде Григе.

4) Родился Эдвард Григ в городе Бергене, в Норвегии. С 6 лет мальчика начала учить игре на фортепиано его мать – незаурядная пианистка. Она познакомила сына с произведениями выдающихся музыкантов –Моцарта, Шопена. Эдвард Григ стал великим норвежским композитором. Умер Григ 4 сентября 1907 года. В этот день в Норвегии был объявлен национальный траур. Похоронен композитор в скале на побережье Северного моря, рядом с его виллой «Тролльхауген».

5) В тексте вам встретятся непонятные и сложные слова:

Эдвард Григ – норвежский композитор

Дагни Педерсен – дочь лесника

Хагеруп Педерсен – отец Дагни

Норвегия – северная страна

Берген – норвежский город

6)

Сейчас мы перенесемся с вами в далекую Норвегию, в город Берген. К.Г.Паустовский поведает нам историю, которая произошла в этом городке. А вы внимательно слушайте и постарайтесь пережить её вместе с героями, почувствовать состояние каждого.

Аудиозапись

- Ребята, что вы пережили во время прослушивания? Какие чувства у вас возникли? Что вас тронуло, взволновало?

Константин Георгиевич – знаток природы. Обратим внимание как тонко, изящно он описал природу Бергена.

- Найдите и зачитайте описание леса, в котором встретились старый композитор и девочка.

- Скажите, чем вам понравилось это описание?

- Какие сочетания слов использовал автор для описания чарующей красоты леса?

- Может ли красота природы вдохновить человека?

- Давайте прочитаем диалог Грига с Дагни по ролям.

- Что в разговоре самое главное?

( Григ задумал сделать девочке подарок)

- Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать Дагни подарок?

( Дагни понравилась Григу. Она мала, но трудолюбива: тащит домой корзину с шишками. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках. Она мила, красива: у нее большие, как у куклы, зеленые глаза, тихий от смущения голос. Она чуткая: нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему. Главное, что могло понравиться Григу, наверное, то, что девочка имеет доброе сердце, умеет печалиться и думать о других)

- Что надеялась получить в подарок Дагни?

- Почему Эдвард Григ отсрочил подарок?

( Григ задумал очень сложный духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому композитор обещал ее через 10 лет.)

- Давайте перенесемся в дом композитора Эдварда Грига. Прочитайте описание дома.

- О чем говорит нам описание дома композитора?

- Что было украшением дома? Почему?

- Прочитайте описание зимнего города.

- Зачем К.Г.Паустовский включил красивое описание зимнего города в это место рассказа?

(Композитору важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей его обстановке. Ведь он отражает в произведениях окружающую жизнь)

Передать словами музыку невозможно. Послушайте то, что написал Эдвард Григ.

Прослушивание музыки

- Что вы пережили, почувствовали во время прослушивания?

- Найдите в тексте и прочитайте кто слушал музыку Грига?

- Почему именно этих слушателей больше всего ценил Эдвард Григ?

В тексте есть слова «Я видел жизнь…»

- Прочитайте до конца этот абзац. Какие основные мысли заключены в этих словах?

( 1- Жизнь удивительна и прекрасна.

2- Счастлив, потому что «отдал всё без возврата».)

- А всем ли из вас приятнее отдавать, чем брать?

Вспомните, ведь в обыденной жизни мы не всегда бескорыстны. Дарим подарки и ждем, что и нам подарят. Одаривая людей вниманием, мы не должны преследовать материальную выгоду, проявлять жадность. Нужно отдавать всё без возврата, бескорыстно и будешь счастлив. И истинное добро возвратиться к вам обратно вдвойне и даже больше. Этому нас учит Константин Георгиевич Паустовский.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

        Среди произведений  литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...

урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Школа России К.Г. Паустовский "Корзина с еловими шишкми." Представлены коспект урока, презентация, тест для проверни домашнего задания...

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели урока:          обучающая:·          обучать образному восприятию музыки в тексте писателя, умению подчин...

Конспект урока чтения по рассказу К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" (с приложением)

Конспект урока чтения "Секреты музыкального подарка" по произведению К. Паустовкого "Корзина с еловыми шишками"...

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

·   Цели урока:        Познакомить с произведением,·       Работать над развитием речи.·       Развивать умение пер...

Технологическая карта к уроку по литературному чтению. К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

Эта технологическая карта получила одобрение педагогов кафедры начального образования Академии постдипломного образования СПб в 2015 году....